Главная страница

вопросы по культурологии. 2. Ценностная природа культуры


Скачать 154.48 Kb.
Название2. Ценностная природа культуры
Анкорвопросы по культурологии.docx
Дата20.02.2017
Размер154.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы по культурологии.docx
ТипДокументы
#2926
страница6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

26 КЛАССИЦИЗМ, БАРОККО, РОМАНТИЗМ, ' РЕАЛИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ


Рубеж XVI–XVII вв. пронизан предвосхищением гря¬дущих катастроф и трагизма, объявших Европу в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648), голода и эпиде¬мий. Человек был поставлен перед неотвратимостью бедствий и смерти. В условиях соц. и духовной неста¬бильности растет потребность в гармонизации жизни, и эту задачу осуществляют художники барокко., Барокко – это худож. стиль, зародившийся в Ита¬лии и распространившийся на территорию Германии, Франции, Испании. Подобно барокко классицизм стремится к завершенным стилевым формам. Клас¬сицизм зарождается во Франции в период неогра¬ниченной власти в политике, заставлявшей человека жертвовать индивидуальностью ради гос-ва. Отсюда построение идеологической основы классицизма, включавшей идеи ограничения чувств разумом, пат¬риотизм, самопожертвование ради высоких целей, самодавление моральных норм. Классицизм (Декарт, Корнель, Мольер, Мильтон) противопоставил идеал уравновешенности и господства меры, веру в разум, культ прекрасной, закономерно упорядоченной при¬роды стихийной динамике, драматическому противо¬речию чувств барокко. Барокко отличают: представ¬ление о мире как о единой космич. стихии, пребы¬вающей в состоянии становления; повышенная эмоциональность; сочетание духовного начала, выра¬жаемого в противоречии с материальным началом; «натурализм», связующий с землей. Романтизм – худож. стиль, ориентирующийся на классич. образцы, мифологию античности. Зародился в Нидерландах в XVI в. (Госсарт, Б. ван Орлей), центром его становится Германия (Новалис, Гофман). В центре мироздания стоит человек – романтик, герой во всем многообразии чувств, полутонов, от¬тенков жизнеощущения. Романтизм стремится к иде¬ализации форм, что порождает несоответствие же¬лаемого и действительного. Противостояние вообра¬жаемого и реального порождало пессимизм разочарования. Его действие на реальность состоя¬ло в стремлении к высшим идеалам в противовес повседневности. Разносторонность общественной жизни XIX в. ста¬новится причиной включения соц. аспекта в худож. композицию. Реализм выступает против натурализ¬ма в целях непосредственной передачи действитель¬ности, чувств, бытовых проблем в произведениях (Пушкин, О. де Бальзак, Диккенс).

33 ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ


Реформы XVII-XVIII вв. затрагивали все сферы об¬щественной жизни. Их характер был радикален, а методы проведения насильственны, поэтому о них сложилось двойственное мнение: с одной стороны, они были чужды и несвойственны для России и рус¬ского национального духа, в них виделась угроза са¬мобытности культуры; с др. стороны, они носили прогрессивный характер и выводили страну на ми¬ровой уровень культуры. В результате администра¬тивных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Экономические реформы способствовали развитию новых производ¬ственных сфер. В период реформ Петра I искусство, наука, обра¬зование достигают своего расцвета, сохраняется пре¬емственность с предшествующими этапами культур¬ного развития. Однако реформы затронули преимущественно дво¬рянство, так и не став органической частью жизни русского народа. Восточная замкнутость, метафизи¬ческий склад мышления, вера в успешный исход, основанная на верности обычаям и традициям, не способствовали глубокому вторжению иных культур в народное русское мировоззрение и бытовой уклад. Все новое встречалось русским человеком с недове¬рием и ненавистью, если внедрение проводилось насильственно. Особое сопротивление реформам оказала церковь, поэтому в 1721 г. патриаршество было отменено, а церковь лишилась возможности самостоятельно определять культурную и духовную жизнь общества. Культура обретала все более светский характер. Вновь создаваемые школы ставят перед собой зада¬чи образования и воспитания в западно-европейском духе. Для дворян образование становится обязатель¬ным. Просветительская деятельность Петра I не была абсолютной, и создаваемые им учебные заведения не были совершенным новшеством, Еще до петровских реформ, в 1687 г., в Москве была образована Сла¬вяно-греко-латинская академия по проекту Симеона Полоцкого. Ее возглавили греческие монахи Иоаниикий и Софроний Лихуда, по навету отстраненные от преподавания. Академия после нескольких лет упад¬ка была в 1701 г. преобразована по указу Петра I и ориентирована на западно-европейскую систему об¬разования. Однако, несмотря на все двусмысленности петров¬ских реформ, следует признать их безусловную про¬грессивность и важный вклад в формирование зре¬лой русской культуры.

24 РЕФОРМАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЫ


Начало Реформации связано с выступлением не¬мец, священника М. Лютера (1483-1546), провозгла¬сившего тезисы против индульгенций. В них утвер¬ждалось, что вера человека – это единственное об¬щение человека с Богом, поэтому в мирской жизни человек свободен от влияния церкви. Тезисы были поддержаны высшими кругами Германии, а требова¬ния обновления церкви и секуляризация ее земель (отторжение или передача церковного имущества в светское владение) были одобрены крестьянами. Но лютеранство не нашло широкого распространения в силу его внутр. раздробленности, сопротивления Рима и поражения Германии в ходе Крестьян, вой¬ны. Позиция Лютера состоит в тотальном отрицании: недоверии к возможностям человека спастись без божественного участия; уверенности в тщетности автономии разума как основы человеч. существова¬ния; в отрицании возможности спастись только с помощью знания, без веры. Только через «отчаяние» как осознание собственного бессилия человек проло¬жит себе путь к спасению. В Швейцарии зародились реформационные движе¬ния: цвинглианство и кальвинизм. Цаинглианстеш – это протестантское учение, сформулированное Цвингли. Оно во всем опиралось на Святое Писание, послания апостола Павла и его учение об искуплении Христом первородного греха. Цвингли начинает проповедническую деятельность в 1519 г. и является сторонником идей, как признание Писания как единственного источника истины, что спасение обретается верой, а не деяниями, что судьба человека предопределена. Цвинглианство отста¬ивало респ. форму правления в церкви и в гос-ве. Но выступление против католицизма в открытом сраже¬нии окончилось крахом для цвинглианства. Кальвинизм – это одно из основных течений ре¬формации, разработанное Кальвином, кот. стал из¬вестен не только как противник католицизма, но и ,любых форм инакомыслия. Основными идеями каль¬винизма становятся идеи «провидения» (продолжение акта создания, и оно распространяется на всех) и «предопределения» (вечный совет Бога, определяю¬щий намерения человека). Бог не создает всех в рав¬ных условиях, но одних – для жизни, др. – для смерти. Успех кальвинизма был обусловлен респ. правлением и его защитой буржуазии. Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества – независимого индивида со свободой нравственного выбора и ответственного в своих суж¬дениях.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта