Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница2 из 84
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84
Специфика философии. Однако классическая, зрелая философия — философия по преимуществу ума. Философия — систематическая попытка разгадать тайну бытия и небытия интеллектуальными средствами. Философия пользуется понятиями, в том числе и наивысшими понятиями-категориями. Рациональность и системность — таковы главные качества классической философии. Философия — системно-рационализированное мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею единства и субстанции мироздания, а рациональность — ее форму, ее уровень.
Афористические и иррационалистические формы философии — отклонения от нормы.
Философский материализм тяготеет к третьему уровню мировоззрения. Философский идеализм — к первому.
Философский идеализм отличается от социоантропоморфического мировоззрения по форме. Философский материализм — и по форме, и по содержанию.
Уровень
Тип
I
II
3
Псевдонаучное мировоззрение
Научное мировоззрение
2
Философский идеализм
Философский материализм
1
Субъективно-художественное мировоззрение (СХМ), мифологическое мировоззрение (ММ, религиозное мировоззрение (РМ)
Объективно-художественное мировоззрение (ОХМ)
Парафилософия и ее структура. Философия существовала и существует не в духовном вакууме, а в контексте всех форм духовности и на основе всех форм материальности. Назовем этот контекст парафи­
лософией. В парафилософии различимы две части мировоззренческая и научная. Одна часть окружающей философию духовности создана в основном воображением (анатомически этому соответствует правое полушарие головного мозга. Мы подчеркиваем, что в основном, потому что ив искусстве в той или иной мере присутствуют моменты рациональности.
А другая часть — в основном рассудком (анатомически этому соответствует левое полушарие головного мозга).
Поэтому в нашей схеме справа от философии расположатся искусство, мифология и религия, или, если взять эти формы духовности в их мировоззренческой сути, художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекса слева — науки. Между философией и названными формами духовности есть как бы пограничная зона, в которой справа, со стороны философии находятся философия искусства, философия мифологии и философия религии, то есть понимание и истолкование искусства, мифологии и религии с позиций философии, а со стороны религии — теоретическая теология, то есть система защиты религии от философского свободомыслия якобы средствами самой философии рассуждениями и обоснованиями, однако при сохранении и ради сохранения религиозной догматики, которую следует принимать на веру.
Слева же в пограничной зоне расположатся со стороны философии философия науки, а со стороны наук — самодеятельные философствования ученых-специалистов. В числе же наук мы найдем там искусствоведение, мифологоведение, религиоведение, науковедение и даже философоведение. Философия и философоведение не одно и тоже. Философами, как и поэтами, рождаются, а фйлософоведами становятся.
Эти две части парафилософии антагонистичны друг другу.
Науки поддерживают философию как мировоззрение второго уровня. И как только философия утрачивает связь с науками, она скатывается на первый уровень, фактически переставая быть философией, те. системно рационализированным мировоззрением.
Однако роль науки, ее влияние на философию не только благоприятны. Полная победа науки над мировоззренческой парафилософией лишает философию ее мировоззренческого характера. Философия сводится к методологии науки, становится своего рода служанкой науки.
Мировоззренческая парафилософия поддерживает в философии ее мировоззренческий статус, питает философию соками жизни, прежде всего социальной. Но она же влечет философию со второго уровня на первый, лишает ее системности и рационализированное, превращает в лучшем случаев философский иррационализма в худшем вообще растворяет в искусстве, мифологии, религии.
В обоих случаях философия становится однобокой, искривленной в ту или иную сторону
сторонней, хотя по-своему весьма интересной и впечатляющей философии. Но объективная история философии дает нам примеры цельной и гармоничной философии — такой философии, в которой системно- рационализированная форма и содержание находятся в состоянии равновесия и соразмерности.
Теперь уместно поставить вопрос, что из духовного окружения философии существовало до философии и какую роль оно сыграло при ее возникновении.
И з чего возникла философия
На этот счет существуют две крайние концепции и три средние.
Согласно первой крайней концепции, философия ни из чего не возникала. Она настолько качественно отлична от предшествующих ей форм духовной культуры, что применительно к ней сам вопрос из чего бессмыслен. Философия, таким образом, возникла как бы из ничего. Вторая, противоположная, концепция говорит, что философия была всегда, когда был человек разумный
Обе эти крайние концепции, на наш взгляд, неверны. Неслучайно у философоведов преобладают средние концепции. Философия была не всегда. Она возникла. Было время, когда философии не было, но было нечто аналогичное ей, так что она возникла не из ничего, а из
«нечто».
Но это нечто разные философоведы понимают по-разному. И здесь тоже есть свои уже умеренные крайности. Одни утверждают, что философия возникла из мифологии и только из мифологии или даже религии, другие же думают, что философия возникла из знания и только из знания, из начатков наук. Между этими двумя умеренными крайностями помещаются те концепции генезиса философии, которые говорят о двух началах философии мифологическом и научном.
Но и здесь есть свое разномыслие. Одни принципиально разделяют философию на философский идеализм и философский материализм настолько, что у них и сам генезис философии раздваивается философия возникла не как таковая, а отдельно как материализм и идеализм. Философский идеализм был продолжением линии веры. Философский материализм был продолжением линии знания. Первую концепцию из числа умеренных мы называем мифогенной. Вторую из числа умеренных гносеогенной. Третью — дуалистической гносеогенно-мифо-, генной концепцией генезиса философии.
Наше понимание. Всем этим концепциям генезиса философии мы противопоставляем свою монистическую гносеогенно-мифо генную концепцию генезиса философии.
В основном почти все согласны стем, что философии предшествовали искусство, мифология, религия. Также существовала и совокупность норм поведения как разумных, таки неразумных, то есть стихийная нравственность. Но поскольку сама по себе нравственность замкнута на отношениях между людьми, то есть не является мировоззрением, то выше мы исключили ее из рассмотрения видов мировоззрения, поскольку мировоззрения нет там, где нет основного вопроса мировоззрения — вопроса о взаимоотношении человека (людей) и мироздания. Однако нравственность может выводиться из того или иного решения основного вопроса мировоззрения. Тогда она приобретает мировоззренческий аспект.
Проблема профилософской науки. Что касается науки, то многие отрицают возможность существования науки до философии, профило- софской науки. Согласно мнению одних, наука возникла вместе с философией, согласно другим — после философии, но все же в древности, согласно мнению третьих — уже только в Новое время, так что у них получается, что Архимед и Евклид неученые, не представители античной науки.
Те же, кто допускает существование науки в древности, иногда сводят науку к философии, ограничиваясь анализом мнений философов о науке, игнорируя саму эту науку
Мы не будем вдаваться в сложный вопрос о том, что следует понимать под наукой. Не будем спорить о словах. Чтобы не увязнуть в спорах, ограничимся тем, что поставим вопрос — существовали действовал ли до философии рассудок, ум, интеллект, индийский манас, греческий логос Тем, кто в этом сомневается, мы предложим элементарную задачку из древнеегипетского математического папируса
II тысячелетия до н.э. на разделение семи хлебов на восемь разных частей при минимальном числе разрезов. И мы утверждаем, что никакие мифы не помогут решить эту и аналогичные ей простейшие математические задачи. Ибо для этого требуется сообразительность.
И все жизнеобеспечение — плод сообразительности. Вся техническая мудрость, все то искусственное, все то, что создано человеком, все «технэтос» — результат деятельности соображения.
Рождение человека. Оставив в стороне проблему анатомического формирования человека, еще раз остановимся лишь на проблеме выделения человека из природы, из животного мира. И здесь необходимо одно уточнение. На наш взгляд, сугубо человеческое — не столько изменение человеком среды его обитания, сколько достраивание им самого себя ради этого изменения. Бобры подгрызают деревья своими естественными зубами. Человек же вооружается созданными им же искусственными орудиями труда и войны.
Дуализм первобытного сознания. Часто говорят о синкретизме, то есть о нерасчлененности первобытного сознания вообще. Это глубокая ошибка. Если и была нерасчлененность, то внутри художественно-ми- фолого-религиозного мировоззренческого комплекса (ХМРМК). Нов целом же нерасчлененность первобытного сознания кажущаяся. Мы утверждаем, что первобытное сознание дуалистично: в нем издавна существовал глубокий раскол между реальными знаниями — плодом деятельности практического рассудка (соображения) и ХМРМК — плодом мировоззренческого воображения.
Происхождение мировоззрения. Генезису философии предшествовал генезис мифологического мировоззрения. Причина этого генезиса для нас понятна начав достраивать себя и через эту достройку изменять окружающую среду, человек начал выделяться из природы, что и было, если изъясняться теологическим языком, подлинным первородным грехом человека, его самоизгнанием из «безвещного» рая животного самодостаточного существования в ад вещизма и «лишнедействия» животные лишнего не делают, отчего они скорее «sapiens», чем человек, в ад изничтожения природы и самопротезирования вплоть до своей роботизации. Так или иначе, когда человек стал достраивать себя и выделяться из животного мира, в мироздании зародилось новое отношение — практический раскол между ОНО (мирозданием) и МЫ людьми. Этот практический родшл имел,сво^духовный аспект в виде стихийно зародившегося основного вопроса мировоззрения, вопроса
о взаимоотношении ОНО и МЫ. На этот вопрос человек мог ответить тогда только в меру своих слабых возможностей.
Выделяясь из природы, человек компенсировал это выделение, этот уход из животного рая тем, что в своем воображении очеловечивал природу, те, антропоморфизировал и социоморфизировал ее. Антропоморфизм — наделение явлений природы и общественных явлений качествами и даже внешним обликом человека (чему предшествует зооморфизм. Антропоморфизм может быть полными явными неполным, неявным. Но такое качество человека, как сознательная целенаправленность, непременно.
«Происхождение» сверхъестественного мира. Поскольку безразличному к нам мирозданию глубоко чуждо всечеловеческое, перенос метафора) на нее черт человека и родового общества неизбежно породил в сознании человека сверхприродный, сверхъестественный мир мифологического псевдобытия. В мифологиях всех народов существовали разнообразные мировоззренческие мифы о происхождении мироздания и человека, те. космогонические и антропогонические мифы.
Реальное знание. Никакие мифы не могут заменить реального знания, без которого никакое племя, никакой народ не выжил бы. Реальные знания часто существовали в оболочке мифов, магических действий и заклинаний. Например, посевная всегда сопровождалась магическими действиями. Конечно, эти действия не подменяли реаль­
ные.
Знания, конечно, могут обслуживать религию. Хронрлогия вычисляет даты религиозных праздников. Математика помогает строить храмы, перестраивать алтари ( например, в Индии изменение геометрической формы алтаря было возможно лишь при условии сохранения его площади. Оттого, что одна из довольно сложных математических задач называлась в Древнем Египте задачей бога Ра, она не превращалась в частицу мифологии. Некоторые числа отождествлялись со сверхъестественными существами. Хорошо известно апокалиптическое число Магия и религия. Мы говорили, что мифологическая часть религии, по существу, ничем не отличается от чистой мифологии. Разница функциональная мифологическое мировоззрение религиозно, когда оно обслуживает религиозный культ. Однако этот культ может приобрести самостоятельную силу, независимую от воли богов. Тогда религиозный ритуал превращается в магический.
Ведь в религии результат религиозного действия (обычно это жертвоприношение) и просьба (молитва) опосредован свободной волей того или иного бога, который может как принять, таки не принять жертву, тогда как в магии заклинание и деяние принудительны.
Магия и наука. На первый взгляд магия подобна науке. В самом деле, магия предполагает наличие в мире необходимых связей, при
чинно-следственных отношений. Магия имеет свою технику. Шаман пользуется специальными приспособлениями. Однако подобие магии науке мнимо. Магия исходит из представления, что имитация процесса и сам искомый процесс связаны, так что, имитируя процесс, можно вызвать сам этот процесс (например, разбрызгивание воды может вызвать дождь, что, далее, воздействие на отторженную часть предмета может воздействовать на предмет (сжигая отрезанные волосы, причинить вред бывшему их хозяину, воздействуя на изображение человека, причинить вред самому человеку (поэтому не следует фотографироваться, дарить свои фотографии, а тем более допускать печатание своих фотографий в газетах и журналах. Мы говорим здесь о черной вредоносной) магии. Но есть и белая (благотворная) магия, в том числе лечебная, которой сейчас пытаются дополнить, а то и заменить научную медицину.
Профилософия. Итак, художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс, с одной стороны, и реальные знания и умения, с другой, и составили профилософию. В самом широком смысле слова профилософия — совокупность развитой мифологии плод воображения) и зачатков, необходимых для жизнеобеспечения знаний (плод деятельности рассудка).
Такая профилософия — в своей сущности дофилософская парафи­
л ософ ия— парафилософия без философии.Конечно, о парафилосо­
фии можно говорить лишь тогда, когда образовалась философия. Тогда философия — ядро. А парафилософия — скорлупа. Тогда философия — Солнце. А парафилософия — солнечная корона.
Но если ядра нетто парафилософия — лишь туманность, в которой еще предстоит зародиться звезде.
В более узком смысле слова профилософия — то, что ив мифологии, ив начатках наук непосредственно послужило генезису философии. В мифологии это стихийная постановка мировоззренческих, больших вопросов. По меньшей мере установка на большие вопросы. В начатках наук это не столько сами'знания, сколько развитие мышления, самого научного духа и научного метода, интеллект.
Далее в комплексе профилософии начинается взаимодействие ее мировоззренческой и протонаучной частей. Плод этого взаимодействия — переходные формы между мифологией и философией. Так что в еще более узком смысле слова профилософия — именно эти переходные формы между мифологическими философским мировоззре­
нием.
В самом же узком смысле слова профилософия — противоречие между основанным на эмоциональном и нерациональном воображении мировоззрением и начатками научного трезвого мышления, между фантазирующим мифотворчеством и зарождающимся научным методом и критическим мышлением. Таковы духовные предпосылки философии
Философия возникла как разрешение противоречия между
ХМРМК и интеллектуальной деятельностью человека, связанной с решением реальных задач жизнеобеспечения рода и племени.
Разрешение этого противоречия состояло в том, что до сих пор ограниченный узкими рамками практических задач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение. Философия наследует от мифологии как мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта — установку на их решение логическими средствами.
Эта интеллектуализация не сводилась, как думают некоторые исследователи философии, к одному лишь изменению формы мировоззрения путем замены образов на понятия, концептуализацией мифологических образов, переводом мировоззрения с языка мифологии на язык философии, притом даже таким, что всегда возможен обратный перевод.
Нет, возникновение философии было не только формальным, но и содержательным переворотом в духовной культуре. Выше мы отмечали, что мысль о генетическом первоначале была дополнена мыслью о начале субстанциальном. И это произошло как разв связи с генезисом философии. Появляется новая проблематика, например проблема познания мироздания. Появляется идея неумолимой безликой объективной необходимости.
Почему возникла и зачем нужна философия
Философия возникает потому, что новый уровень общественной жизни, новый уровень знания, новые общественные движения породили потребность в новом виде мировоззрения, который больше соответствовал бы новому этапу в развитии общества, чем мифология. Новые слои населения должны были подорвать престиж мифологии.
Для Аристотеля философия — игра. Философия — достояние свободного человека, который существует сам для себя, а не для другого, как раб. Философия возникает для наилучшего времяпрепровождения. Однако влияние философии бывало и трагическим. Известно, что некий Клеомбрат, прочитав сочинение Платона «Федон» и приняв его всерьез, бросился в море (См. Платон Сочинения в х томах. Т. С. После лекций александрийского философа Гегесия многие слушатели кончали самоубийством. Мы же скажем, что философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении
Когда возникает философия
«
Профилософия — лишь необходимое, но недостаточное условие генезиса философии. Это только возможность философии. Чтобы она стала действительностью, необходимы благоприятные экономико-со­
циально-политические условия и предпосылки. Необходима социальная потребность в философии как новом виде мировоззрения.Поэтому следует ответить на вопрос, когда, те. в связи с какими изменениями в общественной жизни, возникает философия.
Раньше приходилось читать, что философия возникла вместе с возникновением классового общества и отделением умственного труда от физического. Эти два великих исторических события действительно способствовали генезису философии. Но история показывает, что эти события имели место задолго до возникновения философии. Поэтому экономические, социальные и политические условия генезиса философии следует конкретизировать.
В раннеклассовых обществах века бронзы философии еще не было, а была только профилософия. Мифологическое мировоззрение, став частью государственной религии, начало теоретически обслуживать крайнее социальное неравенство, характерное для обществ и государств бронзового века. Доступ интеллекту туда был закрыт самим государством.
На самом деле философия возникает нес возникновением классового общества, а на определенной ступени его развития, вначале века железа».
Этот век начинается нес того времени, когда человек узнал железо и стал им пользоваться. Метеорное железо как пластичный при нагревании камень было известно издавна. Затем научились выплавлять железо из руды, придавать ему твердость обуглероживанием. Обуглероживание было открыто в XV в. до н.э. хеттами. Однако железные орудия получили широкое распространение в Средиземноморье лишь к концу VI в. дон. э. Тоже самое можно сказать и о Древнем Китае, и о Древней Индии. Появление в Китае сохи с железным сошником революционизировало местное сельское хозяйство. Появление железного оружия и средств защиты демократизировало армию, потому что железо намного дешевле бронзы и было доступно и небогатым слоям населения.
Таким образом, железный век начинается лишь с вытеснения железными орудиями труда и войны бронзовых орудий.
Большое значение для генезиса философии имело возникновение монеты как законченной формы денег. До этого существовали предметные деньги, где потребительная стоимость не была отделена от меновой. Монета же — воплощение меновой стоимости, абстрактного труда.
М онета— единственная абстракция, которую можно потрогать
Распространение монетного обращения, проникающего вовсе уголки общества, служило развитию способности к счету, а счет — первоначальная деятельность интеллекта. Распространение монеты — предметной абстракции — способствовало развитию абстрактного мышления даже на уровне обыденного и массового сознания.
Важную роль играет борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. Например, в Греции евпатриды (благородные) ссылались на то, что их род шел оттого или иного героя, один из родителей которого — бог или богиня. Ясно, что у новых слоев появилась социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев.
Таким образом, философия возникает тогда, когда начинается железный век, увеличивающий силу человека когда деньги достигают монетной формы, что способствовало развитию абстрактного сознания, и когда появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое больше соответствовало бы новым формам жизни, чем мифологическое мировоззрение.
Где возникает философия
По этому вопросу также имеются расхождения. Некоторые из философов и философоведов начисто отрицают восточную философию в качестве философии. Существует якобы лишь европейская философия. С этой точки зрения, древневосточная философия — фикция. Так думали Гегель, Хайдеггер и др. Со своей стороны многие представители восточной философии, особенно индийской, считают подлинной лишь свою философию.
Мы же думаем, что философия возникла в пределах меднобронзо­
вой полосы древней цивилизации (40° — 20° сев. широты) ив Китае, ив Индии, ив Греции. Что же касается стран Ближнего Востока, то там (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет) была возможность возникновения философии в форме профилософии (особенно в Вави­
лонии и Египте, где высокого уровня достигли протонауки), но эта возможность не реализовалась из-за персидского нашествия, в результате которого Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации и культуры.
Возникновение философии в Китае, Индии и Греции происходило в своей сущности одинаково вначале века железа, с появлением предметной абстракции — монеты, в условиях больших социальных потрясений, разрушения традиции и поиска нового мировоззрения. Большое значение имели политические перемены, демократизация
общества, появление возможности свободного мышления. В полной мере это проявилось в передовых полисах-государствах Древней Греции. Но элементы если не политической, то духовной свободы были и на Востоке, иначе философия там не могла бы возникнуть, не мог бы сложиться плюрализм философских школ, против которого сознательно боролись сторонники единомыслия.
Поэтому, будучи в основном одинаковыми, процессы генезиса философии на уровне особенного происходили по-разному.
В классической форме генезис философии имел место именно в Древней Греции. Философия возникает там как мировоззрение городского, незнатного, территориально организованного населения, демо­
са, борющегося с засильем родовой аристократии, с евпатридами- землевладельцами. Реформа Солона в Афинах прямо перестроила общество с родового принципа на имущественный. Это случилось вначале в. до н.э. В конце того же века реформа Клисфена в Афинах решительно перестроила родовую организацию общества в территори­
альную.
В Индии этот общественный процесс был менее четким. Там именно благородные, кшатрии, эти, так сказать, индийские евпатриды, боролись против засилья жрецов-брахманов, а поскольку это засилье опиралось не на физическую силу, ан а мифологическое мировоззрение, эта борьба приняла мировоззренческую форму. Антибрахмани- стами были, в частности, джайны и буддисты.
Элементы борьбы кшатриев против брахманов были ив Греции.
-Гераклит — по индийским понятиям «кшатрий»: он царского рода, и его мировоззрение откровенно противостояло мифологическому — выступал против мифологии, хотя, надо заметить, в Греции не было централизованного сословия жрецов, как в Индии. Жречество в Греции было раздроблено и локализовалось в храмах. Нов основном в Древней Греции философия как вид мировоззрения была связана с городским демосом. В Древней Индии же роль вайшьев в построении нового мировоззрения была невелика.
Это не могло не отразиться на степени зрелости индийской философии. Она таки не смогла разорвать свою мифологическую пуповину, и шесть классических даршан (учений) принадлежали астике, то есть тем, кто не отрицал авторитета Вед, что не мешало даршанам превосходить уровень Вед принципиально в качестве понятийно организованного мировоззрения.
В Древнем Китае философия процветает в жестокий период борьбы царств, на которые распалась империя Чжоу. Новые слои населения выступили против родовой аристократии, требуя отмены наследования государственных должностей, и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от происхождения.
Однако ив Индии, и Китае связь философии с наукой была слабой. Поэтому в Китае в философии преобладал скорее практический, чем
теоретический разума в Индии — неуемное и болезненное воображение. Греческая же философия с самого начала стояла на плечах ближневосточной преднауки.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84


написать администратору сайта