Главная страница
Навигация по странице:

  • 63. Становление русской философии права в XVIII столетии ( Десницкий, Козельский, влияние идей западноевропейского просвещения).

  • 64. Русская философия права XIX в. (Сперанский, Неволин, Чичерин, Соловьев, Коркунов).

  • Философия права. ответы на билеты. 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма


    Скачать 305.43 Kb.
    Название31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма
    АнкорФилософия права
    Дата30.01.2023
    Размер305.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы на билеты.docx
    ТипДокументы
    #912459
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    62. Философско-правовые идеи общественной мысли России XVII вв. Семнадцатое столетие можно назвать переходным периодом в истории России. В течение его происходит дальнейшее развитие тех тенденций в социально-экономической, политической и духовной жизни русского общества, которые наметились в XV—XVI вв. "Смута" начала XVII в. лишь ускорила начавшийся при Иване III и стимулированный жестокой опричниной Ивана IV процесс упадка кня-жеско-боярской аристократии. Многие представители московской родовитой знати выступили на стороне самозванных царей — Лжедмитриев, немалая часть знати совершила и прямое предательство России, перейдя на службу интересам польского короля. Естественно, что по окончании "Смуты" бояре-предатели ответили за свою измену и навсегда исчезли с политической арены России. Кроме того, значительное число князей и бояр погибло в сопровождавших "Смуту" междоусобицах, мятежах, военных столкновениях. В результате доминирующая роль в политической жизни русского общества стала переходить к служилому дворянству. Данному процессу способствовал отход царей Михаила Федоровича и, особенно, Алексея Михайловича от правила назначения на места в государственном управлении с учетом знатности рода. При царе Федоре Алексеевиче местничество было официально отменено в 1682 г.

    На протяжении XVII в. в России продолжался начавшийся в предшествующий период процесс усиления царской власти и централизованной системы управления страной. При этом новая царская династия — из бояр Романовых — стремилась следовать основным идеологическим постулатам, которыми руководствовались Московские государи династии Рюриковичей. Сформулированная Иваном IV теория "православного христианского самодержавия" была воспринята новыми царями в качестве официальной политической идеологии.

    Будучи продолжением предшествующего периода развития русского общества семнадцатое столетие стало вместе с тем преддверием новой эпохи истории России, начало которой ознаменовали реформы Петра I. Предпосылки этих реформ формировались во второй половине XVII в. Более того, многое в содержании реформ, осуществленных Петром I, было предвосхищено проектами государственных преобразований, разработанных сподвижником царя Алексея Михайловича выдающимся русским государственным деятелем А. Л. Ордин-Нащокиным (1605/1606—1680).

    Такие события XVII в., как "Смута", избрание на царский престол Михаила Романова, принятие в состав России Украины, церковный раскол, заставляли по-новому решать идеологические проблемы, решенные русскими мыслителями (как тогда казалось, навсегда) в предшествующем столетии. Это в первую очередь проблема сущности царской власти, ее предназначения. Это и проблема соотношения светской и церковной властей — "царства" и "священства", проблема борьбы с ересью. Это, наконец, и проблема исторической миссии Русского государства, и вопрос о причинах гибели государств в мировой истории, и противоположный ему вопрос о том, как уберечь государство от крушения.

    Развитие политической и правовой мысли России в XVII в. происходило в условиях небывалого прежде духовного подъема русского общества. Самым явным свидетельством его было резкое увеличение количества выпущенных в свет книг. В основе данного, явления лежало вовлечение в активную общественную жизнь новых и более широких слоев населения, возрастание числа образованных людей в простонародье — как среди горожан, так и среди сельских жителей. Одновременно расширилось и культурное пространство: появились литературные центры в Поволжье, Сибири, на Севере.

    Вовлечение в литературное творчество представителей самых различных слоев населения вызвало увеличение жанрового разнообразия литературных произведений, обогатило содержание последних новыми темами. Политическая и правовая мысль выражается в XVII в. не только в "посланиях", "поучениях", "повестях", "сказаниях", летописях и законодательных актах и т.п., но и в политических трактатах, агитационных воззваниях, автобиографических сочинениях. В указанном столетии большое развитие получает деловая письменность. Разного рода "записки" и "челобитные" выступают в качестве новых и довольно распространенных форм выражения политических и правовых идей. Кроме того, появляется и такой новый литературный жанр, как сатирическая повесть. В форме этого жанра находит свое воплощение критика судебных порядков, существующих в России в XVII в. Наиболее яркими образцами произведений данного жанра были народная повесть о Шемякином суде и сатирический "Список с судного дела слово в слово, как был суд у леща с ершом", более известный как повесть о Ерше Ершовиче.

    Новую жизнь в рамках семнадцатого столетия получает русское литературное наследие прошлых веков. Многие сочинения, созданные в Киевской и Московской Руси в XI—XVI вв., сохранились именно в списках указанного столетия. В их числе и знаменитая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

    Духовная культура русского общества обогащается в течение XVII в. и значительным числом произведений иностранных авторов, переведенных на русский язык. Во многом благодаря именно переводным произведениям в духовное поле русского общества вошли политические и правовые идеи Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Демосфена, Цицерона и других древних философов.

    Неотъемлемой частью духовной культуры России становятся в XVII в. сочинения западнорусских православных мыслителей Украины и Белоруссии. В 40-х гг. указанного столетия в Москве печатаются сборники полемических произведений украинских и белорусских богословов "Кириллова книга" и "Книга о вере".

    Для развития русской политической и правовой мысли огромное значение всегда имело осмысление исторического опыта Русского государства. Вместе с тем русские мыслители, начиная еще с эпохи Киевской Руси, не ограничивались этим опытом, но обращали свое внимание и на историю других стран. В XVII в. наблюдается небывалое прежде возрастание интереса русских мыслителей к устройству иностранных государств. В связи с этим появляются специальные сочинения, посвященные организации государственной власти и управления в наиболее крупных европейских и азиатских странах. Больше всего работ посвящается, естественно, Турции, Польше, Англии, Франции.

    63. Становление русской философии права в XVIII столетии ( Десницкий, Козельский, влияние идей западноевропейского просвещения).

    Реформы Петра Первого решительно изменили духовную жизнь России. Усиление светской власти, роли государства нашло отражение и в философско-правовой мысли. Доминирующими в России становятся просветительские идеи, к тому времени прочно завоевавшие позиции в Западной Европе. Так, один из членов "ученой дружины Петра", историк Василий Никитич Татищев (1686–1750), трактуя договорную концепцию, не ограничивал ее сферой государства, а распространял на все уровни общественной и даже личной жизни.

    С его точки зрения, обществу свойственны три состояния: "естественное" – в котором все имеют равные права и равные возможности, "естественная неволя" – когда люди строят отношения по нормам, установленным государством, и "добровольная неволя" – когда отношения определяются сословно-классовыми различиями. Причем "естественная неволя" и "добровольная неволя" формируются на основе естественных договоров.

    Такие договоры, полагал Татищев, заключаются между людьми – мужем и женой, родителями и детьми, крепостниками и крепостными –для "общей пользы". Они предуготованы самой природой, а потому составляют естественное право. Законы, т.е. писаное право, не всегда соответствуют естественному устройству мира (такое несоответствие, в частности, он видел в зависимости закона от родовитости граждан). Их следует отменить и создать новые, распространяющие силу на всех граждан.

    С XVIII в. философия права начинает преподаваться в российских учебных заведениях как самостоятельная дисциплина. На этом основании некоторые современные исследователи[1] считают XVIII в. точкой отсчета ее зарождения в России. Однако трактовка философии права лишь как учебной дисциплины весьма узкая, следовательно, лишает ее права именоваться философией. Кроме того, очевиден двойной стандарт в отношении к философско-правовой мысли Запада и России. Ведь этот же автор не ведет отсчет появления философии права на Западе с факта ее преподавания, а начинает рассматривать философско-правовую проблематику с "гомеровской Греции", с Гесиода и Пифагора, когда философия права еще не только не преподавалась, но и не выделилась как самостоятельная дисциплина.

    Тем не менее, XVIII в. – это век становления философии права как самостоятельной отрасли философского знания.

    Именно в трудах философов-просветителей (а не юристов!) закладываются научные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат.

    Так, в труде "Философские предложения" одного из первых русских просветителей Якова Павловича Козельского (1728–1795) философия делится на теоретическую (логика и метафизика) и практическую, или нравоучительную (юриспруденция и политика). Юриспруденцией он называл знание всех возможных "прав и правостей". А под правом понимал справедливость, т.е. деяние, которое не приносит ни пользы, ни вреда другим людям, но необходимо для "соблюдения жизни человека", например право любить ближнего, право питаться и др. Это право он назвал "божественным". Существует и "общее право", подразделяющееся на "право натуральное", "право народов" и "право гражданина".

    Другой видный просветитель XVIII в. Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740–1789), магистр искусств и доктор права, профессор, один из первых действительных членов Российской Академии наук, известен созданием проекта правовой реформы в России, отвергнутого Екатериной Второй. В работах Десниц- кий решал вопросы происхождения права и власти, предмета философии права, правовых основ супружества и др.

    Так, в сочинении "Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции" он утверждал, что право возникает из частной собственности: когда земли было в изобилии, ее захват не имел смысла. Поэтому в первобытном (натуральном, по его терминологии) обществе отношения между людьми определялись обычаями. Когда появились владельцы собственности, возникла потребность в правовом регулировании отношений как средстве защиты от "наглости", посягательства на собственность.

    Говоря о подготовке юристов, Десницкий называет основные дисциплины, которые им необходимо изучать:

    • – нравоучительная философия как учение о добродетелях – истине, премудрости, великодушии и воздержании. Основным вопросом нравоучительной философии Десницкий считал соотношение справедливости и полезности;

    • – натуральная юриспруденция как учение о правах человека в зависимости от его состояния и звания;

    • – римское право.

    Интересны рассуждения Десницкого об основаниях власти одного человека над другим. Это превосходство телесное (физическое), интеллектуальное (душевное) – прозорливость, хитрость и т.п., и материальное.

    Друг и однокурсник С. Е. Десницкого Иван Андреевич Третьяков (1735–1776), читавший в Московском университете курс римского права, также внес большой вклад в развитие русской философско-правовой мысли. В частности, он показал зависимость между состоянием правопорядка и крепостью власти: когда власть не защищает граждан от несправедливости, усиливается "отвращение от трудолюбия", тунеядство, праздность, преступность. Поэтому, если власть хочет быть прочной, она должна защищать граждан от угроз, как внутренних, так и внешних.

    Большое влияние на развитие русской философии права оказали труды французских просветителей, особенно их идеи общественного договора и естественного права.

    Усиление антикрепостнической борьбы в екатерининскую эпоху привело к попыткам идейного обличения крепостничества. Яростным обличителем был мыслитель и писатель (а по должности начальник Петербургской таможни) Александр Николаевич Радищев (1749–1802). В произведениях он утверждал, что крепостничество возникает как результат нарушения власть предержащими общественного договора, заключенного между людьми в силу их природной социальности. Этот договор должен был охранять естественные права – свободу мысли, слова, право самозащиты, неприкосновенности собственности, равной судебной ответственности и т.п., и в итоге обеспечить социальную справедливость в обществе. Но самодержцы обманули и предали народ, нарушили договор, установили преступную деспотическую власть. В отличие от французских просветителей, Радищев считал бессмысленными надежды на просвещенного монарха, так как царь и есть главный "мучитель" народа.

    Избавление России от "мучительства" А. Н. Радищев видел в установлении республиканского строя, уравнении всех сословий в правах, избираемости судей, т.е. отмене крепостничества в полном объеме.

    64. Русская философия права XIX в. (Сперанский, Неволин, Чичерин, Соловьев, Коркунов).

    Философия права у М.М. Сперанского распадалась на три части: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходным пунктом права выступала свободная воля. Воплощение воли в вещах - сфера формального и абстрактного права, отношений собственности. По существу, речь идет об экономических общественных отношениях, зафиксированных в социальных институтах и юридических нормах. Первая заповедь по Сперанскому - будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых.

    "Воля личности должника проявляется не только в чем-то внешнем, но и во внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Воля человека проявляется не в мыслях, а в делах и намереньях".

    Сперанский подчеркивал деятельный характер намеренья: Оно приобретает значение, лишь воплотившись в поступок.

    Политические идеалы Сперанского не являлись поводом для случайного изучения наследия отечественных и зарубежных мыслителей. Он интересовался основными вопросами государственной жизни, социально-политическими проблемами общества.

    Общество в проектах Сперанского играет важную роль. "Дух народный, если не рождается, по крайней мере, сильно ускоряет действиями и податливыми началами правительства... В государствах, где существует мнение о предметах управления, суждения могут быть в видах своих весьма различны, но все они идут к одной целее, к общему добру". [4] Он заботился о том, чтобы привлечь к участию в делах государственных "народное мнение". По его проектам деятельность всех государственных органов должна совершаться публично: заседание Государственной Думы, Исполнительного Сената, судов.

    "начертать план конституции…"

    Рассматривая всемирную историю и, прежде всего европейскую, Сперанский пытал отыскать в ней закономерности, которые приводят к смене одного образа правления другим. Все развитие политической жизни Европы являло, по мнению Сперанского, "переход от феодального правления к республиканскому", и никакая сила не смогла противостоять этому неумолимому процессу. Сперанский пришел к выводу, что Россия не может стоять в стороне от экономического и политического преобразования Европы, что для нее нет иного пути развития. Он не сомневался в неизменности и своевременности реформ в России, в ограничении на первых порах самодержавия, в принятии конституции.

    Философ В. С. Соловьев (1853-1900) видел сущность права в достижении равновесия между двумя интересами нравственного характера, такими как личная свобода и общее благо. Противоречие между личной свободой и общим благом должно, по его мнению, разрешаться с помощью права, которое устанавливает границы личной свободы ради достижения общего блага

    Люди наделены свободой выбора между добром и злом, и право не вмешивается в этот выбор. Нов интересах общества право препятствует «злому человеку стать злодеем, опасным для самого существования общества». Иными словами, право препятствует тому, чтобы жизнь на земле превратилась в ад.

    Главная проблема, дискутировавшаяся в отечественной философии права на протяжении второй половины XIX - начала XX в., - это проблема соотношения права с иными социальными регуляторами, в первую очередь с моралью и религией. Спектр теорий и концепций, связанных с этим вопросом, был достаточно широким.

    В.С. Соловьеву принадлежит яркое высказывание о естественном праве, которое он характеризовал как отвлеченную алгебраическую формулу, «под которую история подставляет различные величины положительного права».

    Б.Н. Чичерин (1828—1904) полагал, что право и нравственность имеют общий корень - духовную природу человека и в силу этого они тесным образом взаимосвязаны. Различие между ними состоит в том, что нравственный закон не имеет такой принудительной силы, как право. Что касается права, то оно не должно вторгаться в не свойственные для него сферы, в том числе в область внутренней свободы человека. Право определяет внешнюю свободу человека, а нравственность — его внутреннюю свободу. Мысль Чичерина о том, что право есть свобода, определяемая законом, высказана вполне в духе Канта и Гегеля.

    Б.Н. Чичерин в работах по философии права много внимания уделял свободе договора. Он подчеркивал, что свобода договора, как и любая свобода, имеет свои границы. Эти границы применительно к свободе договора проявляются в следующем:

    • — человек не может отчуждать собственную свободу в пользу другого лица;

    • — выступая источником права, свобода не может быть уничтожена самим правом;

    • — свобода существует не сама по себе, а в неразрывной связи с лицом, определяя сущность лица;

    • — границу свободы договора составляет право другого лица, поэтому договор, нарушающий права третьих лиц, недействителен;

    • — закон запрещает совершать определенные виды сделок, налагает определенные ограничения, которые относятся к содержанию, субъектному и объектному составу, к целям и задачам сделок, их форме;

    • — свобода договоров ограничивается нравственными началами[3] .

    Рассуждая о свободе в целом, Б.Н. Чичерин указывал, что свобода есть абсолютное благо, но вместе с тем она нуждается в ограничении, которое устанавливается законом на основе моральных принципов. Свобода коренится в самой природе человека, равно как и другие права, и государство не дарует человеку права, а лишь признает их существование.

    Н.М. Коркунов (1853—1904) полагал, что нормы права фактически есть этические нормы. Основное различие между ними он усматривал в том, что нормы нравственности устанавливают критерии оценки интересов с точки зрения категорий добра и зла, а нормы права определяют «принципы разграничения наших интересов».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта