Главная страница

Бергсон А - Творческая эволюция. А. Бергсон. Творческая эволюция (перевод Флеровой)Анри Бергсон творческая эволюция


Скачать 2.08 Mb.
НазваниеА. Бергсон. Творческая эволюция (перевод Флеровой)Анри Бергсон творческая эволюция
Дата29.05.2022
Размер2.08 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБергсон А - Творческая эволюция.doc
ТипДокументы
#555915
страница5 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
частью прямой или частью кривой. В каждой из своих точек кривая действительно

сливается с касательной. Так и "жизненность" в любой из своих точек является

касательной физических и химических сил; но эти точки, в сущности, – лишь точки

зрения разума, который представляет себе остановки в те или иные моменты

движения, образующего кривую. В действительности жизнь состоит из

физико-химических элементов не в большей мере, чем кривая – из прямых линий.

Вообще говоря, самый радикальный прогресс какой-нибудь науки может состоять

только в том, чтобы ввести полученные уже результаты в новое целое, по отношению

к которому они становятся неподвижными и мгновенными снимками с непрерывности

движения, делаемыми время от времени. Таково, к примеру, отношение современной

геометрии к геометрии древних. Последняя, в полном смысле слова статическая,

оперировала фигурами, однажды очерченными; современная геометрия изучает

изменения функции, то есть непрерывность движения, описывающего фигуру. Можно,

конечно, для большей строгости исключить из наших математических приемов всякое

рассмотрение движения; но тем не менее введение движения в генезис фигур лежит в

основе современной математики. Мы полагаем, что если бы биология смогла

когда-нибудь так же близко подойти к своему предмету, как математика подошла к

своему, она стала бы по отношению к физико-химии организованных тел тем же, чем

современная математика – по отношению к античной. Чисто поверхностные

перемещения масс и молекул, изучаемые физикой и химией, стали бы по отношению к

жизненному движению, совершающемуся в глубине и представляющему собой уже

преобразование, а не перемещение, тем же, чем является остановка движущегося

тела по отношению к его движению в пространстве. И – как мы можем предугадать, –

прием, приводящий от определения известного жизненного акта к системе

физико-химических явлений, предполагаемых этим актом, был бы аналогичен той

операции, путем которой переходят от функции к ее производной, от уравнения

кривой (то есть от закона непрерывного движения, порождающего кривую) к

уравнению касательной, дающей направление этой кривой в тот или иной момент ее

движения. Подобная наука была бы механикой преобразования, по отношению к

которой наша механика перемещения стала бы частным случаем, упрощением,

проекцией в план чистого количества.

И подобно тому, как существует бесконечность функций с одним и тем же

дифференциалом, различающихся между собою постоянной величиной, так, быть может,

интеграция физико-химических элементов собственно жизненного акта обусловила бы

этот акт лишь отчасти: все прочее было бы предоставлено неопределенности. Но мы

можем только лишь мечтать о подобной интеграции; мы не утверждаем, что мечта

станет когда-нибудь действительностью. Мы хотели только, развивая возможно

дальше это сравнение, показать, в чем наш тезис сближается с чистым механицизмом

и в чем он отличен от него.

Подражание неорганизованного живому может, впрочем, идти довольно далеко. Не

только химия производит органические синтезы: удается воспроизвести

искусственным путем внешнюю сторону таких фактов организации, как непрямое

деление клетки и протоплазматическая циркуляция. Известно, что протоплазма

клетки совершает внутри своей оболочки разнообразные движения. С другой стороны,

так называемое непрямое деление клетки происходит путем крайне сложных операций,

одни из которых затрагивают ядро, а другие цитоплазму. Последние начинают с

раздвоения центросомы, маленького шаровидного тельца, расположенного рядом с

ядром. Образовавшиеся таким образом две центросомы удаляются одна от другой,

притягивают к себе тоже раздвоенные кусочки волокна, этой главной составной

части первоначального ядра, и в конце концов образуют два новых ядра, вокруг

которых создаются две новые клетки, заменяющие первую. И вот, удалось

воспроизвести в общих чертах и во внешних проявлениях некоторые из этих

процессов. Если мы разотрем в порошок сахар и поваренную соль, добавим очень

старого растительного масла и рассмотрим под микроскопом каплю этой смеси, то мы

увидим пену ячеистой структуры, внешне напоминающую, по мнению некоторых ученых,

протоплазму; во всяком случае, в ней происходят движения, во многом сходные с

циркуляцией протоплазмы.1 Если из подобной пены извлечь то, что с виду кажется

ячейкой, то можно будет заметить конус притяжения, аналогичный тем, какие

образуются вокруг центросом в процессе деления ядра.2

1 Butschli. Untersuchungen über mikroskopische Schäume und das Protoplasma.

Leipzig, 1892, 1-я часть.

2 Rhumbler. Versuch einer mechanischen Erklärung der indirekten Zell und

Kerntheilung (Roux's Archiv, 1896).

Вера в возможность механистического объяснения распространяется и на внешние

движения одноклеточного организма, или, по крайней мере, амебы. Перемещение

амебы в капле воды можно сравнить с движениями пылинки в комнате, где открытые

окна и двери вызывают циркуляцию воздушных потоков. Ее масса постоянно поглощает

некоторые растворимые вещества, содержащиеся в окружающей воде, и выделяет в нее

другие: этот постоянный обмен, подобный тому, что совершается между двумя

резервуарами, разделенными пористой перегородкой, создает вокруг организма

беспрерывно меняющееся круговращение. Что же касается временных отростков, или

ложноножек, которыми как будто бы наделена амеба, то они не столько выпускаются

ею самой, сколько притягиваются извне, словно их вдыхает или всасывает

окружающая среда.1 Постепенно можно распространить этот способ объяснения и на

более сложные движения, которые совершает, к примеру, инфузория своими

вибрирующими ресничками, представляющими собой, по всей вероятности, те же

ложноножки, только отвердевшие.

1 Berthold. Studien über Protoplasmamechanik. Leipzig, 1886, S. 102. Ср.

объяснение, данное Ле Дантеком: Théorie nouvelle de la vie. Paris, 1896, p. 60.

Однако ученые не бывают единодушными в оценке подобного рода объяснений и схем.

Химики показали, что если даже ограничиться рассмотрением только органического,

не доходя до организованного, то наука воспроизвела пока лишь продукты отходов

жизнедеятельности; вещества же собственно активные, формирующие организм,

противятся синтезу. Один из самых замечательных натуралистов нашего времени

выдвигает идею о противоположности двух родов явлений, отмечаемых в живых

тканях, явлений анагенеза, с одной стороны, и катагенеза – с другой. Роль

энергий анагенетических состоит в том, чтобы поднять до своего уровня низшие

энергии путем ассимиляции неорганических веществ. Они создают ткани. Само же

функционирование жизни (за исключением, однако, ассимиляции, роста и

размножения) относится к порядку катагенетическому: это уже не подъем энергии, а

ее падение. Лишь с этими фактами катагенетического порядка, то есть, в сущности,

с мертвым, а не с живым, и имеет дело физико-химия.1 Конечно, факты первого рода

ускользают от физико-химического анализа даже тогда, когда они не являются в

собственном смысле слова анагенетическими. Что же касается искусственной

имитации внешней стороны протоплазмы, то можно ли придавать этому реальное

теоретическое значение, если нет еще полного согласия в вопросе о физической

структуре этого вещества? Тем более не может сейчас идти речи о воспроизведении

ее химического состава. Наконец, возможность физико-химического объяснения

движений амебы, а тем более инфузории, оспаривается многими из тех, кто

непосредственно наблюдал эти простейшие организмы. В самых примитивных

проявлениях жизни они замечают следы настоящей психической деятельности.2 Но

особенно поучительно то, что углубленное исследование гистологических явлений

часто вовсе не подкрепляет стремление объяснить все с помощью физики и химии, а,

напротив, лишает его силы. Вот заключение превосходной книги гистолога Вильсона,

посвященной развитию клетки: "Кажется, что изучение клетки в итоге скорее

расширило, чем сузило огромную пропасть, отделяющую от неорганического мира даже

низшие формы жизни"3.

1 Соре. The primary factors of organic evolution. Chicago, 1896, p. 475-484.

2 Maupas. Etude des Infusoires ciliés (Arch. de zoologie expérimentale, 1833), в

частности р. 47, 491, 518, 549. – P.Vignon. Recherches de cytologie générale sur

les epitheliums. Paris, 1902, p. 655. – Углубленное исследование движений

инфузорий и очень проницательная критика идей тропизма были предприняты в

последнее время Дженнингсом (Contributions to the study of the behavior of lower

organisms. Washington, 1904). "Тип поведения" этих низших организмов, как

определяет его Дженнингс (р. 237-252), безусловно, психологического порядка.

3 "The study of the cell has on the whole seemed to widen rather than to narrow

the enormous gap that separates even the lowest forms of life from the inorganic

world" (E.B.Wilson. The cell in development and inheritance. New York, 1897,

p.330).

Одним словом, те, кто занимается только функциональной активностью живого

существа, склонны думать, что физика и химия дадут нам ключ к биологическим

процессам.1 В действительности они имеют дело главным образом с явлениями,

которые постоянно повторяются в живом существе, как в реторте. Этим отчасти и

объясняются механистические тенденции в физиологии. Те же, кто сосредоточивает

внимание на тонкой структуре живых тканей, на их генезисе и эволюции, – с одной

стороны, гистологи и эмбриологи, с другой стороны, натуралисты – видят перед

собой саму реторту, а не только ее содержимое. Они находят, что эта реторта

творит свою собственную форму во время единственной в своем роде серии опытов,

составляющих подлинную историю. И все они – гистологи, эмбриологи и натуралисты

– далеки от того, чтобы так же охотно, как физиологи, верить в физико-химический

характер жизненных актов.

1 Dastre. La vie et la mort, p. 43.

По правде говоря, ни тот, ни другой тезис – ни утверждающий, ни отрицающий

возможность когда-либо произвести химическим способом элементарный организм, –

не могут опереться на авторитет опыта. Оба они не могут быть проверены – первый

потому, что наука еще не продвинулась ни на шаг к химическому синтезу живого

вещества, второй – потому что не существует никакого доступного пониманию

способа экспериментально доказать невозможность какого-либо факта. Но мы

изложили теоретические доводы, которые мешают нам уподобить живое существо, эту

систему, обособленную природой, – системам, изолируемым нашей наукой. Мы

признаем, что эти доводы не столь сильны, когда речь идет о таком простейшем

организме, едва продвинувшемся по пути эволюции, как амеба. Но они приобретают

большее значение, если обратиться к организму более сложному, претерпевающему

правильный цикл преобразований. Чем глубже отпечаток, накладываемый

длительностью на живое существо, тем очевиднее организм отличается от чистого и

простого механизма, по которому длительность скользит, не проникая в него. И

доказательство приобретает наибольшую силу, когда оно распространяется на общую

эволюцию жизни, от низших ее проявлений до высших современных форм, поскольку

эта эволюция составляет, в силу единства и непрерывности поддерживающей ее

одушевленной материи, одну неделимую историю. Вот почему мы не понимаем, как

гипотеза эволюционизма вообще может уживаться с механистической концепцией

жизни. Мы, конечно, не претендуем на то, чтобы дать окончательное и

математически точное опровержение этой механистической концепции. Но

опровержение это, вытекающее из рассмотрения длительности и являющееся, по

нашему мнению, единственно возможным, становится тем более строгим и

убедительным, чем смелее мы принимаем эволюционную гипотезу. Нам придется

подробнее остановиться на этом вопросе. Но вначале объясним более точно, какой

именно концепции жизни мы следуем.

Мы говорили, что механистические объяснения пригодны для систем, искусственно

выделяемых нашей мыслью из целого. Но нельзя a priori допустить, чтобы такое же

объяснение можно было автоматически применить к самому целому и системам,

создающимся естественным путем внутри этого целого и по его образу, ибо время

было бы тогда бесполезным и даже нереальным. Действительно, суть механистических

объяснений состоит в утверждении, что будущее и прошедшее исчисляемы как функция

настоящего и что, следовательно, все дано. Согласно этой гипотезе, прошлое,

настоящее и будущее мог бы сразу увидеть сверхчеловеческий интеллект, способный

произвести необходимые вычисления. Вот почему ученые, верившие в универсальность

и полную объективность механистических объяснений, сознательно или

бессознательно создавали подобного рода гипотезу. Уже Лаплас сформулировал ее с

величайшей точностью: "Если бы человеческий интеллект мог знать в данный момент

все силы, которыми одушевлена природа, и взаимное положение составляющих ее

существ, и к тому же был бы достаточно силен, чтобы подвергнуть эти данные

анализу, он мог бы охватить одной формулой все движения Вселенной – как

величайших ее тел, так и легчайшего из атомов: ничто не осталось бы для него

неизвестным, и будущее, как и прошлое, предстало бы его глазам".1 А вот тезис

Дюбуа-Реймона: "Можно вообразить себе познание природы, достигшее такого

состояния, что всеобщий мировой процесс мог бы быть описан одной математической

формулой, одной необъятной системой одновременных дифференциальных уравнений,

определяющих положение, направление и скорость любого атома мира в любой

момент".2 Гексли, со своей стороны, выразил ту ι же идею более конкретно: "Если

верно основное положение эволюции о том, что весь мир – одушевленный и

неодушевленный – есть результат подчиненного определенным законам взаимодействия

сил, присущих молекулам, которые составляли начальную туманность Вселенной, то

не менее верно и то, что современный мир потенциально уже содержался в

космическом паре и достаточно сильный интеллект, зная свойства молекул этого

пара, мог бы предсказать, к примеру, состояние фауны в Великобритании в 1868

году с такой же точностью, с какой определяют, что происходит с паром, который

мы выдыхаем в холодный зимний день".

Сторонники этого учения говорят и о времени, произносят это слово, но не думают

о том, что оно означает, ибо время здесь лишено действенности, – а раз оно не

действует, оно есть ничто. Радикальный механицизм предполагает метафизику, в

которой целостность реального дается сразу в вечности и где видимая длительность

вещей выражает только несовершенство духа, который не может познать всего

одновременно. Но для нашего сознания, то есть для того, что является самым

неоспоримым в нашем опыте, длительность – нечто совершенно иное. Мы воспринимаем

ее как поток, в который нельзя войти вновь. Мы хорошо чувствуем, что она –

основа нашего бытия и сама субстанция вещей, с которыми мы связаны. Напрасно нас

соблазняют блестящими перспективами универсальной математики: мы не можем

жертвовать опытом ради требований системы. Вот почему мы отвергаем радикальный

механицизм.

1 Laplace. Introduction à la théorie analytique des probabilités (Oeuvres

complètes, v. VII. Paris, 188β, ρ. VI).

2 Du Bois-Reymond. Ueber die Grenzen des Naturerkennens. Leipzig, 1892.

Но радикальный телеологизм также представляется нам неприемлемым, и по тем же

основаниям. Доктрина целесообразности в ее крайней форме, какую мы обнаруживаем,

например, у Лейбница, предполагает, что вещи и существа лишь реализуют

начертанную однажды программу. Но если в мире нет ничего непредвиденного, ни

изобретения, ни творчества, то время тоже становится бесполезным. Как и в

механистической гипотезе, здесь предполагается, что все дано. Таким образом

понимаемый телеологизм является тем же механицизмом, только навыворот. Он

вдохновляется тем же постулатом, с одним лишь различием: тот огонь, которым он,

по его мнению, освещает наш путь, он помещает не позади нас, а впереди, по ходу

движения наших конечных интеллектов вдоль совершенно иллюзорной

последовательности вещей. Импульс прошлого он заменяет притяжением будущего. Но

последовательность остается все же чистой видимостью, как, впрочем, и

самодвижение. В учении Лейбница время сводится к смутному восприятию, зависящему

от присущей человеку точки зрения: оно рассеялось бы, как туман, перед

интеллектом, помещенным в центр вещей.

Но все же телеологизм не является, подобно механицизму, учением с застывшими

очертаниями. Он допускает сколько угодно отступлений. Механистическую философию

нужно либо принять, либо отклонить: ее придется отвергнуть, если мельчайшая

пылинка, уклоняясь от предписанного механикой пути, обнаружит малейший след

самопроизвольности. Напротив, учение о конечных причинах никогда не может быть

отвергнуто окончательно. Если устраняют одну его форму, оно принимает другую.

Его принцип – по сути, психологический – очень гибок. Он настолько растяжим и

благодаря этому так широк, что его отчасти принимают уже одним тем, что

отвергают чистый механицизм. Тезис, который мы выдвигаем в этой книге, должен

поэтому в известной мере быть причастным к телеологизму. Вот почему важно точно

указать, что мы от него сохраняем и от чего считаем нужным отказаться.

Сразу же заметим, что смягчать телеологизм Лейбница, раздробляя его до

бесконечности, значит, на наш взгляд, становиться на ложный путь. И, однако,

учение о целесообразности приняло именно такое направление. Совершенно ясно, что

если Вселенная в целом является реализацией известного плана, то это не может

быть доказано эмпирически. Очевидно также, что если даже ограничиться лишь

организованным миром, то ничуть не легче доказать, что и в нем все находится в

гармонии. Факты могли бы дать и противоположные ответы на наши вопросы. Природа

сталкивает живые существа друг с другом. Она являет нам повсюду беспорядок

наряду с порядком, регресс рядом с прогрессом. Но, быть может, то, что не

подтверждается ни материей в целом, ни жизнью в целом, окажется верным для

отдельного организма? Нельзя ли заметить в нем поразительного разделения труда,

чудесной солидарности между частями, совершенного порядка, несмотря на

бесконечное усложнение? В этом смысле не реализует ли каждое живое существо

известного плана, имманентного его субстанции? Это утверждение, по сути,

разбивает вдребезги античную концепцию целесообразности. Идея внешней

целесообразности, в силу которой живые существа соподчиняются одни другим, не

принимается и даже охотно осмеивается: нелепо, говорят нам, предполагать, что

трава создана для коровы, ягненок для волка. Но существует целесообразность

внутренняя: каждое существо создано для него самого, все части его

взаимосогласованы ради наибольшего блага целого и разумно соорганизованы для

этой же цели. Такова концепция целесообразности, в течение долгого времени

остававшаяся классической. Телеологизм сузился настолько, чтобы никогда не

охватывать за один раз более одного живого существа. В урезанном виде он,

конечно, рассчитывал подставить под удары меньшую поверхность.

На самом же деле он оказался еще более уязвимым. Каким бы смелым ни выглядел, в

свою очередь, наш тезис, мы утверждаем, что целесообразность может быть только

внешней: в противном случае она – ничто.

Рассмотрим, действительно, самый сложный и самый гармоничный организм. Все его

элементы, говорят нам, принимают участие в содействии наибольшему благу целого.

Пусть будет так; но не нужно забывать, что каждый из элементов в некоторых

случаях сам может быть организмом и что, подчиняя существование этого маленького

организма жизни большого, мы принимаем принцип внешней целесообразности. Таким

образом, концепция исключительно внутренней целесообразности разрушает саму

себя. Организм состоит из тканей, каждая из которых живет за собственный счет.

Клетки, составляющие ткани, также обладают известной независимостью. Только в

случае полного подчинения всех элементов индивида самому индивиду можно было бы

отказаться видеть в них организмы, сохраняя это название за индивидом, и

говорить только о внутренней целесообразности. Но каждому известно, что эти

элементы могут обладать истинной автономией. Не говоря о фагоцитах, которые

доходят в своей независимости от того, что нападают на питающий их организм, не

говоря о зародышевых клетках, живущих своей собственной жизнью рядом с

соматическими клетками, достаточно напомнить о фактах регенерации; здесь один

элемент – или группа элементов – внезапно показывает, что хотя в обычное время

он и покорялся тому, чтобы занимать лишь незначительное место и выполнять только

ограниченные функции, но он может делать гораздо больше, а в некоторых случаях

даже выступает как эквивалент целого.

Это и есть камень преткновения для теорий витализма. Мы не упрекаем их, как

делают обычно, в том, что на вопрос они отвечают вопросом же. Конечно,

"жизненное начало" многого не объясняет, но все же оно имеет то преимущество,

что, будучи как бы вывеской на нашем незнании, при случае напоминает нам о нем,1

тогда как механицизм призывает нас об этом забыть. Правда, положение витализма

очень затрудняется тем фактом, что в природе не существует ни чисто внутренней

целесообразности, ни совершенно обособленной индивидуальности. Сорганизованные

элементы, входящие в состав индивида, сами имеют известную индивидуальность, и

каждый мог бы заявить претензию на свое жизненное начало, если таковым должен

обладать индивид. Но, с другой стороны, сам индивид не является ни достаточно

независимым, ни достаточно изолированным от всего остального, чтобы мы могли

признать за ним собственное "жизненное начало" . К примеру, организм высшего

позвоночного обладает наибольшей индивидуальностью из всех организмов; и все же,

если обратить внимание на то, что он является лишь развитием яйцеклетки,

составлявшей часть тела его матери, и сперматозоида, принадлежавшего телу его

отца, что это яйцо (то есть оплодотворенная яйцеклетка) есть подлинное связующее

звено между двумя производителями, ибо имеет общую им обоим субстанцию, то

станет ясно, что всякий индивидуальный организм, будь то даже организм человека,

представляет собой только почку, распустившуюся на соединенном теле своих

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта