Главная страница

законы развития научного знания…. Экзамен философия. 7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20


Скачать 246.02 Kb.
Название7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20
Анкорзаконы развития научного знания
Дата08.06.2020
Размер246.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкзамен философия.docx
ТипДокументы
#128839
страница13 из 38
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38

Философия «критического рационализма» К. Поппера и его роль в становлении постпозитивистского этапа в развитии западной традиции теоретизирования.


Критический рационализм К. Поппера (1902-1994) может быть рассмотрен в контексте формирования оснований постпозитивистского периода позитивистской рефлексии феномена науки и критики основных положений неопозитивизма. В первую очередь критике был подвергнут принцип верификации. Основанием критики было следующее противоречие: законы природы не сводимы к предложениям наблюдения, следовательно, в соответствии с положениями неопозитивизма они не верифицируемы, следовательно, не принадлежат к научным предложениям. Поппером был предложен принцип фальсификации как критерий научности суждений. Его конструктивность могла быть прояснена и в контексте закона об экономии мышления. Найти или предположить опровергающий факт для некоторого положения гораздо легче, чем указать все подтверждения.

Представители постпозитивизма, в отличие от своих предшественников, в основном отказываются от ориентации на математическую логику как образец научного знания и от борьбы с «метафизикой» посредством логического анализа языка науки. Логико-методологическая концепция Поппера является вынужденной (в рамках западной рационалистической мысли) реанимацией исследований в области философии научного знания, эпистемологии, теории научного метода, хотя и со значительной долей использования методов и средств формальной логики. Но и это уже имело явное преимущество по сравнению с отрицанием «узкого» видения философских проблем науки логическим эмпиризмом, лингвистическим анализом, инструментализмом и т. д.

Основные положения этого учения выражаются в следующем.

1. Главной проблемой методологии науки должна стать проблема развития знания, т. е. проблема анализа выдвижения, формирования, проверки и смены научных теорий. Поппер пишет: «Частный аспект науки – необходимость ее роста, прогресса... Рост науки –не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замена лучшими. Критическое рассмотрение теорий приводит нас к попытке проверить и ниспровергнуть их, а это в свою очередь ведет нас к экспериментам и наблюдениям, которые бы не пришли иначе в голову».

2. Неопозитивисты в течение многих лет насаждали пренебржительное отношение к философии, старались уничтожить даже тень философствования в методологических и научных дискуссиях. Поппер реабилитировал философию, признал ее важность и тесную связь с методологией.

3. Создав свою методологическую концепцию, Поппер обнаружил и доказал, что в контексте учения его предшественников (позитивистов) имеют место элементы конвенциализма. В этой связи Поппер объявил и свою концепцию (но теперь уже открыто) сводом методологических соглашений, которые выполняют как дескриптивную, так и нормативную функцию в процессе роста научного знания. Поппер подчеркивает, что любая методологическая концепция является сводом соглашений (т. е. своего рода конвенцией ученых) и что, следовательно, возможно одновременное сосуществование множества различных методологических концепций в отношении одного и того же предмета исследования. Каждый волен в конце концов, считает Поппер, избирать свои собственные правила игры. Таким образом, принцип плюрализма из области эмпирической распространяется Поппером в область методологии науки.

Методологическая концепция Поппера получила также название фальсификационизм (корень этого слова означает «опровергать»), потому что основным принципом поиска истинного знания стал принцип фальсификации: истинно только то, что опровергаемо. Это является полной противоположностью позитивистскому принципу верификации. Здесь Поппер руководствовался прежде всего логическими соображениями, заставляющими его не соглашаться со своими предшественниками. У неопозитивистов научность (истинность) утверждений доказывалась либо индуктивным путем (например, М. Шлик), либо с помощью правила верификации. Оба эти пути Поппер считал несостоятельными. Так, например, он писал: «Если нашей целью является прогресс, или рост знания, то высокая вероятность (его истинности, информативности. – Н. К.) не может быть нашей целью: эти две цели несовместимы... Обратное (вера в высокую вероятность) – предрассудок... Причина этого предрассудка – вера людей в то, что теория индукции должна объяснять, почему наука достигает все большей вероятности. Правдоподобность (которую мы ценим в теории) не равна вероятности в смысле исчисления вероятностей».

Логические проблемы, связанные с применение принципа фальсификации и его усовершенствование самим К. Поппером и И. Лакатосом было рассмотрено в разделе о проблемах демаркации научного знания. Важно отметить, что в формулировке этого принципа значение имеет понятие не реального, но «потенциального фальсификатора». В противном случае мы имеем дело с так называемым «парадоксом Поппера», говорящим о том, что научной может считаться только уже опровергнутая теория.

В данном контексте стоит отметить четыре проблемы, в контексте которых обнаруживается значение принципа фальсификации: проблема динамики научного знания, определенности научного метода, проблема демаркации и объективности.

Во-первых, принцип фальсификации в контексте идей К. Поппера можно проинтерпретировать не только в качестве критерия научности, но как принцип, определяющий развитие научного знания. В этом смысле проблема динамики научного знания (и соответственно взаимосвязи истории и философии науки) оказывается новой значимой проблемой позитивистской традиции. При этом Поппер трактует изменение науки как движение ото лжи к «интересной истине», оказывающейся ответом на решение все более сложных проблемных ситуаций. Новая проблемная ситуация возникает после того, как теория, являвшаяся ответом на предыдущую проблемную ситуацию оказывается отвергнутой. Препятствуя догматизации научных теорий, принцип фальсификации способствует конструктивному развитию научного знания.

Во-вторых, на основе критики индуктивного научного метода, ограниченность которого была обоснована еще Ф. Бэконом, К. Поппер разрабатывает так называемый гипотетико-дедуктивный метод, включающий принцип фальсификации в процесс построения теории и предполагающий следующее развитие научной теории. Реакцией на проблемную ситуацию является выдвижение научной гипотезы, логические следствия которой подлежат эмпирической проверке, после чего можно говорить уже о научной теории, которая будет отвергнута только после того, как будет продемонстрирована истинность ее потенциальных фальсификаторов (предложений, логически противоположных основным положениям теории). В общем виде можно вслед за Поппером назвать метод науки методом «проб и ошибок».

В-третьих, с введением принципа фальсификации граница между наукой и не наукой становится более гибкой, о чем уже говорилось при обсуждении проблемы демаркации. Соответственно, критика метафизики, которая во многом определяла содержание тезисов позитивизма предшествующих этапов, становится слабее. Сам К. Поппер в качестве метафизического основания своих взглядов науки вводит так называемую теорию «трех миров». Третий мир объективированных форм научной деятельности по Попперу существует автономно от первого мира природы и второго субъективного мира людей, результатом интеллектуальной деятельности которых он и является.

В-четвертых, принцип фальсифицируемости научных теорий имеет отношение к проблеме объективности научного знания в смысле отношения теории к реальности. Еще со времен критики Ф. Бэконом идолов рода известно, что человек склонен искать и способен всегда находить подтверждения своим теориям, какими бы странными и нереальными они ни были. В этом смысле поиск и нахождение опровергающего факта может служить доказательством действительного столкновения теории с реальностью. Ведь «если теория сформулирована так, что она в принципе не может столкнуться с противоречащими ей фактами, где гарантия, что она хоть что-нибудь говорит о мире?».

Значение теории Поппера в эволюции неопозитивизма (и в трансформации неопозитивизма в постпозитивизм) заключается в следующем.

1. В своем учении Поппер значительно расширил атрибутику того, что называется метафизической (репрезентативистской) традицией теоретизирования. Это относится прежде всего к его теории так называемого фальсификационизма, в которой им развиваются новые (по сравнению с неопозитивизмом) стороны агностицизма и творческого волюнтаризма в познании.

2. Поппер стимулировал интерес западных исследователей науки к историческому аспекту развития науки. Тем самым он указал на слишком узкие рамки существовавшей до него методологической традиции в науке.

3. Поппер смело осуществил выход в область подлинно философских оснований науки (обращение к объективному идеализму Гегеля), хотя это носило у него формальный характер и поэтому не поколебало основу его репрезентативистской концепции науки.

4. Поппер открыл новый этап в эволюции методологии науки –этап постпозитивизма.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38


написать администратору сайта