Главная страница

Все ответы по Педагогике 1-40. 6. Метапринципы развития высшего образования аксиологический метапринцип 9


Скачать 156.58 Kb.
Название6. Метапринципы развития высшего образования аксиологический метапринцип 9
Дата27.05.2019
Размер156.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВсе ответы по Педагогике 1-40.docx
ТипДокументы
#79093
страница13 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

30. Современные дидактические теории и технологии обучения: компьютеризация и информатизация обучения



В сжатом и несколько упрощенном виде суть программированного обучения можно выразить словами американского педагога У.Шрамма: «Программированное обучение есть своего рода автоматизированный репетитор, который ведет учащегося путем коротких логически связанных шагов, так что он почти не делает ошибок и дает правильные ответы, которые немедленно подкрепляются путем сообщения результата, в результате чего он движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения»

Компьютерные технологии обучения, как и компьютерные программы, имеют разную степень сложности и включенности в учебный процесс. О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, А.С.Ушаков выделяют три уровня компьютерных технологий обучения [37]. По их мнению, «компьютерная технология — это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать ему. Она предполагает использование адекватных способов представления и усвоение различных видов знаний с помощью современной компьютерной техники»

Компьютерная технология первого поколения сохраняет в своей основе традиционные формы и методы обучения. Опора делается на классические учебники и учебные пособия, но для улучшения способа предъявления готовых знаний и усиления контроля за их усвоением используется компьютер.

Компьютерная технология второго поколения основывается на традиционном содержании, в котором используется не систематизированная комбинация из классических и модернизированных форм и методов обучения. Она поддерживается традиционными учебниками, задачниками и методическими пособиями, а также современными компьютерными программами и образовательными средами, в основном сориентированными на процессы всестороннего исследования моделей реального мира.

Компьютерные технологии обучения третьего поколения — это единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах, методах и средствах обучения. Компьютер в третьей модели — уже не вспомогательное средство обучения, он станет одним из важнейших элементов.

Следует иметь в виду и различать понятия «информатизация» и «компьютеризация». Суть информатизации образования в том, что для обучаемого становится доступной большая по объему информация, представленная в базовых данных, компьютерных программах, различной справочной литературе. Компьютеризация в данном случае выступает лишь частным случаем информатизации обучения.

Информационные технологии в обучении создают принципиально новую ситуацию в обучении. Они усиливают индивидуализацию обучения, становится по настоящему открытой образовательная система для внешнего мира: обучающиеся имеют доступ к гигантским массивам информации, они оказываются лишь перед выбором необходимой им информации в соответствии с их целями и целями, которые задает и корректирует преподаватель.

Информационные технологии обучения принципиально изменяют образ мышления преподавателя и студентов, делая их соучастниками информатизационного поиска актуальной для каждого из них информации.

По мнению А.П.Ершова, образовательная информатика имеет множество видов деятельности и форм реализации: 1) непосредственное изучение информатики как науки и компьютера как устройства; 2) учебное примене- ние — когда компьютер применяется как средство обучения конкретному предмету; 3) применение вычислительных средств информационных технологий для поддержки универсальных видов учебно-познавательной деятельности (письмо, рисование, вычисления, коммуникации, поиск, накопления к организации информации); 4) профориентация и трудовое обучение; 5) различные виды досуговой деятельности; 6) компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и пробелами в обучении; 7) применение информационных технологий непосредственно для совершенствования деятельности преподавателя в различных видах организационно-педагогической и методической деятельности; 8) для управления школой и другими образовательными учреждениями [38]. А.П.Ершов выстроил стратегии перехода от компьютерной грамотности к компьютерной культуре всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Если говорить о перспективе использования компьютерной техники в высшей школе, то, по мнению специалистов, класс должен представлять собой лабораторию, насыщенную компьютерной техникой, аудио- и видеосистемами, создающими возможность работы как индивидуальными, так и малыми учебными группами. Телекоммуникации позволят студентам пользоваться обширной базой данных, выходить на связь с другими учебными заведениями, всемирно известными библиотеками и информационными центрами. Роль преподавателя будет состоять в оказании необходимой помощи и управлении учебно-воспитательным процессом во всем его объеме. В последние годы разработчики компьютерных технологий обучения возлагают большие надежды на разработку и практическое применение мультимедиа-программ. Что это такое?

Как пишет В.Долгов, точное определение того, что следует на данном этапе понимать под мультимедиа-программой, довольно-таки сложно. «Самое простое сказать, что в состав любого мультимедиа-продукта входят иллюстрации, текст, видео, а сегодня еще и элементы управляемого видео, некоторые связи между ними и элементами организации интерфейса. Два последних элемента и являются, в сущности, тем, что придает продукту новые качества и отличает его от просто всех компонентов, сваленных в кучу и перемешанных» [39, с.50].

Чтобы квалифицированно разработать мультимедиа-программу, необходимы авторы текста (сценаристы), художники, специалисты по видео- и аудио-, естественно, программисты и человек, который объединяет и руководит этим коллективом. Такого человека лучше всего, по аналогии с кино- и телевизионным производством, назвать продюсером. Однако продюсер мультимедиа-программ должен обладать еще и умениями книжного редактора и иметь достаточно высокий уровень психолого-педагогической компетентности.

Нетрудно представить, что качество и уровень разработки мультимедиа-программ во многом зависят от уровня творческого потенциала каждого разработчика, но особенно — от продюсера: который должен глубоко знать как педагогическую теорию, так и педагогическую практику. Создание мультиме диа-программ пока обходится дорого — в сотни тысяч долларов, однако вполне очевидно, что за ними большое будущее. И несмотря на то, что мультимедиа-программным средствам обучения всего три года, эта новейшая технология активно осваивается как за рубежом, так и в России. Уже говорят о мастерстве и даже мультимедиа-культуре. Как пишет В.Долгов, мультимедиа-программы на русском языке можно пересчитать по пальцам, абсолютно не заполнены все ниши рынка — детский, рынок программ справочно-энциклопедического характера, программ для туристов, просто «красивых дисков» [39, с.55].

Возникает еще один очень важный вопрос: не приведет ли развитие мультимедиа, мировых коммуникативных сетей к системе компьютерного гиперпространства, что в свою очередь вытеснит книги, видео-, другие средства обучения и даже самого преподавателя? Думается — нет. Как появление кино «не убило» театр, и каждый занял свое место в культурно-образовательном пространстве нашей цивилизации. Вообще медиаобразование настолько стремительно развивается, что его можно выделить как одно из наиболее перспективных направлений совершенствования учебного процесса.

На занятиях в условиях мультимедиаобразовательных технологий обучающиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью, составляют сценарии, пишут очерки, проводят телепередачи. При этом они не только овладевают предметными знаниями и умениями, но и активно развивают свои творческие коммуникативные и организаторские способности.

В условиях мультимедиа образовательных технологий возникают уникальные возможности для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и развития творчества студентов на основе постоянно обновляющихся форм и методов обучения: систематически проводятся конкурсы, конференции.

Формы организации мультимедиа-технологий просто необъятны. Это могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достижений студентов, КВН. турниры ораторов, интеллектуальные аукционы, поэтические вечера, дискуссионные клубы. Как видно даже из перечня возможных форм мультимедиа-технологий обучения, от преподавателя требуется не только знание компьютерной техники, но и высокое педагогическое мастерство, высокая общекультурная подготовка и достаточно высокий уровень творческого потенциала. Однако в компьютеризации обучения, в применении информационных технологий обучения еще много нерешенных дидактических проблем.

Б.С.Гершунский, исследовавший психолого-педагогические проблемы компьютерных технологий обучения, пришел к выводу, что для их эффективного применения необходимо решить ряд проблем:

1. Преодолеть своеобразный психологический барьер, возникающий у многих потенциальных пользователей, руководителей учебных заведений, педагогов-исследователей и у студентов по отношению к самой идее компьютеризации и необходимости приложения дополнительных усилий для овладения новой, сложной, своеобразной техникой.

2. Осуществлять компьютерный всеобуч, отбор и конструирование учебного материала в соответствии с принципами дидактики и с учетом специфики учебного предмета.

3. Использовать компьютерную технику в процессе управленческой и научно-исследовательской деятельности в сфере образования.

4. Решить целый комплекс проблем, непосредственно связанных с повышением эффективности компьютерных технологий обучения [36].

В XXI в. в сфере высшего образования является актуальным создание информационных сред, включая множество информационных объектов и связей между ними, средств и технологий сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации и на этой же основе совершенствования компьютерных технологий обучения.

В связи с особой важностью вышеизложенного остановимся на наиболее актуальных проблемах, решение которых приводит к перестройке информационной среды, открывая новые дидактические возможности развития личности в сфере высшего образования.

1. Использование информационных технологий, в том числе математической статистики, при обработке информации, результатов дидактических экспериментов позволит интенсифицировать инновационные процессы в образовании.

2. Реализация возможностей технических и программных средств современных информационных технологий позволит: обеспечить, управление информационными потоками: общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания: организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное «мирооткрытие» изучаемой закономерности.

3. Важно осуществить интеграцию современных информационных технологий с деятельностно-личностными, что обеспечивает системный эффект, след-ствием которого может быть «технологический прорыв» в педагогике XXI в.

4. Необходимо совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам в сфере высшего образования: информационно-методическому обеспечению процесса обучения; тиражировать передовые педагогические технологии на базе использования средств новых информационных технологий.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта