Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 13. Мышление как процесс переработки информации. Информационная и психологическая теории мышления.

  • Лекция 16. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия. Творческое воображение как построение способов представления реальности.

  • Психология Эмоций и мотивации. опкп_психология эмоций и мотивации. 3 семестр обучения. Лекция Субъективные и объективные критерии внимания. Концентрация, объем, распределяемость, переключаемость внимания. Явление и понятие апперцепции. Аффективные и моторные компоненты внимания как его необходимые условия


    Скачать 198.47 Kb.
    Название3 семестр обучения. Лекция Субъективные и объективные критерии внимания. Концентрация, объем, распределяемость, переключаемость внимания. Явление и понятие апперцепции. Аффективные и моторные компоненты внимания как его необходимые условия
    АнкорПсихология Эмоций и мотивации
    Дата28.01.2021
    Размер198.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаопкп_психология эмоций и мотивации.docx
    ТипЛекция
    #171997
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Проблема изучения продуктивного мышления в гештальтпсихологии (К. Дункер).


    Дункер, анализируя идеи Джемса о мышлении (S,M,P), а также подход О. Зельца, приходит к выводу о недостаточности так называемых “теорий третьего фактора” (первый фактор - проблемная ситуация, второй - решение, третий - тот факт, что решение удовлетворяет задаче). Ни ассоциация, ни прошлый опыт, ни “детерминирующая тенденция”, исходящая от самой задачи, не могут объяснить механизм мышления.

    Дункер предлагает свою трактовку специфики мышления - оно характеризуется:

    1) исследованием проблемной ситуации

    2) наличием задачи

    Целостный подход к изучению творческого мышления (гешт)

    Основной механизм решения задачи - инсайт, т.е. некое “постижение”, “проникновение” в ситуацию.

    Инсайт – качественное изменение, такая целостная организация условий и требований проблемной ситуации, в которой определяется и устраняется конфликт между ними.

    Благодаря инсайту существенные черты феноменального содержания непосредственно определяются внутренними свойствами задачи.

    Проблема – инсайт мгновенен, мгновенное переструктурирование ситуации – нельзя изучать этот процесс во времени. Но – можно изучать внутренние условия процесса через изучение процесса решения задачи.

    Метод: решение вслух задачи-головоломки, в которой существует конфликт между условиями и требованиями. Изучение мышления – по дереву решений.

    Первой и основной стадией мышления является “проникновение в конфликтные условия проблемной ситуации”, т.е. осознание истинной природы конфликта.

    Заканчивается эта стадия принятием “функционального решения”.

    Вторая и последняя стадия - реализация функционального решения.



    Конфликт – появляется при контакте с задачей, внутреннее условие инсайта. Для решения – необходимо проникнуть в ситуацию, иногда этого достаточно для решения задачи. Функциональное решение – принцип определения и устранения конфликта (инсайт - лапа коротка, нужно удлинить лапу). Затем – решение как реальное приложение функционального решения.

     общие черты решения предшествуют конкретным,

    процесс решения – сначала как развитие проблемы, затем как развитие собственно решения.

    Анализ ситуации: анализ противоречий (что мешает) и анализ материала (что есть)

    Осн. метод - метод рассуждения вслух. Задачи - творческие, не требующие большого объема знаний, решающиеся “в один прием”, но требующие уточнения у экспериментатора некоторых вопросов. Введение метода “подсказки” с помощью дополнительных задач.

    Особенности творческой задачи: не м.б. решена на основе прошлого опыта, наоборот, в прошлом опыте есть структуры знаний, которые мешают решить задачу. Инсайт как изменение, переструктурирование прошлого опыта.

    Лекция 13. Мышление как процесс переработки информации. Информационная и психологическая теории мышления.
    Моделирование мышления с помощью ЭВМ. Задача: переход от 1 символического выражения к другому. Проблема исследователя: "создать теорию процессов, лежащих в основе поведения испытуемого, когда он работает над задачей".

    Почему ЭВМ? – символические операции. "Процессы, протекающие внутри испытуемого, - в органах чувств, нервной ткани и мышечных движениях, управляемых нервными сигналами, также являются процессами оперирования символами, т.е. образы, различным способом закодированные, могут быть уловлены, зафиксированы, переданы, сохранены, скопированы и т.д. с помощью механизмов этой системы". Поведение испытуемого подчиняется программе, включающей группу элементарных информационных процессов.

    ОРП – общий решатель проблем. Объекты = символические структуры, соответствующие выражениям. Цели = структуры, соотв. проблемным задачам. Программа достигает целей путем применения к объектам операторов, превращая т.о. эти цели в новые объекты. -> 3 типа целей и соотв методы. ОРП – программа, общая в том смысле, что не зависит от содержания.

    Анализ протоколов испытуемых показал, что это очень похоже.

    Творчество: "Если мы намерены рассматривать всю сложную деятельность человека по решению задач как творческую, то, как мы покажем, удачные программы для механизмов,.. уже … Если мы оставляем термин "творческий" для деятельности, подобной открытию специальной теории относительности или созданию бетховенской Седьмой симфонии, тогда в настоящее время не  примеров творческих механизмов.

    Критерии творческого решения задач:

    1. Продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью.

    2. Мыслительный процесс также характеризуется новизной, требует преобразования или отказа от ранее принятых идей.

    3. Мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости.

    4. Проблема, поставленная первоначально, смутна и плохо определена.

    Пример творческой задачи – нахождение доказательства символической теоремы. Количественные отличия от "реального" "логика-теоретика". Лабиринт.

    Эвристика как  принцип или устройство, γ вносят вклад в сокращение количества проб. Сейф.

    ПР: Ньюэлл и Саймон – большинство эвристик построено на стратегии, когда последующий поиск изменяется как ф-ция информации, полученной в предыдущем поиске.

    1. Идти в доказательстве от конца к началу, значит в решении будет содержаться только необходимое, ходы по пути к решению, а не весь возм спектр.

    2. Селективные эвристики – отбрасываются вражения, которые кажутся недоказуемыми или слишком сложными, сужение поиска.

    3. Стратегия при выработке решения: Достаточно глубокий анализ последствий нескольких (немногих) вариантов ходов.

    4. Планирование – общий маршрут, а затем решение подзадач - как попасть из одного пункта в др.

    2) О.К. Тихомиров: Информационная и психологическая теории мышления.

    Появление ЭВМ  операции, выполняемые ЭВМ в некоторой мере аналогичны когнитивным процессам.

    Объяснение человеческого мышления в системе понятий, описывающих работу ЭВМ. Возможность моделировать мышление.

    Сведение сложных процессов мышления к элементарным манипулированиям символами – прочитать, написать, стереть, сопоставить. В основе поведения человека – сложный, но конечный комплекс правил перерботки информации

    Основные понятия: информация(как система знаков и символов), переработка информации (как преобразование знаков по заданным правилам), информационная модель (сведения о задаче в памяти системы.

    Информационный подход возникает в связи с моделированием, вообще-то говоря, не только мышления, с помощью ЭВМ. Единица анализа – символ, а любое оперирование символом – инф процесс, переработка инф. Для -га "символ" лучше заменить на "знак".  процесс, моделируемый с пом. машины есть процесс приема/переработки инф  мышление не получает в данном подходе специфического определения, а выступает наряду с другими процессами.

    1. Мышление – не только решение, но и постановка задачи.

    2. Выготский: знак-значение-предметная отнесенность. Информационная теория – только знак.

    3. Психологическая и информационная характеристики структуры задачи не совпадают, т.к.  ценность.

    4. Результатом решения задачи также являются знаки, значение γ-х должно сформироваться, а ценность – выступить как оценка.

    5. При решении мыслительных задач человеком такие реальные функциональные образования, как смысл (операциональный и личностный) и ценность объектов не просто соположены с информационной характеристикой материала, но непосредственно участвуют в процессе управления деятельностью по решению задачи. Именно этот капитальной важности факт и создает прежде всего качественное своеобразие мыслительной деятельности по сравнению с процессом переработки информации. Учет или неучет этого фактора различает психологическую и информационную теории мышления.

    6. Дифференциация информационной и психологичекой теорий мышления является необходимым условием развития последней, γ в первую очередь должна отразить специфику творческих процессов. Но это не только не закрывает путь для сотрудничества психологов и кибернетиков, но делает такое сотрудничество продуктивным, т.к. информационное моделирование дает психологу возможность описание "специфики подсистемы", возможность оттолкнуться от не-психологии, чтобы прийти в психологию.

    Лекция 14. Мышление как процесс решения задач. Объективная (требование, условия) и субъективная (цель, средства) структура решения задачи. Понятие инсайта. Процесс мышления с точки зрения теории деятельности.
    Мышление в узком смысле – процесс решения задачи.

    2 стороны решения задачи:

    - объективная – требования и условия. Требования касаются того какой д.б. ситуация после преобразования исходной. Условия представлены в виде схем или словесных указаний.

    - субъективная – цель и средства решения.

    Типология задач:

    - с неопределенными исходными сведениями

    - с неопределенной постановкой вопроса

    - с избыточными сведениями

    - с противоречивыми сведениями

    - допускающие только вероятностное решение

    - с ограниченным временем решения

    - требующие использования предметов с необычными функциями

    - на обнаружение ошибки в решении

    Параметры задач:

    - логическая правильность

    - степень определенности

    - уровень обобщения

    - полнота постановки цели

    - сложность и трудность достижения цели

    - степень проблемности

    Стадии процесса решения задач:

    Схема Уоллеса:

    • подготовка (сбор всей доступной информации)

    • созревание (внимание м.б. направлено на др. вопросы, бессознательная работа над поблемой)

    • озарение (кажущееся внезапным решение проблемы)

    • проверка истинности – проверка рез, постановка новых проблем)

    Проблема выделения единицы процесса мышления как его стадии.

    Дункер: Конфликт, проникновение в конфликт, функциональное решение, окончательное решение.

    пр: КФРК1ФР1К2ФР2Р.

    Единица – переструктурирование задачи  дерево решения

    Инф подх: Единица -  состояния осведомленности  граф решения.

    Рубинштейн: Звенья мыслительного процесса:

    1. анализ расчленяет данное и искомое;

    2. анализ данных соотносительно с требованиями 

    3. выделение условий, сост искомое.

    а также ранние и поздние этапы решения: ранние – условия задачи не переформулированы, поздние – преобразованные условия и работа с ними. Критерием ("тестом") может служить использование задачи-подсказки (Славская): возможность использования подсказки связана с внутренними условиями, а именно, со степенью проанализированности задач, абстрагированием существенных элементов от несущественных, что и позволяет осуществить обобщение принципов решения обеих задач.

    Основной механизм решения с точки зрения гештальтпсихологии задачи - инсайт, т.е. некое “постижение”, “проникновение” в ситуацию.

    Инсайт – качественное изменение, такая целостная организация условий и требований проблемной ситуации, в которой определяется и устраняется конфликт между ними.

    Благодаря инсайту существенные черты феноменального содержания непосредственно определяются внутренними свойствами задачи.

    Проблема – инсайт мгновенен, мгновенное переструктурирование ситуации – нельзя изучать этот процесс во времени. Но – можно изучать внутренние условия процесса через изучение процесса решения задачи.

    Мышление с точки зрения деятельностного подхода.

    2 осн этапа решения задачи: 1) нахождение общего принципа, идеи решения; 2) реализация этого принципа (ср. Дункер). Собственно творческий – (1). "Иногда этот второй этап требует большего времени и труда, но все же – это этап только дальнейшей разработки и конкретизации решения, которое в своем общем виде, т.е. именно в принципе, уже найдено, уже известно.

    Основные черты 1-го этапа много описывались в ψ. В 1 очередь – после многочисленных бесплодных попыток решения вдруг возникает догадка, появляется идея решения. При этом часто подчеркивается случайность тех обстоятельств, в γ происходит такая догадка. Напр., 1 из конструкторов шагающего экскаватора бросает случайный взгляд на человека, несущего чемодан, и ему в голову приходит идея нового способа регуляции шагания машины.

    Исследования Я. А. Пономарева и Ю.Б. Гиппенрейтер под рук-вом Леонтьева.

    Метод:

    1) Тип задач: "на догадку" – 1. требуют для своего решения только таких знаний и умений, γ заведомо имеются у испытуемых; 2. вместе с тем, их решение сразу не находится, т.е. условия этих задач не вызывают у нужных связей; 3. если принцип найден, то его реализация не представляет труда. Пример: задача 4 точек. В ней первоначально актуализируются неадекватные связи: объединить точки.

    2) Процедура: "на догадку" – основная задача. Даются дополнительные приемы – "подсказки" – задачи, объективно содержащие в себе решение основной задачи.

    Лекция 15. Эмоциональная активация в структуре решения задачи. Понятие невербализованного смысла. Виды целеобразования и процесс мышления. Внешняя и внутренняя мотивация познавательной деятельности. Роль мышления в образовании психологических систем, его функциональные связи с другими ВПФ (по Л.С. Выготскому).
    Обязательным условием для решения задачи – акт принятия задачи – связывание задачи с некоторой уже существующей актуальной в данной ситуации, целенаправленно создаваемой мотивационной структурой.

    Акт принятия задачи – связывание задачи с уже имеющейся мотивационной структурой.

    Актуализация мотивационных структур как важное условие решения задачи.

    Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Может ли быть только внешняя мотивация при решении мысл. задачи – нет, т.к. возникает проблемная сит, которая требует своего разрешения. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, задача связывается с целой структурой мотивов. Исходный мотив, который м.б. и внешним, "обрастает" другими по мере решения задачи.

    По ходу решения мотивы изменяются, они не просто условия развертывания мыслительной деятельности, но и фактор ее эффективности.

    Цели: общие и конкретные.

    иссл. Бибриха – виды целеобразования как последовательные фазы целостного процесса целеобразования. Связь целеобразования с мотивационными детерминантами.

    Эксп. сит: новая для испытуемых дейтсльность + различный смысл деятельности в резных группах испытуемых.

    Игра Калах – раскладывание по почередное шариков по полям с опр. правилами.

    1 группа – ориентировали на мах выигрых в  ситуации,

    2 гр – построение эффектных комбинаций,

    3 гр – построение сложных многоходовых к.

    Рез: 1 гр (наличная сит) - доминирующая форма целеобразования – конкретные цели

    2 гр (перспективы преобразования наличной сит) - общие цели;

    3 гр (и то и др)– целевые структуры, вкл общие и конкр цели.

    Изменение целеобразования происходит только при изменении уровня организации и смысла деятельности, не зависит от обучения.

    Влияние оценки достижимости результата на формирование новой цели: Н.Б. Березанская.

    1 серия: набор геометр. фигур, испытуемый складывает изображения, до 2-х отказов.  анализ предпочитаемой группы изображений. Следующее задание аналогичные фигуры др. цвета, внушается трудность складывания изображений из предпочитаемой испытуемым группы. Три варианта:

    • сокращение продуцирования фигур этого типа;

    • противоположная р-ция;

    • нет влияния.

    2 серия: определить "на глаз" решаемость/нерешаемость задачи  решение.

    3 серия: задача с одним решением, 3 группы исп.: 1. нерешаемая, 2. найти одно реш, 3. найти два реш. Возрастание процента решений от 1 к 3.

    Общий вывод: оценки достижимости результата включаются в процесс формирования цели и влияют на выполнение, возможно как улучшение, так и ухудшение.

    Мотивы и целеобразование.

    Ф-ции мотивов:

    • побуждение;

    • смыслообразование.

    Гипотеза о существовании структурирующей ф-ции мотива.

    Иссл. Богдановой Т.Г.- варьируя мотивацию проследить структуры процессов целеобразования в ходе решения мыслительных задач.

    Методика: ситуации – нейтральная и "исследование умственной одаренности". Методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности.

    Три типа целей:

    1. Общие цели – задают направление поиска.

    2. Конкретно сформулированные промежуточные цели.

    3. Неполные промежуточные цели (сформ. не до конца).

    Результаты:

    2 группа - процесс решения больше отражается в речевой активности, выше критичность, ставится больше промежуточных целей, удлиняется время поиска, дольше невербальный поиск, длительный переход от предцели к промежуточной цели.

    Выводы: структурирующее влияние мотива проявляется в:

    • продуктивности процесса образования промежуточных целей;

    • стратегия невербального поиска (большая тщательность, обследование, проигрывание вариантов)

    • в степени выраженности процесса решения в вербальном плане;

    • в степени критичности по отн. к промеж. рез-там.

    • порождение промежуточных целей (неверб предвосхищения и перевод их в верб. форму)

    Эмоциональная активация в системе реш. задач.

    КГР – для объективации эмоционального сост-я (по кр. мере отражение вегетативной реакции)

    Эксперимент: шахматная задача, решение вслух, не передвигая фигуры.

    Состояния эмоциональной активации (падение КГР) предшествуют словесному формулированию испытуемым принципа решения, направления поиска и т.п.

    Функция эмоциональной активации:

    Эмоциональное решение задачи – до словесного формулирования, после э.р. мыслительная деятельность становится более направленной. М.Б. несколько раз в процессе реш-я одной задачи, затем, в ходе проверки исп. возврешается не к началу задачи, а к моменту э.р.

    Эвристическая ф-ция: выделение некоторой зоны, в рамках которой разворачивается поиск, выделение опорного пункта, к которому можно вернуться при проверке. Отражает субъективную ценность преобразования ситуации.

    Двухфазное нахождение принципа решения задачи:

    • выделение приблизительной зоны поиска, выражается в э.р.

    • нахождение этого принципа

    Системный подход в изучении познавательных процессов был применен Л.С. Выготским. В его концепции психологических систем, объединяющих разные познавательные эмоционально-мотивационные процессы ведущая роль в формировании и функционировании этих систем отводилась мышлению. Именно благодаря понятийному мышлению человек с точки зрения Л.С. Выготского получает возможность целостного управления своими психическими процессами в соответствии с собственными целями и задачами. Понятийное мышление играет ведущую роль в формировании переживания, как психологического феномена объединяющего в себе эмоционально-мотивационный и когнитивный компоненты и являющегося по мнению Л.С. Выготского единицей анализа сознания.

    Лекция 16. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия. Творческое воображение как построение способов представления реальности.
    Воображение – мысленное или действенное преобразование реальности или представления о ней.

    Воображение нужно, когда:

    1) прошлый опыт препятствует познанию настоящего

    2) реальность раскрывается в новых для нее возможностях.

    Виды воображения:

    1) перцептивное – мысленное оперирование перцептивными образами

    2) воссоздающее – построение объекта или ситуации по образцу или схеме

    3) творческое (создающее) – построение способов представления реальности: образов-символов, средств понимания реальности.

    Связь воображения с …

    1) Восприятием Воображение – образ в отсутствии объекта (Гибсон), отражение поверхностей, -х уже, еще или совсем нет.

    2) Речью. Выготский: знак (слово) есть средство отрыва образа от объекта => воображение предполагает речь.

    3) Мышлением. вообр <-> познание = символ <-> знак = понимание <-> знание. Образ (image) есть принцип решения задачи -> одновременно и условие и средство познания. Воображение есть условие познания,  ограничивает его.

    Характеристики продукта творческого воображения:

    Субъективно

    Объективно

    1. Оформеленность, завершенность

    2. Интуитивность, комплексность (<-> понятийности) обобщения

    3. Чувственное закрепление принципа в амодальном образе-символе

    4. Неполное понимание причины, сохранение комплекса

    5. Аффективный синтез

    6. Неполное понимание последствий.

    => 2 пути:

    1) Полюбить свое открытие, НО аффект разрушает мышление

    2) Неполное понимание содержит в себе резерв понимания. =>

    7. Творческий продукт требует субъектного доопределения. Он рождается дважды: сначала в руках автора, а затем – в руках воспринимающего его субъекта. Пр. -  научные открытия.

    Лекция 17. Диагностика способностей к творческому воображению. Приемы повышения эффективности процесса порождения нестандартных идей. Попытки создания теорий решения изобретательских задач и развития творческих способностей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта