законы развития научного знания…. Экзамен философия. 7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20
Скачать 246.02 Kb.
|
17. Философия «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда.Еще более решительно, чем Кун, анализ науки в контексте ее социокультурной обусловленности проводит американский постпозитивист П. Фейерабенд. Им предпринята дальнейшая разработка методологического направления анализа науки в рамках репрезентативистской модели мира (репрезентативистского проекта науки). Представленный в его анализе науки широкий исторический контекст общества, а также проявленное им пренебрежение к качественной специфике науки относительно каких-либо других видов духовной деятельности (других форм общественного сознания) вызвали в кругах научной общественности мира огромный резонанс и острые дискуссии. В отечественной литературе отмечаются два основных подхода Фейерабенда к науке: – он отрицает жесткую демаркацию науки и ненауки, в связи с чем предмет истории науки охватывает у него и историю мифа, и историю идеологических околонаучных баталий, и историю методологических идей; – рассматривая развитие науки как развитие научных традиций, Фейерабенд фактически анализирует социокультурный срез общества и мировоззренческие пласты культуры, непосредственно взаимодействующие с наукой, а не собственно научный поиск. П. Фейерабенд считал недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский подход к анализу науки, развитию знания. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается. Чисто рациональная теория развития идей сосредотачивает внимание главным образом на тщательном изучении понятийных структур, включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант развития науки. П. Фейерабенд считал односторонним социально-экономический анализ социокультурных детерминант развития науки, так как этот анализ впадает в другую крайность — выявляя силы, воздействующие на наши традиции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних. Он ратовал за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба фактора и их взаимодействие. Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, методологических директив, которые П. Фейерабенд не отвергал, но и не ограничивал их только рациональными правилами. Его методологическое кредо «Все дозволено!» означало, что исследователи могут и должны использовать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются заслуживающими внимания. П. Фейерабенд резко выступал против неопозитивистского схоластического конформизма с его требованием оставлять все так, как есть. Он подчеркивал, что методологические директивы не являются статичными, неизменными, а всегда носят конкретно-исторический характер. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный неожиданными и непредсказуемыми изменениями, требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий истории. Данные истории играют решающую роль в спорах между конкурирующими методологическими концепциями». И, кроме того, эти данные служат той основой, исходя из которой можно достоверно объяснить эволюцию теории. Соединение у П. Фейерабенда плюрализма теорий с тезисом об их несоизмеримости порождает анархизм. Каждый ученый, по П. Фейерабенду, может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на несообразности, противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам. Поэтому развитие науки, по П. Фейерабенду, иррационально: новые теории побеждают и получают признание не вследствие рационально обоснованного выбора и не в силу того, что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников. В этом смысле наука, считал П. Фейерабенд, ничем не отличается от мифа и религии. Поэтому следует освободить общество от «диктата науки», отделить науку от государства и представить науке, мифу, религии одинаковые права в общественной жизни. Он вводил правило контриндукции, которое гласит, что необходимо вводить и разрабатывать гипотезы, несовместимые с хорошо обоснованными теориями, существовавшими ранее, с фактами и данными экспериментов. В теории, по его мнению, не менее, а, может быть, более важную роль играют внерациональные элементы, зачастую противоречащие элементарной логике. Наука, по Фейерабенду, представляет собой по сути анархистское предприятие: ученые вольны создавать любые теории, какие им заблагорассудится, в рамках тех или иных правил игры. |