вопросы по культурологии. 2. Ценностная природа культуры
Скачать 154.48 Kb.
|
13СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВАИстория Др. Египта берет свое начало около 3000-2300 лет до н.э. в эпоху образования Раннего цар¬ства, ставшего первым гос-вом на Земле. Постепен¬но первое гос-во увеличивало свое могущество и ста¬новилось державой, претендующей на мировое господство. Во главе гос-ва стоял фараон, имевший абсол. власть: весь Египет, его природные ресурсы, трудовые, материальные и культурные ценности счи¬тались собственностью фараона. Само гос-во отож¬дествлялось с понятием «ном», или дом фараона. Общественная жизнь отражала содержание и струк¬туру древнеегипетской религии – политеизма. Политеизм – это вера в пантеон, или множество богов. Боги Др. Египта олицетворяли природные яв¬ления и одновременно явления общественного поряд¬ка. Птах – бог воды, земли и мирового разума, со¬здатель всего сущего. Он почитался как покровитель искусств и ремесел и изображался только в образе человека. Особым почитанием он пользовался у жи¬телей Мемфиса, но по версиям жрецов др. городов возникновение мира началось с первобытного водно¬го хаоса – Нун, из которого возникает бог Солнца, Атум, превратившийся в бога Ра, и вся последующая иерархия богов: бог воздуха Шу, богиня влажности Тефнут, бог земли Геб, богиня неба Нут и др. Боги¬ня Маат имела важное соц. значение и олицетворя¬ла социальный порядок. Окружающий мир разделялся в мировоззрении древних египтян на земной мир и мир загробный, над которыми одинаково светило солнце Ра. Мифология и религия египтян стали основой веры в заупокойный культ, заключавшийся в протесте против смер¬ти, которую они считали «ненормальностью» и уст¬раивали пышные празднества по умершему. Египтя¬не верили в бессмертие души человека, или в его бессмертный двойник – Ка. Несогласие египтян с неизбежностью смерти поро¬дило вероучение, по которому смерть не есть конец жизни и умерший может воскреснуть. Это вероуче¬ние сделало необходимым постройку мастаб и пира¬мид. Мастабы – это многоярусные захоронения с ячейками для утвари, обеспечивающей существова¬ние умершего за порогом смерти. Одна из первых пирамид была построена около 5 тыс. лет назад в честь фараона Джосера. Она отличалась ступенчато¬стью строения и возвышалась как лестница в небо. Самая знаменитая и грандиозная по своим масшта¬бам пирамида строилась в течение 20 лет и была воздвигнута вблизи г. Гиза в честь фараона Хеопса. 16ДАОСИЗМ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕДаосизм зарождается в VI-V вв. до н.э., это рели¬гиозно-философское учение о Дао, или о жизненном пути --едином, объективном законе, которому под¬чинен весь мир. Его основателем является Лао-цзы, а его представителем – Чжуан-цзы. Даосы высту¬пали против системности и логики изложения, а их трактаты изобиловали иносказательными притчами. Они писали о том, что составляет неуловимость пу¬стоты вне композиции и структуры. Но в то же вре¬мя даосизм есть вполне целостное учение, в котором все подчинено главной категории – тому, что «скры¬то», «чудесно», «божественно», –Дао. Для даоса мир беспределен и вечен, а земные мерки безнадежно ограничены. В книге «Дао дэ цзин» Лао-Цзы сравнивает Дао с пустотой, лежащей в основе мира и пребывающей в недеянии (у вей), но в то же время нет ничего, что бы оно ни сделало, и в своем действии оно неисчер¬паемо: «Превращения невидимого Дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения». Путь Дао – это путь бесстрастного познания сути всего суще¬ствующего. Форму бытия Дао Чжуан-цзы определя¬ет как «естественность», которая выступает всеобъ¬емлющим единством всего сущего, по отношению к которому не может быть никакого воздействия извне. «Естественность» как единое есть не само бытие, но принцип бытия – «пустота», или «совершенная чис¬тота» (небытие). Само Дао подчинено неудержимо¬му потоку «духовных перемен (шень хуа) естествен¬ности» и обретает себя в акте самоотрицания ил'и возвращения к истокам, Дэ – это немыслимая искусность и творческая сила естественной, спонтан¬ной деятельности человека. Дэ есть добродетель, не осознающая себя добродетелью, и потому, когда она создает сущее, не стремится им обладать, а когда руководит, не считает себя властелином. Человек, наделенный добродетелью, или дэ, внутренне совер¬шенен и способен подчинять себе людей. Даоская аскеза стремится к возвращению к истокам через достижение состояния естественности, обретаемого в спонтанном действии или недеянии. В искусстве даосизм утверждал преемственность несотворенного хаоса и технической деятельности людей в неисчерпаемой конкретности бытия. Красота у даосов представляет, согласно закону символиче¬ской формы, контрастное единство сокрытия и вы¬ражения. Полноценном выражением стилистическо¬го единства традиционной культуры Китая становят-, ся живопись, музыка, поэзия. Искусство было направлено к внутренней реализации человеч. духа, не имеющего внешней формы и доступного лишь символическому выражению. Можно сказать, что ис¬кусство Др. Китая –- это творческое развертывание Дао как истока должного, прекрасного, полезного, но не сводимого ни к долгу, ни к красоте, ни к пользе. Основной темой древнекитайского искусства стано¬вится идея «пустоты» (сюй), или реальности, все в себя вмещающей и себя опустошающей. Пустота в даоской философии означала и отсутствие наличия, и предельную целостность, и бесконечную перспек¬тиву самотрансформации бытия. Символизм «само¬опустошающейся пустоты», т.е. самораскрывающей¬ся реальности, превосходит не только свои проявле¬ния, но и сам принцип проявлений. |