Главная страница

1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения


Скачать 128.83 Kb.
Название1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
Анкорekzamen_filosofia (4).docx
Дата16.04.2018
Размер128.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаekzamen_filosofia (4).docx
ТипДокументы
#18109
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

7. ВОПРОС: Философия Платона.

ОТВЕТ: Платон – крупнейший философ Древней Греции, он является основоположником идеализма. Главными положениями его учения являются: материальные вещи изменчивы, непостоянны, со временем прекращают свое существование; окружающий мир также изменчив и не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (ЭЙДОСЫ), они вечны и постоянны; любая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи; весь мир является отображением чистых идей.

Также Платон выдвигает философское учение о ТРИАДЕ. Всё сущее состоит из: ЕДИНОГО (является основой бытия, первоначало всего, выше всякого бытия, не имеет признаков); УМА (происходит от единого, разделен с единым, является сущностью всех вещей, обобщение всего живого на земле); ДУШИ (связывает единое и ум, может быть мировой и душой отдельного человека, часть мировой души, бессмертна, умирает тело, душа, ответив в подземном царстве, приобретает новую телесную оболочку). Когда человеку удается через красоту, любовь или справедливые дела удаётся увидеть следы идей, то, по словам Платона, крылья души вновь начинают расти. Отсюда важность учения о КРАСОТЕ – необходимо искать её в природе, людях, искусстве или в законах. Второй силой, преобразующей человека, способной поднять его до мира богов, является ЛЮБОВЬ. Философия и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Касаясь гносеологии (учение о познании) Платон исходит, что предметом познания должны стать «чистые идеи». Чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, увидеть и осознать чистые идеи могут люди только подготовленные.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Он выделяет семь типов государства: монархия, тирания, аристократия (справедливая власть меньшинства), олигархия (несправедливая власть меньшинства), демократия (справедливая власть большинства), тимократия (власть военных) и идеальное государство будущего пока не существующее, где отпадает необходимость в госвласти и законах.

Философ выдвигает собственный план государственного устройства: население делится на 3 сословия: философы, воины и работники.

Платоном впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества, были заложены основы понятийного мышления, создана философская школа –академия Платона.

8. ВОПРОС: Аристотель – систематизатор древнегреческой философии.

ОТВЕТ: Аристотель – мыслитель, энциклопедист. Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследования, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: метафизика – изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика – изучает состояние тел и определённые материи; математика – абстрактные свойства реальных вещей. ПРАКТИЧЕСКИЕ: этика – наука о норме поведения людей; экономика; политика. ТВОРЧЕСКИЕ НАУКИ, связанные с деятельностью творцов: поэтика – теория стихосложения; риторика – теория ораторского искусства и искусства ремесла.

Основное содержание философского учения изложено им в «Метафизики». Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот прописал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель даёт понятию бытия иное толкование. Сущность-это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим. А понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма – это активное начало, начало жизни и деятельности. В соответствие с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин: 1) материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат; 2) формальные – в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть; 3) действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность; 4) целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы Почему и для чего?

Телеологизм. Аристотель находит своё развитие в его учении о вечном двигателе. Указав. Что движение вечно, он предполагает, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Будучи энергией, он не обладает материей, он есть чистая форма – цель.

Следующее учение о душе. Душа – это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животные и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. Растительная душа ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, т.е. стремление к приятному. Главное отличие человека от животного основывается на способности человека к интеллектуальной жизни, а она предполагает нравственную позицию. Центральное понятие этики – добродетель, которую Аристотель разделил на интеллектуальную (возникает путём обучения) и волевую (складывается благодаря привычки). В учении о человеке он отводит особое место понятию справедливости, но среди равных.

9. ВОПРОС: Этические школы эпохи эллинизма (Эпикур, стоики).

ОТВЕТ: Эллинистический период античной философии длился от начала походов Александра Македонского до овладения римлян Египтом. В это время были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурйцев. В эллинском мире большим успехом пользовались, возникшие на рубеже 4-3 в.в. до н.э., учения стоиков и Эпикура.

Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии, отстаивала и развивала материалистический сенсуализм. Этика Эпикура направлена против религиозных суеверий. Для него критерий счастья – в чувстве удовольствия. Обоснованием учения о пути, ведущим к счастью, должно стать устранение страха: страха перед богами, страха смерти. Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью. Философ различает три вида удовольствия: природные и необходимые для жизни; природные, но для жизни не необходимые; не необходимые для жизни и не природные. Сам он был за первые удовольствия, т.к. результат – невозмутимость, а это и есть счастье. Эпикур считает главным чувственные восприятия. Интересна его позиция о том, что ощущения нас никогда не обманывают, а ошибки возникают вследствие неправильной оценки того, о чём свидетельствуют органы чувств.

Школа стоиков основана в 302 г.до н.э. в Афинах Зеноном. К ней принадлежали многие крупные философы. Основное внимание стоики сосредоточивают на человеке как личности и этических проблемах, вопросы о сущности бытия стоят у них на втором месте. Главное в этике стоицизма – это учение о добродетели, которая заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Для стоиков необходимость непреложна. Свобода, как её понимает Эпикур, для стоиков невозможна. Действие людей происходят лишь потому, добровольно или по принуждению исполняется необходимость. Они противопоставили идею зависимости человека от высшей благой силы, управляющей всем существом (логоса, природы, Бога). В их представлении, человек уже не гражданин полис, а гражданин космоса, для достижения счастья он должен познать закономерность явлений, предопределённых высшей силой (судьбой), и жить в согласии с природой. Так как человек – существо общественное и одновременно часть мира, то стремление к самосохранению возвышается до заботы о благе государства и даже до понимания обязанностей по отношению к мировому целому. Поэтому благо государства ставится выше личного блага.

10. ВОПРОС: Соотношение веры и разума в средневековой философии. Реализм и номинализм.

ОТВЕТ: В Средневековье общество находилось под влиянием философии неоплатонизма, враждебному христианству, поэтому все нехристианские философские школы были закрыты. В условиях жёсткого диктата церкви и государственной власти считалось, что философия должна была использовать свой потенциал для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название СХОЛАСТИКИ. Различают три её периода: ранний, период зрелости и упадок. Центральным вопросом является вопрос об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, необходимо только её правильно истолковать. Но т.к. эти тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась логика. Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие – к истолкованию учений философских идеалистов древности. Так возникла литература АПОЛОГЕТОВ (защитников) христианства, а за ней ПАТРИСТИКА (сочинение отцов церкви). Апологеты стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставили и предшествующие философы, и что существует непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и человеческой мудростью (Тертулиан). Опираясь на позднего Аристотеля, проводили исследование в науках о природу, защищали философию от богословия. Не создав философских систем апологеты наметили круг вопросов для христианской философии: о боге, творении мира, о природе человека и его целях. Патристики (Августин) доказывали, что Бог высшее бытие, он сотворил мир из ничего по доброй воли. Человек соединяет природу материального тела и обладает разумной душой и свободой воли. Душа бессмертна, нематериальная. Одним из важнейших философских вопросов был вопрос об отношении знания к вере. Спор по этому поводу был известен как СПОР О УНИВЕРСАЛИЯХ (о природе общих родов и понятий). Существует два решения этого вопроса: реализм и номинализм. РЕАЛИЗМ – общие роды существуют реально, независимо от человека (Эриуген, Аквинский, Абеляр). Существуют три вида универсалий: «до вещей» в божественном разуме; «в самих вещах» как их сущность и «после вещей» в человеческом разуме как результат абстракции. Предполагается реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи. НОМИНАЛИЗМ – универсалии не существуют реально. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания (Оккам). Задача знания – постижение частного, единичного. Общее только в уме человека. Для объяснения перехода мысли к общему вводится понятие ИНТЕНЦИИ, т.е. о направленности мысли, логики, знаках. Все общие понятия это знаки.

11. ВОПРОС: Проблема человека в философии средневековья. Авиценна – представитель медицины арабского средневековья.

ОТВЕТ: В Средние века человек рассматривается, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного богом. А представление о нём самом сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». В социальном плане человек – пассивный участник божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к Богу и обрести спасение в день страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражается: грехопадение – искупление. Видным представителем философской школы является Августин Блаженный. Его учение о человеке многое берёт от Платона. Человек – это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Однако именно душа делает человека человеком. Душа является независимой от тела и тождественной с человеком. В отличие от Августина Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек –это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является двигателем тела и определяет сущность человека. Человек есть личностное единство того и другого. Душа нематериальная субстанция, но получает своё окончательное осуществление только через тело.

Ибн-Сина (Авиценна) – яркий представитель арабоязычной философии. Он выдвигал тезис о совечности мира Богу, возникновение мира представлял как истечение первоначального единства к множественности тварного мира. Человек это душа и тело, душа является активной и бессмертной, а тело инертным и смертным. Но самое главное, Авиценна внёс огромный вклад в медицину, является одним из святил медицины. Теоретические сведения и практические рекомендации были изложены им в трудах «Канон врачебной науки», «Книга исцелений». Он описал достаточно точно деятельность различных органов человеческого тела, подчеркивая сходство человека с животными. В «Каноне» содержится описание более 700 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, и рекомендации по их применению. Тело рассматривается как инструмент души. Он подчёркивает важную роль душевного состояния, т.к. оно может помочь или помешать излечению болезни. Указывал на необходимость правил гигиены, на большое значение физических упражнений для сохранения здоровья. Труд «Канон медицины» на протяжении пяти столетий являлся основным пособием для изучения медицины. Постулаты Авиценна – медицина должна служить людям, наука, изучающая строение человеческого тела, нужна для сохранения человеку здоровья. Главными причинами болезней он считал вредность питания, неблагоприятный климат, чрезмерную работу, душевные потрясения. Действие лекарств зависит от причины назначения, от состояния больного, правильности дозы, доброкачественности лекарств, места его введения.

12. ВОПРОС: Философия эпохи Возрождения о сущности человека. Натурфилософия и медицина Ренессанса.

ОТВЕТ: Философия эпохи Возрождения антропоцентрична (человек есть цент и высшая цель мировоззрения). Человеку. Не богу уделяется преимущественное внимание. Философов интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворённая личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Гуманизм – это воззрение, признающее ценность человека как личность. Создаются новые концепции о человеке, он рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет своё место в мире. Ослабевает убеждённость мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Человеку не нужна милость бога, он сам творец, становится символом ренессанса.

Натурфилософия – это философия природы. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности Вселенной, самодвижении материи (природы), материальности небесной субстанции, существование множества миров. Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были представления о самодвижении материи, необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется душой мира. Высказывается мысль о единстве земли и неба.

Разнообразные открытия в разных сферах жизни в период эпохи Возрождения (ренессанса) способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков Средневековой схоластики. Не следует думать, что старые мед.теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. В медицине оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искажённые переводы. Но в родственных дисциплинах физиологии и анатомии произошли поистине грандиозные изменения. Коснулись они и хирургии, и эпидемиологии. Де Винчи был первым анатомом. Он производил вскрытие и открыл гайморову пазуху, проводящий пучок в сердце, желудочки головного мозга. Профессор Везалий опубликовал трактат о строении человеческого тела, он стал основой современной анатомии. Было открыто лёгочное кровообращение, полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный и слуховой нервы, маточные трубы и многое другое. Были описаны почки, гортань, был выявлен вирус сифилиса, указано на инфекционный характер туберкулёза. Огромный рывок произошёл в хирургии: произведено вскрытие мочевого пузыря, проведена ампутация бедра, восстановление формы носа после сифилиса путем пластической операции. Паре впервые не стал прижигать раны, а применил простую перевязку, что дало превосходный результат.

13. ВОПРОС: Эмпиризм иррационализм – основные методологические направления в философии Нового времени.

ОТВЕТ: Развитие философии Нового времени начинается с постановки вопроса о необходимости создания современно нового метода научного познания, единого для всех учёных и способного дать достоверное, доказательное знание о мире. В качестве надёжного фундамента нового метода признавался опыт, дающий неопровержимые факты, либо разум, способный находить в самом себе самоочевидные истины. Поэтому новый дух времени реализовался в двух основных формах и по двум основным направлениям. Одно из них ориентировалось преимущественно на математическую дедукцию, второе – на экспериментальное естествознание.

Первое направление –классический рационализм. Его представители утверждали возможность познания действительности из чистых принципов мышления, независимых от опыта и удостоверяемых интеллектуальной индукцией самостоятельного субъекта (врождённых идей, истин разума). Логическая структура мира делает возможным его дедуктивное познание. В качестве образца рационализму служила математика, выводящая всю сумму достоверных и точных знаний из небольшого числа очевидных, неопровержимых аксиом. Рационалисты стремились понять мир как целое, которое состоит из двух (Декарт). Одной (Спиноза) или бесконечного множества (Лейбниц) субстанций устроен Богом совершенным образом.

Второе направление – классический эмпиризм. Он развивался под влиянием экспериметально-математического естествознания. Эмпиризм видит основу познания, напротив, в чувственном восприятии, опыте. (Локк, Беркли, Юм). Представители эмпиризма, прежде всего, теорию познания, они хотели создать философию нового типа. Рационализм, напротив, стремился продолжить струю метафизическую традицию. Рационализм ищет первые начала и последние основания, абсолютную истину, а эмпиризм – ориентирован на исследовательские процессы получения знания, ставит вопрос о границах познания. Всякое знание это знание фактов опыта, поэтому оно всегда ограничено, не вполне достоверно, всегда может быть дополнено, уточнено или вовсе опровергнуто новым опытом. Локк начал новый этап в развитии британского эмпиризма. В его работах эмпиризм превращается в сенсуалистическую теорию познания, он впервые свёл философию к теории познания.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта