Философия права. ответы на билеты. 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма
Скачать 305.43 Kb.
|
Этика. Однако есть еще второй мир – мир духовный, наш внутренний мир. Его жизнь не подчиняется тем законам, которые действуют во внешнем мире. Внутренний мир управляет поведением человека, дает оценку поведению человека. Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре? Это понятие дано нам свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон он назвал категорическим императивом (предписанием). Суть его сводится к следующему: 1) поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя; 2) относиться к другим людям надо так же, какого отношения ты ждешь к своей персоне; 3) к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов. Нет! К человеку надо относиться как к высшей цели, к высшей ценности. «Поступай так, – утверждал Кант, – чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов. 52. Трансцендентальное истолкование права и философии И.Г. Фихте. Именно перспектива свободы человеческого духа, открывающаяся в кантовской «Критике практического разума» вдохновила И.Г. Фихте на создание своей философии. Ее целью он поставил преодолеть разрыв между познающим разумом и действующим, показав его как нечто единое. Фихте рассматривает философию как науку, которая должная выводиться из единого основания. Это основание должно заложить фундамент для возможности научного познания вообще, поэтому называет свою философию «наукоучением». Философ противопоставляет точки зрения материализма и трансцендентального идеализма. Материализм мыслит чувственно данный мир как существующий вне и независимо от нас, как вещь в себе. Фихте допускает возможность такой точки зрения, но в этом случае мы не можем обосновать возможность других мыслящих существ, а человек полностью подчиняется законам природы и предстает как несвободный. С точки зрения идеализма «разум… согласно идеализму, сам по себе активен и абсолютен, не пассивен, ибо он – первое и высшее начало, ему ничто не предшествует… Для идеализма разум есть действие, и ничто иное… все прочее выводимо», а «природа есть безусловно только построенное абсолютным мышлением противоположение абсолютной силе свободной и духовной жизни, необходимо построенное для того, чтобы эту силу, саму по себе невидимую, сделать видимой»[2]. Таким образом, Фихте отдает приоритет по обоснованности и перспективам трансцендентальному идеализму. Поэтому в качестве основания своей системы Фихте берет самосознание Я, то есть способность мыслить Я себя самого, а не только окружающий предметный мир. С точки зрения Фихте мышления Я является свободной деятельностью, а не пассивным схватыванием чувственных данных, так как Я активно выбирает что и как мыслить. Сознавая себя, Я противопоставляет себе не-Я, объективный мир как нечто отличное от себя, то, что кладет предел его свободе. Вообще для всего немецкого классического идеализма характерно представление о том, что свобода должна реализоваться в действии как преодоление объективных препятствий, ограничивающих ее. Совокупность мира самосознания (интеллигибельного, т.е. умопостигаемого) и чувственного мира образует тот мир, в котором человек существует: Я не может быть для себя без того, чтобы быть чем-то, а это возможно лишь в мире чувственном. Но также невозможно быть для себя без того, чтобы быть Я, и это Я – только для мира интеллигибельного, который дан посредством интеллектуальной интуиции. Но онтологическим основанием такого мира в трансцендентальном идеализме Фихте является именно мышление Я. Выбирая путь трансцендентального идеализма, Фихте делает выбор в пользу свободы. Целью человека является осознание себя свободным, мыслящим существом, реализующим свободу в своей деятельности: «Я хочу сам быть последним основанием, последней причиной того, что меня определяет… Я хочу иметь внутренне присущую мне силу… Я хочу свободно хотеть согласно свободно избранной цели»[3], «Я хочу быть свободным – это… означает: я хочу сам сделать себя тем, чем я буду»[4]. В этом и состоит сущность человека, его отличие от природы, что он обладает возможностью свободного действия в мышлении, преодоления своей собственной природной ограниченности. Если Фихте из возможностей материализма (догматизма) и идеализма выбрал точку зрения идеализма, то его ученик В.Ф. Шеллинг считал, что обе эти альтернативы являются ограниченными. В мире субъективное и объективное не разделены абсолютным образом, они даны во взаимосвязи. Поэтому если точка зрения догматизма берет в качестве основания объективное, а точка зрения идеализма – субъективное, то, по Шеллингу, необходимо мыслить и то, и другое одновременно связанными в неразрывном единстве. Поэтому он пишет, с одной стороны, натурфилософию, где идет от объективности материи и показывает, как из нее постепенно рождается субъективность сознания. Природа выступает у Шеллинга как «видимый дух» – живой, связанный во всех своих частях единый организм, наделенный внутренний активностью и способностью к развитию. Затем разрабатывает идеалистический путь, где в качестве основы берется активность самосознания и разбирается его взаимодействие с объективной реальностью в познании, реализации свободы в практической деятельности. Но поскольку оба пути – это только различные точки зрения на одно и то же, то предельным основанием философии Шеллинга является понятие Абсолюта как тождества субъективности и субъективности, сознательного и бессознательного, духа и природы, т.е. совпадение противоположностей. Шеллинг считает, что философия тождества преодолевает точки зрения реализма и идеализма, поэтому называет свою точку зрения идеал-реализмом. 53. Философско-правовые аспекты в философии Ф.В. Й Шеллинга. Ф. Шеллинг "перестроил" немецкий идеализм на объективный лад, что предопределило изменения в мировоззренческих установках философов того времени, заставило их вновь обратить внимание на не зависимую от человека реальность, которая развивается по своим законам и оказывает воздействие на развитие человека. При этом объективизм Ф. Шеллинга "носил" вселенское свойство. Познание у него выступает не просто как субъективная способность человека, но как объективная составляющая мира в целом, ибо она изначально "включена" в структуру мироздания. Но такой объективизм, принятый "философией права", позволяет представить феномен права как некое объективное явление, предопределённое ходом и содержанием развития всего социоисторического организма. Его твёрдое убеждение в единстве природы, подкреплённое в последующем доказательством того, что свет имеет и волновую, и корпускулярную природу, имело определённое значение для осмысления смысла естественного и позитивного права. Другое достаточно важное его утверждение о том, что движение и развитие изначальны и всеобщи, имело тогда и имеет сегодня непреходящее значение для обоснования утверждения, что право и закон, а также и государство как феномены бытия социоисторических организмов возникают, становятся и непрерывно развиваются, имея для этого как внутренние, так и внешние причины и источники. Особенно значимым для "философии права", для совершенствования её методологической составляющей является обоснование Ф. Шеллингом принципа единства противоположностей. Он отмечал, что "каждая действительность уже предполагает раздвоение. Там, где существуют явления, существуют и противоположные силы. Следовательно, учение о природе предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщую двойственность"[1]. Придание философии статуса объективного идеализма обосновывается тем, что Ф. Шеллинг утверждает наличие некоего абсолюта: тождества субъекта и объекта, духа и природы как основы философии. Причём у Ф. Шеллинга движение этого идеального бытия носит совершенно бессознательный характер. Построением своей философской системы на этой основе Ф. Шеллинг "преодолевает" безбрежный субъективизм И. Фихте, хотя для "философии права" он практически ничего не значит. 54. Философия права Гегеля, ее основные идеи и методологические принципы. Философия права в качестве науки имеет “определенную исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет ее так называемое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как должное” Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г с. - 60.. “Философская наука о праве, - отмечает Гегель, - имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление” Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г с. - 59. Идея права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, ее сфера объективного духа предстает как идеальная правовая деятельность - объективация форм права и свободы. Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе объективации понятия права. Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, а, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело по его характеристике, лишь с противоречиями Гегель Г.В.Ф. Наука логики. т.3. М., 1972 г. с. - 289. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие. Эта понятийная трактовка права “Философия права”, содержит систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без уяснения особого смысла категории “понятие” невозможно понять ни один из разделов гегелевской философии. Философия, поясняет Гегель, “есть наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что ее способ есть наивысший - понятие”. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. т.3. М., 1972 г с. - 296 Абсолютная идея, как “единственный предмет и содержание философии” имеет различные формации и философское постижение их - “дело особенных философских наук” Гегель Г.В.Ф. Наука логики. т.3. М., 1972 г с. - 297. Такой “особенной философской наукой” является и “Философия права”. Согласно Гегелю: “Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли” Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г.. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую волю отдельного лица. Гегель же стремиться постигнуть сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права) 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право) 3) право как закон (позитивное право). 1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы - “свобода” и “право” выражают единый смысл. 2. Система права представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Конкретизация понятия права это форма свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти “особые права” даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее “особое право”, диалектически “снимающее” предыдущее, более абстрактное “особое право”, представляет его основание и истину. Более конкретное “особое право” первичнее и сильнее более абстрактного. На вершине “особых прав” стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности “особые права” всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и окончательно истинно лишь право высшей ступени. 3. Право как закон (позитивное право) является одним из “особых прав”. Гегель пишет: “То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть, определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право”. Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идет о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации. Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развертывании признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему естественного права Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г с. - 62. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различия права и закона. Предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь идеальное право (право и закон едины по своей идеальной природе). Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни. В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются: 1) абстрактное право 2) мораль 3) нравственность 1. Сфера абстрактного или формального права - область самоопределения воли отдельной личности, наличие свободы воли. 2. Сфера морали - наличие воли, самоопределение воли отдельной личности, находящее свое выражение в ее действиях. 3. Сфера нравственности - область конкретного единства внешней и внутренней свободы, абстрактного права и морали. Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии. Абстрактное право - первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. В основе права - свобода отдельного человека. “Личность начинается только здесь, поскольку субъект имеет самосознание о себе не только вообще, как о конкретном и каким-то образом определенном “я”, а скорее имеет самосознание о себе, как о совершенно абстрактном “я”. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г с. - 64 Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. “Будь лицом и уважай других в качестве лиц” - является основной заповедью абстрактного права. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г с. - 65Тем самым абстрактное право предполагает определенные отношения между отдельными личностями”. Пиотковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963 г с. - 96 Понятие Гегеля об абстрактном праве было абстрактным понятием о правоотношениях, свойственных буржуазному обществу. Понятие абстрактного права - наименее развитое понятие о праве и не является еще истинным правом. “Абстрактное понятие права содержит в себе, как в зародыше, все более конкретные правовые определения, но в начале понятие абстрактно, то есть все определения, правда, содержатся в нем, но вместе с тем только содержатся: они суть только в себе и еще не развиты в самих себе в целостность”. Пиотковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963 г Свою реализацию свобода личности находит в праве частной собственности. “Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо есть как разум. Пусть эта первая реальность моей свободы находится во внешней вещи, и, следовательно, есть другая реальность, но ведь абстрактная личность именно в ее непосредственности не может обладать никаким другим наличным бытием” Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г . с.- 69. Собственность, по мысли Гегеля, прежде всего определенное отношение человеческой личности к внешнему миру, к природе, к вещам. Он рассматривает частную собственность, как абсолютное право свободной воли отдельного лица на присвоение вещи, для него частная собственность являлась первым и необходимым звеном в цепи развития объективного духа, в процессе реализации духа во внешнем мире. Пиотковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963 г с. - 120 Так как собственность необходима для выражения внешнего наличного бытия собственной воли, то каждое лицо должно было бы обладать частной собственностью. Гегель не делает, однако, отсюда вывода, что каждый гражданин должен обладать собственностью для удовлетворения своих потребностей. Таким образом, для проявления наличного бытия свободной воли с точки зрения Гегеля достаточно владеть хотя бы одной единственной рубахой. Гегель - сторонник имущественного неравенства, неравенства распределения владений и состояний нельзя назвать несправедливостью природы; ибо “природа не свободна и потому ни справедлива, ни несправедлива”. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г с. - 73 Гегель признавал лишь формальное равенство людей: “Люди, разумеется, равны, но лишь как лица, то есть в отношении источника их владения”. Свое понимание свободы и права Гегель направлял также против рабства и крепостничества. “В природе вещей, - отмечает Гегель, - заключается, что раб имеет абсолютное право освободиться...” Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельцы частной собственности. Для договора являются, по мнению Гегеля характерными 3 момента: 1) Договор зависит от произвола особенной воли, воли отдельного собственника; 2) Достигнутая в договоре путем соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля. 3) Предметом договора могут быть лишь только единичные вещи. В силу последнего основания Гегель отвергает взгляды на брак, как на своеобразный договор и считает, что такой подход к браку противоречит человеческому достоинству. Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о неправде, принуждении. Право восстанавливается и утверждается путем отрицания неправды. Неправда есть видимость, и через ее исчезновение право получает определение прочного и имеющего силу утверждения. Гегель различает: гражданскую неправду (простодушную) - лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право, и обман. Второй формой неправды, по учению Гегеля, является обман. В обмане особенная воля обманутого лица не нарушается, так как его заставляют верить, что с ним поступают согласно праву, то, что выставляется как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право. Преступление есть такая неправда, которую человек насильственно и открыто ставит на место “права в себе”. «Кто совершает преступление, например воровство, тот отрицает не только особенное право другого лица на эту определенную вещь, и отрицает вообще его право, и поэтому не только обязывают отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают еще наказанию, потому что он нарушает право как таковое, т. е. право вообще». Согласно этому наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. |