Главная страница
Навигация по странице:

  • 4 семестр обучения. Лекция 1. Специфика психического отражения в эмоциях. Классификации эмоций. Эмоция как феномен.

  • Лекция 2. Эмоция как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты. Эмоции как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций.

  • Мимические выражения эмоций.

  • Пантомимика, речь

  • Физиологические показатели (изменение вегетативной системы).

  • Психология Эмоций и мотивации. опкп_психология эмоций и мотивации. 3 семестр обучения. Лекция Субъективные и объективные критерии внимания. Концентрация, объем, распределяемость, переключаемость внимания. Явление и понятие апперцепции. Аффективные и моторные компоненты внимания как его необходимые условия


    Скачать 198.47 Kb.
    Название3 семестр обучения. Лекция Субъективные и объективные критерии внимания. Концентрация, объем, распределяемость, переключаемость внимания. Явление и понятие апперцепции. Аффективные и моторные компоненты внимания как его необходимые условия
    АнкорПсихология Эмоций и мотивации
    Дата28.01.2021
    Размер198.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаопкп_психология эмоций и мотивации.docx
    ТипЛекция
    #171997
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Основные подходы к изучению творческого воображения.



    продукт



    организатор

    исследователь
    Д КТ

    А Р


    понимание принципа


    Диагностический Воображение = способность.

    Дж. Гилфорд

    1) Определение объема способности (кол-во стандартных и нестандартных идей, порождаемых испытуемым.

    2) Определение уровня способности – дивергентность, конвергентность, образная гибкость.

    3) Определение самой способности воображения (характеристика субъекта) – креативность.

    Конструктивно-технологический

    Метод

    1) Расширение объема и повышение уровня способности.

    2) Выявление операциональной структуры творчества.

    3) На уровне действий – обеспечение условий инсайта.

    НО алгоритмическое (3) не в состоянии обеспечить самого главного.

    Творчество

    Стимуляция

    Метод

    порождение нестандартных идей

    повыш эффективности: кол-ва и оригинальности

    выделение эвристики

    решение нестандартных задач

    амплификация способности

    создание "теории" – набора приемов – творчества.

    преобразование представлений о себе и понимания реальности

    выявление условий,  обеспечивают или даже провоцируют  себя

    сознавание внутренней мотивации собственной деятельности.

    Аналитический, или экспериментально-исследовательский

    воображение = процесс.

    творчество как решение проблемы. Дункер: пытаемся изучать творчество, получается – мышление. В протоколе – структура, а не процесс, познание, а не творчество.

    Реалистический

    Самоконструирование, выявление имманентных моделей творчества.

    4 семестр обучения.

    Лекция 1. Специфика психического отражения в эмоциях. Классификации эмоций. Эмоция как феномен.

    Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций.

    Н.Я. Грот "Психический оборот": (О и С – Obj и Sbj, В и Д – восприятие и действие)

    О

    С

    С

    О

    В

    В

    Д

    Д



    1. Восприятие Obj – ощущение

    2. Субъективное восприятие – чувство

    3. Субъективная деятельность – воля

    4. Объективная деятельность – движение

     место  эмоций: (2) – эмоции, (3) – воля, эмоциональная и волевая сферы тесно связаны.

    По Гроту эмоции – это "все те пассивные психические состояния, γ можно рассматривать как продукт субъективной оценки действующих на н.с. раздражений, какой бы источник они не имели – внешний или внутренний".

    ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Для того, что бы дать определение эмоциям, необходимо по крайней мере различить несколько подходов к определению объема этого понятия.

    Эмоции как явление, феномен

    Эмоции как состояние

    Эмоции как процесс

    Эмоции как явление

    В. Вундт – наряду с объективными психическими явлениями в сознании  и субъективные - простые чувства: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрешение, и каждое единичное чувство может быть представлено точкой в трехмерном пространстве этих факторов, но каждое реальное чувство всегда входит в состав течения чувств. Все имеющиеся в сознании в данный момент элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства – цельное чувство, Это цельное чувство синтезирует отдельные ощущения, свойства объекта  целостность восприятия. Аффект – "форма течения чувств, которая связана с изменениями в течении и соединениях представлений". Главное слово – форма. Аффект может либо постепенно сойти на нет, либо завершиться действием, которое прекратит сам аффект, и тогда мы назовем этот аффект волевым процессом.

    В эту же группу попадает представление об эмоциях как феноменеЖ.-П. Сартр. Феноменнепосредственное понимание явления, его одновременное описание и объяснение (само себя объясняет). Эмоция – феномен. Задача феноменолога – изучать значение эмоции, что значит утверждать о том, что эмоция есть лишь в той строгой мере, в какой означает, найти то, что она означает. Эмоция – это способ понимания и превращения мира.

    Ж.-П. Сартр Феноменологическая теория эмоций.

    Феномен – непосредственное понимание явления, его одновременное описание и объяснение (само себя объясняет). Эмоция – феномен. Задача феноменолога – изучать значение эмоции, что значит утверждать о том, что эмоция есть лишь в той строгой мере, в какой она означает, найти то, что она означает.

    Эмоция – это способ понимания и превращения мира. В ситуации, когда принятие объекта невозможно или вызывает невыносимое напряжение, сознание преобразует себя (эмоция), магически считая, что преобразует объект. Пример: Я протягиваю руку за гроздью винограда, но не могу достать его. Я пожимаю плечами, опускаю руку, бормочу "он слишком зеленый" и удаляюсь. Магическое превращение винограда в "слишком зеленый" устраняет напряжение.

    Человек спасается в магическом мире от настоящего, это – неадаптивные действия.

    ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

    Задачу поставил Клапаред, предложивший функциональный подход к изучению э. (хотя конечно не он первый заговорил о ф-ях э.)

    Необходимо выделить три большие группы этих функций:

    Оценка

    Побуждение и организация

    Экспрессия

    (1): Оценочная ф-я э.

    а) Оценка мотивационной значимости настоящих событий, эта оценка непосредственна, эмоция подкрепляет событие.

    б) Оценка прошлых событий – эмоциональный опыт человека: следообразующая ф-я, 2 основных характеристики эмоциональной памяти – обобщение ею ситуации и аккумуляция, накопления (не происходит самостоятельного "забывания" – Фрейд).

    в) Оценка будущих событий – ф-я предвосхищения, структурирования события и познавательного подхода к нему.

    (2): Побуждающая ф-я э.

    Многие авторы считают, что эмоции и сами (как бы без участия мотивационной сферы) могут выполнять роль побудителя действия. Кроме того, стремление к эмоции само может быть мотивом.

    а) Неспецифическая активация организма

    б) Структурирующая активация, организующая ф-я, синтез (по Вундту).

    в) Эвристическая ф-я, нпример – эмоц решение задачи.

    К вопросу об организующей функции: "эмоция дезорганизует поведение"? – да, в зависимости от деятельности – чтобы организовать одну деятельность надо разрушить другую (=праздничная демонстрация выполняет функцию задержки транспорта).

    (3): Экспрессивная ф-я э.

    Это – коммуникативная ф-я. На различных уровнях анализа она выступает по-разному:

    а) природный: ф-я сигнала

    б) социальый: ф-я знака мимика, пантомимика и т.д.

    в) личностный: ф-я символа непосредственное выражение и понимание субъектом собственной личностной проблемы. Юнг: чем сильнее э., тем ближе она к универсальной личностной проблеме; в пс-анализе для разрешения проблемы символ должен быть дешифрован, стать знаком, в более поздних гештальт и гум - э. как символ д.б. замечена, осознана, принята.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

    Э. столь разнообразны, что, с одной стороны, имеется явная необходимость их классифицировать, и, с другой стороны,  множество вариантов подобных классификаций.  Три группы оснований для классификации + примеры.

    1. По отражаемому предмету, и структуре.

    С.Л. Рубинштейн: критерии: (а) предмет; (б) отношение к сознанию; (в) структура предмета или познавательного процесса, связанного с э. 

    1) Организмические э. ("органическая аффективно-эмоциональная чувствительность"), беспредметны (в см. отсутствия осознания предмета). удовольствие/неудовольствие, "беспредметная тоска" и т.п.

    2) Предметные чувства – "чувство является уже выражением в осознанном переживании отношения человека к миру". по предмету могут делиться на интеллектуальные, эстетические и моральные.

    3) Обобщенные чувства – или мировоззренческие: чувство юмора, трагического и т.п.

    Параллельно с этим Рубинштейн производит разделение на аффекты, страсти и настроения.

    2. По функции

    А) У. Макдауголл:

    чувства связаны с конкретными условиями удовлетворения базовых потребностей;

    эмоции же модифицируют ситуацию соответственно базовой потребности так, чтобы в ситуации можно было действовать.

    Ср. с упомянутым положением Вилюнаса о двойной обусловленности эмоций потребностями (мотивацией) и условиями ситуации.

    Б) Э. Клапаред Чувства адаптивны, эмоции – нет, и даже антиадаптивны.

    В) Р. Липер Эмоции выполняют ф-ю мотива (см. след. вопрос) Два типа мотивов – физиологические – зависят или от специфических химических условий в организме, либо от особенно сильного периферического раздражения; эмоциональные – зависят от сигналов, во многом напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы, могут вызываться очень слабыми стимулами, или даже без них.

    2. По уровню развития.

    А.Н. Леонтьев

    Аффект природный процесс

    Эмоция социальный процесс

    Чувство культурный процесс (подробнее см. через вопрос)

    Лекция 2. Эмоция как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты. Эмоции как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций.

    Эмоции как состояние

    Эмоция – психотелесные приспособительные состояния организма. Выражаться эмоции могут как в поведении, так и на физиологическом уровне, вегетативно (движения глаз, КГР и т.п.). Например, эксп. с эмоциональным решением задач. (противоположная позиция – теория Джемса-Ланге: это не выражения эмоций, это есть эмоции, но здесь эмоции как процесс)

    С др. стороны, еще Спиноза: аффект – состояния тела, γ увеличивают или уменьшают способность тела к действию, а также идеи этих состояний. – "идеи" – явления, но – и "состояния тела".

    Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.

    эмоции – особый класс психических процессов и сост, связанных с инстинктами, птр. и мотивацией, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и сотуаций для его жизнедеятельности.

    Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что человек ощущает, воображает, мыслит).

    Эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных составляющих эмоционального состояния.

    Еще Дарвин заметил связь между эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи (речедвигательная активность).

    Эмоция способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. эмоция лежит в основе форм реагирования:

    а) выразительные движения;

    б) эмоциональные действия;

    в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях;

    г) форма определенного отношения к окружающим.

    Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.

    Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).

    Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию (неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.

    Шкала Шлосберга: основные категории: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Шкала имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты: удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается эмоция.

    Новая ось: сон-напряжение.

    Первая ось – знак эмоции; вторая ось – готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось – степень возбуждения.

    Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис – жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции (характерную для большинства людей).

    Но было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях.

    Тогда попросили изобразить некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции.

    Таким образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и непроизвольная мимика).

    Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих схем).

    Три фактора формирования мимического выражения:

    врожденные видотипичные мимические схемы;

    приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

    индивидуальные эксперессивные особенности.

    Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как и при определении эмоционального выражения лица.

    Речь – эмоциональное состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр.

    Врожденные и приобретенные компоненты выражения эмоций голосом.

    Врожденные: изменение силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц, актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях).

    Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.

    Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения эмоций, а есть специфические.

    Слезы – универсальный признак печали. Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать.

    Смех – радость и удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть отрицательную эмоцию.

    Радость – причинение себе боли.

    Взаимозависимость эмоций и их выражение.

    Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях – организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые мышцы отказываются действовать.

    Благодаря научению выражения эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Выразительные движения – язык при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, переживания.

    Использование языка эмоций: оценка чужой эмоции зависит от: собственного состояния наблюдателя; внушение; ситуация в которой идет оценка.

    Физиологические показатели (изменение вегетативной системы).

    Изменение типового привычного реагирования (той или иной активности организма: дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо блокирована, либо изменена.

    КГР – ключевой признак эмоции (индикация эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул.

    Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения: эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр. Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях потенциалов. Тремор пальцев рук.

    Вегетативные показатели напряженности: частота сердечных сокращений (увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, .повышенного внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание, настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи).

    ЭЭГ – увеличение амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности.

    Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина.

    Наенко, Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в крови, колебания содержания эозинофилов в крови.

    Эмоциональный процесс

    Теория Джемса-Ланге. наблюдение объекта  периферические телесные явления  их осознание – эмоция.

    Также следует отметить, что часть ученых наделяют аффективностью любой психический процесс (В. Вундт, Н.Я. Грот, С.Л. Рубинштейн). Рубинштейн: эмоция – психическое отражение, представленность актуального состояния потребности, ее субъективный компонент.

    УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИЙ.

    1) Происходит нечто значимое для индивида Проблема: что такое "значимое"? Для Вундта и Грота любое событие является значимым, а для Э. Клапареда таким значимым является угроза, предварительно оцениваемая чувством.  проблема условий возникновения эмоций непосредственно связана с объемом понятия "эмоция" в данном исследовании.

    2) [при широком понимании э.] устойчивые, обычные условия существования: отражение предмета или воздействия (э. выражают субъективное их значение), обострение потребностей (э. сигнализируют об этом).

    3) [при более узком понимании] Специфические условия фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликт, непредвиденное развитие событий и др.

    Обобщая многие точки зрения, можно сказать(В.К. Вилюнас), что эмоции имеют двойную обусловленность: потребностями (мотивацией) и условиями ситуации.  две фундаментальных проблемы: эмоции и познание (главное – предметность эмоций) и эмоции и процессы мотивации (эмоции как субъективная форма -я потребностей – по Рубинштейну, а также большая часть проблематики, связанной с функциями эмоций).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта