Методология. А. М. Новиков д. А. Новиков методология
Скачать 3.22 Mb.
|
Классификации научного знания. Научные знания классифицируются по разным основаниям (см., например, [84]): – по группам предметных областей знания делятся на ма- тематические, естественные, гуманитарные и технические; – по способу отражения сущности знания классифици- руются на феноменталистские (описательные) и эссенциали- стские (объяснительные). Феноменталистские знания пред- ставляют собой качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями (многие разде- лы биологии, географии, психология, педагогика и т.д.). В отличие от них эссенциалистские знания являются объясни- тельными теориями, строящимися, как правило, с использо- ванием количественных средств анализа; – по отношению к деятельности тех или иных субъектов знания делятся на дескриптивные (описательные) и пре- скрептивные, нормативные, содержащие предписания, пря- мые указания к деятельности. Оговорим здесь, что содержа- щийся в данном подразделе материал из области науковедения, в том числе гносеологии, имеет дескриптив- ный характер, однако он, во-первых, необходим как ориентир для любого исследователя; во-вторых, он является в опреде- ленном смысле основой для дальнейшего изложения пре- скрептивного, нормативного материала, относящегося непо- средственно к методологии научной деятельности; – по функциональному назначению научные знания клас- сифицируются на фундаментальные, прикладные и разра- ботки; Основания методологии 61 – и так далее (классификаций научных знаний существу- ет много). Для данной работы наиболее существенной является классификация научного знания по отнесению к формам мышления – разделение знаний на эмпирические и теорети- ческие. Эмпирическое знание – это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Соответственно, эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опи- рается на эмпирические, опытные данные. Эмпирическое знание, будучи совершенно необходимой ступенью познания, так как все наши знания возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта. Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяю- щие объяснить ранее открытые факты и эмпирические зако- номерности, а также предсказать и предвидеть будущие со- бытия и факты. Теоретическое знание трансформирует результаты, полу- ченные на стадии эмпирического познания, в более глубокие обобщения, вскрывая сущности явлений первого, второго и т.д. порядков, закономерности возникновения, развития и изменения изучаемого объекта. Чтобы понять эти различия, приведем такой пример. Из- вестный из школьного курса физики закон Ома – эмпириче- ский закон. Или газовые законы Бойля-Мариотта, Шарля и Гей-Люссака – это также эмпирические законы. А обобщаю- щее эти газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории (модель идеального газа) уравнение Клапейрона- Менделеева – это теоретическое знание. Оба вида исследований – эмпирическое и теоретическое – органически взаимосвязаны и обусловливают развитие друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпириче- 62 Глава 1 ские исследования, выявляя новые факты науки, стимулиру- ют развитие теоретических исследований, ставят перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретические исследова- ния, развивая и конкретизируя новые перспективы объясне- ния и предвидения фактов, ориентируют и направляют эмпи- рические исследования. В историческом процессе на эмпирической стадии разви- тия науки (например, для естествознания это был период с XVII по начало XIX века) основными средствами формиро- вания научного знания являлись эмпирические исследования и последующее логическое их обобщение в эмпирических закономерностях, законах, принципах, классификациях. Даль- нейшее развитие понятийного аппарата науки приводит к появлению таких логических форм, как типологии, первич- ные объяснительные схемы, модели, содержание которых выходит за рамки первоначального обобщения и сопоставле- ния эмпирических данных. Формирование целостных теоре- тических систем знаменует собой переход науки на теорети- ческую стадию, для которой характерно появление особых теоретических моделей реальности, что обусловливает дви- жение теоретического знания относительно независимо от эмпирического уровня исследования. Развитие теоретическо- го содержания науки и построение многослойных теоретиче- ских систем приводит к определенному обособлению теоре- тического аппарата научного познания от его эмпирического базиса. Диалектика взаимоотношения эмпирических и теорети- ческих знаний такова, что рано или поздно на основе эмпири- ческих знаний формируются теоретические. Так, например, законы движения планет Кеплера, в авторской формулировке представлявшие собой эмпирические обобщения, с развитием классической механики стали выводиться в качестве следст- вий из более фундаментального ньютоновского закона все- мирного тяготения. Формы организации научного знания. Данный подраздел носит справочно-словарный характер, за что Основания методологии 63 авторы приносят уважаемым читателям свои извинения. Но дело в том, что в литературе систематическое изложение форм организации научного знания отсутствует, поэтому мы сочли необходимым дать здесь его полностью, так как и в научной работе, и в практической деятельности всем неизбежно приходится этими формами пользоваться, что зачастую делается ошибочно и бессистемно. Поскольку результат развития науки выражается в науч- ных знаниях, то эти знания должны быть выражены в опреде- ленных формах. Формами организации научного знания являются: – факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафикси- рованы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Без определенной совокупности фактов невозможно построить эффективную научную теорию. Известно высказы- вание И.П. Павлова о том, что факты – это воздух ученого. Факт как научная категория отличается от явления. Явле- ние – объективная реальность, отдельное событие, а факт – собрание многих явлений и связей, их обобщение. Факт в значительной мере есть результат обобщения всех аналогич- ных явлений, сведения их в некоторый определенный класс явлений. Необходимо отметить, что научные факты, входя в структуру научных теорий, независимы от них, поскольку в своей основе они детерминируются материальной действи- тельностью. Научные факты, таким образом, инвариантны – те или иные теории могут опровергаться практикой, а факты, на основе которых они строились, остаются и переходят в другие теории. В то же время, сами по себе факты еще не составляют науки как системы знания. Они выполняют свою функцию лишь тогда, когда включаются в ткань научного знания, когда вписываются в рамки научных теорий. Образно эту мысль выразил А. Пуанкаре: «ученый должен организо- вать факты. Наука состоит из фактов, как дом из кирпичей. 64 Глава 1 Но накопление фактов не в большей мере является наукой, чем куча кирпичей домом» [152]; – положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Частными случаями положений является аксиома и теорема. Аксиома – исходное положение научной теории, принимаемое в качестве истинного без логического доказа- тельства и лежащее в основе доказательства других положе- ний теории. Вопрос об истинности аксиомы решается либо в рамках какой-либо другой теории, либо посредством интер- претации, то есть содержательного объяснения данной тео- рии. Теорема – положение, устанавливаемое при помощи доказательств. Вспомогательные теоремы, необходимые для доказательства основной, называют леммами или утвержде- ниями; – понятие – мысль, отражающая в обобщенной и абстра- гированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений. В науке часто говорят о развивающемся понятии, подра- зумевая, что содержание понятия по мере накопления науч- ных данных и развития научных теорий обрастает все новы- ми и новыми признаками и свойствами. Понятие среди других форм организации научного зна- ния занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории и т.д. выражаются через слова – понятия и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словесно- логическое мышление. Как писал Г. Гегель, понять – значит выразить в форме понятий. Процесс образования и развития понятий изучает логика – формальная и диалектическая. Формальная логика изучает общую структуру понятий, их видов, структуру определения понятий, их структуру в составе более сложных контекстов, структуру отношений между понятиями. Диалектическая логика исследует процессы формирова- ния и развития понятий в связи с переходом научного знания Основания методологии 65 от менее глубокой сущности к сущности более глубокой, рассматривает их как ступени познания, как итог научной познавательной деятельности. В логике науки рассматриваются такие конструкции, относящиеся к структуре понятий как: содержание понятия, объем понятия, закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, правила деления объема понятия, видовые и родовые понятия, единичные и общие понятия, конкретные и абстрактные понятия и т.д. И, наконец, логика определяет семь основных правил определения понятий [101], из-за незнания которых некоторыми исследователями в их публикациях подчас встречаются определения понятий, весьма напоминающие классический образец неправильного определения понятия: «собака есть животное с головой, хвостом и четырьмя ногами» (под такое определение подпадают почти все земные животные); – категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, призна- ки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например, «материя», «движение», «пространство», «время» и т.д. Каждая отрасль науки имеет свою собствен- ную систему категорий. – принцип – выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляю- щее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный прин- цип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности; – закон – существенное, объективное, всеобщее, устой- чивое повторяющееся отношение между явлениями, процес- сами 18 . Например, закон Ома, закон Джоуля-Ленца и т.д. 18 Строго говоря, данное определение относится к наукам сильной вер- сии, в которых возможны воспроизводимость условий, повторяемость явлений и процессов и т.д. В науках же слабой версии (гуманитарных и общественных) закон носит, скорее, характер нормативной модели. 66 Глава 1 Исходя из того, что окружающий мир представляет со- бой совокупность материальных объектов и явлений, нахо- дящихся в многообразных и сложных связях, взаимозависи- мостях друг от друга, наиболее существенные отношения (связи) между объектами определяются как законы. Именно существенное отношение, присущее не отдельному объекту, а всей совокупности объектов, составляющих определенный класс, вид, множество объектов одного типа, является зако- ном. Существенное отношение между объектами, явлениями или же между их сторонами, определяющее характер их существования и развития, выражает главный признак закона. Всеобщность также является важнейшей чертой закона. Всеобщность означает, что любой закон природы и общества присущ всем без исключения объектам и явлениям опреде- ленного типа, уровня, то есть всему множеству объектов и процессов, которые охватываются этим законом. Все матери- альные объекты, от микрочастиц до космических гигантов, подчиняются закону всемирного тяготения; все электрически заряженные тела подчиняются закону Кулона и т.д. Поскольку закон есть существенное, необходимое отно- шение между объектами (явлениями), он в то же время носит устойчивый, повторяющийся характер. Однако устойчивость закона нельзя понимать как абсолютную; с изменением усло- вий эта связь может видоизмениться и полностью исчезнуть. Существенные связи, отражающие объективные законы при- роды и общества, осуществляются везде и всегда, но только если для этого имеются сходные объекты и соответствующие условия. Естественно, что обратное утверждение – повто- ряющиеся связи, зависимости есть законы – неправомерно. Повторяемость может быть совершенно случайной или же не отражающей существенных сторон явления природы. Повто- ряемость закона – одна из его черт, необходимая, но не доста- точная. Но именно повторяемость закона в относительно тождественных условиях имеет принципиальное значение для науки, ее отсутствие исключило бы возможность позна- ния окружающей действительности вообще; Основания методологии 67 – теория. Вообще говоря, термин «теория» используется в двух смыслах (см., например, [252]). Во-первых, в самом общем смысле как форма деятельности общественно развито- го человека, направленная на получение знания о природной и социальной действительности и вместе с практикой обра- зующая совокупную деятельность общества. В этом смысле понятие «теория» является синонимом общественного созна- ния в наиболее высоких и развитых формах его логической организации. Как высший продукт организованного мышле- ния она опосредует всякое отношение человека к действи- тельности и является условием подлинно сознательного пре- образования последней. В узком смысле, который нас в данном случае и интере- сует, теория – форма достоверного научного знания о неко- торой совокупности объектов, представляющая собой систе- му взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией. В последнем, узком значении, понятие «теория» рассмат- ривается также в двух смыслах. Во-первых, в русле слабой версии науки, о чем мы говорили выше, – как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». На- пример, теория (концепция) проблемного обучения в педаго- гике, теория (концепция) личности в психологии, концепция диалога культур М.М. Бахтина и т.д. Во-вторых, в русле сильной версии науки теория – это высшая форма организа- ции научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания – объ- екте данной теории. Например, теория относительности, квантовая теория и т.д. В этом строгом смысле слово «тео- рия» в общественных, гуманитарных науках практически не употребляется в силу чрезвычайной подвижности, изменчи- вости, плохой предсказуемости или вовсе непредсказуемости 68 Глава 1 явлений и процессов, изучаемых этими науками, невозмож- ности ввести точно измеряемые их количественные характе- ристики. В строении теории, взятой в общем, абстрактно- логическом виде, можно выделить следующие основные компоненты: 1) исходную эмпирическую основу теории, в которую входит множество зафиксированных в науке (в данной ее отрасли) фактов, проведенных экспериментов и пр., которые, хотя и получили уже некоторое описание, но еще ждут своего объяснения, теоретической интерпретации; 2) исходную теоретическую основу теории – множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов, принципов теории; 3) логику теории – множество допустимых в рамках тео- рии правил логического вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в теории следствий, теорем, утверждений, принципов, условий и т.д. с их доказательства- ми – наибольшая по объему часть теории, которая и выполня- ет основные функции теоретического знания, составляя «те- ло» теории, ее основное содержание. Общая логическая структура теории по-разному выража- ется в разных типах теорий. Первый тип – один из наиболее широких классов современных научных теорий составляют описательные теории. Их иногда называют эмпирическими. Такова эволюционная теория Ч. Дарвина в биологии, физио- логическая теория, созданная И.П. Павловым, различные современные психологические, педагогические теории и т.д. Такая теория непосредственно описывает определенную группу объектов; ее эмпирический базис обычно весьма об- ширен, а сама теория решает, прежде всего, задачу упорядо- чения относящихся к ней фактов. Общие законы, формулируемые в теориях этого типа, представляют собой генерализацию, обобщение эмпириче- ского материала. Эти теории формулируются в понятиях обычных естественных языков с привлечением лишь специ- Основания методологии 69 альной терминологии, соответствующей изучаемой области знания. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики, и не проверяется корректность проводимых доказательств за исключением опытно- экспериментальной проверки. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер, что определяет их ограниченность, связанную с невозможностью количественно охарактеризовать то или иное явление. Второй тип теорий – математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики (на- пример, физические теории). При математическом моделиро- вании (см. ниже) конструируется особый идеальный объект (модель), замещающий некоторый реальный объект. Цен- ность математизированных теорий повышается в связи с тем, что нередко используемые в них математические модели допускают не одну, а несколько интерпретаций, в том числе на объекты разной природы, лишь бы они удовлетворяли построенной теории. Например, одно и тоже дифференциаль- ное уравнение может описывать как движение механической системы, так и динамику токов и напряжений в электриче- ской схеме (так называемые электромеханические аналогии). Но в математизированных теориях широкое использование математических средств выдвигает сложную проблему ин- терпретации (то есть содержательного объяснения) формаль- ных результатов. Задача обоснования математики и других формальных наук привела к построению теорий третьего типа – их можно назвать дедуктивными теоретическими системами. Первой такой системой явились «Начала» Евклида – классическая геометрия, построенная на основе аксиоматического метода. Исходная теоретическая основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утвержде- ния, которые могут быть получены логически из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, стро- го фиксируются, и доказательства теории формулируются в соответствии с этими средствами. 70 Глава 1 Дедуктивные теории строятся обычно в особых фор- мальных языках, знаковых системах. Обладая большой общ- ностью, такие теории вместе с тем остро ставят проблему интерпретации результатов, которая является условием пре- вращения формального языка в научное знание в собствен- ном смысле этого слова. Для дальнейшего изложения отметим следующие суще- ственные моменты. Во-первых, любая научная теория состо- ит из взаимосвязанных структурных элементов (законов, принципов, моделей, условий, классификаций и т.д.). Во- вторых, любая теория, независимо от того, к какому типу она относится, имеет в своем исходном базисе центральный системообразующий элемент (или некоторое звено элемен- тов). Так, в геометрии Евклида этим звеном являются пять исходных аксиом (постулатов). В классической механике – второй закон Ньютона в сочетании с третьим (действие равно противодействию); в квантовой механике – уравнение Шре- дингера и т.д. Понятие центрального системообразующего элемента теории (концепции) нам понадобится в дальнейшем; – метатеория – теория, анализирующая структуры, ме- тоды, свойства и способы построения научных теорий в ка- кой-либо определенной отрасли научного знания; – идея (в философском смысле, как общественно- историческая идея, а не в бытовом значении: «кому-то в голову пришла идея») – как высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. В этом смысле идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную сис- тему и поиска новых путей решения проблемы. Развитие идеи имеет два «вектора» – как развитие идеи внутри самой науки, так и развитие по направлению реализации ее в практике. В качестве примеров научных идей можно назвать квантовую идею в физике XIX – XX веков, современные идеи демокра- тизации общественных отношений в стране, гуманизации образования и т.д. Одним из отличительных признаков идеи Основания методологии 71 от теорий, концепций является то, что последние могут быть созданы одним автором и не получить широкого распростра- нения. Идея же должна получить признание общества, про- фессионального сообщества, или значительной их части; – доктрина – почти что синоним концепции, теории. Употребляется в двух смыслах: в практическом, когда гово- рят о взглядах с оттенком схоластичности и догматизма (от- сюда выражения: «доктринер», «доктринерство»); и в смысле комплекса, системы взглядов, направлений действий, полу- чивших нормативный характер посредством утверждения каким-либо официальным органом – правительством, мини- стерством и т.п. Например, военная доктрина, доктрина раз- вития жилищно-коммунального хозяйства и т.д. – парадигма – также выступает в двух смыслах: как при- мер из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; и как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Необходимо также указать в этом перечне еще две спе- цифические формы научного знания: проблема – как «знание о незнании», то есть знание о том, что наука на сегодняшний день не знает, но это недостающее знание необходимо либо для самой науки, развития ее теории, либо для развития прак- тики, либо и того и другого вместе. В качестве некоторого аналога проблемы в математике, механике, теоретической физике выступает задача – понятие, отражающее необходи- мость для субъекта (личности, социальной общности, обще- ства) осуществить, определенную деятельность [117]. Из- вестны выражения, бытующие среди ученых в этих отраслях научного знания: «поставить задачу», «решить задачу», «пра- вильно поставленная задача – это половина решения пробле- мы» и т.д. Гипотеза –как «предположительное знание». В случае доказательства истинности гипотезы она становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т.д. В случае не подтверждения гипотеза теряет свое значение. Так как понятия «теория», «проблема», «гипотеза» име- 72 Глава 1 ют важное значение для дальнейшего изложения, ниже мы остановимся на них подробнее. Общее понятие о семиотике. Семиотика – наука, изу- чающая законы построения и функционирования знаковых систем. Семиотика естественным образом является одним из оснований методологии, поскольку человеческая деятель- ность, человеческое общение делает необходимым выработку многочисленных систем знаков с помощью которых люди могли бы передавать друг другу разнообразную информацию и тем самым организовывать свою деятельность. Для того чтобы содержание того или иного сообщения, которое один человек может передать другому, передавая добытое им знание о предмете или выработанное им отношение к предмету, было понято получателем, необходим такой способ трансляции, который позволил бы получателю раскрыть смысл данного сообщения. А это возможно в том случае, если сообщение выражается в знаках, несущих доверенное им значение, и если передающий информацию и получающий ее одинаково понимают связь между значением и знаком. Поскольку общение между людьми необыкновенно богато и разносторонне, человечеству необходимо множество знаковых систем, что объясняется: – особенностями передаваемой информации, которые за- ставляют предпочитать то один язык, то другой. Например, отличие научного языка от естественного, отличия языков искусства от научных языков и т.д. – особенностями коммуникативной ситуации, которые делают более удобными использование того или иного языка. Например, использование естественного языка и языка жес- тов в частной беседе; естественного и математического – на лекции, к примеру, по физике; языка графических символов и световых сигналов – при регулировании уличного движения и т.д.; – историческим развитием культуры, которое характери- зуется последовательным расширением возможностей связи Основания методологии 73 между людьми. Вплоть до сегодняшних гигантских возмож- ностей систем массовой коммуникации, основанных на поли- графии, радио и телевидении, компьютерах, телекоммуника- ционных сетях и т.п. Вопросы применения семиотики в методологии, также как и во всей науке, и в практике, прямо скажем, изучены совершенно недостаточно. А проблем здесь возникает множество. Например, подавляющее большинство исследователей в области общественных, гуманитарных наук не применяют методов математического моделирования, даже тогда, когда это возможно и целесообразно, просто потому, что они не владеют языком математики на уровне его профессионального использования. Или другой пример – сегодня многие исследования проводятся «на стыке» наук. Допустим, педагогики и техники. И здесь часто возникает путаница из-за того, что исследователь использует оба профессиональных языка «вперемешку». Но предмет любого научного исследования, допустим, диссертационного, может лежать только в одной предметной области, одной науки. И, соответственно, один язык должен быть основным, сквозным, а другой – только вспомогательным. Для эффективного решения многих современных задач практики управления экономикой, социальными системами необходимо использование информационных технологий. Но зачастую они не используются из-за того, что работники органов управления не могут сформулировать эти задачи на языке, понятном программистам – они друг друга не понимают, поскольку «говорят на разных языках». Как видим из приведенных выше примеров, семиотических проблем в методологии возникает множество. И они требуют своего разрешения. В дальнейшем изложении материала к вопросам использования различных языков и их сочетаний мы будем неоднократно возвращаться. 74 Глава 1 1.3. Этические и эстетические основания методоло- гии Эстетические основания методологии. Эстетическая деятельность (эстетические компоненты деятельности) при- сущи в той или иной мере каждому человеку в любом виде деятельности. Ее специфика и функции, если обозначить их в самом общем виде, заключаются в том, что она является сферой свободного самовыражения субъекта в его отношении к миру. В отличие от животного, писал К. Маркс, «человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты» [135, Т. 42, С. 94]. Эстетическая деятельность имеет предметно-духовный характер. Ее предметом может стать любой объект действи- тельности, доступный непосредственному восприятию или представлению. Это могут быть художественные произведе- ния, содержащие специально заложенную в них эстетическую информацию; продукты целесообразной деятельности, ути- литарному назначению которых сопутствует их эстетическая ценность; природные явления, выделенные из естественного ряда благодаря тому, что к их упорядочению коснулась рука человека, и уже вошедшие в контекст эстетической культуры. Предметом эстетической деятельности могут стать и явления эстетически нейтральные, ценность которых актуализируется или утверждаются в процессе самой деятельности. Сферой особого интереса эстетической деятельности всегда был и остается мир человека: общественно-исторический процесс, общественная жизнь людей, их поведение и внутренний, духовный мир. В отличие от предметно-практической, эстетическая дея- тельность, как отмечал Г. Гегель, не лишает свой предмет его естественного существования. Она лишь завершает его в образе в соответствии с его собственной логикой и потенци- альными возможностями развития и возвышает его до идеала, то есть до представления о желаемом и возможном. Эстети- Основания методологии 75 чески преобразованный предмет вводится в мир человеческой культуры, где он, сохраняя свое самобытное существование, приобретает ценность, значимость для человека. Эстетиче- ский предмет выступает здесь в качестве опосредствующего звена между объективным (природным и социальным) и субъективным миром человека. Как известно, один и тот же человек является субъектом различных видов деятельности. Эстетического субъекта ха- рактеризует закрепленная чувством удовольст- вия/неудовольствия способность к эмоционально-образному мышлению, продуктивному воображению, пониманию и соучастию. Будучи развитой, эта способность и позволяет «схватить» предмет в его целостности, «проиграть» нереали- зованные им возможности развития, представить его завер- шенным в соответствии с идеалом. Субъект эстетической деятельности и эстетической куль- туры – не абстрактный человек, а существо общественное. Вступая в жизнь, он застает готовыми, сложившимися не только систему социальных отношений, но и культуру обще- ства с определенным набором материальных и духовных, в том числе эстетических, ценностей, выработанных предшест- вующим историческим развитием. Для него они становятся объективными условиями его бытия, предпосылкой его эсте- тической деятельности. Усвоенные в процессе социального взаимодействия и в результате целенаправленного воспита- ния, эстетические ценности общества выступают в качестве ориентира в его собственных эстетических отношениях к действительности, критерия ее эстетической оценки и одно- временно образца, позволяющего организовать свою продук- тивную эстетическую деятельность. Наличие общественно значимых норм и ценностей, фик- сированных в эстетической культуре, освобождает эстетиче- скую деятельность от элементов излишнего субъективизма. Чем свободнее и самобытнее выражает себя субъект в эстети- ческом отношении, тем сильнее он чувствует потребность в величайшем богатстве, каким является общение с другим 76 Глава 1 человеком. В общении с этим другим (другими) происходит освоение эстетической культуры общества, проверяется эсте- тическая ценность непосредственного переживания личности, оригинальность и самобытность ее эстетического отношения к действительности. В общественно-историческом процессе на основе разви- тия общественной практики и общественного разделения труда происходит профессионализация и, собственно, выде- ление в рамках эстетической деятельности особого вида эстетической деятельности – художественной деятельности – искусства. В отличие от эстетической деятельности, сопутст- вующей другим видам общественной практики, эстетическая ценность которых неотделима от их утилитарной, нравствен- ной, познавательной ценности, искусство специально ориен- тировано на производство и воспроизводство эстетических отношений и ценностей, расширение их диапазона и углубле- ние общественной значимости. Искусство является таким видом эстетической деятельности, в котором эстетические ценности находят свое духовно-предметное выражение, что обеспечивает возможность их накопления в культуре и все- общую сообщаемость. Эстетическая культура образует сложную многофунк- циональную систему. Основными функционально-структурными элементами эстетической культуры являются: - эстетические отношения, системообразующим факто- ром которых выступает общественный идеал; - совокупная система художественных ценностей; - особый отряд людей – художественная интеллигенция, – осуществляющий на профессиональном уровне воспроиз- водство художественных ценностей, а также обеспечиваю- щий их функционирование в обществе; - средства тиражирования и коммуникации, обеспечи- вающие накопление и трансляцию художественных ценно- стей, их включение в систему эстетических отношений; Основания методологии 77 - институты и механизмы распределения и воспроизвод- ства эстетической культуры и эстетического воспитания. Понятия «эстетическая культура», эстетическая деятель- ность не совпадают с понятиями «художественная культура», «художественная деятельность» – они шире по объему. Во- первых, кроме искусства они охватывают все виды труда «по законам красоты». Во-вторых, не всякое явление художест- венной культуры и далеко не сразу становится достоянием эстетической культуры. Это зависит от соответствия его идейно-художественной ценности потребностям и стереоти- пам эстетического восприятия публики. Бывает и так, что произведение гениального художника не сразу понимается и принимается публикой, а весьма посредственное по своим художественным достоинствам произведение вдруг становит- ся популярным. Для того чтобы наслаждаться искусством, необходимо быть эстетически образованным человеком. А это в значительной мере зависит от общего культурного уровня общества. Художественная культура, то есть искусство как функ- ционирующая система художественных ценностей, выступает ядром эстетической культуры. Распространенное определе- ние культуры как внегенетической памяти человечества больше всего применимо именно к художественной культуре. Действительно, если в сфере науки и техники новое откры- тие, изобретение, добавляясь к старому, обобщает его как частный случай, а то и вовсе делает излишним, то развитие художественной культуры происходит таким образом, что новые художественные ценности входят в общую культуру человечества, не отрицая художественной ценности памятни- ков предшествующих эпох. В результате вся предшествую- щая совокупная художественная культура – от древнего эпоса до сложнейших ее современных форм – является основанием и одновременно источником последующего развития культу- ры общества. В эстетической культуре наряду с художественной куль- турой особое значение имеет эстетическое начало в труде как 78 Глава 1 основной форме деятельности людей. Хорошо организован- ный, чередующийся в своих видах, а также с отдыхом сво- бодный труд становится основной формой проявления и развития творческих, духовных и физических сил человека. С эстетическим началом в труде связано превращение его в первую жизненную потребность. Труд, направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей, становится истинно человеческим, когда он сам превращается в потребность, свободное удовлетворение которой доставляет человеку наслаждение, подобное тому, какое испытывает художник, создавая произведение искусства. Но эстетическая деятельность, эстетические начала важ- ны не только в труде, но и в любой человеческой деятельно- сти. В частности, эстетические компоненты ярко выражены в игровой деятельности, что мы особо рассмотрим позднее (см. главу 6). Не менее они значимы и в учебной деятельности (см. главу 5). Таким образом, эстетика имеет непосредственное отно- шение к методологии как учения об организации деятельно- сти, являясь одним из ее оснований. Нам осталось рассмот- реть последнее основание методологии – этику. Этические основания методологии. Поскольку любая человеческая деятельность осуществляется в обществе, есте- ственно, она основывается (точнее, должна всегда основы- ваться) на морали и, соответственно, организовывается в соответствии с нравственными нормами. Как известно, нравственная культура общества характе- ризуется уровнем освоения членами общества моральных требований – нравственных норм, принципов, идеалов и т.д., степень овладения ими личностью и практического претворе- ния в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в отношении человека к другим людям, обществу в целом, в его целях, жизненных планах, ценностных ориентациях, установках и т.д. Нравственность в общем смысле представляет единое це- лое, включающее моральное сознание, нравственные отно- Основания методологии 79 шения и моральную деятельность. Природа морали социаль- на, она всегда имеет конкретно-историческое основание, обусловленное определенными общественными отношения- ми. Нравственная культура выступает как ценностное освое- ние человеком окружающего мира. Моральные ценности, являющиеся своеобразным регулятивным механизмом отно- шений общества и личности, пронизывают всю деятельность индивидов, всю систему взаимодействия между ними. В этих ценностях получают конкретное выражение такие категории морали, как добро, долг, честь, совесть и др. Поскольку моральная регуляция направлена на достиже- ние общественной, классовой, групповой согласованности деятельности людей, постольку моральные ценности стано- вятся эталонами должного поведения. Они, как образец должного, составляют основу моральных оценок деятельно- сти масс, групп и индивидов, фактов и событий. И в случае возникновения коллизий, актов отклоняющегося поведения посредством моральной оценки господствующее обществен- ное мнение нацеливает индивидов, группы на образцы долж- ного поведения. Отметим, что моральные установки общества и личности различны. Как мораль общества не может быть сведена к механической сумме моральных установок индивидов, так и индивидуальная мораль не тождественна общественной мо- рали. Между должным поведением, то есть отвечающим нравственным требованиям общества, и сущим, то есть прак- тической нравственностью, поступками людей, отражающи- ми достигнутый уровень их морального развития, существу- ют отношения противоречивого единства, которые могут выражаться в нравственных коллизиях. Структурными эталонами нравственной культуры как целостной системы являются: - культура этического мышления (умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы к осо- бенностям той или иной жизненной ситуации и т.д.); 80 Глава 1 - культура чувств; - культура поведения (умение строить свое поведение, совершать поступки соответственно усвоенным принципам и нормам морали); - этикет, регламентирующий форму, манеру поведения. Таким образом, нравственная культура есть существен- ная сторона всей деятельности каждого человека, народа, класса, социальной группы, коллектива, отражающая функ- ционирование исторически-конкретной системы моральных ценностей. Нравственная культура общества по объему содержания более целостно и масштабно охватывает утвердившуюся систему моральных ценностей и ориентаций, чем нравствен- ная культура личности, в которой компоненты этой системы проявляются с неповторимой индивидуальной спецификой. Личность с той или иной степенью полноты и в индивиду- альном преломлении аккумулирует в своем сознании и пове- дении достижения нравственной культуры общества. Это помогает ей поступать нравственно в часто повторяющихся ситуациях и активизирует творческие элементы ее нравст- венного сознания, помогая принимать моральные решения в нестандартных ситуациях. Эти два уровня нравственной культуры тесно взаимосвя- заны. Уровень развития нравственной культуры общества во многом определяется совершенством моральной культуры личностей. С другой стороны, чем богаче нравственная куль- тура общества, тем больше возможностей открывается для совершенствования нравственной культуры личности. Здесь нам необходимо затронуть еще два специфических аспекта этики 19 : так называемой корпоративной этики и про- фессиональной этики. Корпоративная этика – это свод писанных и неписаных норм взаимоотношений между сотрудниками в рамках одного конкретного предприятия, фирмы, организации, учреждения, 19 В принципе, возможно рассмотрение и других этических компонентов: религиозно-этнических, территориальных и других. Основания методологии 81 либо сложившиеся как традиции, либо закрепленные в нор- мативных документах – уставах, должностных инструкциях и т.д. И, естественно, каждый руководитель, каждый сотрудник должны следовать этим внутренним нормам. Профессиональная этика. Для некоторых профессий су- ществуют помимо общечеловеческих, общенациональных этических норм еще и дополнительные профессиональные этические нормы: педагогическая этика, медицинская этика (в т.ч. знаменитая клятва Гиппократа) и т.д. И, естественно, деятельность в таких профессиях организуется в соответст- вии и с этими специфическими этическими нормами. Отдельный вопрос – нормы этики в профессиональной научной деятельности – нормы научной этики. На них мы остановимся подробнее в дальнейшем (см. раздел 2.1). Таким образом, в данной главе мы изложили основания методологии. Теперь перейдем к самой методологии: методо- логии научного исследования (вторая глава), практической деятельности (третья глава), художественной деятельности (четвертая глава), учебной деятельности (пятая глава), игро- вой деятельности (шестая глава) и их сравнительному анали- зу (седьмая глава). |