Главная страница

1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения


Скачать 128.83 Kb.
Название1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
Анкорekzamen_filosofia (4).docx
Дата16.04.2018
Размер128.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаekzamen_filosofia (4).docx
ТипДокументы
#18109
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Основой этой философии является математическое учение о природе. Она является единственной реальностью, а человек её высшим продуктом. В человеке, и благодаря ему, природа ощущает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

Таким образом, учение о природе в целом не выходит за рамки метафизического материализма; признаёт важную познавательную функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать, различать, классифицировать чувственные данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся, содержание. Мышление носит опосредованный характер, поэтому то, о чём мы мыслим, не всегда является объектом непосредственного восприятия.

21. ВОПРОС: Марксистская философия и её место в истории философии мысли.

ОТВЕТ: Основоположниками марксистской философии являются Маркс (основной труд «Капитал» и Энгельс (Анти-Дюринг и Диалектика природы). Марксистская философия берёт своё начало в философии Гегеля. В сущности, марксистская философия – это эклектическое (выбирающее) соединение элементов материализма и идеализма. Считалось, что Маркс и Энгельс произвели революционный переворот в философии, соединив материализм и диалектику. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. Энгельсом были сформулированы три основных закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия) – главный в марксистской диалектике. Он утверждает идею порядка законосообразности, на самом же деле он позволяет марксистам делать всё, что угодно, учинять какой угодно порядок-беспорядок); 2) Закон перехода количество в качество и наоборот (закон перехода количественных изменений в качественные); 3) Закон отрицания. Два последних закона считаются философскими мифами. Кроме этих основных законов рассматривались разные философские понятия-категории, которые получили статус категорий диалектики. Это материя и движение, сущность и явление, случайность и необходимость, причина и следствие. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. Маркс считал, что в основе человеческого общества лежит способ производства материальных благ, который делится на производственные силы и производственные отношения. Производственные отношения составляют материальный базис общества, над которым надстраиваются формы общественного сознания (наука, культура, искусство, философия, религия и др.). По Марксу история человечества – это ряд, сменяюших друг-друга общественно-экономических формаций, в которых главную роль играет способ производства материальных благ. Он различал пять формаций: первобытнообщинный, рабовладение, феодализм (крепостной), капиталистический и коммунистический. Каждая смена формаций – это революция, она есть ускоритель исторического прогресса. Маркс делал упор на законы истории. Люди могут только открывать эти законы и использовать их, но не могут изменить ход истории. История есть нечто великое, мощное, чему человек должен подчиняться. Человек у него есть подчинённый обществу, слабый индивид, а общество – сила. Марксисты считали, что богатство людей зависит от богатства общества, в результате было создано общество всеобщего равенства и всеобщей бедности. Марксистская схема исторического процесса – ложная и опасная (революция 1917 г.). ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ марксистского учения – это социальный активизм. Маркс предложил проект изменения мира на основе концепции социальной революции. Эта философия настраивала рабочих против капиталистов. Он утверждал, что новое коммунистическое общество будет рождаться в муках, в результате революции, войн, которые могут длиться до 50 лет.

22. ВОПРОС: Пути развития России в концепциях славянофилов и западников.

ОТВЕТ: В размышлениях об исторических судьбах России, её истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х годов 19 века: западничество (Анненков, Боткин, Гончаров, Соловьёв, Герцен и др.) и славянофильство (Киреевский, Хомяков, Самарин и др.) И славянофилы и западники были горячими патриотами, твёрдо верили в великое будущее России, резко критиковали николаевскую Россию. Критикуя российскую действительность, они резко расходились в поисках путей развития страны. СЛАВЯНОФИЛЫ, отвергая современную им Россию, с ещё большим отвращением смотрели на современную Европу (по их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет). Они считали, что Пётр 1 своими реформами и западными взглядами нарушил договор равновесия в жизни страны, сбил её с начерченного богом пути. Они отстаивали историческую самобытность России. Величайшей ценностью они считали православную религию. Славянофилов часто относят к политической реакции, т.к. их учение содержит три принципа народности: православие, самодержавие. Народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая даёт возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом они защищали самодержавие и не предавали большого значения делу политической свободы. В то же самое время славянофилы были убеждёнными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Они упрекали правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации, указывали, что крайние меры могут только породить стремление в народе получить политическую свободу революционным путём. Они советовали царю даровать свободу мысли и слова, возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. ЗАПАДНИКИ: В отличие от славянофилов русскую самобытность они оценивали как отсталость. А переход России от отсталости к цивилизации считали заслугой Петра 1. Именно его реформы начали движение России во всемирную историю. Они подчёркивали, что Россия и западная Европа идет одинаковым историческим путём, поэтому она должна заимствовать опыт Запада. Главной задачей они видели – добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эти свободы. Двигателем прогресса должно было стать «образованное меньшенство».

При всех различиях в оценке перспектив развития России и западники, и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землёй, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти, негативное отношение к революции. Они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. они вошли в единый лагерь либерализм.

23. ВОПРОС: Философские искания русских революционных демократов середины 19в. (Белинский, Герцен, Чернышевский).

ОТВЕТ: Философия революционных демократов развивалась на основе западничества, но они считали, что Россия должна иметь некий строй, который будет лишён как недостатков самодержавно-крепостнической России, так и противоречий капиталистического общества. Движение революционных демократов зарождается в 30-е года 19в. Идейными вождями были Белинский, Герцен, Чернышевский. Философские суждения БЕЛИНСКОГО содержатся в его многочисленных статьях, в переписке с единомышленниками. В конце 30-х годов он под влиянием консервативных моментов в философии Гегеля (всё действительное разумно) пережил период примирения с действительностью. С начала 40-х он переходит на более радикальные революционные позиции. Теперь он обращает внимание на диалектическую сторону философии Гегеля. В последний период своей жизни испытывает влияние идей утопического социализма. Причём, в отличие от западноевропейских утопистов Белинский настаивает на насильственном перевороте. ГЕРЦЕН о своей жизни оставил объемные воспоминания «Былое и думы», в которых дал подробный очерк общественной жизни России и Европы средины 19в. На философские воззрения Герцена большое влияние оказали труды философов Шеллинга и Гегеля. Главным достижением их он считал попытку понять природу как целостность, и разработку диалектического метода, утверждающего идею развития в мировоззрении. Однако он заявил себя как сторонник материализма. Он один из первых попытался соединить материализм с идеей развития диалектическим методом. Главная сфера философских его интересов – натурфилософия и методология научного познания. Приверженность опыту не позволит ему понять природу как целостность, а умозрение без фактической составляющей приведёт к отрыву от реальности. Рисуя в »Письмах об изучении природы» историческую картину развития познания природы, он отдаёт должное достижениям, как идеалистов, так и материалистов в осмыслении природы. После отъезда за границу Герцен переосмысливает свои западнические воззрения. Теперь он утверждает, что Россия стоит ближе к построению социализма, поскольку в ней сохраняется община, которая является зародышем социализма. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ выступает с критикой идеалистической эстетики Гегеля. Идеалисты утверждали, что «прекрасное» может заключаться лишь в идеи, понятии, оторванном от материи. Чернышевский выдвигает девиз «Прекрасное – это жизнь, его следует искать в материальной действительности». Доказал, что красота зависит от социальных условий жизни. Он не скрывает своих радикальных убеждений, призывая Русь – «к топору». Задачей главной философской работы «Антропологический принцип в философии» является доказательство материалистического тезиса о том, что духовная жизнь человека основывается на его материальной сущности, что всё духовное не нечто отдельно от материи, а прямо следствие деятельности тела. Чернышевский выступал в защиту общинного землевладения, видя в ней зародыш социализма.

24. ВОПРОС: Естественнонаучные открытия и их философские обоснования в России середины 19-начала 20 в.в (Сеченов, Павлов, Мечников)

