вопросы по культурологии. 2. Ценностная природа культуры
Скачать 154.48 Kb.
|
20 МИР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО В МУСУЛЬМАНСКОЙ КАРТИНЕ МИРА. ИСЛАМВ VII в. на территории Междуречья формируется Арабский халифат – теократическое мусульманское гос-во во главе с халифом –- верховным правителем. Первым его руководителем становится основатель ислама пророк Мухаммед. Завоевательные войны последователей Мухаммеда значительно расширили территорию халифата и способствовали быстрому распространению ислама в Индии и странах Бл. Во¬стока. Впервые с пророчествами Мухаммед выступил в 610 г/в Мекке, но признание получил в Медине в 622 г. Ислам возник из элементов иудейства, хрис¬тианства и обрядовых традиций староарабских дому-сульманских культов природы – политеизма. Мусульмане верят в единого Бога –. Аллаха, все¬могущего и непостижимого для человека. Мир, со¬гласно исламу, был создан за 6 дней. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» – жизнь, поэтому человек состоит из двух сущностей – теле¬сной и духовной. Ислам учит, что счастливый пери¬од в истории человечества остался позади и после изгнания из рая человек вряд ли будет счастлив. Жизнь в здешнем мире есть череда обольщений и тщетность суеты, поэтому даже в повседневной суе¬те не следует забывать о своей душе. После смерти человека ждет божественное возмездие – всеобщий божий суд. Посмертная участь человека зависит от его поведения при жизни. Коран – это священная книга мусульман, в кото¬рой записаны основные положения ислама. Его основу составляют заповеди и проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и притчи. Все изречения в Коране делятся на откровения, исходя¬щие от Аллаха, и высказывания Мухаммеда. В соот¬ветствии с установлениями Корана регулируется жизнь общества, строятся семейные, правовые и имущественные отношения людей. Свод этих уста¬новлений называется шариат. Шариат – это свод норм морали, права» культур¬ных установок, регламентирующих общественную и личную жизнь мусульман. Шариат формировался в период с VII по VIII в., к концу !Х в. была разработана система оценок человеч. поступков: 1) обязатель¬ные поступки – чтение молитв, соблюдение поста, ритуалов; 2) желательные поступки – совершение дополнительных молитв и постов, благотворитель¬ность; 3) безразличные поступки – сон, еда, брак; 4) неодобряемые, но ненаказуемые поступки – это поступки, вызванные желанием насладиться земны¬ми благами. 23ВОЗРОЖДЕНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА И АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭПОХИ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫЭпоха Возрождения (XV-XV1 вв.) ориентирована на идеи гуманизма, антропоцентризма и пантеизма. Трактовка понятий «гуманизм» и «антропоцентризм» неодинакова и зависит от духовной атмосферы того или иного периода эпохи Возрождения, разделяю¬щейся на Ранний Ренессанс (1400-1495 гг.) и По¬здний Ренессанс (1495-1520 гг.). Проторенессанс (XIV в.) – это период, предшествующий становле¬нию эпохи Возрождения, период зарождения гумани¬стических идей. Завершающим этапом развития ренессансной культуры является период Реформации (XVI–XVII вв.), приведший к духовному освобождению от искусственно навязываемых религиозных догм. Период Раннего Ренессанса известен как воссозда¬ние античных ценностей через обращение к духовным истокам Др. Греции. До XV в. книги были редкостью. В др. рукописях («Архитектура» Витрувия Поллио, I в. до н.э.) содержались сведения о методах, технике создания произведений искусства. Но уже в трудах Брунеллески, Донатело преобладает стремление к самостоятельному творчеству. Гуманизм – это характеристика нового понимания сущности и назначения человека как человека дея¬тельной и производительной жизни. Человек самосознает себя только в активной, творческой деятель¬ности, и в ней состоит смысл его жизни (Альберти, Петрарка). В человеке все достойно внимания: духов¬ное совершенство и телесная красота. Совершенствование человека возможно через образование, воспитание и политич. свободу – в этом виделась суть гуманизма. Антропоцентризм – это учение о центральном положении человека как творца всего, что его окружает. Обращение к духовному миру человека знаменует начало Позднего Ренессанса. Духовный мир челове¬ка становится предметом творчества художников (Микеланджело, Рафаэль, Л. да Винчи), скульпторов, музыкантов, писателей (Боккаччо). Гуманизм этого периода характеризуется креативным началом новой культуры: человек становится не только венцом ми¬роздания и любимым Божьим творением, но и сво¬бодным творческим существом с неограниченными возможностями как в духовном совершенствовании, так и в силе чувство к сер. XVI в. преобладающим становится индивидуализм. Свобода превращается в произвол, а гармония – в распад ренессансrой куль¬туры и деградацию человека. |