Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Науковедческие основания методологии

  • Общие понятия о науке.

  • Методология. А. М. Новиков д. А. Новиков методология


    Скачать 3.22 Mb.
    НазваниеА. М. Новиков д. А. Новиков методология
    Дата17.03.2022
    Размер3.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМетодология.pdf
    ТипДокументы
    #401829
    страница3 из 49
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49
    Проектно-технологический тип организационной
    культуры. Еще в прошлом веке, наряду с теориями, прояви- лись такие интеллектуальные организованности как проекты и программы, а к концу ХХ века деятельность по их созда- нию и реализации стала массовой. Обеспечиваются они не только и не столько теоретическими знаниями, сколько ана- литической работой. Профессиональная культура за счет своей теоретической мощи породила способы массового изготовления новых знаковых форм (моделей, алгоритмов, баз данных и т.п.), и это стало теперь материалом для новых технологий. Эти технологии уже не только вещного, но и знакового производства, а, в общем, технологии, наряду с проектами, программами, стали ведущей формой организа- ции деятельности. Специфика современных технологий за- ключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная органи-

    Основания методологии
    39
    зация больших технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы.
    Для повсеместного распространения проектно- технологического типа организационной культуры были объективные причины. К середине ХХ века была, в основном, решена главная проблема, довлевшая над всем человечеством на протяжении всей истории – проблема голода. Человечест- во впервые за всю историю смогло накормить себя (в основ- ном), а также создать для себя благоприятные бытовые усло- вия (в основном). И тем самым был обусловлен переход человечества в совершенно новую, так называемую постин- дустриальную эпоху своего развития, когда появилось изоби- лие продовольствия, товаров, услуг, и когда, в связи с этим, стала развиваться во всей мировой экономике острейшая конкуренция. Поэтому за короткое время в мире стали проис- ходить огромные деформации – политические, экономиче- ские, общественные, культурные и т.д. И, в том числе, одним из признаков этой новой эпохи стали нестабильность, дина- мизм политических, экономических, общественных, право- вых и других ситуаций. Все в мире стало непрерывно и стре- мительно изменяться. И, следовательно, практика должна постоянно перестраиваться применительно к новым и новым условиям. И, таким образом, инновационность практики становится атрибутом времени.
    Если раньше, еще несколько десятилетий назад в услови- ях относительно длительной стабильности образа жизни практические работники – инженеры, врачи, учителя и т.д. – могли спокойно ждать, пока наука, ученые (а также, в былые времена, и центральные органы власти) разработают новые рекомендации, а потом их апробируют в эксперименте, а потом конструкторы и технологи разработают и апробируют соответствующие конструкции и технологии, и лишь потом дело дойдет до массового внедрения в практику, то такое

    40
    Глава 1
    ожидание сегодня стало бессмысленным. Пока все это про- изойдет, ситуация изменится коренным образом. Поэтому практические работники естественно и объективно устреми- лись по другому пути – стали сами создавать инновационные модели социальных, экономических, технологических, обра- зовательных и т.д. систем: авторские модели фирм, организа- ций, школ, авторские технологии, авторские методики и т.д.
    Здесь мы привели лишь одну из многих классификаций исторических типов организационной культуры
    13
    . В литера- туре можно найти и другие подходы. Важно одно – разви- вавшийся с XVII века профессиональный тип организацион- ной культуры, основой которого являлись письменные тексты
    – в виде учебников, специальной литературы, инструкций, руководств, методических рекомендаций и т.п. – где-то в середине XX века сменился, в связи с ускорением развития общественных, в том числе производственных отношений, новым типом организационной культуры (естественно, во- бравшей в себя все предыдущие) – проектно-технологической культурой
    14
    13
    Понятие «организационная культура» в литературе применяется еще
    и в другом, узком смысле – как «культура организаций», «корпоративная
    культура». Корпоративная культура – это миссия предприятия, органи-
    зации и т.п., их организационная структура, система норм, сложившиеся
    традиции отношений, символика и т.п.
    14
    Необходимо отметить, что типы организационных культур в истори-
    ческом развитии не просто сменяются одни другими. Дело обстоит
    сложнее – они существуют параллельно. Так, например, многие обряды,
    ритуалы живут неизменно в каждом народе с древнейших времен до
    наших дней (вспомним хотя бы масленицу – языческий праздник). Еще
    один пример – деятельность научных школ, в том числе современных,
    строится по корпоративно-ремесленному типу культуры [52]. В учебной
    деятельности (глава 4) наличествуют все без исключения типы органи-
    зационной культуры. Игровая деятельность (глава 5) строится, в основ-
    ном, на традиционном типе организационной культуры. Более того, те
    или иные виды деятельности одного и того же человека могут базиро-
    ваться на различных типах организационной культуры.

    Основания методологии
    41
    Отметим следующую характерную особенность. И науч- ное исследование, и создание произведения искусства как завершенные циклы продуктивной творческой деятельности вполне подпадают под вышеприведенное определение проек- та. И, хотя понятие «проект» в науке и искусстве стало при- меняться только в последнее время, где-то с середины ХХ века – атомный проект, проект создания художественного фильма, проект театральной постановки и т.д., но историче- ски первой стала на проектный тип организационной культу- ры, очевидно, художественная деятельность – начиная с эпохи Возрождения, когда искусство было отделено от ре- месла в связи со становлением и развитием категории худо- жественного образа как художественной модели окружающей действительности
    15
    и окончательно оформившейся к началу
    ХIХ века, что было зафиксировано, в частности, в «Эстетике»
    Гегеля [254, С. 760].
    Затем, к концу XIX – началу XX века проектный тип ор- ганизационной культуры «проник» в науку – когда в научных исследованиях по многим отраслям научного знания стало практически обязательным требованием построение научных
    гипотез как познавательных моделей [254, С. 116], и научное исследование стало, тем самым, проектироваться. В полную же силу проектно-технологический тип организационной культуры «заработал» лишь в последние десятилетия – когда он был востребован в массовых масштабах практикой.
    В этом новом типе организационной культуры ключевы- ми становятся понятия: проект, технологии и рефлексия. При этом два из них являются как бы противоположными: проект
    (дословно – брошенный вперед) и рефлексия (дословно – обращение назад).
    Рассмотрим эти понятия. Традиционное понимание про- екта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д.
    – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия (см., напри-
    15
    Как писал великий российский физиолог Н.А. Бернштейн, отражение
    вообще строится по типу моделей [18].

    42
    Глава 1
    мер, [227]). На смену ему пришло современное понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и пред- приятий.
    «Проект – это ограниченное во времени целенаправлен- ное изменение отдельной системы с установленными требо- ваниями к качеству результатов, возможными рамками рас- хода средств и ресурсов и специфической организацией» [27].
    Включение в определение отдельной системы указывает не только на целостность проекта, но и подчеркивает единст- венность проекта, его неповторимость и признаки новизны.
    Многообразие проектов, с которыми приходится сталки- ваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной облас- ти, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.п.
    Для удобства анализа проектов, систем управления про- ектами множество разнообразных проектов может быть клас- сифицировано по различным основаниям. Ниже приведена система классификаций по [27]:
    Тип проекта (по основным сферам деятельности, в кото- рых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестицион- ный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.
    Класс проекта.В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений:
    - работы (операции);
    - пакеты работ (комплексы технологически взаимосвя- занных операций);
    - проекты;
    - мультипроекты (мультипроект – проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединен- ных общими ресурсами);

    Основания методологии
    43
    - программы (программа – комплекс операций (меро- приятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставлен- ной цели [203]);
    - портфели проектов (набор не обязательно технологи- чески зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий дости- жение ее стратегических целей).
    Для описания каждого из перечисленных элементов не- обходимо учитывать цели, ресурсы, технологию деятельно- сти и механизмы управления. Каждый из этих аспектов явля- ется определяющим для соответствующего класса целенаправленных изменений:
    - для мультипроекта существенным является наличие технологических ограничений (накладываемых на взаимо- связь входящих в него работ и подпроектов) и ресурсных ограничений;
    - для программы существенным (системообразующим) является достижение цели при существующих ресурсных ограничениях;
    - для портфеля проектов существенным является исполь- зование единых механизмов управления (портфель проектов всегда рассматривается «в привязке» к реализующей его организации), позволяющих наиболее эффективно достигать стратегических целей организации с учетом ресурсных огра- ничений.
    Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет), средне- срочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
    Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.
    Исходя из этого фундаментального понятия «проект», мы можем рассматривать с общих позиций как разновидности проектов:
    – научное исследование;
    – практические (практикоориентированные) проекты;

    44
    Глава 1
    – художественные проекты;
    – учебные, образовательные проекты в деятельности ка- ждого обучающегося;
    – игровые проекты (в случае организации крупных игро- вых действий с большим количеством участников).
    Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы (см. [192] и раздел 3.4).
    Здесь нам необходимо еще раз специально оговорить, во избежание дальнейшей возможной путаницы отличие поня- тий проект и проектирование. Проектирование – это началь- ная фаза проекта.
    Действительно, любая продуктивная деятельность, лю- бой проект требуют своего целеполагания – проектирования.
    В практической деятельности осуществляется проектирова- ние экономических, социальных, технических, экологических и т.д. систем. Проектируется и любое научное исследование, и любое художественное произведение. Должна проектиро- ваться и учебная деятельность – с последней в этом отноше- нии, как мы увидим в дальнейшем, далеко не все в порядке
    (глава 4).
    Перейдем к следующему понятию – «технология». Со- временное понимание: технология – это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи (под- робнее см. раздел 3.3). Такое понимание технологии пришло в широкий обиход из сферы производства в последние деся- тилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры фирмы-разработчики ноу- хау: новых видов продукции, материалов, способов обработ- ки и т.д. Эти фирмы стали продавать фирмам- производителям лицензии на право выпуска своих разрабо- ток, сопровождая эти лицензии детальным описанием спосо- бов и средств производства – то есть технологиями.

    Основания методологии
    45
    Естественно, любой проект реализуется определенной совокупностью технологий.
    Важнейшую роль в организации продуктивной деятель- ности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач процесса, результатов (см. раздел 2.3.3).
    Таким образом, и методология научного исследования, и методология практической деятельности, и методология художественной деятельности, и методология учебной дея- тельности могут быть построены в логике категории проекта на триединстве фаз проекта:
    – ФАЗЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ;
    – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФАЗЫ;
    – РЕФЛЕКСИВНОЙ ФАЗЫ.
    В каждой фазе выделяются свои стадии и этапы
    16
    Следует отметить, что в научной литературе сегодня имеется множество публикаций, как по проектированию, так и по технологиям, так и по вопросам рефлексии. Но порознь.
    По нашему мнению, подход, изложенный в данной книге, позволяет объединить, «стянуть» в единое целое все указан- ные направления.
    Таким образом, мы рассмотрели основные философские, психологические и системотехнические понятия, необходи- мые для дальнейшего изложения. В следующем разделе мы перейдем к анализу науковедческих оснований методологии.
    1.2. Науковедческие основания методологии
    Методология как учение об организации деятельности, естественно, опирается на научное знание. Исследователь, включаясь в научную деятельность, должен достаточно четко
    16
    Так, например, фазу проектирования мы делим на четыре стадии:
    концептуальная, моделирования, конструирования и технологической
    подготовки. В свою очередь, например, в стадии моделирования мы
    выделяем этапы: построение моделей, оптимизация, выбор (подробнее
    см. ниже).

    46
    Глава 1
    и осознанно представлять себе – что такое наука, как она организуется, знать закономерности развития науки, структу- ру научного знания. Ему также необходимо четко представ- лять критерии научности нового знания, которое он намерен получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он намерен выразить результаты своего научного исследования и т.д. – то есть все то, на что он должен будет опираться в своей научно-исследовательской деятельности для того, чтобы она была осмысленна и организованна.
    Точно так же специалист-практик, включаясь в любую инновационную деятельность, неизбежно должен будет ис- следовать все то, что для его целей может дать современная наука. А для этого также необходимо представлять, какие бывают научные знания, как они строятся и используются, какую специфику имеет та или иная отрасль научного знания в плане возможностей ее применения в практике и т.д.
    Этим вопросам и посвящен данный раздел.
    Отрасль науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением. Она включает в себя целый ряд дисциплин: гносеологию, логику науки, се- миотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д. [6, 17, 93, 120, 123, 153, 245, 252 и др.].
    Для данной книги наибольшее значение имеет гносеоло- гия, поскольку, в частности, методология науки (научного исследования), как правило, рассматривается как составной компонент гносеологии.
    Гносеология – это теория научного познания (синоним эпистемология), одна из составных частей философии. В целом гносеология изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научно- го знания.
    Методология же науки как учение об организации науч- но-исследовательской деятельности – это та часть гносеоло-

    Основания методологии
    47
    гии, которая изучает процесс научной деятельности (его организацию).
    Нам необходимо также еще развести понятия «научное
    познание» и «научное исследование». Научное познание рас- сматривается как общественно-исторический процесс и явля- ется предметом исследований гносеологии. Исследование
    (научное) рассматривается как субъективный процесс – как деятельность по получению новых научных знаний отдель- ным индивидом – ученым, исследователем или их группой, коллективом, что является предметом методологии науки
    (методологии научного исследования). Научное познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут что-то познавать (иссле- довать) лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, пере- даваемых от одного поколения ученых к другому.
    Теперь, после этого краткого терминологического экс- курса, перейдем к рассмотрению науковедческих, в том числе гносеологических оснований методологии.
    Общие понятия о науке. Среди многих людей, далеких от научной деятельности, зачастую бытуют два противопо- ложных широко распространенных заблуждения. С одной стороны, в представлениях многих наука – это нечто таинст- венное, загадочное, доступное лишь кучке избранных. Как говорил К. Прутков: «Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна». С другой стороны, наблюдается и совершенно пренебрежительное отношение к науке и ученым как к неким «книжным червям», которые «копаются там в чем-то ненужном», а мы – практики – «делаем нужное дело».
    Обе эти точки зрения совершенно неправильны. Наука – это такая же область профессиональной человеческой дея- тельности, как и любая другая – педагогическая, индустри- альная и т.п. Единственное специфическое качество науки заключается в том, что если в других отраслях человеческой деятельности используются знания, получаемые наукой, то

    48
    Глава 1
    наука – эта та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания.
    Наука и определяется как сфера человеческой деятельно- сти, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
    В узком смысле термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания: наука
    «физика», «химия», «психология», «педагогика» и т.д.
    Наука как феномен – явление чрезвычайно многоаспект- ное. В любом случае, говоря о науке, необходимо иметь в виду, как минимум, три ее основных аспекта, в каждом кон- кретном случае четко различая, о чем идет речь:
    – наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);
    – наука как результат (научные знания);
    – наука как процесс (научная деятельность).
    Первые два из трех перечисленных аспектов мы рассмот- рим в данном разделе. Третий же – наука как процесс (науч- ная деятельность) – будет целиком относиться к методологии научного исследования, чему посвящена следующая, вторая глава книги.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


    написать администратору сайта