4. Иск. Др. Месопотамии Элам, Шумер, Аккад
Скачать 1.8 Mb.
|
6. Романское иск. Евр: Архитектура. И сключительная роль, принадлежавшая в феодальном обществе церкви, и огромные материальные средства, имевшиеся в ее руках, привели к тому, что романская архитектура является по преимуществу архитектурой церковной. Приемы и формы последней оказали свое воздействие и на гражданское зодчество.Церковная романская архитектура развивается на основе достижений каролингского периода и под сильным влиянием, в зависимости от местных условий, античного, сирийского, византийского и арабского искусства. Феодальная раздробленность Европы порождает множественность школ, особенности которых складываются в зависимости от архитектурных традиций отдельных областей, тех или иных экономических и политических связей, наличия определенных строительных материалов и т. п. При всем различии в решении архитектурных задач эти школы имеют много общего, в частности в особенностях плана и конструкций, равно как и в характере декоративных форм. Основной архитектурной задачей являлось создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Господствующим типом оказывается тип базилики. Но по сравнению с ранними памятниками базилика этого времени значительно осложнена в планово-композиционном отношении. К числу новшеств нужно отнести появление второго трансепта и значительное увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Вокруг абсиды, завершающей хор, очень часто создается обход, так называемый «деамбулаторий», служащий как бы продолжением боковых нефов, по которому молящиеся обходили главный алтарь. Этот деамбулаторий во многих случаях окружается венцом небольших абсид-капелл (абсидиол). Нередко такие же абсиды примыкают и к восточной стороне трансептов. Распространенной особенностью романских храмов является наличие расположенных под хором и перекрытых сводом «крипт» (небольшие подземные помещения, служившие местом хранения реликвий, а также использовавшиеся для погребений).Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление мощи. Оконные и дверные проемы вместе с тем очень узкие. В очертаниях форм преобладают вертикальные и горизонтальные линии, так же как и полуциркульные арки, особенно характерные для романского стиля; они применяются в окнах, дверях, аркадах, арнизах и т. п.В романской архитектуре наружный вид храма с необычайной четкостью выражает особенности его плана и членения внутреннего пространства. Все отмеченные выше черты сообщают внеш нему облику храмов величавость, строгость и, в зависимости от декоративных форм, большу ю или меньшую суровость. Аналогичное впечатление производит и интерьер романского храма.Особенности романской архитектуры обусловлены в первую очередь применением сводчатых перекрытий и системой размещения оконных проемов. В ранних памятниках центральный неф имеет плоское перекрытие, своды же появляются сначала в криптах и боковых кораблях. С развитием строительной техники своды получают постепенно все части храма, причем для наиболее обширных из них, как правило, применяется коробовая форма. Нередко, однако, встречается и членение главного нефа на отдельные отрезки, перекрытые крестовыми сводами.Центральный неф отделяется от боковых аркадами, опирающимися, при плоских потолках, на колонны, чередующиеся со столбами, которые имеют простое прямоугольное сечение. Для огромных тяжелых сводов такая форма устоев оказывается недостаточной, и они сменяются массивными столбами с выступающими из них полуколоннами или пилястрами. В развитой романской архитектуре колонна лишается своего значения как одного из главных конструктивных элементов, но вместе с тем широко применяется в декоративных аркадах, порталах, при членении оконных проемов и т. п. Следует заметить, что романская колонна не знает устойчивых типов ордеров, чрезвычайно разнообразна по пропорциям и отличается множественностью форм капителей. В ранний период наиболее распространена была форма, приближающаяся к усеченному шару. Во время полной зрелости романского искусства вырабатывается особый вид скульптурной капители.Среди характерных явлений романской церковной архитектуры заслуживают упоминания так называемые «клуатры» (или крейцганги) — примыкающие к монастырским церквам открытые, прямоугольные в плане, дворы, по сторонам которых тянутся галереи с богато декорированными аркадами.По сравнению с церковным строительством светская архитектура романского периода стоит на значительно более низкой ступени развития. К этому времени окончательно слагается тип жилища феодала — замок. Обычно он состоял из двора, в центре которого располагалась массивная башня (донжон). Башня эта, имеющая несколько этажей, служила жилищем сеньору и была последним оплотом осажденных. Аналогичный характер имели и укрепления городов, обносившихся многочисленными башнями, соединенными высокими каменными стенами. Строительные формы отличались простотой. Лишь в отдельных случаях наблюдалась забота о декоративном убранстве построек. Для этого использовались детали, выработанные церковной архитектурой. К таким постройкам принадлежали и богатые городские дома, жилища же рядовых горожан имели скромные размеры и состояли чаще всего из двух этажей. Нижний с аркой на улицу служил мастерской или лавкой, верхний же предназначался для жилья. В истории романской архитектуры первое место принадлежит Франции. Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране. Разрез Здесь мы встречаем наибольшее разнообразие в решении архитектурных задач, исключительное богатство форм и наиболее последовательное развитие строительных приемов. Разнообразие конструкций и декоративного убранства позволяет различать ряд местных школ. Одной из главнейших как по художественной значительности памятников, так и по обширности сферы своего распространения является школа Бургундии. Здесь выработка архитектурных форм связана главным образом со строительной деятельностью клюнийского монашеского ордена, игравшего в культурной и политической жизни развитого средневековья чрезвычайно крупную роль. Процесс сложения форм архитектуры романского стиля протекал в Италии более интенсивно, чем в других странах Европы, но в дальнейшем развитие конструктивных и декоративных приемов не представляет здесь того разнообразия, которое наблюдается в романской архитектуре Франции. В архитектуре Германии памятники романского стиля появились очень рано. Здесь были выработаны некоторые новые типы базилики . Наиболее интересным и распространенным представляется тот, который характеризуется появлением второго хора, располагаемого с западной стороны здания, и введением иногда второго трансепта. Во внешнем облике германских базилик большую роль играют башни, составляющие неотделимую часть архитектурного массива. К этому типу принадлежат церковь св. Михаила в Гильдесгейме (первая полов. 11 в.) Главные нефы обеих имеют плоское перекрытие. В аркадах, отделяющих главный неф от боковых, невысокие колонны чередуются с четырехгранными столбами. 57. Романское иск. Евр: Ск-ра, Монумнет. живопись, Миниатюры, ДПИ XI—XIII века—время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно капители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. В скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы — удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора. Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. В ней все ярче прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Гартан (вторая половина XI в.) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов — живость и яркость рассказа. По интенсивности цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов». Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами. В романский период бурно развивается книжная миниатюра, в которой можно различить несколько художественных центров. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где размещалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Излюбленными изображениями в манускриптах Х—XI вв. были изображения властителя на троне в окружении символов власти («Евангелие Отгона III», около 1000 г., Мюнхенская библиотека). Расцвет трирской школы падает на XI—XII вв. Для миниатюр трирской школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита («Регистр св. Григория», Трир). Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. Лучшие произведения кельнской школы были созданы в XII в., когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова. С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. В этих областях, где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение, искусство носило характер усиленно-назидательный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами «Страшного суда», апокалипсических видений и «Страстей Христовых». Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Так, рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складки одежды не вылеплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра, изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. В скульптурном декоре сохранившихся до наших дней памятников большое внимание уделено повествовательности. Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей — Христа или Богоматери, которые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость, боязнь пустот — также черта, роднящая с миниатюрой. Бургундская скульптура складывалась под большим влиянием лангедокской. Но в манере исполнения больше мягкости, в движениях — изящества, в лицах — одухотворенности, что подтверждает рельеф с изображением «Страшного суда» в тимпане портала собора Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт; 1130—1140). Огромная фигура вершащего суд Христа величественна и статична. А вокруг него идет борьба за души человеческие между англами и чертями, и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами — жалкие человеческие души — ожидают решения судьбы. Немецкая скульптура проходит интереснейший путь развития — от полной отвлеченности и схематизма к яркой индивидуализации образа. В конце XII в. застылость и статика «строгого стиля» сменяются преувеличенной динамикой и острой индивидуализацией. Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауен-кирхе в Хальберштадте (начало XIII в.), изображающие истово спорящих пророков и апостолов. Несмотря на условность поз, на орнаментальность складок одежды, фигуры их очень выразительны: в них читается непримиримость противников, жаждущих доказать истину, которую каждый понимает по-своему. В монументальной живописи Италии отчетливо прослеживаются воздействие византийского искусства и прочные раннехристианские традиции. Из различных школ наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская. Если мозаики в Чефалу (1148—1189) были исполнены еще греческими мастерами, то в Палатинской капелле 1154—1166 гг. это местные итальянские живописцы. Византийское влияние было сильно не только в южной или венецианской, но и в живописной школе Тосканы. Но уже со второй половины XIII в. наблюдается отказ от византийских традиций, утверждается вещественная убедительность и жизненное правдоподобие образов, в полной мере присущее живописи Проторенессанса. Во фресковой живописи, всегда аскетичной по образу, господствует линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но звучная и часто изысканная цветовая гамма. Цвет условный, подчеркивает неземное, сверхчувственное начало (росписи церкви Сан Клементе де Тауль, капеллы Сан Исидро в Леоне и т. д.). С XII в. появляются алтарные живописные образа на дереве, иногда в сочетании с рельефными изображениями, так называемые фронталес —прообразы будущих ретабло. В ДПИ В эпоху романского стиля расцветает книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, художественное ткачество, ювелирное искусство. Важную роль во всех видах романского искусства играет орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны. 58. Готическое иск. Евр: Архитектура. Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т. д. Складывается облик городского муниципалитета — ратуши. Это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже, с парадными залами, где заседали городской совет и суд — во втором, с подсобными помещениями — в третьем. Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии. Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон). Этому же активно служили аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. Аркбутан — 1/4 арки, переброшенной от центрального, более высокого нефа через низкие боковые на наружные опоры стен — контрфорсы, которым передается боковой распор. Стрельчатая арка также уменьшает нагрузку на стены: чем она выше и острее, тем меньше распор. Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Преобладающими в нем стали: грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, по сути, вытеснение стены огромными пространствами окон, что привело в итоге к появлению витража. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под «каменным кружевом», ибо скульптура стала покрывать весь храм. Это особенно касается Франции, давшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой. Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, оружие), индивидуализация лиц — свидетельство приближения к культуре Возрождения. Художественный образ готического храма выражает прежде всего устремление к Богу, трансцендентную идею слияния с Ним. Невероятно тяжелые каменные своды искусством архитекторов визуально превращены в легкое кружево. Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим. Напомним, что готика была полихромной: стены раскрашивали, как и скульптуру. К этому многоцветью добавлялся блеск золота, церковной утвари, сияние свечей. Снаружи во всем была подчеркнута роль вертикали, устремленность ввысь: острые треугольные вимперги над порталами, башенки-фиалы, завершающие контрфорсы. Все иррационально, атектонично (что, как увидим ниже, роднит готику с барокко). Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери — пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Он начат в 1163 г. и завершен в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф — трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII —начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). Западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, большие окна с «розой» посередине, две башни. В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Немецкие соборы проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенностью германской готики являются однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем (собор во Фрейбурге, XIII—XIV вв.; собор в Ульме, 1377 —XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII —начало XIV в.). Так называемая кирпичная готика вообще характерна для Северной Европы, особенно в гражданской архитектуре. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор и вообще все строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а по-прежнему с монастырями. Как верно отмечено, английский собор возникал не в гуще городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей. В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на средокрестье — доминанту собора. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. Наиболее чистый образец ранней английской готики —собор в Солсбери (1220—1270). Особое место в испанской архитектуре занимает стиль «мудехар» (т. е. мусульманский). Это, как правило, соборы, построенные зодчими-арабами, из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое завершение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек. |