Главная страница
Навигация по странице:

  • 66. Проблемы правосознания и правовой культуры русской философии права.

  • Философия права. ответы на билеты. 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма


    Скачать 305.43 Kb.
    Название31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма
    АнкорФилософия права
    Дата30.01.2023
    Размер305.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы на билеты.docx
    ТипДокументы
    #912459
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    65. Русская философия права XX в. (Трубецкой, Петражицкий, Новгородцев, Алексеев, Ильин и др.).

    Русская философия права после Октябрьской революции получила дальнейшее развитие за рубежом, где ее представляли философы и правоведы Н.Н. Алексеев, Н.А. Бердяев, Г.Д. Гурвич, И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и др. Мы кратко рассмотрим только взгляды Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева и П.А. Ильина, что вовсе не умаляет значение других названных философов, идеи и труды которых до сих пор актуальны, особенно в контексте развития современной правовой действительности в России. В то же время практически со всеми из перечисленных авторов мы познакомимся при рассмотрении проблем философии права в других разделах настоящего курса.

    Философ права Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) был сторонником положительного права, а к естественному он относился достаточно критически, хотя разумно его исследовал. Как и средневековые философы Запада, он выступал за сближение естественного права с правом божественным. Взаимосвязь права с обществом Алексеев понимал односторонне: право, по его мнению, не может обладать собственной значимостью, или, другими словами, право невозможно без общества, а общество без права возможно. Также самостоятельность права Алексеев усматривал вне слияния с нравственностью. По его мнению, право имеет свой собственный смысл в сотворенном мире и в природе человека. Поэтому не только право может корректироваться ценностями, но и сложившаяся мораль может проверяться базовыми правовыми ценностями.

    В целом в учении Алексеева о философии права выделяют два основных момента: его особую евразийскую модель построения правового общества в России на основе справедливости, религиозных принципов и государственно-частной системы хозяйствования; феноменологический подход в изучении смысла права как интуиции всеобщего, как способ вчувствоваться и вмыслиться в идеи права для открытия новых, неизведанных отношений.

    В современной России наиболее популярными являются идеи русского мыслителя и правоведа Ивана Александровича Ильина (1883-1954), который оставил после себя богатое теоретическое наследство. Его перу принадлежат работы «Понятия права и силы» (1910), «Общее учение о праве и государстве» (1915), «О сущности правосознания» (1956), «О монархии и республике» (1978). Последние две из названных работ были изданы после смерти философа.

    Ильин был приверженцем исключительно монархического строя, в условиях которого он желал построить и правовое государство религиозного типа. Естественное право он считал необходимой формой духовного бытия человека, а положительное право— целесообразной формой поддержания естественного права при незрелом состоянии человеческих душ, которое может с течением времени измениться. В своих работах Ильин глубоко анализировал практически все аспекты проблем права, государства, русского национального правосознания, власти и личности. Как и все русские философы права, Ильин проводил связь между нравственностью и правом, когда борьба за духовную культуру народа есть то, что сообщает государству высшее и последнее оправдание перед лицом Божиим.

    Несмотря на недолгую историю развития философии права в России, русские мыслители оставили значительные труды, в которых были исследованы многие проблемы права, государства, общества и человека того времени. В то же время отличительными чертами трудов по философии права в России был национальный элемент, иррационализм, излишняя религиозность, учение о нравственных чертах права в ущерб практическому действию правовых норм в объективной действительности, эмоциональная вера в монархический строй. Русская философия активно использовала труды древнегреческих авторов, Гегеля, Канта, других западных мыслителей, идеи которых были адаптированы к российскому обществу. Но все же главным было то, что философия права в России состоялась, фундаментализировалась и продолжала активно развиваться вплоть до 1917 г. Затем процесс развития философии в России и, соответственно, философии права был прерван, что говорит о неполной реализации философского потенциала русской культуры.

    Сторонником естественного права был также философ и правовед Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920), который под влиянием Вл.С. Соловьева перешел на позиции религиозной философии. Им написаны труды «Энциклопедия права» (1919), «История философии права. Древняя Греция. Древний Рим. Раннее христианство» (1899). Трубецкой с позиций естественного права выделял связь между правом и нравственностью. Содержанием права он считал внешнюю свободу, а содержанием нравственности — добро, которое может касаться как внутренних, так и внешних проявлений свободы. Отсюда естественное право предписывает, чтобы каждое отдельное лицо пользовалось внешней свободой в тех пределах, в каких это требуется добром. Е.Н. Трубецкой ратовал за создание правового государства, но при этом не отрицал необходимости сильной власти.

    Естественно-правовых взглядов придерживался Павел Иванович Новгородцев (1866-1924), автор «Введения в философию права» в трех частях (1902-1917), «Лекций по истории философии права: учения Нового времени XVI-XIX вв.» (1914). Идея естественного права у Новгородцева выводилась из нравственного идеализма как высшей цели, а также закона личной жизни и внутренней абсолютной ценности]. Общая методологическая база Новгородцева — неокантианство, через которую он отстаивал идеи естественного права сквозь личностное начало общества путем развития субъективной этики Канта. Теория естественного права у него вырастает в абсолютный идеал, что с позиций государственного устройства должно вести к балансу формально-юридического нормотворчества и нравственных требований к обществу и государственным органам власти. Новгородцев активно поддерживал идею правового государства, для построения которого он считал необходимым наличие свободы и реального правового равенства, которое достигается в ходе эволюции государства и общества.

    66. Проблемы правосознания и правовой культуры русской философии права.

    Философия правового сознания.

    Для ответа на вопрос о сущности правосознания недостаточно привести ту или иную удачную его дефиницию. В большинстве из них акцент делается на определенного рода системе знаний, то есть правосознание раскрывается как «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным».

    По мнению Спиркина, «правосознание -- это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей; это правовые теории, правовая идеология». В рамках такого подхода, правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь, господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Право воздействует на формирование правосознания; а последнее реализуется в праве и правосудии.

    В таких определениях дается в целом правильное представление о правосознании. Однако это представление, во-первых, предварительное и неполное, во-вторых, оно не улавливает самого главного в правосознании. Правосознание -- это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже действующих в обществе законов, оно активно, творчески корректирует и критикует действующие законы (и институты) с позиций индивидуальной справедливости, которая приобрела глубокий жизненный смысл и значение для достаточно большой массы людей.

    Эрих Соловьев дает характеристику правосознания в единстве его познавательной, оценочно-критической и регулятивной функций. «Правосознание - это ориентация на идеал правового государства, который имеет безусловный характер и уже в данный момент определяет практическое поведение человека как гражданина. Это значит, что, хотя правового государства еще нет, человек начинает жить так, как если бы оно утвердилось. Он вменяет себе в обязанность следовать таким установлениям (или хотя бы декларациям), которые соответствуют понятиям суверенитета, строгого права, и отказываются подчиняться тем, которые несут на себе явную печать неправого (патерналистского и авторитарно-бюрократического) ведения государственных дел». Такая характеристика свидетельствует, что в правосознании доминирует не детерминация прошлым (деятельность, отношения), а детерминация будущим желаемым состоянием и структурой сознания,

    Как форма сознания и мировоззрения правосознание формируемся в процессе правовой социализации, и имеет сложную систему. Система правовой социализации действует в обществе на нескольких уровнях, определяя отношение человека к праву. На социальном уровне правовая система оказывает влияние на индивида посредством демонстрации уважения к праву и закону официальной властью.

    Институциональная форма бытия правосознания, существующая в виде документов, является формой живого процесса мышления юристов-профессионалов, согласующейся с общеобязательной нормой и подчиняющейся критерию правильности законосообразности суждений и решений; это сфера «законоположений», « юридического закона», «действующего права». Не институциональная форма бытия правосознания, или (неофициальная форма правового мышления, воли и чувств), существует в виде живого процесса или акта сознания , фиксируемого в письменной форме задним числом (теоретических трудах, художественной литературе, личных документах).

    В свою очередь, по способу мышления последняя сфера разделяется на два вида:

    • а) обыденное правосознание, включающее представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных действий, в справедливости или несправедливости самих законов; эта-сфера образует массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя изменения. Данная форма правосудия включает в себя правовой менталитет: нижние этажи общественной и индивидуальной психологии, которые в большинстве своем формируются спонтанно, стихийно, бессистемно. В ней ведущими элементами являются чувства и эмоции, а не понятийные, символические формы выражения действительности;

    • б) теоретическое правосознание, куда можно отнести юридические -доктрины, с тиками права, а также обсуждение вопросов о праве, законности, справедливости, о взаимных правах и обязанностях общества и личности, об основополагающих институтах законодательства в годах ученых-гуманитариев.

    В том смысле, который вкладывают авторы в понятие теоретического правосознания, его следует отличать от правоведения, юриспруденции как специальной дисциплины, ориентированной на исключительно действующее право и его законоположения, в основном на нем и основывающейся.

    Теоретическое правосознание задается вопросами о происхождении юридических установлений, об их смысле и назначении, о социальной целесообразности и правомочности регулировать и контролировать человеческую жизнь, ограничивать свободу индивида, об «оправдании» существующего права, о его «гуманности» и «справедливости», соответствии «исконным правам» человека. Эта область рассуждения о праве, когда она приобретает теоретически завершенный и систематический вид, называется также «философией права». Следуя давнему различию «позитивного» и «естественного» права, эти сферы правосознания можно также обозначить как «позитивное» и «естественное» правосознание, или, что то же самое, -- институциональное и не институциональное правосознание.

    Так, например, И.А. Ильин указывал на естественный характер происхождения правосознания, и так как цель права в его концепции состоит «прежде всего, в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей».[4]

    И так, мы можем думать, что идея правосознания это есть более широкий духовный феномен, чем идея права. Безусловно, без права идея правосознания теряет свой исходный, подлинный смысл, но тем не менее, не сливаясь с правом, правосознание занимает первичное место в их взаимодействии. Правосознание и право - имманентны и органично связаны друг с другом.

    В контексте такого подхода к соотношению права и правосознания требуется не только философия права, но и философия правосознания. Более того, возможно философия права должна рассматриваться в рамках философии правосознания, что будет выглядеть более последовательно.

    Правосознание, его идеи и чувства в целом определяют право. Объективное право (в особенности практика его реализации) влияет на правосознание, меняя определенным образом его содержательную сторону (правовые определения, установки, идеи, убеждения, настроения, чувства и т. д.), но не может в имманентно-сущностном плане фундаментально изменить правовое сознание. Здесь возможна частичная, но не полная и глубинная перестройка.

    В данном случае детерминируемое воздействует на детерминанта, но не отрицает его. По сути, внутреннее изменение правосознания возможно только самим правосознанием. Это происходит в случае имманентной «работы» субъективного правосознания: либо в процессе влияния (и как его результат) на правосознание «со стороны», либо как итог сочетания всего этого в единстве. Позитивное же право само по себе, без усилий правосознания, не меняется. Соответствующая идея правосознания способна кардинально обновить, усовершенствовать и даже фундаментально изменить право.

    Философия правосознания определяет общемировоззренческую, концептуально-теоретическую основу любой философии права. Последняя не может существовать вне правовой идеи (правосознания). Важно, прежде всего, разрабатывать философию правосознания, которая должна стать философско-юридической дисциплиной. В любом случае философия права и собственно теория права вынуждены прямо или косвенно исследовать отдельные проблемы правосознания, но вне контекста единой и целостной философии правосознания.

    Право -- это тот социальный феномен, который «закрыт», если на него «смотреть» только юридическим взглядом. В этом состоит методологический недостаток многих интерпретаций права.

    В основу подлинного, жизненного, реального права должна быть положена духовно-культурологическая идея правосознания. В данном контексте право есть, прежде всего, элемент культурологического строя социума, нормативно-институциональный выразитель и носитель адекватных определенному типу правосознания, типу культуры данного общества представлений, идей, идеалов, моделей возможного и желаемого поведения, эталонов обязанности и ответственности, социальных стереотипов мышления и действия субъектов; право есть часть (компонент) духовной сферы общества, сегмент универсальной и национальной духовной матрицы, где выражены общие и конкретные представления о справедливости в праве и др. Главное в праве -- это необходимость проявления в нем справедливых начал в той мере, в какой это возможно осуществить с помощью юридических средств. Без этого право теряет свой исходный социальный смысл, перестает быть достойным регулятором общественных отношений. Именно поэтому идея права не сводима к естественно-правовому закону, правам человека, к совокупности юридических норм, институтов, отраслей. В общем плане идея права находится в плоскости формальной справедливости и равенства. Но это общий подход.

    Право как конкретный феномен социальной действительности можно представить в следующих ипостасях:

    • - как проявление правовой идеи (мысли) и правового чувства;

    • - как специфический социально-исторический и культурный фактор устойчивости и развития общественных отношений наряду с другими социальными нормами;

    • - как выразитель формальной справедливости и равенства в обществе;

    • - как социальный институт, оказывающий необходимое правовое воздействие (и как часть последнего -- правовое регулирование) на общественную жизнь;

    • - как четкий нормативный определитель, с одной стороны, свободного, возможного, дозволенного, желаемого поведения субъекта, а с другой -- обязательного, необходимого, должного, принудительного;

    • - как мера позитивной ответственности (долга) личности; как вид социальной ответственности за анти нормативное поведение;

    • -как институционально-объективированная позитивная правовая свобода личности, общества, государства;

    • - как один из видов информационного компонента социокультурного пространства.

    Этим, конечно же, не исчерпываются природа и содержание права. Именно духовно-культурная развитость или, напротив, неразвитость идеи правосознания в конечном счете определит соответствующее содержание и характер позитивного права. Право является феноменом, зависящим от культурного контекста.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта