Главная страница

Бергсон А - Творческая эволюция. А. Бергсон. Творческая эволюция (перевод Флеровой)Анри Бергсон творческая эволюция


Скачать 2.08 Mb.
НазваниеА. Бергсон. Творческая эволюция (перевод Флеровой)Анри Бергсон творческая эволюция
Дата29.05.2022
Размер2.08 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБергсон А - Творческая эволюция.doc
ТипДокументы
#555915
страница6 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

родителей. Где же тогда истоки, где завершение жизненного начала индивида?

Мало-помалу можно подняться до самых его отдаленных предков и обнаружить его

связь с каждым из них, связь с той небольшой протоплазменностуденистой массой,

которая, вероятно, составляет корень генеалогического древа жизни. Будучи в

известной мере единым с этим первичным предком, он также связан со всем тем, что

отделилось от него по пути дивергенции потомства; в этом смысле можно сказать,

что невидимые узы связывают его с совокупностью всех живых существ. Напрасно

поэтому стремятся сузить область целесообразности до индивидуальности живого

существа. Если в области жизни существует целесообразность, она охватывает всю

жизнь в едином неразрывном объятии. В этой жизни, общей всему живому, есть,

конечно, много пробелов, много отступлений; с другой стороны, она не столь

математически едина, чтобы не позволить каждому проявить в известной мере свою

индивидуальность. Тем не менее она образует единое целое: и нужно выбирать между

полным и прямым отрицанием целесообразности и гипотезой, которая признает

взаимосвязь не только частей организма с самим организмом, но и каждого живого

существа с совокупностью остальных.

1 На деле следует различать в современном неовитализме две части: с одной

стороны, его утверждение о неудовлетворительности чистого механицизма,

утверждение, являющееся очень авторитетным, когда оно исходит от таких ученых,

как Дриш или Рейнке; а с другой – гипотезы, совместимые с механицизмом

("энтелехия" Дриша, "доминанты" Рейнке и т.д.). Из этих двух частей первая

бесспорно более интересна. См. прекрасные исследования Дриша (Die Lokalisation

morphogenetischer Vorgänge. Leipzig, 1899; Die organischen Regulationen.

Leipzig, 1901; Naturbegriffe und Natururteile. Leipzig, 1904; Der Vitalismus als

Geschichte und als Lehre. Leipzig, 1905) и Рейнке (Die Welt als That. Berlin,

1899; Einleitung in die theoretische Biologie. Berlin, 1901; Philosophie der

Botanik, Leipzig, 1905).

Нельзя облегчить перехода к идеям целесообразности путем ее распыления. Нужно

либо полностью отвергнуть гипотезу целесообразности, имманентной жизни, либо,

как мы полагаем, придать совсем иное направление ее изменению.

* * *

Заблуждение радикального телеологизма, как, впрочем, и радикального механицизма,

состоит в чрезмерно расширительном применении некоторых понятий, естественных

для нашего интеллекта. Наша мысль изначально связана с действием. Именно по

форме действия был отлит наш интеллект. Размышление – это роскошь, тогда как

действие – необходимость. Но, чтобы действовать, мы прежде всего ставим себе

цель: мы составляем план, затем переходим к деталям механизма, который должен

его реализовать. Последняя операция возможна только тогда, когда мы знаем, на

что нам рассчитывать. Нужно, чтобы мы выделяли в природе те сходства, которые

позволили бы нам предвосхищать будущее. Нужно, следовательно, чтобы мы,

сознательно или бессознательно, применяли закон причинности. Чем яснее при этом

вырисовывается в нашем уме идея действующей причинности, тем больше эта

причинность принимает форму причинности механической. Последнее отношение, в

свою очередь, тем легче может быть представлено математически, чем лучше оно

выражает строгую необходимость. Вот почему нам достаточно только следовать

склонности нашего интеллекта, чтобы стать математиками. Но, с другой стороны,

эта естественная математика представляет собой лишь бессознательную опору нашей

сознательной привычки связывать одни и те же причины с одними и теми же

следствиями; а сама эта привычка обычно нацелена на руководство действиями,

вытекающими из намерений, или, что сводится к тому же, на управление

объединенными движениями для реализации какого-либо образца; мы рождаемся

ремесленниками и геометрами, и даже геометры-то мы только потому, что мы –

ремесленники. Таким образом, человеческий интеллект, поскольку он сформирован

согласно требованиям человеческого действия, является интеллектом, оперирующим

одновременно в соответствии с намерением и с расчетом, путем подчинения средств

цели и воспроизведения механизмов со все более и более геометрическими формами.

Смотрят ли на природу как на необъятную машину, управляемую математическими

законами, или видят в ней реализацию какого-либо плана, – в том и другом случае

только следуют до конца двум взаимодополняющим тенденциям разума, вытекающим из

одной и той же жизненной необходимости.

Вот почему радикальный телеологизм во многих отношениях близок к радикальному

механицизму. Оба учения отказываются видеть в ходе вещей или даже просто в

развитии жизни непредвидимое творение формы. Механицизм замечает только одну

сторону реальности: сходство или повторение. Он признает, таким образом,

господство того закона, согласно которому в природе существует только подобное,

воспроизводящее подобное. Чем более явной становится содержащаяся в нем

геометрия, тем меньше он может допустить, чтобы что-либо было результатом

творчества, хотя бы даже только форма. Как геометры, мы отвергаем непредвидимое.

Как художники, мы, конечно, могли бы его допустить, ибо искусство живет

творчеством и предполагает скрытую веру в самопроизвольность природы. Но

бескорыстное искусство – это роскошь, как и чистое умозрение. Прежде чем стать

художниками, мы бываем ремесленниками. А всякое ремесло, каким бы примитивным

оно ни было, живет подобиями и повторениями, как и естественная геометрия,

служащая ему точкой опоры. Оно работает по моделям, ставя своей целью их

воспроизведение. И когда оно изобретает, оно оперирует, или воображает, что

оперирует, новой комбинацией уже известных элементов. "Нужно подобное, чтобы

получить подобное", – вот его принцип. Короче говоря, строгое применение

принципа целесообразности, как и принципа механической причинности, приводит к

заключению, что "все дано". Два принципа, каждый на своем языке, говорят одно и

то же, ибо отвечают одной и той же потребности.

Вот почему они согласны еще и в том, что для обоих время представляет собой

tabula rasa. Реальная длительность въедается в вещи и оставляет на них отпечаток

своих зубов. Если все существует во времени, то все внутреннее изменяется и одна

и та же конкретная реальность никогда не повторяется. Повторение допустимо,

следовательно, только в абстрактном; повторяется лишь тот или иной аспект

реальности, выделяемый нашими чувствами, в особенности же нашим интеллектом, и

повторяется он именно потому, что наше действие, на которое направлено любое

усилие нашего интеллекта, может совершаться только среди повторений. Так

интеллект, сосредоточенный на том, что повторяется, занятый лишь тем, чтобы

сплавить подобное с подобным, – отворачивается от видения времени. Он противится

текучести: все, к чему он прикоснется, затвердевает. Мы не мыслим реального

времени, но проживаем его, ибо жизнь преодолевает границы интеллекта. Мы

чувствуем нашу эволюцию и эволюцию всех вещей в чистой длительности, и чувство

это обрисовывается вокруг собственно интеллектуального представления, как

неясная дымка, исчезающая во мраке. И механицизм, и телеологизм принимают в

расчет только светящееся ядро, блистающее в центре. Они забывают, что это ядро

образовалось за счет остального путем сгущения и что нужно использовать все – и

текучее, и уплотненное (первое даже более, чем второе), – чтобы постичь

внутреннее движение жизни.

По правде говоря, если существует эта дымка, пусть неясная и ускользающая, она

должна быть для философа еще более важной, чем облекаемое ею светящееся ядро.

Ибо только ее наличие и позволяет нам утверждать, что ядро есть ядро, что чистый

интеллект представляет собой сужение – путем сгущения – иной, более обширной

способности. И именно потому, что эта смутная интуиция не оказывает никакой

помощи в руководстве нашим действием на вещи, действием, целиком локализованным

на поверхности реального, – и можно предположить, что она проявляет свою силу не

на поверхности, а в глубине.

Как только мы выходим за рамки, в которые заключают нашу мысль механицизм и

радикальный телеологизм, реальность предстает перед нами как непрерывное

фонтанирование нового, которое, едва возникнув в настоящем, уже отступает в

прошлое: именно в этот момент его и замечает интеллект, взгляд которого всегда

устремлен назад. Такова наша внутренняя жизнь. Можно без труда обнаружить

предпосылки каждого из наших поступков, являющихся по отношению к этим

предпосылкам как бы механической равнодействующей. И можно также сказать, что

каждый поступок представляет собой осуществление какого-либо намерения. В этом

смысле в эволюции нашего поведения всегда есть и механицизм, и целесообразность.

Но сколь бы мало наше действие ни затрагивало нашу личность, как бы мало оно ни

было подлинно нашим, оно неподвластно предвидению, хотя задним числом и может

быть объяснено его предпосылками. И, реализуя известное намерение, эта новая

наличная реальность отличается от самого намерения, которое могло быть только

планом возобновления или перегруппировки элементов прошлого. Механицизм и

телеологизм являются здесь, таким образом, только внешними снимками нашего

поведения. Они извлекают из него интеллектуальность. Но наше поведение скользит

между ними и охватывает гораздо более обширную область. Повторяем, это не

значит, что свободное действие есть действие, следующее капризу, безрассудное.

Поступать, повинуясь капризу, – значит механически колебаться между двумя или

несколькими готовыми решениями и все же остановиться в конце концов на одном из

них; здесь нет созревания внутреннего состояния, нет эволюции: каким бы

парадоксальным ни показалось это утверждение, здесь воля опускается до

подражания механизму интеллекта. Напротив, поведение подлинно наше есть

поведение воли, которая, не пытаясь копировать интеллект и оставаясь сама собой,

то есть эволюционируя, доходит путем постепенного созревания до таких действий,

которые интеллект может разлагать на элементы-понятия, никогда не достигая

конца. Свободный акт несоизмерим с идеей, и его "рациональность" должна

определяться самой этой несоизмеримостью, позволяющей находить в нем сколько

угодно материала для работы интеллекта. Таков характер нашей внутренней

эволюции. Таков же, очевидно, и характер эволюции жизни.

Наш разум, неизлечимо самонадеянный, полагает, что, по праву ли рождения или по

праву завоевания, он владеет всеми существенными элементами познания истины –

врожденными или приобретенными. Даже если он сознается в незнании предмета,

который ему предъявляют, то полагает, что не знает только того, под какую из его

прежних категорий подпадает этот новый предмет. В какой ящик, готовый открыться,

мы его поместим? В какую, уже скроенную, одежду его облачим? Является ли он тем

или этим, или чем-либо иным? И все эти "то", "это", "что-либо иное" всегда

предстают перед нами как нечто уже познанное, известное. Мы глубоко противимся

мысли о том, что нам, возможно, придется создавать для нового предмета

совершенно новое понятие, или, быть может, даже новый метод мышления. А между

тем история философии показывает нам вечное столкновение систем, невозможность

втиснуть реальность в это готовое платье, то есть в наши готовые понятия, – она

указывает нам на необходимость работать по мерке. Но наш разум предпочитает не

доходить до такой крайности, раз и навсегда с горделивой скромностью возвестить,

что он может познавать только относительное, а абсолютное – не в его

компетенции. Это предуведомление позволяет ему без стеснения применять свой

привычный метод мышления, и с оговоркой, что он не касается абсолютного, он

авторитетно высказывается абсолютно обо всем. Платон первым возвел в теорию

утверждение, что познать реальное значит найти для него Идею, то есть втиснуть

его в предсуществующие рамки, которые уже были в нашем распоряжении, как будто

мы тайно обладаем универсальной наукой. И эта вера естественна для человеческого

интеллекта, всегда озабоченного тем, в какую из прежних готовых рубрик придется

ему занести тот или иной предмет, и можно сказать, что в известном смысле все мы

рождаемся платониками.

Нигде бессилие этого метода не проявляется так отчетливо, как в теории жизни.

Развиваясь по направлению к позвоночным вообще, к человеку и интеллекту в

частности, Жизнь должна была оставить по пути много элементов, несовместимых с

этим особым способом организации, и уступить их, как мы покажем, другим линиям

развития. Поэтому, чтобы постичь истинную природу жизненной деятельности, нам

нужно будет вновь отыскать совокупность этих элементов и сочетать их с

интеллектом как таковым. Нам, вероятно, поможет в этом то смутное представление,

та дымка, что окружает представление ясное, то есть интеллектуальное. Чем, в

самом деле, может быть эта бесполезная дымка, как не частью того эволюционного

начала, которое не уместилось в специальную форму нашей организации и прошло

контрабандой? Значит, именно туда мы должны будем отправляться за указаниями,

чтобы расширить интеллектуальную форму нашей мысли; там почерпнем мы необходимый

порыв, который сможет поднять нас над самими собой. Представить себе жизнь в

целом не значит скомбинировать простые идеи, отложенные в нас самой жизнью в

ходе ее эволюции: может ли часть быть тождественной целому, содержимое –

содержащему, отложения жизненной работы – самой этой работе? А между тем мы

поддаемся этой иллюзии, когда определяем эволюцию жизни как "переход от

однородного к разнородному" или с помощью любого другого понятия, полученного

путем комбинирования элементов интеллекта. Мы располагаемся в одном из конечных

пунктов эволюции, очевидно, в главном, но не единственном; и даже в этом пункте

мы не берем всего, что там находится, ибо мы сохраняем от интеллекта только одно

или два понятия, в которых он выражается, – и эту-то часть от части мы

провозглашаем представительницей целого, даже чего-то такого, что выходит

заграницы отвердевшего целого; то есть представительницей того эволюционного

движения, по отношению к которому это "целое" является только современной

стадией. На самом же деле, возьми мы даже весь интеллект, это не было бы

чрезмерным, этого было бы недостаточно. Следовало бы сблизить с ним все то, что

мы находим в каждом из конечных пунктов эволюции. И нужно было бы рассматривать

эти различные и расходящиеся элементы как фрагменты, которые дополняют или, по

крайней мере, дополняли друг друга в своих низших формах. Тогда только у нас

могло бы возникнуть предчувствие реальной природы эволюционного движения; да и

то это было бы всего лишь предчувствием, ибо мы всегда имели бы дело только с

тем, что уже эволюционировало, с результатом, а не с самой эволюцией, то есть не

с самим актом, который приводит к результату.

Такова философия жизни, которой мы придерживаемся. Она стремится преодолеть и

механицизм, и телеологизм, но, как мы отметили вначале, она сближается со вторым

учением больше, чем с первым. Стоит остановиться на этом вопросе и точнее

указать, в чем она сходна с телеологизмом и в чем отлична от него.

Подобно радикальному телеологизму, хотя и в более расплывчатой форме, она

представит нам организованный мир как гармоническое целое. Но эта гармония

далеко не так совершенна, как утверждалось. Она допускает много отклонений, ибо

каждый вид, даже каждый индивид, сохраняет от целостности жизненного импульса

только некий порыв и стремится использовать эту энергию в собственных интересах;

в этом и состоит приспособление. Вид и индивид думают только о себе самих, из

чего вытекает возможность конфликта с другими формами жизни. De facto, таким

образом, гармонии не существует: она существует скорее de jure. Я хочу этим

сказать, что первичный порыв есть порыв общий и чем дальше мы по нему восходим,

тем в большей мере различные тенденции предстают как взаимодополняющие. Так

порыв ветра разделяется на перекрестке на расходящиеся струи воздуха, но все они

представляют собой одно и то же дуновение.

Гармония, или, скорее, "дополнительность", проявляется только в целом и более в

тенденциях, чем в состоянях. Главное же – и именно в этом вопросе телеологизм

наиболее заблуждается – гармония обнаруживается скорее позади, чем впереди. Она

состоит в тождестве импульса, а не в общем стремлении. Напрасно было бы

приписывать жизни какую-нибудь цель в человеческом смысле слова. Говорить о цели

– значит думать о некоем предсуществующем образце, которому остается лишь

реализоваться. По сути, это значит предполагать, что все дано, что будущее можно

вычитать в настоящем. Это значит думать, что жизнь в своем движении и во всей

своей целостности действует так же, как наш интеллект, который является только

неподвижным и фрагментарным снимком жизни и всегда естественным образом

располагается вне времени.

А жизнь развивается и длится. Конечно, всегда можно, оглядываясь на пройденный

уже путь, обозначить его направление, определить это направление с помощью

психологических понятий и говорить так, будто бы преследовалась известная цель.

Так будем говорить и мы. Но о пути, который предстоит еще пройти, человеческий

разум ничего не может сказать, ибо путь создавался по мере того, как совершался

акт его прохождения; он является только направлением самого этого акта. Таким

образом, эволюция допускает в каждый момент психологическое толкование, которое,

с нашей точки зрения, лучше всего ее объясняет, но оно имеет ценность и значение

лишь в ретроспективном смысле. Телеологическая интерпретация, которую мы

предлагаем, никогда не сможет послужить для предвидения будущего. Это –

определенное видение прошлого в свете настоящего.

Короче говоря, классическая концепция целесообразности хочет охватить

одновременно и слишком много, и слишком мало. Она чересчур широка и чересчур

узка. Находя объяснение жизни в интеллекте, она чрезмерно сужает значение жизни.

Интеллект, во всяком случае такой, какой мы обнаруживаем в самих себе, был

создан эволюцией в процессе ее движения; он выделен из чего-то более обширного,

или, скорее, он представляет собой только проекцию реальности, проекцию по

необходимости плоскую, тогда как реальность обладает рельефом и глубиной. Эту-то

более обширную реальность истинный телеологизм и должен был бы воссоздать, или,

скорее, охватить, если возможно, в одном простом видении. Но, с другой стороны,

именно потому, что реальность выходит за границы интеллекта, – этой способности

связывать подобное с подобным, замечать, а также создавать повторения, – она,

без сомнения, является творческой, то есть совершает такие действия, в которых

она расширяется и превосходит саму себя. Эти действия не были, таким образом,

даны в ней заранее, и, следовательно, она не могла принять их за цели, хотя,

будучи совершены, они и допускают рациональное объяснение, как допускает его

сфабрикованный предмет, реализовавший некий образец.

Одним словом, теория конечных причин идет недостаточно далеко, когда

ограничивается тем, что помещает в природу интеллект, но она идет слишком

далеко, когда предполагает предсуществование будущего в настоящем в виде идеи.

Второй тезис, грешащий преувеличением, является, впрочем, следствием первого,

который грешит преуменьшением. Нужно заменить интеллект в собственном смысле

слова более обширной реальностью: интеллект же есть только сужение этой

реальности. Будущее предстанет тогда как расширение настоящего. Оно не

содержалось, следовательно, в настоящем в виде представленной цели.

И тем не менее, реализовавшись, оно даст объяснение настоящему столь же успешно,

как само оно объяснялось настоящим, и даже более того, его можно будет

рассматривать как цель в той же или даже в большей мере, чем как результат. Наш

интеллект имеет право рассматривать его абстрактно, со своей обычной точки

зрения, ибо сам является абстракцией породившей его причины.

Правда, причина кажется тогда неуловимой. Уже телеологическая теория жизни

ускользает от всякой точной проверки. Что же будет, скажут нам, если мы двинемся

еще дальше в одном из ее направлений? Таким образом, мы подошли, после

необходимого отступления, к вопросу, который считаем основным: можно ли доказать

с помощью фактов недостаточность механицизма? Мы заявили, что если это

доказательство возможно, то лишь при условии принятия гипотезы эволюционизма.

Пришло время показать, что если механицизм недостаточен для объяснения эволюции,

то нельзя остановиться и на классической концепции целесообразности, а тем более

на ее ограничении или смягчении: напротив, следует пойти еще дальше.

* * *

Определим теперь принцип нашего доказательства. Мы сказали, что жизнь с самого

начала является продолжением одного и того же порыва, разделившегося между

расходящимися линиями эволюции. Что-то росло, что-то развивалось путем ряда

прибавлений, каждое из которых тоже было творением. Само это развитие и привело

к разъединению тех тенденций, дальнейший рост которых делал их несовместимыми

друг с другом. Собственно говоря, ничто не мешает нам вообразить единственного

индивида, в котором, путем последовательных превращений, в течение тысяч веков

совершилась бы эволюция жизни. Или, вместо одного индивида, можно предположить

множество индивидов, следующих друг за другом по одной линии. В обоих случаях

существовало бы, если можно так выразиться, только одно измерение. Но в

действительности эволюция произошла через посредство миллионов индивидов и на

расходящихся линиях, каждая из которых оканчивалась перекрестком, откуда

разбегались новые пути, и так далее до бесконечности.

Если наша гипотеза имеет основания, если причины, действующие на этих различных

путях, являются психологическими по своей природе, то, несмотря на дивергенцию

их следствий, они должны сохранить нечто общее, подобно тому, как давно

расставшиеся товарищи хранят одни и те же воспоминания детства. Сколько бы ни

было раздвоений, сколько бы ни открывалось боковых путей, на которых независимо

друг от друга развивались разъединенные элементы, все же это движение частей

продолжается в силу первичного порыва целого. Нечто от этого целого должно,

следовательно, существовать в его частях. И этот общий элемент может проявиться

каким-нибудь способом – быть может, наличием в совершенно различных организмах

тождественных органов. Предположим на минуту, что теория механицизма истинна и

эволюция совершается путем ряда случайностей, прибавляющихся друг к другу,

причем каждая новая случайность сохраняется посредством отбора, если это полезно

для той суммы предшествующих полезных случайностей, которую представляет собой

современная форма живого существа. Какие шансы будут тогда для того, чтобы через

два ряда совершенно различных, добавляющихся друг к другу случайностей два

совершенно различных эволюционных течения привели к одинаковым результатам? Чем

больше будут расходиться две эволюционные линии, тем меньшей будет возможность

того, чтобы случайные внешние влияния или случайные внутренние изменения вызвали

формирование на этих линиях тождественных органов, особенно если и следа этих

органов не было в тот момент, когда произошло раздвоение. Это сходство является,

напротив, естественным для такой гипотезы, как наша; повсюду, вплоть до самых

последних ручейков, мы, вероятно, обнаружим нечто от импульса, полученного у

истоков. Итак, чистый механицизм был бы опровержим, целесообразность же – в том

особом смысле, в каком мы ее понимаем, – была бы доказуема, если бы удалось

установить, что жизнь с помощью различных средств создает на расходящихся

эволюционных линиях тождественные органы. Сила доказательства была бы к тому же

пропорциональна степени отдаленности выбранных эволюционных линий и степени

сложности обнаруженных на них сходных структур.

Могут сослаться на то, что сходство структуры вытекает из тождества общих

условий, в которых происходила эволюция жизни. Такие внешние условия, если они

продолжительны, могут одинаково ориентировать силы, создающие тот или иной

орган, несмотря на различие преходящих внешних влияний и внутренних случайных

изменений.

Мы знаем, действительно, какую роль играет в современной науке понятие

приспособления. Конечно, не все биологи применяют его в одинаковом смысле. По

мнению некоторых, внешние условия способны непосредственно приводить к изменению

организма в определенном направлении в силу физико-химических превращений,

вызываемых этими условиями в живом веществе; такова, к примеру, гипотеза Эймера.

Другие же, более верные духу дарвинизма, утверждают, что условия могут повлиять

только косвенным путем, благоприятствуя в борьбе за жизнь тем из представителей

вида, которых случайности рождения лучше приспособили к среде. Иначе говоря,

одни приписывают внешним условиям положительное влияние, другие же –

отрицательное; в первой гипотезе эта причина вызывает изменения, во второй она

их только устраняет. Но в обоих случаях утверждается, что она влечет за собой

полное приспособление организма к условиям существования. Этим общим

приспособлением и попытаются, конечно, механистически объяснить сходство

структуры, которое, по нашему мнению, служит самым сильным аргументом против

механицизма. Вот почему, прежде чем перейти к деталям, мы должны сейчас в общих

чертах объяснить, почему интерпретации, основанные на "приспособлении", кажутся

нам недостаточными.

Заметим прежде всего, что из двух только что сформулированных нами гипотез лишь

вторая не заключает в себе двусмысленности. Дарвиновская идея приспособления,

происходящего путем автоматического устранения неприспособленных, проста и ясна.

Но зато, в силу того, что она приписывает внешней причине, направляющей

эволюцию, полностью отрицательное влияние, ей трудно объяснить даже

прямолинейное прогрессивное развитие таких сложных органов, какие нам предстоит

исследовать. Что же будет, если она захочет дать объяснение тождеству структуры

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта