Главная страница
Навигация по странице:

  • 8История развития концепций типологии культуры

  • 1863-1936) и русского историка Н.Я. Данилевского (

  • "Россия и Европа" в концепции Н.Я. Данилевского и его последователей

  • 1) египетский; 2) ассиро-вавилоно-финикийский; 3) иранский; 4) индийский; 5) китайский; 6) греческий;

  • 10) германо-романский. Кроме того, существовали два американских типа культуры: 11) мексиканский;

  • Концепция Н.Я. Данилевского приобрела значительный резонанс в России, найдя различные продолжения. Так, К.Н. Леонтьев (

  • Другой современник Н. Данилевского, Вл. Соловьев (

  • Еще один современник Н. Данилевского, П.Н. Милюков (

  • Концепции евразийства Более реалистичную позицию в отношении места России и русской культуры занимают сторонники концепции евразийства.

  • Вячеслав Иванович Иванов (

  • Один из основателей евразийства, Н.С. Трубецкой (

  • вопросы по культурологии. 2. Ценностная природа культуры


    Скачать 154.48 Kb.
    Название2. Ценностная природа культуры
    Анкорвопросы по культурологии.docx
    Дата20.02.2017
    Размер154.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы по культурологии.docx
    ТипДокументы
    #2926
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

     Импрессионизм


    Другим, очень ярким, продолжением реализма стал импрессионизм. Он зародился также во Франции в последней трети XIX века сначала в живописи, позднее нашёл последователей в скульптуре и музыке. Импрессионисты — художники Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдуард Мане, Камилл Писарро, Альфред Сислей и другие Протест был направлен против романтизма. Импрессионисты провели в Париже ряд выставок. Первая (и наиболее известная)  состоялась весной 1874 г. Художников, которые участвовали в этих выставках, также называют импрессионистами. Особое место в творчестве импрессионистов занял пейзаж, в том числе и городской.Термин «Импрессионизм» связан с картиной Клода Моне «Впечатление: восход солнца» (1872), изображавшей гавань порта Гавр в тумане. Моне, вероятно, хотел отметить особый характер работы, когда впечатление от чего-либо получается на основе краткого сиюминутного наблюдения. Отсюда некоторая незаконченность, отрывочность, неполнота в деталях. Термин, однако, был быстро принят сочувствующими критиками, у которых он стал означать впечатление, полученное как бы от быстрого взгляда, в определённое мгновение времени. Импрессионисты стремились запечатлеть также и своё переживание состояний природы. Импрессионистский пейзаж передаёт настроение. Импрессионисты использовали яркие, насыщенные цвета и разнообразие мазков. Они утверждали, что в природе нет чёрного цвета, и потому их палитра была светлой. Даже тени на их картинах цветные. Выработанная импрессионистами техника живописи позволила им фиксировать материальный характер и структуру объектов в природе, световые эффекты на их поверхностях — рефлексы. Наконец, к импрессионизму можно отнести ранние работы Гогена. Импрессионизм вплоть до ХХ столетия очень сильно повлиял на многих молодых художников — на их колористику, живописную манеру, подходы к природе. Это относится как к французской живописи, так и к искусству других стран. Влияние импрессионизма проявилось в таких фундаментальных особенностях, как отказ от различия между законченной живописью и этюдом; повышенное внимание к движению цвета на земле; использование чистых, ярких цветов, часто взятых непосредственно из тюбика. Импрессионистом считал себя скульптор Огюст Роден.
    В музыке идеи импрессионизма были восприняты композитором Клодом Дебюсси . Пьесы Дебюсси рассчитаны на вызов воспоминаний о душевных состояниях, о впечатлениях от природы — от игры света, ветра и воды. Импрессионистами называют и других композиторов (Морис Равель, Фредерик Делиус, Отторино Респиги, Айзек Альбенис и Чарльз Гриффес), хотя точнее было бы сказать, что они находились под влиянием Дебюсси, его новаторских гармоний и оркестровок.
    13).

    Модерн

    (фр. modeme — современный) Стилевая эпоха в евро-американском искусстве рубежа XIX-XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии — «сецессион» (Secession), в Германии — «югендштиль» (Jugendstil), в Италии — «либерти» (Liberty). M. явился своеобразной художественно-эстетической реакцией культуры на засилие в ней в XIX в. позитивистско-материалистических тенденций, а в искусстве — натурализма, реализма, академизма.

    8История развития концепций типологии культуры

    В числе первых, кто развивал концепции типологии культур, можно назвать немца Генриха Риккерта (1863-1936) и русского историка Н.Я. Данилевского (1822-1885). Позже типологические концепции культуры развивали О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. Мало было заметить различия в культурах, следовало их еще и объяснить. Не довольствуясь чисто описательной культурологией, Данилевский, Риккерт, Шпенглер сравнивали типологию культур с морфологией, а свои концепции расценивали как "морфологию культурной истории".

    В труде с характерным названием "Учебник мировой истории в органическом изложении" Риккерт категорически возражал против идеи единой культуры человечества: в его истории обнаружено множество самостоятельных типов культур, многие из них сосуществуют одновременно, сохраняя тенденции к дальнейшему обособлению. Эти культуры представляют собой своеобразные исторические организмы, своеобразные на - столько, что не может быть и речи о единстве человечества как субъекте исторического процесса, о поступательном характере последнего. Важнейшая особенность организменного подхода к культуре состоит в том, что, будучи органической целостностью, каждый тип культуры, подобно живым организмам, не только появляется, но и исчезает в определенный исторический момент. Вовсе не обязательно, чтобы культуры исчезали бесследно, культурно-исторические организмы могут сливаться с другими, поглощаться ими, порождать новые. Риккерт заметил и опасность, которая уже в XX в. приобрела угрожающую и разрушительную степень - притязания той или иной культуры на абсолютный характер, попытки навязывать свои ценности другим культурам.

    "Россия и Европа" в концепции Н.Я. Данилевского и его последователей

    В острой форме эта проблема поднималась русским мыслителем Н.Я. Данилевским (1822-1885) в его книге "Россия и Европа" (1869). Европоцентризм отвергается в этой работе с "философских, этических, практических позиций". Данилевский отмечал неопределенность и неоднозначность идеи научного прогресса, связываемого обыкновенно с Европой. Еще серьезнее опасность европоцентризма обнаруживается "в экспансии на другие культуры - прямо заявляется о враждебности европоцентризма русской культуре. Не соглашаясь с тем, что прогресс - свойство именно европейской культуры, а застой - азиатской, Данилевский рассматривал и прогресс, и застой как "характеристические признаки того возраста, в котором находится народ" Данилевский НЛ. Россия и Европа. М., 1991.С. 75. . * "Народу одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от то - го, где он живет - на Востоке или Западе. Всему живущему. дается только известная сумма жизни, с истощением которой оно должно умереть" Там же. С. 74. . Данилевский отмечал и то, что "прогресс" и "застой" - весьма короткие периоды в жизнедеятельности любого организма. Подобно естественной систематике организмов, созданной ботаникой и зоологией в XVIII-XIX вв., Данилевский предлагал "естественную систему культур". Как и в случае живых организмов, планы или типы организации культур представляются принципиально несоизмеримыми. Выделяя культурно-исторические типы по характеру организации религиозной, социальной, бытовой, промышленной, политической, научной, художественной жизни, Данилевский насчитывал 13 "состоявшихся" типов культур:

    1) египетский;

    2) ассиро-вавилоно-финикийский;

    3) иранский;

    4) индийский;

    5) китайский;

    6) греческий;

    7) римский;

    8) еврейский;

    9) новосемитический или аравийский;

    10) германо-романский. Кроме того, существовали два американских типа культуры: 11) мексиканский;

    12) перуанский, погибшие насильственно и не успевшие завершить свое развитие. И еще есть 13-й - славянский тип культуры, которому русский историк прочил большое будущее. Подобно живым организмам, культуры находятся в постоянной борьбе за место под солнцем - друг с другом и с внешней средой. При этом каждая культура может расти только на подходящей для нее почве.

    Данилевский различал культуры "преемственные" и "уединенные". К первым он относит 5 типов, сменявших друг друга: египетский; ассиро-вавилонский; греко-римский; еврейский; германо-романский. К культурам, существовавшим изолированно и поэтому пришедшим к застою и упадку, Данилевский относил индийскую и китайскую. Продолжая биологические аналогии, Данилевский писал: "Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток, истощает раз и навсегда их жизненную силу" Данилевский НЛ. Россия и Европа. М., 1991.С. 92. .

    В книге "Россия и Европа" проводится оригинальный взгляд на соотношение культуры и цивилизации. Цивилизация, по Данилевскому, связана с достижением политической независимости и целостности, расцветом культуры, развитием всех ее компонентов и рассматривается как раскрытие начал, лежащих в основе духовной природы народов, составляющих тот или иной культурно-исторический тип. Поскольку эти типы замкнуты, воздействие одного на другого еще не есть передача культурного наследия, хотя возможны "прививки", когда один культурно-исторический тип "приносится в жертву другому". Возможны также случаи, когда, сохраняя свою самостоятельность, определенный тип культуры служит материалом для органичного строения нового типа, служа "удобрением" для того.

    Важное условие цивилизационного расцвета, полноты жизни и подлинного развития - в разнообразии состава народов, входящих в данный тип. Период "цивилизации" крайне короток, после чего наступает период застоя, иссякания творческой активности, "апатии самодовольства" (Китай, по Данилевскому) или "апатии отчаяния" (Рим). Любой тип культуры проходит четыре стадии:

    1) длинный (примерно тысяча лет) этнографический, или подготовительный период, когда происходит накопление сил для будущей сознательной деятельности, формирование языка, этноса, мифологии, быта, психологического строя народов;

    2) период цивилизации - полезной затраты творческой энергии, государственной организации и политической независимости (длится не более 400 лет);

    период плодоношения - в религии, философии, праве, науке, искусстве. Этот период особенно короток. Наконец,

    период застоя и крушения культурного типа.

    Не всякие культуры проходят все четыре стадии. Были культуры, развитие которых насильственно прерывалось, что не позволяло им пройти весь жизненный цикл, были и такие, которые не достигли исторической индивидуальности и пригодились лишь как этнографический материал. Наконец, не могли пройти все фазы те культуры, которые носили разрушительный характер.

    В XX в. на основе естественнонаучных данных, эти идеи получили своеобразное развитие в концепции Льва Гумилева, создателя учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях, исследователя биоэнергетической доминанты (пассионарности) этногенеза. Важным критерием для выделения культурных типов у Данилевского служил элемент культурной деятельности, преобладающий в той или иной культуре. В первичных, или автохтонных типах культур еще отсутствует такое доминирование, в них смешаны различные формы. Лишь на достаточно зрелых стадиях начинает выделяться какая-то сторона культурной деятельности: в древнеегипетской - религия, в древнеримской - "политическая, в европейской - научная деятельность. Это одноосновные типы. В двухосновных типах могут сочетаться различные компоненты культуры, например, наука и промышленность в Европе. Особенности культуры Данилевский прямо связывал с этнонациональной психологией. Так, в европейской культуре выражена "насильственность энергетического характера романо-германских народов". Как считал Данилевский, в современный ему период начал складываться славянский тип культуры, от которого этот исток ожидал синтеза всех видов культурной деятельности. За - лог этого Данилевский видел в особенностях русского национального характера, который "исполнен мягкости, покорности и почтительности, доверия и уважения к власти". Данилевский как бы отвечал тем самым П.Я. Чаадаеву, как раз очень скептически относившемуся к пути России, которая, "опираясь одним локтем на Китай, другим - на Германию", казалось бы, должна была указать путь человечеству. Вместо это - го, считал Чаадаев, мы "не принадлежим ни к Востоку, ни к Западу и не имеем традиций ни того, ни другого, прежние идеи выметаются новыми, так как последние не вырастают из первых. Словом, мы. живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам". Впрочем, и Чаадаев разделял "глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество".

    Концепция Н.Я. Данилевского приобрела значительный резонанс в России, найдя различные продолжения. Так, К.Н. Леонтьев (1831-1891) усмотрел в ней способ апологии панславизма и идей исключительности русской культуры. Как крайнее выражение славянофильства расценивались идеи византизма (который прослеживается в русской истории еще со времени появления идеи "Третьего Рима"), противостоящего разлагающейся римской культуре. К. Леонтьев четко разделяет культуру и цивилизацию. "Бесцветной идее всемирного сознания" противопоставляется самобытность национальных культур. Леонтьева ужасает перспектива русской культуры как части однородной всемирной цивилизации. Он вовсе не разделял идеалы западной цивилизации, усматривая в требованиях равенства и демократии "губительное упрощение, господство среднего человека" - либерального буржуа, воспитанного потребляемой им массовой, обезличенной, денационализированной культурой. В освобождении от религии, происходящем в западной культуре, Леонтьев видел элементарное безбожие, утрату моральных принципов. "Человечество износилось", и чтобы "спасти от гниения" хотя бы Россию, Леонтьев предлагал "подморозить" ее - благодаря государственному деспотизму и религиозному аскетизму. Только в таком случае Россия сможет выполнить предписываемую ей мессианскую функцию в отношении всего мира.

    Другой современник Н. Данилевского, Вл. Соловьев (1853 - 1900), также исходя из организмических представлений, I считал, что в истории действуют три силы. Первая из них стремится "подчинить человечество во всех сферах и ступенях одному верховному началу". Вторая "стремится разбить твердыню мертвого единства, дать везде свободу", но тогда общее превращается в нечто отвлеченное, пустое, что может обернуться всеобщим эгоизмом и анархизмом. И лишь третья сила примиряющая "единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов", созидательная, обеспечивает "целостность общественного организма" Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соч. в 2 т.Т. 2.М., 1988.С. 198-199. . Доминирование той или иной из этих сил определяет лицо, сущность культур и цивилизаций. В мусульманской культуре преобладает первая из них, с вытекающими отсюда "гнетом одностороннего религиозного начала, бессилием и подавлением личности". В европейской цивилизации преобладает вторая сила, с "исключительным самоутверждением всех частных форм и индивидуальных элементов", раздроблением общего организма на атомы, разложением. И только славянская культура, по В. Соловьеву, соединяет человечество с вечным божественным началом, сводя все частные формы и элементы жизни и знания в единый организм. Именно России предстоит соединить Восток и Запад.

    Еще один современник Н. Данилевского, П.Н. Милюков (1859-1943), также рассматривая культуру как организм, выдвигал идею ее эволюции. В отличие от Данилевского, который строил свою концепцию культуры на основании теории метаморфоз Гёте и даже теории катастроф Кювье, Милюков верил в последовательную поступь эволюции. Будучи сторонником европейской демократии и либерализма и отвергая идеи национальной исключительности, Милюков пытался объединить концепцию Данилевского и трехфазную схему мировой истории О. Конта, где каждая национальная культура проходит три стадии - теологическую, метафизическую и позитивно-научную. Жилюков напрямую связывал особенности культурной истории с условиями окружающей среды, "месторазвитием" (выражение П.Н. Савицкого) культуры. Высказывается идея "солидарности между различными сторонами исторической эволюции, сопряженности между различными рядами эволюции культуры". Останавливаясь на особо дискутируемой тогда роли личности в истории. Милюков писал, что "при стихийном характере, с которого начиналась всегда и везде эволюция общественности, действительно, только личности - официальные или моральные руководители масс - служили инициаторами и исполнителя - ми общественно-целесообразных поступков" Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры.Т. 1.М., 1993.С. 50. .

    Концепции евразийства

    Более реалистичную позицию в отношении места России и русской культуры занимают сторонники концепции евразийства. С одной стороны, они выделяют связанное с историческими и географическими особенностями место Рос - сии. Вместе с тем представители евразийства проводят идею принципиальной равноценности различных культур, включая сюда не только одновременно существующие, но и более ранние. Так, поэт-символист Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949) обращался к эллинской культуре, с ее "мудростью формы и меры". В ее возрождении он видел путь к возрождению современной ему культуры.

    Один из основателей евразийства, Н.С. Трубецкой (1890 - 1938), автор 10 статей в изданиях евразийцев, книги "Европа и человечество" (1920) делал упор на том, что евразийство расширяет понятие личности от частночеловеческой к многочеловеческой, "симфонической личности, когда таковой становится целый народ или даже группа народов". Всякая культура есть "исторически непрерывно меняющийся продукт коллективного творчества прошлых и современных поколений дан - ной социальной среды", причем каждая отдельная культура имеет целью удовлетворение материальных или духовных потребностей именно данного социального целого или входящих в его состав индивидов - общечеловеческая культура невозможна. Стремление же создать единую, унифицированную культуру характерно для Европы, насаждающей материально-утилитарную, рационалистическую культуру, подавляю - щей национальное своеобразие культур, развивающихся на ее территории. Трубецкой подчеркивал: "Для евразийства самым важным является изменение культуры: изменение же политического строя или политических идей без изменения культуры. отметается как несущественное и нецелесообразное" Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык.М., 1995.С. 352. .
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта