Главная страница

законы развития научного знания…. Экзамен философия. 7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20


Скачать 246.02 Kb.
Название7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20
Анкорзаконы развития научного знания
Дата08.06.2020
Размер246.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкзамен философия.docx
ТипДокументы
#128839
страница3 из 38
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Сходство и различие между наукой и философией. Диалектическая взаимосвязь науки и философии в истории познания.



Прежде всего, следует отметить, что философия и наука – это два типа рационального, теоретического способа освоения действительности. И это является основой их тесной взаимосвязи и взаимодействия. Однако формы освоения действительности философией и наукой различны. Философия как способ освоения действительности по своей основной направленности носит духовно-практический, ценностно-мировоззренческий характер. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающая в качестве ориентиров и регуляторов поведения.

Философия - это теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в культуре с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Философия зародилась в древнем мире как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определенным логическим законам.

Первоначально термин «философия» означал всю совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует иметь в виду, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, чем в мифологии и религии, а именно, с позиций рациональней оценки, с позиций разума. Поэтому можно оказать, что философия – это рациональное мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека, к человеку.

Как отмечал Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что теоретическая форма освоения действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. С этого времени начинается становление самостоятельного процесса производства научных знаний, нацеленных на достижение объективной истины, формируется наука как организованная с помощью специальных средств и учреждений сфера деятельности людей по выработке, систематизации, хранении, передачи и реализации на практике научных знаний.

В античном и средневековом обществах не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в ХVI-ХVII вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования.

Философия же, используя конкретно-научное знание, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. Таким образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания - математика, физика, биология, химия и т.д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия - это форма познания наиболее общих, а точнее всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное научное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Жизненный опыт и экспериментальные исследования имеют свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом, объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений.

Разное - в том  что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разде­ляют их другие философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать досто­вер­ные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе опреде­лённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или модели­ро­вать, как доступно ученому.
Диалектическая концепция (соотношения философии и науки) — учение о взаимоотношении философии и науки, согласно которому они представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. В чем заключается сущность этой концепции? Во-первых, в обосновании наличия необходимой и существенной взаимосвязи между философией и наукой, начиная с момента их возникновения и вплоть до сегодняшнего дня. Во-вторых, в понимании этой взаимосвязи как диалектически противоречивого единства, т.е. единства противоположностей. В-третьих, в утверждении структурной сложности механизма и форм взаимодействия философии и науки. В-четвертых, в обосновании того, что эффективное взаимодействие между ними возможно только на основе признания равноправия и относительной самостоятельности каждого из них.

Эта концепция опирается, с одной стороны, на диалектическое истолкование природы, сущности, структуры и развития науки и научного знания, а, с другой - на диалектический характер взаимодействия реальной науки с реальной философией. И в том, и в другом случае ее ключевыми категориями и положениями являются антифундаментализм, качественное разнообразие, диалектический плюрализм, единство многообразного, относительность всех основных характеристик научного знания (истинность, доказательность, верифицируемость, общезначимость, объективность, определенность и др.), развитие науки и научного познания, их социальность, диалектически противоречивый характер отношения между философией и наукой, основанный на взаимоотрицании и взаимополагании друг друга. Большой вклад в диалектическую концепцию философии науки внесли как крупные ученые-классики науки (Г. Галилей, И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, В.И. Вернадский, И. Пригожин, Н. Моисеев и др.), так и выдающиеся философы (Г. Гегель, И .Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, А. Бергсон, У. Уайтхед, Б.М. Кедров, М. Бунге, И.Т. Фролов, В.С. Степин и др.). Диалектическая философия науки была господствующей в отечественной философии науки ХХ в., сознательно оппозиционируя себя различным вариантам трансцендентализма и позитивизма в понимании природы как философии, так и науки, а также их взаимоотношения.

Диалектическая концепция философии науки является наиболее обоснованной и универсальной концепцией философии науки. Она исходит, во-первых, из идеи единства и вместе с тем качественного разнообразия различных областей науки, видов научного знания и методов научного познания. Это разнообразие может достигать состояния диалектического противоречия между различными уровнями, единицами и типами научного знания. Все различия не только внутри науки, но и между научным и вненаучным знанием имеют относительный, условный, социально-конструктивный и исторический характер. Это в полной мере относится и к различию между наукой и философией, между научным и философским знанием, граница между которыми и исторически, и функционально также весьма подвижна и изменчива. Внутреннее единство философии и науки обусловлено их общей причастностью к рациональному познанию и его идеалам. Взаимодействие философии и науки является необходимым условием успешного развития их обеих, оно обусловлено единством сознания и культуры как более широких систем, в которые и философия и наука входят лишь в качестве подсистем. Одной из главных проблем диалектической философии науки является исследование механизма и форм реального взаимодействия философии и конкретных наук. Результатом этого взаимодействия является формирование в фундаментальных научных теориях их философских оснований, а также многочисленных и разнообразных по содержанию философских проблем различных наук. Исследование этих оснований и проблем составляет существенную часть предмета современной философии науки. Согласно диалектической концепции, структура современной философии науки в целом изоморфна общей структуре философского знания. Ее образуют такие разделы как онтология науки, гносеология науки, социология науки, праксеология науки, культурология науки, антропология науки, аксиология науки. Важным основанием структурирования современной философии науки является также специфика философской рефлексии, обусловленная качественным различием содержания различных областей научного знания. В соответствии с этим в структуре философии науки выделяют философию естествознания, философию социальных и гуманитарных наук, философию математики и логики, философию технических и технологических наук. Однако в философии науки имеются и сквозные проблемы, относящиеся ко всем ее разделам. Это проблемы природы науки, специфики научного знания, структуры и закономерностей развития науки и научного знания и др.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


написать администратору сайта