ОТВЕТ: Представители материального направления естественнонаучной философии Сеченов, Мечников и Павлов рассматривали бытие с точки зрения естественных наук. Они допускали возможность познания, изучали его механизмы, были сторонниками материалистического понимания сознания. СЕЧЕНОВ – выдающийся психолог и физиолог. Он открыл так, так называемое центральное торможение – особые механизмы в головном мозге лягушки, подавляющие или угнетающие рефлексы (труд «Рефлексы головного мозга»). Это была попытка представить себе наш субъективный мир чисто физиологически. Он указал, что вся сложная психическая жизнь человека, его поведение зависит от внешних раздражителей. Всякое раздражение вызывает ответ нервной системы – рефлекс. Нервная система складывается из взаимодействия возбуждения и торможения (труд «Физиология нервной системы»), что привело к понятию о сигнале и об уровне организации сигналов как регуляторов поведения. Сеченов трактует рефлекс как акт, состоящий их чувствования и движения, и определяет его по объективной функции в жизнедеятельности, выделяя два признака чувствования: быть орудием различения условий действия и регулятором последнего. Он сделал важнейший вклад в естественнонаучное обоснование таких проблем материалистической гносеологии, как вопрос о природе чувственного отражения и его познавательной функции, о связи и переходе от чувственного отражения к мышлению. МЕЧНИКОВ – естествоиспытатель широкого профиля: биолог, эмбриолог, иммунолог, философ. Он создал учение о защитных свойствах организма. Изучая с позиции физиологии клеток иммунитет и инфекционные заболевания, Мечников осуществил свой самый важный вклад в науку. Опираясь на данное открытие, он предложил рассматривать болезнь, как борьбу между фагоцитами и болезнетворными микробами. В признании, что человек есть существо ненормальное, больное, подлежащее ведению медицины, Мечников, в сущности, приближается к учению о повреждённости природы. Он убеждён. Что человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы. Отсюда центральное понятие «ортобиоза (научной регуляции жизни). ПАВЛОВ – физиолог, психолог. Он является создателем науки о высшей нервной деятельности и о процессах регуляции пищеварения. Главное его открытие – открытие условного рефлекса. Сформировав достаточно полное представление об условном рефлексе, Павлов превращает его в инструмент познания всей высшей нервной деятельности. Учение Павлова служит одной из важнейших основ материалистической психологии и диалектико –материалистической теории отражения. Он рассматривал понятие рефлекса, как абстракцию, производную от понятия уравновешивания, приспособления. Используя физический принцип уравновешивания системы с окружающей средой, он выявил общие нормы объяснения реальностей и раскрыл различный уровень абстракции.

25. ВОПРОС: Философия всеединства В. Соловьёва

ОТВЕТ: Соловьёв создавал целостную мировоззренческую систему, связывающую запросы религии и социальной жизни человека. За основу он брал христианство с его межконфессиональным характером. Главная особенность этой системы в том, что он включал в христианское мировоззрение достижения естествознания, истории, философии. Цент философии всеединства – синтез религии и науки. Всеединство – это единство творца и творения. Всё едино в Боге. Бог – сущее, космический разум, существо сверхличное, особая организующая сила, действующая в мире. Бог распадается на атомы, которые организуют реальный мир. Атомы – эманация (исхождение) Бога, живые существа или идеи. Идея – деятельное существо. Всё сущее последовательно меняется, имеет непрерывную динамику бытия: абсолютный вид и становящейся. Природа как и дух – проявление абсолютного. Применяя абсолютное, становящееся должно быть в состоянии вечного становления, иначе перестанет быть полем. Человечество – как идеальное собирательное начало, высшая форма, в котором всё существующее становится абсолютным – форма соединения материальной природы с божеством. Форма человеческая может бесконечно совершенствоваться. Реализация всеединства является задачей человечества. Целью исторического процесса Соловьёв видел в одухотворении человека, соединении его с Богом. В этом единый космоэволюционный процесс. Механизм сближения человека с Богом через Богочеловечество. Иисус Христос является и человеком и Богом. К этому должен стремиться каждый человек. Через Христа божественное соединялось с человеческим через слово. И это соединение должно произойти во всём человечестве. Христианство – религия Божественности и Богочеловечества, предполагает веру в Бога и человека. Второй Лик Божий явлен как лик человеческий. Этим утверждением человек ставится в центр бытия. В гносеологии (учении о познании) принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания. Цельное знание Соловьёв рассматривает как синтез науки, философии и религиозной веры. Основной принцип цельного знания – вера в существование абсолютного начала – Бога. Вера – способность воспринимать существование предмета, его суть вне зависимости от наших чувств. Соловьёв выделяет в природе человека 3 рода познания бытия: чувства (дают знание высшей и видимой действительности); мышление (даёт знание всеобщего свойства); деятельная воля (даёт знание собственно сути предмета. К целостному существованию человечество может привести русский народ, который изначально жил общинно, является посредником между человечеством и миром Абсолюта. В жизни русского народа предрасположенность к преобразовательности –стремление к внутреннему преображению реальности в единство истины, добра и красоты, а не лишь к высшему реформаторству.

26. ВОПРОС: Философия свободы Бердяева.

ОТВЕТ: Бердяев принадлежит к числу наиболее ярких деятелей «серебряного века». Отправной точкой его учения является человек. Он отчасти обожествляет его, рассматривая его как богоугодное существо. Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Свобода – основа бытия. Бердяев различает виды свободы, но главная – первичная, иррациональная свобода, укоренённая в ничто, она существует предвечно, не сотворена Богом. Свобода была и есть всегда и везде. Учение о вездеприсутствии несотворённой свободы – одна из оригинальных особенностей философии Бердяева.

Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество – важнейшая религиозная задача человека, его долг. Творческий акт самоценен, над ним нет внешнего суда. Бердяев разрабатывает этику творчества, которая вне добра и зла. Но обожествляя творчество, он отмечает его проблематичность в мире. В творчестве проявляется личность. Дух как субъект стремится создать новое бытие. Но осуществление творческого акта в мире требует приспособления, человек обезличивается, дух превращается в объект, в природу, происходит объективация духа, подавляющая свободную личность. Формы объективации – это и произведения культуры, и отношения в обществе, и государство. Бердяев пессимистически связывает всякий творческий акт с неизбежностью объективации, хотя и допускает возможность творчества, сохраняющего личностное начало. Свобода и творчество предполагают бытие свободной личности. Философский персонализм Бердяева подчёркивает приоритет личности. Она – первооснова всего, первичнее бытия. В то же время бытие личности – тайна. Дух личности постигается лишь мистическим опытом. Акцентирование первичности свободной личности ведёт к субъективному идеализму, но Бердяев подчёркивает значение духовной общности личности посредством мистического опыта. Субъективизм и индивидуализм преодолеваются через любовь в Божественном начале.

27. ВОПРОС: Становление и развитие постклассической философии.

ОТВЕТ: Со второй половины 19в. формируется осознание того, что сам философский разум не стоит над миром, а находится внутри человеческого мира, определён исторически меняющимися социальными обстоятельствами, особенностями той или иной культурной традиции. Обнаруживается, что между разумом и миром есть посредники: деятельность и культура, и становится понятным, что любая философская система сожжет быть лишь относительной истиной. Поскольку человеческое бытие исторично, а история не закончена, завершается эпоха европейского гуманизма, приписывающая человеку атрибуты абсолютного субъекта. Идея мира как механизма, составленного из атомарных частей, распространялась на все области знания. Отсюда – приоритет физико-математической модели, которая считалась описывающей механизмы наиболее точно и адекватно. Точными и позитивными были естественные науки, менее точными – гуманитарные. Философское оформление эти тенденции нашли в позитивизме (Конт, Сен-Симон). Кризис европейского рационализма, утверждавший примат разума, нашёл в первой трети 19в. выражение в повороте вектора философствования в сторону внерациональных аспектов бытия, в стремлении преодолеть саму идею абсолютизма (Шопенгауэр). В философии Шопенгауэра разум играет второстепенную роль, сознание опирается на деятельность скрытых иррациональных сил воли. Воля толкуется как бессмысленная сущность всякого бытия. Он полагает, что сущность мира следует искать не в субъекте и не в объекте, а в чём-то третьем. Это есть слепая сила, сущность тела человека и априорное (до опыта) знание человека о мире. Поворот европейского духа за границы реальности нашёл выражение в философии Кьеркегора. Вера, по нему, представляет собой абсолютную противоположность разуму. Разум – враг веры и религии. Физиологическим основанием этической нормы жизни являются чувства; второй, этический - разум; третьей, религиозной – сердце. Расхожее представление классической философии о независимости познания от объекта, о сознании как единственном носители Я, опроверг Фрейд. Он говорит: сознание – частный случай бессознательного. В его модели личность предстаёт как структура, состоящая из трёх чрезвычайно сложно взаимодействующих компонентов: ОНО – Я – СВЕРХ Я. Оно – глубинный, бессознательный слой, обуславливающий побуждения человека к деятельности, прежде всего сексуального плана. Я – сознание, рационализирующее её мысли, слова, поступки (Я - всегда должно обуздать ОНО). СВЕХ Я – слой высших, социально значимых идеалов и норм поведения. Учение психоанализа явилось одним из существенных импульсов и элементов духовной революции второй половины 19-начала 20в., в ходе которой произошёл существенный, качественный переход философии от классических стилей и форм философствования к неклассическим (постклассическим)
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта