вопросы по культурологии. 2. Ценностная природа культуры
Скачать 154.48 Kb.
|
14Культура древней ИндииИндийская культура охватывает периоды от Хараппской цивилизации до Кушано-Гуптского периода, занимая рамки от III в. до н. э. до V в. н. э. Особенности культуры Древней Индии во многом определили мифология и религия. Первоначально это были Веды. Ведические гимны до сих пор считаются в Индии священными письменами. В начале I в. до н. э. в Индии получает распространение мифология брахманизма. Дальнейшее развитие религиозной культуры связано с буддизмом. Его уникальность в том, что это единственная религия «без души и без Бога». Основной религиозный догмат: душа сансара движется к нирване, а человек через ряд перерождений приходит к совершенству. Ученые Индии достигли больших успехов в области медицины, астрономии, лингвистики, философии, математики. В числе открытый: значение числа пи, эффективный способ решения линейных уравнений, идеи интеграла и дифференциала, теоремы алгебры и геометрии. Важнейшие идеи и принципы искусства Индии уходят корнями в Хараппскую цивилизацию, но своего расцвета оно достигло в Кушано-Гуптскую эпоху (начало IV в.). Большинство архитектурных сооружений Индии были сделаны из дерева, и только в первых веках н. э. применяется камень. Культовая архитектура представлена скальными комплексами, ступами – монументальными каменными мемориальными сооружениями. На рубеже н. э. был создан пещерный комплекс в Карли. Главный храм этого комплекса – чайтья – был самым большим пещерным "храмом Индии. С I в. н. э. во многих художественных школах Индии возникает изображение Будды в человеческом образе. В Матхуре наряду с произведениями буддийского искусства было найдено большое количество скульптур и рельефов светского содержания. Это фигуры полуобнаженных женщин, выполненные на каменных колоннах и оградах храмов. Период Гуптов называют классическим. В этот период были созданы работы по теории искусства, трактаты о театральном искусстве. Период раздробленности после упадка империи Гуптов характерен ослаблением светского начала и усилением религиозного влияния. Наступает период господства индуизма. Пещерная и скальная архитектура сменяется строительством наземных храмовых ансамблей. С установлением власти Делийского султаната на развитие культуры Индии огромное влияние оказали идеи ислама. В 1525 г. потомок Тимура – Бабур вторгается в Индию и, закрепив свое господство в северной Индии, образовывает в дальнейшем империю Великих Моголов. Начался процесс взаимопроникновения двух культур – мусульманской и индусской. В архитектуре новые тенденции проявляются при создании мавзолеев. До совершенства доведены пропорции и стилевые особенности в мавзолее Тадж-Махал. При дворе Великих Моголов складывается и достигает высокого уровня монгольская школа миниатюры и стенной живописи. Образование первого в эпоху Средневековья централизованного государства в Индии, утверждение ислама как государственной религии резко обострили межрелигиозные отношения. В связи с этим изменяются типологические основы архитектуры, а развитие скульптуры было прервано. Скульптурный декор архитектуры сменил плоский орнамент, обновились строительные и художественные приемы. На всех этапах своего развития искусство Индии отмечено неповторимой самобытностью, Индия в Средние века - это большая художественная школа, из которой многое почерпнули зодчие и художники близлежащих стран Южной и Восточной Азии. Каменные храмы Индии с украшающими их рельефами, узорами орнамента, созданные поколениями средневековых мастеров, являются сокровищницами мирового искусства. Завершился длительный путь развития феодальной индийской культуры в XVIII в. Колониальная зависимость страны пагубно отразилась на ее искусстве и архитектуре, надолго приостановив их развитие. 14«ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ» КАК ПРИНЦИП КУЛЬТУРЫ ИНДИИ. ИНДУИЗМКультура Др. Индии начинается с Хараппской (III-II тысячел. до н.э.) и Ведической культур (сер. II ты-сячел. до н.э.) и заканчивается Кушано-Гуптским пе¬риодом (I-III вв. н.э.). В Ведический период общество было поделено на варны – группы людей, различающихся обществен¬ным положением, правами и обязанностями. Основ¬ными варнами считаются: брахманы, кшатрии, вай¬шьи и шудры. Брахманы – это жрецы; кшатрии – военная знать, цари; вайшьи – свободные общинни¬ки, ремесленники и торговцы; шудры – низшая варна, потомки покоренных племен. В Кушано-Гуптский период появляются касты. Ка¬сты имели внутреннюю администрацию, и их связы¬вали обязательства взаимопомощи, производствен¬ного процесса, права общения с представителями др. каст. В Ведический период наибольшего распростране¬ния достигает брахманизм – вера в многочислен¬ный пантеон богов, составленный из верований раз¬личных племен. Согласно брахманизму мир создан Брахманом, разделившим мир на противоположнос¬ти в целях управления ими. Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов, и в каждой местности почитали свое божество. Сансара – это цепь перерождений человеч. души, которая зависит от кармы. Кармой называется сумма добрых и злых дел, совершенных человеком. Основной целью чело¬веч. жизни считалось улучшение кармы для достиже¬ния состояния мокши – прекращения перерождений. Эту несправедливость и кастовое неравенство стре¬мится преодолеть буддизм. Буддизм – это самая первая из мировых религий, возникшая в сер. I тысячел. до н.э. В основе буддиз¬ма лежит учение о «4-х благородных истинах» и о «восьмеричном пути», в конце которого достигается состояние свободы и озарения – нирвана. Индуизм – это религиозное верование, возника¬ющее в 1-11 вв. н.э. и представляющее собой сплав идей брахманизма, буддизма и племенных верова¬ний. Будда из учителя (гуру), указавшего путь к спа¬сению, превращается в божество. Создается учение об аде и рае, формируется культ святых, достигших ступени Будды. Началом становления индуизма ста¬новится возвращение к Ведам, учению о карме, сан-саре, мокше и кастах. Индуизм строится на почита¬нии трех божеств: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – это бог – творец Вселенной; Вишну – бог – хра¬нитель мирового порядка; Шива – это бог-разруши¬тель, воплощающий космическую энергию |