Главная страница

вопросы по культурологии. 2. Ценностная природа культуры


Скачать 154.48 Kb.
Название2. Ценностная природа культуры
Анкорвопросы по культурологии.docx
Дата20.02.2017
Размер154.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы по культурологии.docx
ТипДокументы
#2926
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

17Роль конфуцианства в культуре Китая


В центре конфуцианства стоит не человек сам по себе, а человек для общества. Это учение было создано китайским мыслителем Конфуцием (551 – 479 гг. до н. э,). Оно вплоть до XX в. составляло основу китайского образования. У Конфуция было очень много последователей. Уже в молодом возрасте он имел большое количество учеников, уроки с которыми сохранились в форме бесед. Философ собирал вокруг себя своих учеников и читал им лекции, иногда занятия проходили в форме бесед, Огромное внимание Конфуций уделял нравственному воспитанию человека. Главная задача, по мнению мыслителя, – формирование личности, способной в дальнейшем занять достойное место в обществе. Человек должен был уважать старших, жить в гармонии с законами природы и постичь смысл бытия. У человека, по мнению философа, тяжкая ноша – прийти в сей мир горя и убийств и сделать его совершеннее. В этом учении возник так называемый идеал «благородного мужа». Он «разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Согласно этому учению все люди должны быть гуманными и милосердными («жень»). Они должны помогать другим достигнуть того, к чему сами стремятся. Люди не должны делать того, чего бы они сами себе не пожелали. Для этого философско-этического учения было характерно стремление к мировой гармонии. Главное – не пойти во имя сиюминутной выгоды на все тяжкие грехи. Чтобы научиться правильно вести себя, нужно придерживаться строгого порядка, так называемого «ли». Их поведение должно отвечать нормам и этикету. Основным признаком хорошего воспитания было следование традиционным нормам. Уважение этикета объявлялось богоугодным делом. Это означало, что человек относился с почтением к законам Поднебесной и уважал Небо. Небо для мировоззрения древних китайцев то же, что и Олимп для древних греков. Поднебесная для сограждан Конфуция была маленькой Вселенной. Конфуций считал: «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями». В конфуцианстве отождествляются такие понятия, как общество и государство. Государство – сакральное понятие в философии Конфуция. Власть и государство имеют божественное происхождение. Неслучайно поэтому Конфуций уделял большое внимание государственному устройству. Государственное устройство фактически дублирует устройство патриархального семейства. Император («сын Неба»), является строгим, но справедливым отцом для своих подданных. Государство – большая семья, и зловредных детей нужно воспитывать в строгости. Высшее положение в государстве после императора, по мнению мыслителя, занимает слой «жу». Это одновременно философы, литераторы, чиновники, ученые. В Китае заложились основы бюрократического государства. Чтобы войти в правящий слой, нужно было много учиться, сдавать трудный государственный экзамен, чтобы потом работать чиновником, Конфуций представляет государство как естественную среду обитания человека. Император же в этом государстве одновременно «сын Неба», «отец и мать народа». Моральные нормы – это главный принцип, которым должны руководствоваться жители государства. Государство, по мнению Конфуция и его последователей, гармонизирует мятежного человека и помогает ему разобраться в жизни, уйти в сторону от разрушающих душу страстей. Идеальное государственное устройство – монархия, где правит на троне мудрец-император. Конечно, в реальности не всегда все было именно так хорошо, но это философское учение оказало определенное влияние на стиль имперского и бюрократического управления.

19ГРЕЦИЯ И РИМ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ


Культура Др. Греции и Рима относится к эпохе Ан¬тичности (I тыс. до н.э. – V в. н.э.), и первоначаль¬но (до XVIII в.) она понималась как особый вид ис¬кусства. Впоследствии его содержание свелось к гре¬ко-римской культуре как совокупному проявлению древности в области соц. жизни, быта, образа мыс¬ли. В первой пол.I тыс. до н.э. Др. Греция и Рим ста¬новятся центрами развития культуры. Общим для обеих культур стало их становление как империй, стремящихся к приобретению колоний: для Др. Гре¬ции это VIII в. до н.э., для Рима –. 111–11 вв. до н.э. Но Греция стремилась к сплочению народа и повыше¬нию национального самосознания, а Рим - к обра¬зованию всемирной империи и ведению завоеватель¬ных войн ради самих сражений. Римская империя уже на этапе Ранней республики (IV-III вв. до н.э.) пред¬ставляла собой хорошо военизированное гос-во. В честь завоеваний и побед строились триумфальные арки, обелиски; в честь великих полководцев созда¬вались портреты, чеканились монеты с их рельефа¬ми. Колонизаторская деятельность Греции была на¬правлена на создание земледельческих общин, Рим стремился к созданию военно-земледельческих обла¬стей. Древнеримская культура впитала в себя многое из древнегреч. культуры, но значительно от нее отлича¬ется. Модель мира др. грека отражалась в трехмерности, пластике, скульптурности греч. искусства. Человек идеально вписывается в космос, поэтому космос казался понятным и доступным, а человек верил, что похож на богов. Римляне не могли приблизиться к греч. идеалу, т.к. была утеряна есте¬ственная модель мира, поэтому в древнеримской картине мира не было личности, органически вписы¬вающейся в полис и космос. Культурная деятельность была направлена на поддержание духа великой Рим¬ской империи и изобиловала портретами. Мифоло¬гия др. грека – это гармоничная модель мира, ми¬фология римлян – это сказка, утратившая целост¬ность бытия. В культуре Римской империи преобладают единичные, величественные строения (Пантеон, Колизей). Древнегреч. культура сосредото¬чивается на духовном мире человека, древнерим. культура стремится подчеркнуть внешнюю сторону жизни человека, ориентируясь на практицизм (ори¬ентирование сознания на практич. цели), формализм (представление о приоритете внешних форм над внутренним содержанием), дидактизм (человек не только должен сам учиться, но и уметь научить др. людей).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта