Главная страница

Бергсон А - Творческая эволюция. А. Бергсон. Творческая эволюция (перевод Флеровой)Анри Бергсон творческая эволюция


Скачать 2.08 Mb.
НазваниеА. Бергсон. Творческая эволюция (перевод Флеровой)Анри Бергсон творческая эволюция
Дата29.05.2022
Размер2.08 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБергсон А - Творческая эволюция.doc
ТипДокументы
#555915
страница7 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27

органов чрезвычайно сложных, оказавшихся на расходящихся эволюционных линиях?

Случайное изменение, как бы мало оно ни было, предполагает действие множества

мелких причин, физических и химических. Накопление случайных изменений,

необходимых для создания сложной структуры, требует участия, скажем так,

бесконечного числа бесконечно малых причин. Могут ли одни и те же совершенно

случайные причины вновь появиться в том же порядке в различных пунктах

пространства и времени? Никто не станет этого утверждать, и даже сам дарвинист

сможет лишь сказать, что тождественные действия могут вытекать из различных

причин, что к одному и тому же месту ведет не один путь. Но не дадим себя

провести этой метафорой. Место, куда приходят, не обозначает пути, по которому

туда идут, тогда как органическая структура является самим накоплением тех

наибольших различий, через которые должна была проходить эволюция, чтобы создать

эту структуру. (Борьба за существование и естественный отбор не могут помочь нам

в решении этой части проблемы, ибо нас не занимает здесь то, что исчезло; мы

смотрим лишь на то, что сохранилось.) И вот мы видим, что на независимых линиях

эволюции путем постепенного накопления прибавляющихся друг к другу результатов

обрисовались тождественные структуры. Как можно допустить, чтобы случайные

причины, предстающие в случайном порядке, могли многократно приводить к одному и

тому же результату, если причины эти бесконечны по числу и результат бесконечно


сложен?

"Одинаковые причины производят одинаковые действия" – вот принцип механицизма.

Хотя принцип этот и не предполагает, чтобы одинаковые действия всегда имели

одинаковые причины, однако этот вывод следует из него в тех особых случаях,

когда причины можно различить в произведенном ими действии, составными

элементами которого они являются. Если двое гуляющих, выйдя из различных пунктов

и блуждая за городом по воле своего каприза, в конце концов встретятся, в этом

не будет ничего необычного. Но чтобы они, прохаживаясь таким образом, описывали

одинаковые кривые, которые могли бы быть в точности наложены одна на другую, –

это совершенно невероятно. И невероятность эта будет к тому же увеличиваться по

мере усложнения траекторий проходимых с той и другой стороны путей. Она

превратится в невозможность, если эти зигзаги станут бесконечно сложными. Но что

значит эта сложность по сравнению со сложностью органа, где расположены в

определенном порядке тысячи клеточек, каждая из которых представляет собой


своего рода организм?

Перейдем же к другой гипотезе и посмотрим, как она решает эту проблему.

Приспособление не является здесь только устранением неприспособленных. Оно

обязано положительному влиянию внешних условий, которые лепят организм по своей

собственной форме. На этот раз сходство результатов объясняется именно сходством

причин, и мы, казалось бы, имеем дело с чистым механицизмом. Но присмотримся

ближе. Мы увидим, что это – чисто словесное объяснение, что мы снова поддались

словам и искусственность решения состоит в том, что мы взяли термин

"приспособление" одновременно в двух различных смыслах.

Если я налью в один и тот же стакан поочередно воду и вино, то обе жидкости

примут в нем одну и ту же форму, и тождество формы будет связано с тождеством

приспособления содержимого к содержащему. Приспособление обозначает в этом

случае механическое включение, то есть форма, к которой приспособляется материя,

была уже вполне готовой и навязала материи свою собственную конфигурацию. Но

когда мы говорим о приспособлении организма к условиям, в которых он должен

жить, где здесь предсуществующая форма, дожидающаяся своей материи? Условия –

это не форма литейщика, в которую вольется жизнь и приобретет ее очертания:

рассуждать так – значит быть жертвой метафоры. Здесь нет еще формы; сама жизнь

должна будет создать себе форму, приспособленную к условиям, которые ей даны. Ей

придется извлекать пользу из этих условий, нейтрализовать неудобства и

использовать преимущества, словом, отвечать на внешние влияния созданием

аппарата, не имеющего с этими влияниями никакого сходства. Приспособляться

означает здесь не повторять, но отвечать, что вовсе не одно и то же. Если тут и

есть приспособление, то лишь в том смысле, в каком можно, к примеру, говорить,

что решение геометрической задачи приспособляется к сформулированным условиям. Я

вполне допускаю, что так понимаемое приспособление объясняет, почему различные

процессы эволюции приводят к сходным формам: одна и та же проблема требует,

действительно, одного и того же решения. Но тогда нужно будет ввести, как и для

решения геометрической задачи, разумную деятельность или, по крайней мере,

причину, действующую аналогичным образом. Снова придется ввести

целесообразность, и на этот раз в гораздо большей степени нагруженную

антропоморфическими элементами. Одним словом, если приспособление, о котором

идет речь, пассивно, если это просто воспроизведение в выпуклой форме того, что

условия дают в форме вогнутой, оно не создаст ничего из того, что от него ждут;

если же его объявляют активным, способным ответить рассчитанным решением на

проблему, поставленную условиями, то в таком случае идут гораздо дальше нас – на

наш взгляд, даже слишком далеко – в том направлении, которое мы указали вначале.

На самом же деле незаметно переходят от одного из этих смыслов к другому и

находят убежище в первом всякий раз, когда грозит опасность обвинения в

телеологизме при употреблении второго. Именно второй смысл действительно служит

текущей практике науки, первый же чаще всего снабжает науку ее философией. В

каждом частном случае выражаются так, как будто процесс приспособления был

вызван стараниями организма построить аппарат, способный извлечь из внешних

условий все самое лучшее; а затем говорят о приспособлении вообще, как будто оно

было отпечатком обстоятельств, пассивно воспринятых индифферентной материей.

Но обратимся к примерам. Прежде всего было бы интересно сравнить в целом

растения и животных. Как не поражаться параллельному прогрессу с той и с другой

стороны в половом отношении? Не только само оплодотворение тождественно у высших

растений и у животных, ибо там и здесь оно состоит в соединении двух полуядер,

которые до их сближения различались своими свойствами и структурой, а тотчас же

после него стали эквивалентными друг другу, но и подготовка половых элементов

происходит в обоих случаях в одинаковых условиях: она состоит, главным образом,

в уменьшении числа хромосом и в отбрасывании известного количества

хроматического вещества.1 А между тем растения и животные развивались на

независимых линиях при различии как благоприятствующих условий, так и

возникающих на пути препятствий. Это две главные линии, которые пошли по

расходящимся направлениям. На каждой из них сочетались тысячи причин,

определявших морфологическую и функциональную эволюцию. И, однако, эти

бесконечно сложные причины привели с той и с другой стороны к одному и тому же

результату. Едва ли кто-то решится сказать, что этот результат есть явление

"приспособления": как можно говорить о приспособлении, о давлении внешних

обстоятельств, если польза полового размножения не очевидна и может быть

истолкована в самых различных смыслах и если блестящие умы видят в половых

различиях растений не более чем роскошь, без которой природа могла бы обойтись?2
Но мы не хотим настаивать на фактах, которые еще нельзя назвать бесспорными.

Двусмысленность термина "приспособление", необходимость преодолеть одновременно

точку зрения и механической причинности, и антропоморфической целесообразности

можно яснее показать на более простых примерах. Во все времена доктрина

целесообразности, уподобляя деятельность природы труду разумного работника,

ссылалась на чудесное устройство органов чувств. С другой стороны, так как эти

органы в зачаточном состоянии существуют у низших животных, так как природа

демонстрирует нам все промежуточные ступени между пигментным пятном простейших

организмов и бесконечно сложным глазом позвоночных, то вполне возможно ввести

сюда всецело механическое действие естественного отбора, обусловливающее

возрастающее совершенство. Словом, казалось бы, если можно где-то с полным

правом сослаться на приспособление, так это именно здесь. Ведь о роли и значении

полового размножения, его связи с условиями, в которых оно осуществляется, можно

спорить; но отношение между глазом и светом очевидно, и когда здесь говорят о

приспособлении, то, вероятно, знают, что хотят сказать. Поэтому, если бы мы

могли в таком исключительном случае показать неудовлетворительность доводов,

приводимых той и другой стороной, то наше доказательство сразу достигло бы

довольно высокой степени общности.

1 P.Guérin. Les connaissances actuelles sur la fécondation chez les

Phanérogames. Paris, 1904, p. 144-148. Ср. Delage. L'Hérédité, 2-иде édition,

1903, p. 140 и далее.

2 Möbius. Beiträge zur Lehre von der Fortpflanzung der Gewächse. lena, 1897, S.

203-206 в особенности. Ср. Hartog. Sur les phénomènes de reproduction (Année

biologique, 1895, p. 707-709).

Рассмотрим пример, на который всегда указывали защитники целесообразности:

устройство человеческого глаза. Им нетрудно было показать, что в этом столь

сложном аппарате все элементы чудесным образом скоординированы. Для того, чтобы

видеть, говорит автор известной книги о "Конечных причинах", нужно, "чтобы

склера глаза в одной точке своей поверхности стала прозрачной и пропустила бы

световые лучи..., нужно, чтобы роговая оболочка в точности соответствовала

отверстию в глазной орбите..., нужно, чтобы на краю глазной камеры находилась

сетчатая оболочка...,1 нужно, чтобы перпендикулярно к сетчатой оболочке

расположилось бесчисленное множество прозрачных конусов, которые пропускают к

нервной оболочке только свет, идущий по направлению их оси2 и т.д., и т.д.".

1 Paul Janet. Les causes finales. Paris, 1876, p. 83.

2 Ibid., p. 80.

В ответ на это защитник конечных причин был приглашен встать на точку зрения

эволюционной гипотезы. Все, действительно, кажется чудесным в таком глазу, как

наш, где тысячи элементов подчиняются единству физиологической функции. Но нужно

взять функцию в ее истоках, у инфузории, где она сводится к простой

восприимчивости (почти что химической) пигментного пятна к свету. Эта функция –

вначале только случайный факт – должна была, прямо ли, с помощью неизвестного

механизма, или косвенно, давая преимущества живому существу и поощряя, таким

образом, естественный отбор, привести к незначительному усложнению органа,

которое повлекло за собой усовершенствование функциональной деятельности. Таким

образом, постепенное формирование столь хорошо скомбинированного глаза, как наш,

можно объяснить бесконечным рядом взаимодействий между функцией и органом, без

привлечения какой-нибудь сверхмеханической причины.

Действительно, если ставить вопрос о функции и органе, как это делала концепция

целесообразности и как делает сам механицизм, то его трудно разрешить. Ибо орган

и функция – понятия разнородные и настолько обусловливающие друг друга, что

невозможно сказать a priori, с какого из них лучше начать при изложении их

взаимоотношений: с первого ли, как хочет механицизм, или со второго, как требует

теория целесообразности. Но мы полагаем, что спор может принять совсем другой

оборот, если сравнить между собою сначала два объекта одной и той же природы, –

орган с органом, а не орган с функцией. Так можно было бы постепенно

приближаться ко все более и более правдоподобному решению. И тем больше будет

шансов дойти до конца, чем смелее мы примем эволюционную гипотезу.

* * *

Вот, рядом с глазом позвоночного, глаз такого моллюска, как морской гребешок. В

обоих есть одни и те же основные части, состоящие из аналогичных элементов. Глаз

морского гребешка, как и наш глаз, имеет сетчатую оболочку, роговую оболочку,

хрусталик с ячеистой структурой. В нем можно заметить даже то специфическое

смещение элементов сетчатки, которое вообще не встречается у беспозвоночных.

Конечно, можно спорить о происхождении моллюсков, но какого бы взгляда ни

придерживаться, все же никто не будет оспаривать, что моллюски и позвоночные

отделились от их общего ствола задолго до появления столь сложного глаза, как


глаз морского гребешка. Откуда же тогда эта аналогия в строении?

Зададим этот вопрос поочередно двум противоположным друг другу системам

объяснения, стоящим на эволюционной точке зрения: как решают его гипотеза чисто

случайных изменений и гипотеза изменений, определенным образом ориентированных


под влиянием внешних условий?

Что касается первой, то известно, что в настоящее время она представлена двумя

весьма различными формами. Дарвин говорил об очень незначительных изменениях,

которые накапливаются путем естественного отбора. Он знал о фактах внезапных

вариаций, но этот "спорт", как он выражался, мог давать, по его мнению, только

Уродства, не способные продолжаться; происхождение же видов он объяснял только

накоплением незначительных изменений.1 Такой точки зрения придерживаются еще

многие натуралисты. Но она готова уступить место противоположной идее, согласно

которой новый вид возникает сразу, в результате одновременного появления многих

новых признаков, отличных от прежних. Эта гипотеза, выдвинутая разными авторами,

в частности Бэтсоном в его замечательной книге,2 приобрела глубокий смысл и

стала очень влиятельной со времени знаменитых опытов Хуго де Фриза. Этот

ботаник, произведя опыты над Œnothera Lamarckiana, получил через несколько

поколений определенное число новых видов. Теория, выведенная им из этих опытов,

представляет чрезвычайный интерес. В развитии видов, по де Фризу, чередуются

периоды устойчивости и изменчивости. Когда наступает период "изменчивости", виды

создают на множестве различных направлений совершенно неожиданные формы.3 Мы не

рискуем принять сторону ни этой теории, ни теории незначительных изменений.

Возможно, что обе они содержат в себе долю истины. Мы хотим только показать, что

те изменения, о которых идет речь – неважно, велики они или малы, – будучи

случайными, не могут объяснить описанного выше сходства в структуре.

1 Darwin. Origine des espèces, trad. Barbier. Paris, 1887, p. 48.

2 Bateson. Materials for the study of variation. London, 1894, особенно p.567 и

далее. Ср. Scott. Variations and mutations (American Journal f Science, nov.

1894).

3 De,Vries. Die Mutationstheorie. Leipzig, 1901-1903. Ср. Species and varieties.

Chicago, 1905.

Возьмем вначале дарвиновскую теорию незначительных изменений. Допустим, что

существуют небольшие различия, которые вызваны случайностью и постоянно

накапливаются. Не нужно забывать, что все части организма по необходимости

скоординированы друг с другом. Неважно, является ли функция следствием или

причиной органа: неоспоримо одно – то, что орган лишь тогда может помочь отбору

или вызвать его, когда он функционирует. Если тонкая структура сетчатки

развивается и усложняется, то этот прогресс не будет благоприятствовать зрению,

а, без сомнения, расстроит его, если в то же время не развиваются и зрительные

центры, и различные части самого зрительного органа. Если изменения случайны, то

слишком очевидно, что они не могут условиться друг с другом о том, чтобы

произойти одновременно во всех частях органа и дать ему возможность и дальше

выполнять свою функцию. Дарвин прекрасно это понимал, что и было одним из

оснований его гипотезы о незначительных изменениях.1 Отличие, которое случайно

появится в одной точке зрительного аппарата, не помешает функционированию

органа; и с той поры это первое случайное изменение может как бы ожидать, что к

нему присоединятся дополнительные изменения и поднимут зрение на одну ступень по

пути совершенствования. Пусть будет так; но если незначительное изменение не

мешает функционированию глаза, оно также и не станет полезным ему до тех пор,

пока не произойдут дополнительные изменения: как может оно тогда сохраниться

путем отбора? Поневоле рассуждают так, как если бы незначительное изменение было

пробным камнем, заложенным организмом и сохраняющимся для дальнейшей постройки.

И, кажется, трудно избежать этой гипотезы, столь мало согласующейся с принципами

дарвинизма, даже при анализе органа, развившегося на одной великой эволюционной

линии, как, например, глаз позвоночного. Когда же замечаешь сходство в строении

глаза позвоночного и моллюска, то она приобретает безусловную необходимость. И в

самом деле, как можно предположить, чтобы бесчисленное множество незначительных

изменений происходило в одном и том же порядке на двух самостоятельных

эволюционных линиях, если они были совершенно случайны? И как могли они

сохраняться путем отбора и накапливаться с той и другой стороны – одинаковые, в

одном и том же порядке, – если каждое из этих изменений по отдельности не несет

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27


написать администратору сайта