Главная страница

1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения


Скачать 128.83 Kb.
Название1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
Анкорekzamen_filosofia (4).docx
Дата16.04.2018
Размер128.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаekzamen_filosofia (4).docx
ТипДокументы
#18109
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8



1. ВОПРОС: Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения.

ОТВЕТ: Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нём человека, об отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности.

В структуру мировоззрения входят:

1) ЗНАНИЯ (ядро мировоззрения) – совокупность сведений об окружающей мире, Знания бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими. Если нет знаний – нет и мировоззрения.

2) ЦЕННОСТИ – отношение людей ко всему происходящему в соответствие с их целями, потребностями, интересами. Характеризуются значимостью, полезностью, вредностью.

3) ЭМОЦИИ – реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

4) ВОЛЯ – способность к выбору цели деятельности и внутренним условиям, необходимым для её осуществления.

5) УБЕЖДЕНИЯ – взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам.

6) ВЕРА – степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7) СОМНЕНИЕ – критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Историческими типами мировоззрения являются:

1) МИФИОЛОГИЧЕСКОЕ – мифологический взгляд на мир, продукт воображения, попытка людей объяснить мир. Ему присуще неотчётливое разделение субъекта и объекта (присущ при первобытном строе). Эволюция представлений о таинственных духовных силах принимает форму религии.

2) РЕЛИГИОЗНОЕ – форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль. С развитием цивилизации, люди поднимаются к теоретическому осмысливанию мировоззренческих проблем, результат- создание философских систем.

3) ФИЛОСОВСКОЕ – предельно обобщённое, теоретическое видение мира, выход за рамки обыденного сознания, отмежевание от мифологии и религии.

2. ВОПРОС: Предмет и основные функции философии. Философия и наука.

ОТВЕТ: Философия – общая теория мира и человека в нём.

Круг вопросов, которые изучает философия, называется предметом. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии), ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании), ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО

Основные функции:

1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определённому уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат, но, однако, не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует (объединяет) иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание. Философское мировоззрение основано на знании (не вера и не вымысел), рефлексивно (обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на чёткие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три стадии своей эволюции:

КОСМОЦЕНТРИЗМ – объяснение окружающего мира через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса ( Др. Индия, Китай, Греция)

ТЕОЦЕНТРИЗМ – объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы Бога (Европа)

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – в центре проблемы стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, Современные философские школы)

3. ВОПРОС: Древнеиндийская философия. Проблема совершенствования человека в философии Древней Индии.

ОТВЕТ: Философия Древней Индии восходит к 15-10 векам до н.э. Различают 4 периода: ведийский, классический (брахмано-буддийский), послеклассический, новая и современная философия. К древнеиндийской философии относят ведийский период и часть классического с 6 в. до н.э. до 2 в. до н.э.

Начало философского учения начинается с ВЕДОВ (религиозно-философский трактат). В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды. В четвёртой части Ведов – УПАНИШАДЫ (сидение у ног учителя) даётся философская трактовка содержания Вед, проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта и объекта.

Онтология (учение о бытии) опирается на закон космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (через каждые 100 лет новая жизнь, но в более совершенной форме). Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель развития – достижение всё более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учение о познании) является не изучение внешних(видимых) признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В связи с чем, философия выделяет три вида сознания: материальное, чистое, сознание сновидения, мираж.

Душа состоит из двух начал: из частицы Бога-Брахмы в человеческой душе, и душе, , возникшей в процессе жизни, она постоянно развивается.

Главная идея буддизма: «Средний путь» жизни между двумя крайними: путём удовольствия (развлечений, лени, праздности) и «путём аскетизма» (умерщвление плоти, лишений, страданий). «Средний путь» - путь знаний, мудрости, разумного ограничения, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

Для Древнеиндийской философии характерны учения;

- о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни;

- предопределённость человеческой жизни и судьбы, цель – провести человека через испытания для совершенствования его души (кармы);

- высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Души, достигшие этого совершенства становятся Великими душами и освобождаются от цепи бесконечной жизни;

- единство всех форм жизни на земле. Принцип – не причиняй вреда.

Предметом первых философских размышлений становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. В индийской философии поток этико психологической мысли был наиболее значительным. Человек мыслится как часть мировой души. Раскрываются проблемы нравственности человека, пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения. Последнее осуществляется посредством растворения индивидуальной души в мировой душе. В учении о переселении душ граница между живыми существами и богами оказывается проходимой и подвижной, но только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом кармы.

Одна из важнейших проблем в Упанишадах – исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители выделяют в человеческой психике сознание, волю, память, дыхание, раздражение, успокоение, подчёркивается их взаимосвязь. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики.

Буддийская философия предлагает каждому человеку план личного самоусовершенствования. Восьмиричный путь предусматривает соблюдение следующих принципов: правильное ведение – понимание основ буддизма; правильная мысль – жизнь зависит от мыслей; правильная речь – слова человека воздействуют на душу и характер; правильное действие – жизнь в согласии с собой и с другими людьми; правильный образ жизни – соблюдение буддийских заповедей; правильное умение – усердие и трудолюбие; правильное внимание – контроль над мыслями, т.к. они порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение – регулярные медитации.

Подведя итог, необходимо отметить, что в Древнеиндийской философии индивидуальное творческое начало выражено очень слабо, недостаточна связь с собственно научной мыслью.

4. ВОПРОС: Философия Древнего Китая. Философские основы китайской медицины.

ОТВЕТ: Философия Древнего Китая уникальна, она создала самобытное представление о человеке и мире, была необычно стабильна, т.к. основывалась на исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировалось чувство превосходства и нетерпимости ко всем другим философским взглядам.

Книга перемен (12 в. до н.э.) является важнейшей, т.к. в ней содержатся первые представления о мире и человеке, в ней прослеживается переход к философскому осмыслению. Все познание человека направлено на обозначение и понимание всего сущего. Существует два основных этапа развития философской мысли: этап зарождения философских воззрений (8-6 в.в. до н.э.), и этап расцвета философской мысли (этап соперничества 100 школ) -6-3 в.в.до н.э. Философов Древнего Китая преимущественно интересовали отношения между различными социальными группами, между царствами, и это одна из особенностей развития китайской философии. Другая особенность связана с тем, что естественнонаучные наблюдения ученых не находили более или менее адекватного выражения в философии (они обращались к материалам естествознания), исключение школа моистов и натуралфилософов. Т.о., оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило её предмет. Поэтому объяснения природы, проблемы сущности мышления и человеческого сознания, логики не получили большого развития. Для большинства школ метод логического анализа остался фактически неизвестным. Расцвет в философии в эпоху «воюющих государств» (4-3 в.в.до н.э.) определяется как соперничество 100 школ, при этом выделяются 6 философских направлений, где отношения между ними сводились к борьбе основных тенденций –материалистической и идеалистической.

Фундаментальную роль сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книги «Беседы и высказывания». Всё знание сводилось к изучению исторического наследия. Его интересовали вопросы государства и семьи, социально-политическая иерархия строится на причине неравенства идей. Требование соблюдения в госуправлении принципов добродетели выгодно отличает это учение. Человечность – основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

Наряду с конфуцианством одной из важнейших направлений развития философской мысли был даосизм. В центре внимания стоят природа, космос и человек. Однако эти начала постигаются не рациональным путём, а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Дао – это понятие, при помощи которого возможно дать ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Дао (пути) присуща собственная творческая сила ДЭ, через которую ДАО проявляется в вещах при воздействии ИНЬ и ЯН.

Моистская школа уделяла внимание проблемам социальной этики, формирует требование приспособления имён к вещам, подчёркивает потребность проверке суждений опытом.

Необходимо сказать об эклектиках. Они стремились соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ.

Цзоу Ян умозрительным путём создал концепцию развития мира, в основе которой пять сменяющихся элементов.

Китайская медицина имеет древнюю историю. В её основе лежит утверждение о том, что в природе всё взаимосвязано. Небо – Земля, а между ними Человек, соединяющий эти два антипода. В этом и заключается смысл бытия. Реальный мир мудрецы определили как хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Любой объект, процесс или явление имеет свой закон пути развития ДАО. ДАО, разделяясь, порождает две силы ИНЬ И ЯН. Концепция ИНЬ и ЯН является учением о взаимодействии двух противоположных начал, что соответствует закону диалектики о единстве двух противоположностей. ИНЬ (чёрный цвет) – пассивное начало, женское, акцентировано на внутреннее, ЯН (белый цвет) – активное начало, акцентировано на внешнее начало, и взаимопревращение ИНЬ в ЯН создаёт источник развития и преобразование всех вещей.

Организм человека также имеет качества ИНЬ и ЯН, взаимодействия которых является основой китайской медицины. ИНЬ означает физическую составляющую тела и управляет им изнутри, а ЯН – его свойства и функции, управляет внешними факторами организма. Все функции человека имеют свойства ЯН, все органы – ИНЬ. Баланс ЯН и ИНЬ определяет физическое и духовное здоровье человека. Если количество одного из свойств преобладает над другим, то это свидетельствует о наличии болезни. Излечение сводится к восстановлению баланса. В Китайской медицине модель ИНЬ – ЯН, именуемые принципом ГАРМОНИИ и РАВНОВЕСИЯ используется во всех направлениях медицины и в профилактике.

Взаимодействие ИНЬ и ЯН рождает пять первоэлементов первоэлементов, которые являются основой всего. Согласно концепции У-СИН все явления во вселенной находятся в постоянном движении: дерево – порождает огонь, огонь – землю, земля – метел, металл – воду, вода дерево и так бесконечно. Органы взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определённому первоначалу. К категории Дерево относится печень и жёлчный пузырь, к Огню-сердце, тонкий кишечник, перикард, к Земле-селезёнка, поджелудочная железа, к Металлу-легкие и толстый кишечник, к Воде-почки и мочевой пузырь. В результате воздействия внешних влияний могут быть нарушены функции какого-либо из элементов, т.е. может возникнуть болезнь. Но если при этом сохранены связи между элементами, то система в результате действия прямых и обратных связей после переходного процесса придёт в равновесие и произойдёт исцеление больного органа. Концепция У-СИН применима и для физиологии организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов, для лечения.

5. ВОПРОС: Концепция бытия в Древнегреческой натурфилософии (милетская школа, Гераклит, атомизм).

ОТВЕТ: Первые философы и первая философская школа в истории европейской философии происходят из города Милета (отсюда Милетская школа) конец 7-6 в.в.до н.э. Для философов Фалеса, Анаксимандра Анаксимена характерно то, что в качестве первоначала, первоосновы для всего они берут одну из стихий природы, из которой всё образуется и, в которую всё возвращается. Фалес берёт Воду, Анаксимен воздух, а Анаксимандр в качестве первоосновы берёт уже не какое-то конкретное вещество, а говорит и первовеществе неопределённом и беспредельном, называя его АПЕЙРОН. Рассматриваемые ими стихии не порождают богов и не порождаются богами, а сами являются причиной для себя и других стихий. Дикларированные учения (ещё не доказывают) указывают на мифологичность их построения, но это уже не мифотворчество. Данный факт формирует представление о том, что человек обладает двумя возможностями познания: чувственное восприятие и разум, умозрение. МНЕНИЕ (докса) – это то, к чему приводит чувственное восприятие, направленное на меняющийся мир, а ЗНАНИЕ – это то, к чему приводит разум, обращённый к первооснове, к единству бытия.

Одним из первых философов, указавших на различие чувственного и рационального познания, был Гераклит. Он перешёл от бытия к становлению. Широко известны его высказывания: всё течёт, всё изменяется. Он подчёркивал относительную устойчивость вещей и утверждал сами вещи содержат в себе противоположность, что всё в мире происходит через борьбу, которая есть причина всякого возникновения и уничтожения. Т.О. Гераклит рассматривает бытие как становление, как процесс развития и наоборот, бытие и небытие суть одна и может переходить в небытие, а небытие в бытие. Для бытия первоэлементом может выступать только то, что само может быть видимо, воспринимаемо как процесс, тогда вода и воздух не подходят. Для Гераклита это ОГОНЬ, да и сам космос. И всё-таки Гераклит по сути вещает, а не рассуждает и не доказывает, следовательно он ещё мифологичен.

Вершиной натурфилософских изысканий античной философии является АТОМИСТИЧЕСКАЯ концепция, разработанная Левкиппом и Демокритом. В качестве первоначал –атомы, мельчайшие неделимые чувственные частицы вещества. Они вечны, неизменны и тождественны. Суть возникновения и уничтожения вещей – в соединении и разъединении их. Движение это вечное свойство вечных атомов. На основании этого Демокрит заявляет, что ни одна вещь не возникает без причины и необходимости. По сути атомисты отождествили причину и необходимость, отрицая наличие случайности. Отсюда не случайно требование познавать именно причину. Познание причины это познание необходимости, что избавило человека от иллюзий и страхов.

6. ВОПРОС: Сократ о человеке как субъекте познания.

ОТВЕТ: Человек как субъект познания и сознание – вот тема, которая всегда беспокоила древнегреческого философа Сократа. В теории познания он объявляет человека со всеми его особенностями – субъектом познания. Сократ сосредотачивается на вопросе, что такое человек, что такое человеческое сознание. Недаром его любимое изречение звучит так: «Познай самого себя». Он ставит перед собой задачу – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе диалогов, когда собеседники критически анализируют те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным, Он всегда вёл так беседу, чтобы привести собеседников к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, В центре внимания у него всегда стояли вопросы человеческой жизни, её назначения и цели, справедливого общественного устройства. Сократ в разговорах с собеседниками создавал специально особые этические отношения между людьми для того, чтобы обрести истину в вопросах знания о добром и справедливом. В том случае, если знание само по себе уже и есть добро, тогда любовь к знанию может рассматриваться как нравственная деятельность. Философ был убеждён, что безнравственный поступок это незнание истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно. Знание доброго – уже и значит следовать доброму, а последнее ведёт человека к счастью.
  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта