Главная страница
Навигация по странице:

  • 30 Постмодернизм

  • 39 Глобализация

  • 28 Классицизм и романтизм в Западноевропейской культуре 19в

  • 37.Особенности российской культуры в постсоветвский период.

  • 18 Древняя Греция.

  • вопросы по культурологии. 2. Ценностная природа культуры


    Скачать 154.48 Kb.
    Название2. Ценностная природа культуры
    Анкорвопросы по культурологии.docx
    Дата20.02.2017
    Размер154.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы по культурологии.docx
    ТипДокументы
    #2926
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    25 ИДЕЯ ПРОГРЕССА И ЕЕ РОЛЬ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ


    Эпоха Нового времени (XVII в.) является особым периодом в развитии соц. жизни, культуры и искус¬ства, основанным на идеях двух предыдущих эпох – Средневековья и Возрождения. Идеология и искусст¬во XVII в. несут на себе печать своего ренессансного происхождения, но многое свидетельствует о выра¬ботке нового подхода к жизни. Распространение гу¬манистического образования и новой худож. культу¬ры в XVI в. стало причиной появления новых деяте¬лей науки и искусства в каждой стране. В духовной жизни большую роль играли открытия в области фи¬зики, астрономии: гелиоцентрическая система Копер¬ника, идея бесконечности Вселенной и множествен¬ности миров Дж. Бруно, создание первых оптических приборов и исследование небесных светил Галилея. Все это привело к потере человеком своего значения как центра мироздания. Соц.-полит. события: войны, революции, политический гнет – в мирное время также внушали человеку чувство его незначительно¬сти, зависимости от случайных обстоятельств. Абсо¬лютизм или неограниченная гос. власть в больших гос-вах и мелкокняжеский абсолютизм раздроблен¬ных гос-в превратили подданных в рабов гос. меха¬низма. Научные открытия и нравственный подъем способ¬ствовали успешному развитию полит, сферы и ста¬новлению буржуазного строя, исходящего из принци¬пов индивидуализма, ответственности и долга. Бур¬жуазный способ производства, изобретение мануфактуры и появление промышленности, преодоление патриархальных и феодальных форм хозяйство¬вания означали колоссальный шаг человечества в его творческом развитии. Раннебуржуазная культура от¬личалась оптимистическим мироощущением, гумани¬стической направленностью сознания, обращением внимания на индивидуальность человека (Декарт, Спиноза, Ньютон, Рембрант, Мольер). Гос-во все больше уделяло внимания науке, обра¬зованию, общественному производству. Становление науки и ее вхождение в мир повседневности все бо¬лее способствовало утверждению рационализма и реализма как основ новоевропейского образа мысли. Рационализм – это учение о главенстве разума по отношению к чувствам. Реализм – это учение о достоверности только внешней реальности. В массо¬вом сознании под влиянием рационализма выраба¬тываются устойчивые механизмы противодействия фанатизму, суевериям, догматизму.

    36 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


    Культурная жизнь в России обрела новое измерение: до нач. 1930-х гг. советский строй не был еще вполне разработанным и организованным, его нельзя было еще назвать тоталитарным. В Кремле еще были, пред¬ставители старой русской интеллигенции: Каменев, Бухарин, Луначарский. Их отношение к представите¬лям интеллигенции, писателям, ученым, не примкнув¬шим к коммунизму, было иное, чем у представителей ЧК. Они испытывали чувство стыда и неловкости в отношении к притесняемой русской интеллигенции. В культурном отношении еще существовал относи¬тельный плюрализм, действовали художественные и литературные союзы и группировки. Однако ведущи¬ми культурными установками были тотальный разрыв с духовным наследием прошлого, ориентация на воз¬вышение коллективизма, унижение личного достоин¬ства и утверждение ценностей массового сознания. Основной темой советской культуры становится враж¬да ко всему духовному, поэтому коммунизм оказал¬ся для многих интеллигентов не только кризисом хри¬стианства, но и кризисом гуманизма. Второй культур¬ной тенденцией становится ориентация коммунизма на приоритет империалистического элемента над ре¬волюционно-социальным. В 1930-е гг. в развитии культуры наступил новый этап: относительный плюрализм предыдущих времен был отвергнут советской властью. Все деятели лите¬ратуры и искусства были объединены в унифициро¬ванные союзы. Однако независимо от сложной политической и социально-экономической ситуации в стране русская культура сумела сохранить свою самобытность и ори¬гинальность. Была учреждена Всероссийская чрезвы¬чайная комиссия по ликвидации неграмотности, со¬здававшая на местах школы, училища, издававшая методическую литературу. В эти годы отмечаются высокие темпы развития техники. В самолетострое¬нии создаются специализированные предприятия (Жуков). Циолковский создает теорию ракетного дви¬жения, используемую для создания межконтиненталь¬ных баллистических ракет и. ракет космического на¬значения. В годы Отечественной войны производит¬ся новая военная техника: самолеты-истребители, бомбардировщики. В литературе известность полу¬чают произведения Куприна, Бунина, Шолохова. Ас¬социация пролетарских художников объединяет вы¬дающиеся имена Ряжского, Грекова. В архитектуре 20-30-х гг. ведущими становятся направления «кон¬структивистов» (Веснин, Гинзбург) и «рационалистов» (Мельников, Лазовский).

    38 Проблема Запад-Восток

    современная "западная" цивилизация во многих отношениях явилась преемственницей греко-романской античной культуры, которая издавна противопоставляла себя так называемому Востоку, т.е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами.
    С тех пор представления о "Востоке", с теми или иными вариациями, как о совершенно ином мире, сохраняются и до наших дней.
    Одно из наглядных доказательств этого - существование такой специфической и многоотраслевой науки, как востоковедение.
    И в самом деле, при знакомстве с восточными странами даже человеку непосвященному бросается в глаза их своеобразие и непохожесть на то, что мы привыкли наблюдать в Европе или Америке. Здесь все иное: и архитектура, и одежда, и еда, и образ жизни, и искусство, и строй языка, и письменность, и фольклор. Правда, для европейского глаза
    Восток предстает как нечто однородно "восточное", хотя в действительности различия между странами этого региона порой весьма велики. В России о различиях между Востоком и Западом писал еще П.Я. Чаадаев: "Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе"'.
    В художественной литературе XX в. наиболее ярким выразителем идеи о несовместимости западной и восточной культур стал известный английский писатель Редьярд Киплинг (1865-1936), творчество которого в значительной мере было призвано показать, что Восток есть Восток, а Запад есть Запад и что им никогда не понять друг друга. Правда, это последнее утверждение ныне опровергается самой жизнью.
    Это не в последнюю очередь объясняется и определенным "восточным" типом мышления, тесно связанным с восточными религиями, которые, за исключением ислама, На Востоке, в частности в Индии, религия и культура практически совпадали на протяжении тысячелетий. "Восточные религии, - пишет Б.С. Ерасов, - представляют собой социокультурный комплекс, совмещающий в себе не только собственно сакральные представления, верования и ритуалы, но также нормативную мораль, право, эстетику, социальные учения, а вместе с тем и соответствующие институты различной степени сакрализации, регулирующие отношения между верующими по поводу духовных факторов".
    Для восточного человека, в отличие от европейца, характерны: сосредоточенность на самом себе и собственной внутренней жизни; меньшая склонность к восприятию противоположностей, которые нередко отрицаются; большая вера в совершенство и гармонию окружающей Вселенной, а отсюда и ориентация не на ее преобразование, а на приспособление к некоему "космическому ритму".
    Еще в конце XIX в. один из наиболее ярких борцов за индийскую духовную самобытность и одновременно знаток западноевропейской культуры Свами Вивекананда (1863-1902) утверждал, например, что Индия "должна научиться у Европы, как покорять внешнюю природу, а Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю". В Индии преуспели в развитии одной фазы человека, на Западе - другой, и поэтому необходимо соединение обеих.
    В целом, несколько схематизируя, восточный тип мышления по отношению к окружающему миру более пассивен, более уравновешен, более независим от внешней среды и ориентирован на единство с природой.
    Можно подозревать, что именно эти "компенсационные" качества восточного мировосприятия в наше бурное время стали причиной наблюдаемого ныне в Европе, Америке, а в последнее время и в нашей стране, увлечения восточными религиями, йогой и другими подобными верованиями, направленными не на "покорение" природы, а на освоение тайн самого человека.

    30 Постмодернизм

    Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы XX века.Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны:

    -               поиски универсального художественного языка;

    -               сближение и сращивание различных художественных направлений;

    «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.Характерными чертами постмодернизма являются:-               ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»);-               существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.);

    -               стилевой плюрализм;

    -               широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;-               иронизирование над художественными традициями прошлых культур;

    -               использование приема игры при создании произведений искусства.

    В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество неравно творению. Если в допостмодернистских культурах работает система «художник - произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства - зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника. Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от «художественного произведения» к «художественной конструкции».В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX века культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений:-               сохранение среды обитания человека;

    -               создание благоприятных условий для развития личности;

    -               формирование достойного качества жизни людей;

    -               реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой деятельности.Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога и сотрудничества все ценности западноевропейской культуры, с учетом меняющихся исторических условий.

    39 Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры. Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

    28 Классицизм и романтизм в Западноевропейской культуре 19в Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей. Классицизм- стиль осноаный на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов. Созданию ясных и простых образов.

    37.Особенности российской культуры в постсоветвский период.

    Отеч. научно-филос. мысль советского периода демонстрирует несколько этапов освоения понятия К.д.

    На первых порах развития советской науки и философии акцент делался на преодолении идеалистич. характера явлений К.д., все многообразие к-рой сводилось при этом к таким областям обществ, сознания и практики, как образование, просвещение, искусство, наука, философия.

    В понимании этих феноменов К.д. наиболее важным считалось преодоление гегелевского подхода к ним как к проявлениям абсолютного духа. Понятие "К.д." долгий период оставалось в советской научно-филос. лит-ре под подозрением, обращение к нему требовало непременного объяснения и оправдания его использования.

    Всякий раз необходимо было признать, что К.д. рассматривается в качестве вторичного явления, зависимого от материального бытия.

    Именно материально-трудовая деятельность людей, обусловливающая истор. развитие обществ, человека, признавалась основой всей человеч. культуры.

    В 60-70-е гг. в рамках советской общественно-научной и филос. мысли акцент переносится на сложность, многообразие проявлений и творч. потенциал К.д.

    В отеч. обществознании в ходе дискуссий активно переосмысляются такие понятия, как "сознание", "идеальное", "мышление", "психика", "культура"; происходят сдвиги в понимании ряда фундаментальных филос. категорий, относящихся к сознанию.

    Постепенно понятие К.д. получает все права "гражданства" в советской науке.

    Анализ позволяет раскрыть его сложное внутр. строение, а сам феномен К.д. определить как явление, развивающееся в рамках обществ., группового, а также индивидуального сознания.

    Наряду с исследованиями К.д. анализируются такие явления, как "духовные процессы", "духовные блага", "духовное производство", "духовная жизнь".

    Допускается, что отд. феномены К.д. могут выполнять по отношению к материально-производственной деятельности опережающе-прогностическую функцию.

    В целом К.д. выводится уже не столько непосредственно из материально-производств. деятельности, сколько рассматривается как имманентная сторона общественно-производств. организма, как функция об-ва в целом.

    Религ. трактовка К.д. продолжает в этот период считаться узкой и недопустимой. Напротив, понимание К.д. расширяется за счет привнесения в нее элементов политики, идеологии.

    Происходит сближение трактовки К.д. социалистич. об-ва с пониманием К.д. коммунизма.

    В качестве общих, сближающих черт выступают такие признаки, как народность, коммунистич. идейность, партийность, коллективизм, гуманизм, интернационализм, патриотизм, обеспечение культурной преемственности и возможности духовного творчества и т.п.

    Советская социальная и гуманитарно-филос. мысль могла обращаться к рез-там исследований зап. авторов в осн. в критич. ключе. Только через критику отеч. аудитория имела возможность составить опр., далеко не полное представление, в каком направлении шел анализ проблем, обозначенных тематикой К.д. в зап. культурологии, социальной и культурной антропологии.

    Через подобное опосредствованное влияние зарубежной научной мысли в советских социальных науках (психологии, социологии, педагогике, теории пропаганды и др.) разрабатывается понимание сложной структуры феноменов К.д., к-рые содержат разл. аспекты умственной и психол. деятельности человека.

    К этому периоду в рамках зарубежной мысли использование понятия К.д. сводится на нет.

    Здесь противопоставление понятий "культура материальная" и "К.д." теряет свою остроту.

    Признается, что онтология культуры базируется на материальной, социальной и ценностно-смысловой основе.

    18 Древняя Греция. Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, только приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер. Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в. до н.э. с севера и северо-запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а около XVI в. до н.э. завоевали Крит. Именно на Крите, в Пилосе, обнаружено и расшифровано линейное письмо, которое является уже греческим. Однако культура ахейцев все еще слишком была зависима от критской культуры. В результате взаимопроникновения возникла культура, представлявшая собой своеобразную мешанину критской и архейской культур, остатки которой еще можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и Тиринфе. Завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык. Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов, также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами, это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного Причерноморья. Именно из сокровищницы архейской культуры с ее развитой мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая прекрасные произведения европейской литературы.

    Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика. Благодаря чему греки одерживали победы в битвах и победоносно завершили персидские войны; первым применил эту технику афинянин Мильтидат под Марафоном, затем спартанец Леонид под Фермопилами. Если в войнах Гомера главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа Ахилла, то греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для отдельного воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но духовным выражением интерактивной культуры греческих городов-государств (полисов). В этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

    Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры. Государство не существовало “вне” и “над” гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека. Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иной культурой.

    Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата, разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою классическую форму в Олимпийских играх.

    И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, как энтропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер провозглашает знаменитое изречение “человек есть мера всех вещей”, а в софокловской “Антигоне” лучше всего выражено удивление свершениями человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками. Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм характерен и для других сфер классической греческой культуры.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта