законы развития научного знания…. Экзамен философия. 7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20
Скачать 246.02 Kb.
|
Понятие философской модели мира: мир как Космос, или диалектическая модель мира, и мир как Универсум, или метафизическая модель мира.Модель мира — это философская концепция, формирующаяся на основе представлений о субстанциональных характеристиках мира, выражающих те его качества, которые являются актуальными для той или иной исторически альтернативной традиции в научном познании, реализующихся в конкретно-научных формах анализа. Философская модель мира в истории познания всегда представляла собой важнейший контекст научных исследований. Ученые апеллируют к нему как онтологическому ориентиру в весьма ответственные моменты исследования, особенно на переломных, революционных этапах развития познания. Именно в эти переломные периоды в достаточно заметных формах проявляются новые тенденции к дифференциации или интеграции знания, которые в дальнейшем могут приобрести зрелый, устойчивый вид, как это произошло в настоящее время с такими, например, отраслевыми направлениями развития философии, как философия образования, философия техники, философия экономики, философия управления и т. д. Выбор той или иной философской модели мира в качестве исследовательского ориентира означает прежде всего то, в каком конкретном онтологическом контексте (диалектическом или метафизическом) используются категории бытие и существование. В данной связи в истории философского познания можно выделить следующие две основные модели мира: – мир как Космос, подчиняющийся диалектическому принципу всеобщей связи явлений и выступающий прообразом отражения в научном знании его единства, системности, организованности и противоречивости. В данном случае образ мира есть отражение его объективного содержания в форме деятельностных структур познающего субъекта. Содержание образа не имеет самостоятельного бытия вне отношения к объекту отражения, т. е. к прообразу; – мир как Универсум, представляемый (репрезентируемый) символическими конструкциями (интеллектуальными технологиями) субъекта научного познания. Мир как Универсум создается исключительно творческой свободой воображения и волей субъекта. Он есть продукт сознания субъекта и потому существует только в сознании субъекта. Интеллектуальная репрезентация, языково-символический образ мира имеет здесь самостоятельное бытие вне отношения к самому действительному миру, причисляемому к «трансцендентальной реальности» (по И. Канту). Деятельность человека уподобляется произволу по отношению к окружающему миру. Человек творит различного рода интеллектуально-познавательные технологии, которые ставятся во главу угла и под которые «подгоняется» мир, природа (в том числе и в аспекте ее практического покорения человеком). Модель мира указывает на главный признак существования мира (или его отсутствия), по которому происходит разделение двух основных концепций в области философского метода (или, соответственно, в области двух основных традиций теоретизирования) – диалектической и метафизической. При этом в диалектической традиции теоретизирования научное знание выступает как образ мира, а в метафизической – как репрезентация. Следует, на наш взгляд, подчеркнуть, что обе традиции теоретизирования, или обе философские концепции мира – диалектическая и метафизическая – далеки от гносеологического «натурализма», т. е.отождествления содержания отражаемого предмета с содержанием самого процесса отражения. Однако эта «равноудаленность» обеих традиций теоретизирования от примитивного философского натурализма предполагает одновременно и их принципиальное отличие друг от друга. Главное отличие друг от друга рассматриваемых нами концепций заключаются в следующем. Диалектической модели мира соответствуют следующие положения. 1. В процессе отражения объективные характеристики «предмета в себе» взаимосвязаны с теми чертами и формами, которые наложены на него преобразующей деятельностью человека. 2. Наука и философия в процессе своего развития вырабатывают абстрактные представления и теоретические понятия об окружающей действительности, «очищая» их от первичных образов и неясных созерцаний. 3. Первичные формы отражения, равно как и теоретические понятия об окружающем нас предметном мире, предстают как образы. Сам же предметный мир выступает как их прообраз (а не как интеллектуальный вымысел). 4. Образ объективен в той мере, в какой он верно, в соответствии с определенными критериями, отражает мир. Метафизической же модели мира присущи другие, противоположные диалектической модели мира, базовые положения. 1. Научное знание в его эмпирическом или теоретическом выражении – это произвольная знаковая конструкция, выражение творческой воли познающего субъекта. Отношение знания к миру принимается не как отношение образа к своему объективному прообразу, а как отношение репрезентации к трасцендентальной (по И. Канту) реальности. Субъект не познает мир, а всего лишь репрезентирует его в своих знаниях. Под репрезентацией здесь понимается процедура замещения изучаемых объектов другими объектами – символами или мыслительными конструкциями, посредством которых происходит присвоение мира сознанием познающего субъекта. 2. Научные методы предназначены не для познания предметного мира как такового, а для перманентного процесса приведения в соответствие друг другу эмпирических данных и их теоретической интерпретации. 3. Научная обоснованность знания заключается в степени совершенства его языковой конструкции, определяемой логическими критериями. Философская модель мира задает основания науки в контексте той или иной исторически сложившейся традиции теоретизирования. Уровень оснований науки в рамках той или иной модели мира имеет философский (абстрактно-всеобщий) статус. Выбор той или иной философской модели мира в качестве актуальной определяет принципиально различные основания науки. Для космической модели мира в группу оснований науки входят, на наш взгляд, следующие основания. 1. Онтологические: завершенность и единство мира, адекватность научных знаний содержанию мира, вследствие чего наука выступает как образ мира, а сам мир – как прообраз. 2. Гносеологические: мир познаваем, поскольку наука является его образом. Наука ориентирована на познание космических оформлений мира. Субъектно-объектные отношения выступают необходимым условием познаваемости мира. 3. Методологические: в основе космической модели мира и его познания лежит принцип диалектики – всеобщая связь и взаимообусловленность явлений. (Поэтому космическую, т. е. аристотелевскую, модель мира правомерно называть диалектической.) Следует заметить, что диалектическая традиция теоретизирования органично вписывается в отечественную историю философии и методологии науки. Эта традиция в отечественной философии очень сильна, она уходит своими историческими корнями к мыслителям Древней Руси, впитавшим в себя великое культурное и философское наследие Византии. Для метафизической (репрезентативистской, универсалистской) модели мира группу оснований науки составляют следующие. 1. Ценностные (аксиологические): ориентация науки на независимость творческой воли от чего бы то ни было, на признание аксиоматической свободы формулирования исходных исследовательских абстракций. 2. Онтологические: наука не отражает, а представляет, репрезентирует мир в виде свободно конструируемой, изобретаемой средствами математики и формальной логики реальности, а именно трансцендентальной (по Канту) реальности. 3. Гносеологические: в основе познания лежит принцип дуализма и агностицизма, согласно которому мир непознаваем. Субъект познания не способен адекватно отражать мир, он строит «свои собственные миры-версии», по выражению Х. Й. Зандкюлера [8, с. 81]. Поэтому научное знание продуцируется как свободная семиотическая (знаковая) конструкция, ничего общего не имеющая с действительным миром. 4. Методологические: отрицание закономерной связи и взаимообусловленности между явлениями мира. Законы мира – это законы науки. Законы же науки не открываются, а изобретаются (репрезентируются), вследствие чего они предстают как законы технологии (интеллектуальной технологии). |