Главная страница
Навигация по странице:

  • 56. Неокантианские концепции права ( XIX - XX вв.).

  • Философия права. ответы на билеты. 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма


    Скачать 305.43 Kb.
    Название31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма
    АнкорФилософия права
    Дата30.01.2023
    Размер305.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы на билеты.docx
    ТипДокументы
    #912459
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    55. Роль марксизма в развитии правовой мысли (XIX-XX вв.).

    Марксистская философия права наряду с кантианской и гегельянской относится к классической философии права, все направления которой едины в том, что в отличие от юридического позитивизма они констатируют существование помимо позитивного права некоего метаправа, т. е. определенной совокупности изначальных принципов отбора правовых норм. Так, если право рассматривается как объективация воли, то воля понимается не как абсолютный произвол, характеризующийся вечной изменчивостью и непредсказуемостью, а как своеобразная естественная детерминация, действующая посредством объективных интересов. Марксистская философия права — это чрезвычайно широкое направление философско-правовой мысли, которое включает в себя множество внутренних школ. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего его существования научный интерес к нему только возрастает. Вопросы право-понимания принадлежат к “вечным” уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты в понимании других явлений и сфер жизнедеятельности социума. В концепции К. Маркса и Ф. Энгельса в теоретической, в том числе философской, трактовке права не отрицается его связь с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, оно не считается лишь функцией экономического процесса. Вместе с тем в марксистской теории утверждается, что право — явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, в которой не отрицается ведущая роль в правотворчестве государства, однако считается, что само оно должно подчиняться законам, а не стоять над ними. Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества.

    Тем не менее понимание права здесь ограничено лишь классовым обществом, где государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право господствует над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.

    История беспристрастно проэкзаменовала марксистское учение о государстве и праве на соответствие реальностям эпохи. По итогам этого экзамена сегодня существенно переоцениваются значимость и актуальность этого учения. Но как бы ни видоизменялись подходы к тем или иным взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса на политику, государство, право, закон, как бы ни варьировались их оценки, несомненно одно: эти взгляды навсегда вошли в историю всемирной политико-юридической мысли, составляют ее большой пласт и продолжают играть значительную социальную роль. Без всестороннего постижения марксизма невозможно представить себе истинную картину политической и духовной жизни мира в XIX и XX вв.

    Выводы

    Завершая далеко не полный анализ некоторых вопросов марксизма, кратко подведем итоги. К сожалению, Маркс не смог быть последовательным в своей же науке, и в то же время нет оснований для констатации каких-либо заблуждений. Безусловно здесь сыграла большую роль целевая установка, "ведущая идея", и это нашло отражение во всех его произведениях. Достойно сожаления также и то, что абсолютное большинство "приверженцев марксизма" не проявило необходимой научной принципиальности. В этом плане снова уместно вспомнить доминиканского монаха Фому Аквинского и известное ленинское высказывание, адаптировав его к обсуждаемой теме: подобно тому, как в ХIV веке этот монах, схоластически интерпретируя философию Аристотеля, выхолостил из нее материалистическое начало, идеология, ставшая официальной в тоталитарном государстве, превратила марксизм в догмат. В результате этого философия как наука в значительной степени дискредитирована. Сегодня вопрос о том, что является содержанием марксизма, остается открытым. Сегодня искать диалектику в тех или иных явлениях и процессах не модно. Философствовать – это попусту балагурить в рамках избранной темы. Марксисты-ленинцы настолько дискредитировали философию, что она перестала считаться наукой.

    Трагедия Маркса состоит в том, что он задался благородной целью - в результате кратковременного акта революции освободить человечество от эксплуатации, и сам же доказал несостоятельность этого замысла. Полученный им результат оказался обратным в том смысле, что ему не только не удалось обосновать свою "ведущую идею", но напротив, вся научная составляющая его творчества дает основание для следующего однозначного вывода: никакая социальная проблема не решается методом революции и гражданской войны.

    Тем не менее, симпатии Маркса на стороне революции, и он ей служил как мог и "правдой", и "неправдой". И при всем этом научный потенциал его трудов - огромен. Несмотря на всю непоследовательность, он является родоначальником диалектического материализма. И сегодня его философия продолжает оставаться источником самого передового мировоззрения.

    Кроме диалектического материализма существуют иные философские теории и школы такие, как позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, томизм, фрейдизм и др. Но все они имеют внутренние проблемы и противоречия, ограничения, обусловленные исходными посылками, которые так и остались неопределенными. Все эти наименования (каждое в свое время) получили приставку “нео”. Тем самым была признана их несостоятельность. Приставка “нео” ничего не изменила. Проблемы и несостоятельность по отношению к явлениям реальности преодолеть так и не удалось. Все это осталось также незыблимо, как надгробная плита. Б. Рассел, К. Ясперс, К. Поппер, Жан-Поль Сартр - наиболее известные всему миру философы ХХ века, которые подобно Д. Гильберту создавали альтернативные философские теории. Но только диалектический материализм (научная составляющая марксизма) не имеет внутренних проблем и противоречий.

    Сегодня многое из того, что предложил Маркс, переосмысливается в плоскости реалий ХХ столетия. Например, во всех развитых странах ощущается и осознается недостаток централизованного управления. Современная наука в качестве одной из наиболее актуальных выдвинула проблему рационального сочетания самоорганизации рыночной системы и централизованного управления со стороны государства. Дальнейшее развитие общества невозможно без этого сочетания, а поэтому идеи классиков марксизма о государственном регулировании не лишены смысла.

    Но, кроме этого, идея социализма сама по себе ни в коей мере не отвергнута ни наукой, ни практикой жизни.

    "Учение Маркса всесильно потому, что оно верно" - вот догмат, который лег первым камнем на пути критического изучения и творческого развития марксизма. Но не пора ли оставить догматы? Сегодня как никогда ранее необходимо заново перечитать все творческое наследие Маркса свободно и без малейшего давления со стороны какой-либо идеологии и отделить науку от не науки, "зерна" от "плевел". "Зерна" составят науку, а все остальное останется истории.

    Ныне марксизм переживает серьезный и глубокий кризис. Одна из отправных его идей о всемирно-исторической миссии пролетариата привела, с одной стороны, к монополии власти и диктатуре одного класса, воплотившись в определенной общественной системе, с другой, став важным, но не единственным фактором самосознания и организации рабочих в классовой борьбе, она в немалой степени способствовала интеграции пролетариата в современную цивилизацию. Таким образом, это положение марксизма, по крайней мере в той его части, которая касается признания классового антагонизма определяющей силой общественного прогресса, требует существенных уточнений.

    Не вызывает сомнения то, что наши современники, учтя горький опыт истории, смогут произвести селекцию подлинно научных ценностей в учении великого философа. Мы должны выявить все то, что соответствует логике, практике жизни, гуманистическим принципам и привести все это в систему. Есть все основания полагать, что это будет очень красивая система, удовлетворяющая самым строгим требованиям. Для этого необходимы только свобода мышления и научная добросовестность.

    56. Неокантианские концепции права (XIX-XX вв.).

    Заметный вклад в формирование и развитие неокантианской философии права внес немецкий юрист Р. Штаммлер (1856—1938). В русле кантовских положений о соотношении должного и сущего, формального и фактического Штаммлер отстаивал логический при­мат права по отношению к социальным реалиям и подчеркивал, что "закономерность социальной жизни людей есть закономерность) юридической формы ее".

    При этом под закономерностями и целями социальной жизни и общественного развития Штаммлер как кантианец имел в виду априорные идеи разума, включая и априорные формы права и пра­вового долженствования. "Частные наблюдения над правом, — под­черкивал Штаммлер, — зависят от общих понятий права, а не на­оборот. Понятие права, напротив того, совершенно независимо от того или иного социального приложения его в сфере конкретного опыта".

    С этих позиций он критиковал марксистское учение об опре­деляющей роли экономических отношений и вторичном (надстроечном) характере права и утверждал, что общественная жизнь обу­словливается правовым регулированием. "Право, — писал он, — может быть признано окончательной инстанцией, несущей ответст­венность за социальное хозяйство, потому что оно образует в каче­стве регулирующей формы социальной жизни обусловливающую основу всех возможных социальных явлений'".

    Под правом (в его различении и соотношении с законом) Штаммлер имеет в виду "естественное право с меняющимся со­держанием". Поскольку речь идет об априорном понятии есте­ственного права, то и его "меняющееся содержание" — это фор­мальные характеристики права (априорные целеполагания ра­зума), а не некое фактическое (социальное) содержание. В кон­тексте шгаммлеровского учения эта сформулированная им кон­цепция "естественного права с меняющимся содержанием" оз­начала, что именно право и его изменения определяют развитие общества, а не наоборот.

    Данная концепция (не всегда, правда, в ее собственно штамм-леровском понимании) сыграла значительную роль в процессе "воз­рождения" естественного права и обновления естественноправовых исследований в XX в. Заметное влияние на последующую фило­софско-правовую мысль оказала и штаммлеровская разработка понятия "правильное право"", которое он использовал в своей кри­тике позитивистского правопонимания.

    Видным представителем неокантианской философии права был и другой немецкий юрист Г. Радбрух. Право (в его различе­нии и соотношении с законом) у него представлено в понятиях "идея права", "надзаконное право", а не посредством понятия "естественное право", как у некоторых других кантианцев. Но его философско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции "идеи права" и концепций "надзаконного права" существенно содейст­вовали послевоенному "ренессансу" естественного права в За­падной Европе.

    В этом плане особую роль сыграла работа Радбруха "Законное неправо и надзаконное право" (1946), которая вызвала широкую дискуссию в ФРГ и ряде других стран, способствовала консолида­ции идей и усилий всех тогдашних противников юридического по­зитивизма и дала заметный толчок активизации естественноправо­вых и философско-правовых исследований.

    Юридический позитивизм, подчеркивал Радбрух в этой своей работе, ответствен за извращение права при национал-социализме, так как он "своим убеждением "закон есть закон" обезоружил не­мецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступным содержанием'". Трактовка юридическим позитивизмом власти как центрального критерия действительности права означала го­товность юристов к слепому послушанию в отношении всех законо­дательно оформленных установлений власти. Правовая наука тем самым капитулировала перед фактичностью любой, в том числе и тоталитарной, власти.

    Такому подходу Радбрух противопоставляет неокантианскую трактовку справедливости как содержательного элемента идеи права и сущности понятия права. При этом у Радбруха речь шла не о материальном, а о формальном принципе справедливости, смысл которого раскрывался им через принцип равенства. "Так как спра­ведливость, — писал Радбрух, — указывает нам именно на то, что­бы обходиться так: "равное равно, неравное неравно", но ничего не говорит нам о точке зрения, по которой ее следует охарактеризо­вать как равное или неравное, она определяет лишь отношение, но не способ обхождения.

    Такое понимание справедливости и равенства, лежащее в ос­нове правопонимания Радбруха, и определяет в его подходе отли­чие права от "законного неправа". "Установление, — пишет он, — которому не присуща воля к тому, чтобы обходиться так: "равное равно, неравное неравно", может быть позитивным, может быть целесообразным, даже необходимым и поэтому также и абсолютно законно признанным, но ему должно быть отказано в имени право, так как право есть лишь то, что по меньшей мере имеет своей це­лью служить справедливости".

    Таким образом, у Радбруха различение права и закона прово­дится и трактуется с рационалистическо-философских (в духе нео­кантианства), а не с юснатуралистических позиций: в концепции Радбруха право (в его различении с законом) — это "идея права", а не "естественное право".

    Позитивное право, расходящееся со справедливостью (т. е. с содержательным элементом "идеи права"), не является действи­тельным правом, поэтому ему, согласно Радбруху, надо отказать в послушании. "Если законы, — отмечает он, — сознательно отрица­ют волю к справедливости, например, произвольно отказываются от гарантий прав человека, то такие законы не имеют действия, народ не обязан к послушанию им, и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер".

    Для "обновления права" и возрождения юридической науки, подчеркивал Радбрух, необходимо вернуться к идее надзаконного (надзаконодательного) права. "Юридическая наука, — писал он в работе "Обновление права", — должна вновь вспомнить о тысяче­летней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения, о том, что есть более высокое право, чем закон, — естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остается неправом, даже если его отлить в форму закона».

    Эта идея "надзаконного права" как отрицание юридического позитивизма для многих была идентична признанию естественного права и существенно содействовала расширению круга сторонни­ков его "возрождения".

    Однако сам Радбрух, как мы видели, трактовал "надзаконное право", хотя и антипозитивистски, но в русле неокантианской фи­лософии права, а не с позиций юснатурализма. Также и "природа вещей" трактовалась им (в отличие от юснатуралистов) не как бы­тие или содержательное выражение естественного права, а как чисто мыслительная юридическая форма.

    Такой подход характерен и для многих других представите­лей неокантианской философии права (в их числе — К. Кюль, И. Лоб, А. Оллеро, О. Хёффе, Э. Цахер и др.). Все то, что для юсна­туралистов является объективно данным естественным правом (включая правовое значение естественного права, природы вещей, бытия человека и т. д.), для неокантианства — это лишь формаль-но-правовыелсонстлукции в духе трансцендентальной и априорной идеи

    права, которая весьма далека от понятия естественного права. "Подлинная философия права, — замечает испанский неокантиа­нец А. Оллеро, — пребывает в вечном поиске формального право­вого принципа".

    Наполнение этих априорных формальных конструкций из­менчивым содержанием "культурных ценностей" (определенным смыслом справедливости, свободы, основных прав человека, пра­вового государства и т. д.) осуществляется постижением правово­го долженствования для соответствующей социально-исторической ситуации. Постигая требования этого трансцендентального право­вого долженствования применительно к изменяющимся историче­ским условиям, философия права тем самым, согласно неоканти­анским представлениям о соотношении идеи права и позитивного права, формулирует для юриспруденции, законодателя и право-применительной сферы (и прежде всего — правосудия) разумные ориентиры и образцы для позитивно-правовых установлений и решений.

    В русле идей Канта и кантианцев (Штаммлера и др.) развива­ет свою философско-правовую концепцию профессор юридическо­го факультета Франкфуртского университета В. Науке. "Филосо­фия права, — подчеркивает он, — хочет развить учение о правиль­ном праве, учение о справедливости. Это сложное дело. От успеха этого дела зависит каждый в своей повседневной жизни'". Разли­чая "правильное право" и позитивное право, он под "правильным правом" имеет в виду "разумное право", "справедливое право". "Проблема правильного права, — пишет он, — предмет философии права. Философия права — учение о правильном праве".

    В своей трактовке смысла "правильного права" Науке апелли­рует к истории философии права и опирается на предшествующие концепции различения права и закона (позитивного права), особен­но на метафизическое учение о праве Канта и философско-право­вые идеи неокантианцев (само философско-правовое понятие "пра­вильное право" он берет у Штаммлера).

    Позитивное право, подчеркивает Науке, следует рассматривать юридико-догматическими средствами и методами, "правильное пра­во" — философско-правовыми. Философско-правовое изучение и обоснование права должно быть научным. Философия права должна опираться на знание истории философии права и действующего по­зитивного права. Не ограничиваясь лишь общими вопросами права, философско-правовое исследование должно быть ориентировано на рассмотрение актуальных проблем позитивного права.

    Между философией права, с одной стороны, теорией права, со­циологией права и политикой права (правовая политика), с другой, есть конкуренция и идет борьба за сферы влияния. "Во всяком слу­чае, — пишет Науке, — чем сильнее сомнения в возможностях фи­лософии права в качестве учения о правильном праве, тем сильнее становятся политика права, социология права и теория права".

    Философия права (или метафизика права, как она складыва­лась исторически), замечает Науке, изначально стремилась к охва­ту и постижению всех правовых явлений. Новое время (особенно Кант) показало, что метафизика (философия) права может быть удовлетворена при условии, если человеческое достоинство и сво­бода признаются и гарантируются в качестве абсолютных масшта­бов справедливости ("справедливого права"). В этом и состоят ос­новные проблемы философии права.

    Прежняя философия права, подчеркивает Науке, верно опре­делила проблему, и этого подхода следует придерживаться и сего­дня. Смысл такого подхода состоит в следующем. Есть определенная, достаточно узкая сфера, которая выражается понятиями за­щита жизни, достоинства и свободы человека против насилия и коварства. Здесь должно быть подлинное (действительное) право, четкое отличие права от неправа, здесь должна быть справедли­вость. "Это, — пишет Науке, — сфера философии права. И такая философия права предполагает пессимистическую социальную ан­тропологию (жизнь, достоинство, свобода находятся под постоян­ной угрозой со стороны других людей) и доверие к тому, что мета­физика права (нападения на жизнь, достоинство, свободу неправо­мерны) должна быть основана".

    Все остальное, находящееся вне этой сферы философии пра­ва, можно как "область не необходимых потребностей", согласно Науке, "оставить политике, интересам, власти и ее мягкой совре­менной форме (консенсус)". Правила данной области отношений тоже можно называть "правом", но это будет злоупотреблением, поскольку подобные правила являются "правовыми правилами лишь в нетехническом смысле": "эти правила содержат лишь закреплен­ную информацию о властных отношениях, но не информацию о справедливом праве".

    В целом философско-правовые концепции неокантианцев вне­сли существенный вклад в развитие правовой мысли XX в. (Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта