Главная страница

вопросы по культурологии. 2. Ценностная природа культуры


Скачать 154.48 Kb.
Название2. Ценностная природа культуры
Анкорвопросы по культурологии.docx
Дата20.02.2017
Размер154.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы по культурологии.docx
ТипДокументы
#2926
страница8 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

22 ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА


Своеобразие истории Западной и Центральной Европы в I тысячелетии определилось нашествием варварских племен (вестготов, гуннов и других). Это привело к сложному процессу взаимопроникновения культур античной и варварских народов, к преобладанию с V века "варварских" элементов художественной культуры.

Этапы развития средневековой культуры Западной и Центральной Европы:

I - дороманский (середина V-X вв.)

II - романский (X 1-ХII вв.)

III- готический (конец XII-XIV вв.).

Дороманский этап - это время формирования основных принципов средневекового искусства. Они нашли проявление в искусстве империи Каролингов (VIII-IX вв.), в художественной культуре Оттоновской империи (X в.), государства франков, что подготовило появление романского стиля.

Романское искусство


Романский стиль сложился в XI-ХII веках и отразил религиозное мировоззрение феодального общества. Средоточием умственной жизни, образования, художественного творчества были монастыри. Ромайская архитектура отличалась мощью, скульптура - мятущимся духом, что отразило влияние традиций варварского искусства, бурного характера эпохи.

Отличительные черты романской архитектуры - суровость и мощь - были обусловлены стремлением к прочности, способностью к обороне в периоды феодальных усобиц. Наиболее характерные архитектурные сооружения раннего Средневековья - замки духовных и светских феодалов, церкви и монастыри. Примеры подобных сооружений - башня феодального замка в Лоше (X в.), замок Гайар на Сене (XII в.), город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII вв.), аббатство Мои Сен Мишель д'Эгиль во Франции, башни родовых замков в Сан-Джиминьяно в Италии (конец XII- начало XIII вв.) и другие.

Самое значительное создание романской архитектуры - храм, отличавшийся суровой благородной красотой. Чаще всего он наследовал от римлян древнехристианскую базиликальную форму. В плане - это латинский крест. Большое значение придавалось внутреннему пространству храма. Арки, столбы, колонны, массивные стены со щелевидными окнами - все это воздействовало на человека, создавая представление об обширности пространства. Наружный вид романского собора отличался суровостью, ясностью, простотой. Центр его композиции - башня, увенчанная шпилем. Наибольшего распространения романские храмы достигли во Франции, например, церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI—XII вв.).Романский храм объединял все виды искусств. Его внутренние стены покрывали фрески. Новым явлением были витражи*225, заполнившие оконные проемы. В витражах изображались сюжеты и образы из Священного писания, житий святых. Эпизоды библейской истории стали сюжетами фресок, например, цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуатье (конец XI - начало XII в.).*225: {Витраж - вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы.}

Во Франции достигает расцвета романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники, например, Евангелие Амьенской библиотеки (конец XI в.). Как и живопись, романская скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам, использовалась, в основном, во внешнем оформлении собора. Расцвета романская скульптура достигла в середине XII века, например, скульптуры западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (середина XII в.). В центре - образ Христа, исполненный сосредоточенности, энергии и душевной мягкости.

Готическое искусство Готическое искусство - следующий этап в развитии средневековой культуры. Продолжая традиции романского стиля, готика в то же время явилась более зрелым стилем, обращенным в большей степени к жизни, природе и человеку.


Термин "готический стиль" ведет происхождение от названия германских племен - готов, первоначально обитавших у берегов Балтийского моря. В представлении средневековых итальянцев "готы" - это северные народы, поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран назывался готическим.Во Франции романский стиль перешел в готический. Если в период XI—XII веков наиболее высоким уровнем развития архитектуры отличались южные районы Франции, то с середины XII века, когда ведущая роль в экономической п политической жизни страны переходит к северным провинциям, значительные архитектурные сооружения создаются в таких культурных центрах, как Париж, Амьен, Реймс, Руан.

Общественная жизнь города сосредоточивалась в соборе, массивы стен и сводов которого были преобразованы в своеобразный скелет, каркас; пластика архитектурных форм - подчеркнутые вертикали опор, стрельчатые арки, остроконечные шатры и фронтоны и т. д. - создавала впечатление легкости, невесомости, ажурности. Формы готического здания приобрели характерную расчлененность, вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость, динамичность. Высота готических соборов вдвое больше, чем романских. Это придает и внутреннему пространству устремленность ввысь, а интерьер приобретает величественный характер. Простор дает ощущение свободы, веру в человеческие возможности.Первая значительная постройка готического собора - это Нотр-Дам де Пари (Собор парижской Богоматери, заложен в 1163 г.). Другие соборы: в Реймсе (начат около 1210 г., Франция), в Амьене (начат в 1220 г., Франция); в Страсбурге (Эльзас) и Кельме (Западная Германия).Период расцвета готики во Франции и Германии - XII-XIII века. В XIV веке в связи со Столетней войной строительство соборов было прервано. В XV веке готический стиль преобразуется в направлении украшательства, усложненного рисунка деталей, стремления к большей эффективности (эта поздняя разновидность стиля получила название "пламенеющей готики").В средневековом городе, кроме собора, было еще одно здание, выделявшееся из общей массы домов, - ратуша. Во Франции, Англии, Германии, Бельгии XIII-ХV веков оформление ратуши было подражанием формам готического собора. Как и собор, ратуша являлась символом города, его самоуправления, стремления к независимости.Готический стиль распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Однако за пределами Франции и Западной Германии готика нашла воплощение не как стиль архитектуры, а как стиль архитектурного оформления, что не одно и то же. Почти во всех странах Западной Европы в XIV-XV веках при строительстве культовых зданий стали использовать оформление, создававшее впечатление готики. Особенного распространения она достигла в Англии, хотя там есть несколько соборов, которые можно назвать готическими и по их конструкции.Таким образом, в эпоху Средневековья были созданы художественные ценности, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.

29 Реализм

В первой половине XIX века господствующим стилем вместо романтизма стал реализм. Этот стиль характерен для изобразительных искусств — живописи, литературы, театра. Реализм в художественной культуре возник в связи с успехами естественных наук, как художественная параллель объективной точной картине мира.
Реализм стал своеобразной оппозицией романтизму. Романтизм идеализировал жизнь, изображал прежде всего надежды и чувства личности; реализм стремился точно изображать жизнь такой, как она есть. . Ведущим жанром реализма в литературе стал социальный роман. Точное изображение жизни подразумевало и фиксацию противоречий действительности, что влекло этическую и эмоциональную оценку этих противоречий. Естественно, нищета рабочих и крестьян, резкое имущественное неравенство в произведениях реалистов оценивались отрицательно. Поэтому в  бывшем СССР реализм ХХ века назвали критическим, что не совсем точно, поскольку критика противоречий капитализма вовсе не была единственным и главным содержанием реалистического искусства.Во Франции первыми крупными представителями реализма были Стендаль и Оноре де Бальзак. Бальзак  называл себя «секретарём XIX столетия». Серия его романов «Человеческая комедия» (1829-47) представила полный и точный портрет французского общества. За Бальзаком следовали Гюстав Флобер, прославившийся романом «Мадам Бовари» (1857), Эмиль Золя и другие. В Англии создавал реалистические романы Ч. Диккенс. Яркий представитель английского реализма —  Джордж Элиот, написавший роман «Миддлмарч» (1871-72). Элиот сумел создать образы высокой психологической сложности. В Соединенных Штатах реалистическую прозу начал писать Генри Джеймс (чьим любимым автором был Бальзак), позднее — Синклер Льюис («Главная улица», 1920),  Джек Лондон, Теодор Драйзер, драматург Юджин О’Нил. Замечательные произведения возникали и в живописи. В этой области термин «реализм» обычно обозначает искусство фигуративное,  далёкое от абстракции.Тенденция представлять внешний мир таким, каким он фактически видится, существует с самого начала изобразительных практик. Можно вспомнить, например, точность изображения животных в наскальных рисунках каменного века, стремление передать портретное сходство в скульптурных портретах Древнего Египта, позднее — этрусков. В качестве непосредственного предшественника европейского реализма в живописи иногда называют итальянского живописца Караваджо и его последователей, которые появились в конце XVI столетия.Реализм в живописи возник также во Франции начиная примерно с 1840 и до 1870-80 гг. Политические и социальные перевороты Нового времени, и особенно XIX века побуждали художников отказываться от канонов академического и романтического искусства и искать средства художественного исследования реальной жизни. Они стали писать обычных людей, ведущих свою обыденную жизнь. Реалисты были убеждены, что их подход необходим обществу, что только так они могут участвовать в социальной жизни. В 1846 году Шарль Бодлер призвал к живописи, которая имела бы дело с «героизмом современной жизни». Его друг Курбе предложил уже программу, распространив манифест реализма. В 1850 г. он создал картину «Дробильщики камней», в которой, как и в последующих полотнах, эту программу осуществлял. Реализм особенно веско заявил о себе в 1855 г., когда Курбе, не принятый на Парижскую выставку, устроил самостоятельный показ своих картин.  Курбе поддерживал отношения с Бодлером и с философом Пьером Прудоном, что иллюстрирует близкие связи живописцев-реалистов с литературным и интеллектуальным авангардом времени. Реалистами были также Оноре Домье, наиболее известный острым осмеянием мелкой буржуазии, и Жан Франсуа Милле, писавший сцены крестьянской жизни. Реалистичны ранние работы Эдуарда Мане и Эдгара Дега (1860-е и 70-е гг.). С движением реализма также связано искусство прерафаэлитов в Англии и Адольфа фон Менцеля в Германии.

Натурализм К концу века Эмиль Золя сформулировал направление литературного реализма, названное натурализмом. Согласно Золя, автор должен был работать как объективный «экспериментатор», наблюдая и записывая цепи причин и следствий беспристрастно и безлично, без моральных суждений. Здесь просматривается также влияние позитивизма Огюста Конта, который убеждал философов и писателей,  подобно ученым, искать постоянные законы жизни. Идейная программа натурализма связана с философским материализмом и прогрессом естествознания; особое значение имела эволюционная теории развития Чарльза Дарвина, в которой человек предстаёт животным, изменяющимся под воздействием внешних факторов. Ипполит Тэн писал, что человеческие действия определяются наследственностью, окружающей средой и давлением непосредственных обстоятельств. Поэтому человек в значительной степени лишён доброй воли и морального выбора. Натурализм доводил реализм до крайностей, акцентируя физиологические аспекты человеческого поведения.
Кроме естествознания, на натурализм повлияли социальные последствия промышленной революции. Страдания рабочего класса в городских трущобах были одной из любимых тем натуралистов.Натурализм стал включать в художественный текст документы. Немаловажно и то, что натуралисты признали влияние бессознательных составляющих психики человека на поведение и поступки. Социальная направленность натурализма в конце XIX века была абсолютно ясной, резко критичной по отношению к буржуазному строю.Кроме Э. Золя, известными писателями — сторонниками натурализма были братья Эдмон и Жюль де Гонкур, Ги де Мопассан во Франции, в Англии Дж. Мур, в Германии Г. Гауптман, А. Гольц.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта