Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница6 из 84
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84
Мироздание. В «Упанишадах» мироздание — проявление как атма­
на, таки брахмана. Позднее некоторые последователи «Упанишад» будут учить, что мироздание иллюзорно, что оно — майя, ибо существование его призрачно, нереально.
Диалектика. Учение об атмане и брахмане как основе бытия в
«Упанишадах» заключает в себе значительные элементы диалектики, учения о единстве противоположностей. Например, поистине этот
Атман есть Брахман, состоящий. из света и не-света, из желания и нежелания, из гнева и не-гнева, из дхармы и не-дхармы...» (Брили Вот мой Атман в сердце, меньший, чем зерно риса. больший
чем земля (Чх. III, 14/ Это то, меньше или больше которого ничего нет (Шв. III, 9). Я — меньше малого, я — больше большего (Кай* валья, 20), — говорит о себе Шива.
Метод. Знание ценится в «Упанишадах» высоко. Например, в сфере ритуала знание о жертве, те. аллегорическое ее осмысление, часто заслоняет саму жертву. Возникает ритуал сосредоточенного размышления, указываются поза размышляющего, способ его дыхания, местоположение и т. п. (Шв. II, Однако методология «Упанишад», в которой преобладает всякого рода отождествление, примитивна, отождествляется сплошь и рядом то, что, на наш взгляд, нуждается именно в размежевании. Связываются воедино части Вселенной, детали жертвоприношения, органы человека и виды человеческой деятельности. Например, составные части слова удгитха, слова, означающего вид ритуального песнопения, а именно уд, ги, тха — последовательно отождествляются с элементами жизнедеятельности, тес дыханием, речью и пищей, далее с мирами
(трилока), с явлениями природы (солнце, ветер, огонь) и ведами
(Самаведа, Яджурведа, Ригведа). Об отождествлении жертвоприношения коня с творением Вселенной уже говорилось. Видели мы и отождествление брахмана, атмана, пуруши, я — главное отождествление «Упанишад». Сам стиль «Упанишад» догматический, авторитарный. Познание часто заменяется почитанием.
Познание. Гносеология «Упанишад» подчинена учению о воплощенном и невоплощенном брахмане-атмане. Воплощенное мироздание постигается низшим знанием. Это смрити (человеческое значение, в том числе веданги. Невоплощенное, атман-брахман как таковой, недоступен обычному восприятию, разумом же он постигается
(Бр. IV, 4; III, 4) лишь отрицательно. От разума и ума об атмане-брах- мане можно сказать лишь то, что он не это, не это («Брихадарань- яка, III, 9). Положительное знание атмана-брахмана достигается только особой йогической интуицией. Вот правила для достижения этого (единства сдерживание дыхания, прекращение деятельности чувств, размышление, сосредоточенность, созерцательное исследование и полное слияние — это называется шестичастной йогой (Мт. VI,
18). В «Упанишадах» подчеркивается, что, если познан атман, познано все (Бр. IV, Этика. Высшая цель жизни человека — слияние с атманом-брах- маном еще при жизни, освобождение от сансары и достижение мира Брахмана (брахмалока) после смерти. Это путь отречения от богатства и даже от сыновей Непостоянно богатство, ибо не достигают вечного невечным». Это путь отречения от мира и от учености (Бр. III, 5).
«Упанишады» проповедуют подвижничество, подаяние, честность, ненасилие, правдивость (Чх. III, 17). Три заповеди Праджапати своим детям подавление страстей, подаяние бедным, сострадание к ближнему
(Бр. V, 2). Истинный брахман тот, кто постиг атман, кто освободился
от привязанностей, печали, зависти, надежды, наделен спокойствием, пребывает в мыслях, незатронутых обманом и самосознанием (поздняя
«Ваджрасучика-упанишада», 2). Это путь богов. Путь традиционной обрядности — путь предков, путь сансары и кармы, путь вечного пребывания в мире страдания.
Элементы материализма. Мировоззрение Упанишад в целом пред идеалистично. Нотам имеются и предматериалистические воззрения первоначало — пища вода время пространство ветер, свет, вода, земля вместе материя (пракрити); сущее. Но это мировоззрение асуров демонов. Боги (дева) их опровергают. Этот вопрос будет рассмотрен ниже.
Д АР ША Н Ы
В середине I тысячелетия до н.э. в Индии на незыблемом фундаменте сельских общин начал складываться второй экономический уклад, связанный с отделением ремесла от сельского хозяйства, с образованием городов как торгово-ремесленных центров, населенных городскими вайшьями — ремесленниками, разделенными по специальностям (касты) и занимающими каждая группа особый квартал. Далее происходит специализация не только внутри этих центров, но и между ними. Появляются центры ткацкого хлопчатобумажного производства, центры черной металлургии железо вытесняет бронзу. Благодаря железным орудиям производительность труда возрастает. Становится возможной борьба с таким бичом Индии как опустошительные наводнения.
Развиваются товарно-денежные, вещные, отношения. Появляется монета. Труд рабов начинает использоваться для товарного производства. Возникает новое, имущественное, неравенство.
В середине I тысячелетия до н.э. в северной Индии существовало шестнадцать крупных государств, как монархий, таки кшатрийских республик. Из этих государств возвышается Магадха, но объединение Индии совершилось только в период династии Маурья. Вторжение македонской армии в Западную Индию в 327 г. до н.э. вызвало там национальное восстание. Его возглавил Чандрагупта. Они основал династию Маурья, вершина которой — правление Ашоки (273-232 до н.э.).
Новое, имущественное, неравенство пришло в противоречие с герметической замкнутостью варн и с вопиющим социальным неравенством варнового строя в индийском обществе, прежде всего с засильем жрецов-брахманов. В борьбе против этого засилья ведущую роль играли кшатрии, их поддерживали и некоторые вайшьи. О борьбе кшатриев с брахманами свидетельствуют многие источники Древней Индии, а также ее устная традиция. Мировоззрение кшатриев значительно отличалось от мировоззрения брахманов оно было светским. В период возвышения царства Магадха можно говорить об антибрах- манских и даже антиведийских духовных движениях. Эта борьба была более успешной в республиках Восточной Индии, в долине Ганга, где влияние кшатриев было сильнее, чем на западе Индии, в долине Инда.
^ Самый распространенный термин древнеиндийской философии, наиболее эквивалентный древнегреческому термину философия это слово «даршана» (darcana п) — видение, зрение осмотр, обозрение чего-либо»; свидание, посещение предвидение чего- либо явление, появление восприятие, познавание проникновение, познание узнавание мнение намерение, стремление видимость внешний вид, наружность присутствие случай, событие проявление, признак глаз наконец, учение, «система».
В своей истории индийской философии С. Радхакришнан пишет о даршанах: Обращаясь к даршанам, или философским системам, мы видим здесь мощные и непрерывные усилия систематического мышления (Радхакришнан С. Древнеиндийская философия. М, 1956. Т. С. Однако древнеиндийская философия была незрелой. Отметим главные ее особенности. Она характеризуется неполной отчлененно- стью от профилософии и неполной вычлененностью из парафилосо­
фии. В древнеиндийской профилософии и парафилософии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, задававшее древним индийцам свои высшие ценности. Главная из них освобождение в том специфическом смысле, которое придавал этому понятию индийский художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс, освобождение от страдания, а тем самыми от жизни, ибо жизнь в понимании большинства даршан есть страдание.
Для древнеиндийской философии характерны, далее, застойное вековое сосуществование школ, их крайняя умозрительность, слабая связь с наукой, традиционализм, преобладание идеалистического видения мира. При этом удивительной особенностью древнеиндийской философии является сочетание вульгарного материализма со сверхиде­
ализмом: ум, интеллект (манас), интеллектуальная деятельность, мышление, не говоря уже об ощущении, восприятии и представлении, считались чем-то телесным, своеобразной физической деятельностью, своего рода материальным процессом, чему был противопоставлен в сущности бездеятельный ив силу этого самого себя отрицающий дух.
Поразителен и воинствущий антирационализм большинства дар­
шан. Путь к освобождению лежит через освобождение от ума. Ум ограничивает дух.
В индийском мировоззрении нет места индивидуальности и личности. Само спасение понимается как растворение личного в безлич­
ном.
Остановимся на отличии даршан друг от друга, иногда весьма резком.
Состав даршан спорен. Видимо, надо говорить о даршанах в узком ив широком смысле слова.
Даршаны в узком смысле слова — это те протофилософские учения, которые признавали авторитет Вед. Они назывались астика. Это шесть так называемых классических систем индийской философии
веданта, миманса, ньяя, вайшешика, йога, санкхья.
Даршаны в широком смысле слова — это вообще все протофило­
софские учения Индии как ортодоксальные, таки неортодоксальные, то есть не признающие Веды. Последние назывались настика. Nastika=
= па (нет) + astika. Это бхагаватизм, буддизм и джайнизм, основатели которых были кшатриями. Буддизм и джайнизм не признавали авторитета Вед. Они же отвергали деление общества на варны во имя социального равенства.
К настике примыкало материалистическое учение чарваков-лока- ятиков, которые не только не признавали авторитета Вед, но и прямо высмеивали их. Чарваки-локаятики не верили в загробную жизнь.
Конечно, отношение к ведийской традиции было весьма важным. Неслучайно в Законах Ману» сказано, что тот дваждырожденный, который, опираясь на логику, презирает их (те. Веды. — А. Ч должен быть изгнан как безбожник».
Но все-таки важнее выяснить отношение даршан' к основному вопросу философии, тем более что часто отрицается даже приблизительная применимость подобной классификации к индийской фило­
софии.
Кроме того, разделим даршаны на философские и парафилософ- ские. К последним отойдут буддизм и джайнизм (что же касается бхагаватизма, то его философская суть состоит в теистической санкхье, о которой ниже).
Таким образом, от настики в качестве собственно философской остается лишь школа чарваков-локаятиков, или локаята. Это наиболее последовательный материализм в древнеиндийской философии. Как наиболее последовательный идеализм ему противостоит веданта. Остальные же пять даршан в узком смысле слова занимают промежуточное положение между материализмом и идеализмом, между чарвакой и ведантой. В целях наглядности изобразим эти семь даршан в виде спектра:
Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый чарвака санкхья йога вайшешика ньяя миманса веданта
Дадим предварительное сравнение этих даршан. Даршаны в узком смысле слова признают, как мы уже сказали, авторитет Вед, но опираются на них в разной степени.
Веданта (vedanta m.) полностью признает верховный авторитет Веди ведийской традиционной литературы, особенно Упанишад, взгляды которых она достраивает до целостной идеалистической системы. В соответствии с этим веданта утверждает, что источником высшей истины является полученное избранными людьми, поэтами-риши, сверхъестественное откровение о боге, сущности мира и смысле жизни веданта принимает бога как творца мира считает первичным духовное в лице Атмана-Брахмана; верит в посмертное существование души и отвергает окружающий нас мир как иллюзию.
Миманса (mimansa f.), в отличие от веданты, не признает бога в качестве творца мира. Она во многом близка к веданте, нов онтологии ближе к вайшешике.
Йога (yoga т .) , санкхья (sankhya п . ), ньяя (пуауа т . ) и вайшешика
(vaicesika п) также, как и миманса, не признают бога в качестве творца мира, нов отличие от мимансы и веданты, прямо исходящих из Вед, эти четыре даршаны строят свои мировоззренческие системы на собственных основаниях.
Все эти шесть даршан (от санкхьи до веданты) верят в жизнь после смерти и видят главную цель философии в освобождении от страдания, а поскольку в их представлении страдание — атрибут жизни, то и от жизни.
В этом, как ив других отношениях, всем названным даршанам противостоит трезвое материалистическое учение чарваков (carvaka т .) , к которому примыкает материалистическая санкхья.
Возникновение даршан связано с появлением сутр. Сутра — буквально нить. Сугры — краткие трактаты, в которых в тезисной форме изложены те или иные зарождающиеся собственно философские учения. Датировать сугры трудно. Они не анонимны. Их связывают с определенными лицами.
«Веданта-сутра» (V в. до н.э.— V в.н.э.) приписывается мудрецу по имени Бадараяна.
«Миманса-сутра» (IV в. до н.э.— Ив. н.э.) связывается с мудрецом по имени Джаймини.
«Йога-сутра» (I в. до н.э.— I в.н.э.) принадлежит мудрецу, чье имя
Патанджали.
«Ньяя-сугра» (середина тысячелетия до н.э.— IV в. н.э.) создана мыслителем по имени то ли Готама (Гаутама), то ли Акшапада.
«Вайшешика-сутра» (не позднее I в. н.э.) имеет своим автором мудреца по имени Улука, а по прозвищу Канада.
«Санкхья-сугра» (автор Капила) не сохранилась. Древнейший из дошедших до нас текстов — «Санкхья-карика» (III—IV вв. н.э.). Автор —
Ишвара Кришна
Учение чарваков связывают с именем мудреца по имени Брихаспа- ти. Труды этих материалистов погибли не без помощи идеалистов.
Важным источником наших знаний по древнеиндийским философским школам является трактат «Сарва-даршана-самграха». Автор — Мад- хавачарья. Первая глава этого труда посвящена чарвакам.
АСТИКА
Санкхья
Санкхья — одно из самых ранних философских учений (даршан) Древней Индии.
Санскритское слово санкхья (ср. р) — означало, как прилагательное «исчисляющий, перечисляющий, а как существительное (м.р.) тот, кто хорошо считает, а также приверженец философской системы санкхья». Видоизменение этого слова с долгим ударным а на конце (ж.р.) означало цифра, числительное. При этом одни думают, что это учение получило такое название потому, что оно стремится к познанию мироздания путем перечисления основных объектов и средств познания, которых санкхья насчитывает двадцать пять. Другие же производят это слово от «самьяг-джняна» (ср.р.) — подлинное знание. Третьи истолковывают слово «санкхья» как «рассуждение».
Основателем санкхьи считается мудрец по имени Капила. Но его
«Санкхья-сутра» не сохранилась. Древнейший из дошедших до нас текстов — «Санкхья-карика». Ее автор Ишвара Кришна.
Санкхья — одно из кшатрийских учений.
Ее зачатки усматривают в «Чхандогье-упадишаде».
Классическая санкхья. Дуализм. В отличие от монистических видов санкхьи: теистической (в «Бхагавадгите») и материалистической (в
«Мокшадхарме»), классическая санкхья дуалистична. Мироздание имеет два изначальных источника. Это пракрити (prakrti) и пуруша
(purusa). Что касается богато классическая санкхья атеистична: Мир не создавался, следовательно не было его создателя. Причиной мира был мир (Санкхья-карика, IV).
Пуруша нам уже известен по Гимну о Пуруше» (Ригведа, X), где, напомним, Пуруша — вселенский человек, которого боги, дабы возникло мироздание, приносят в жертву, и где Пуруша, по Упанишадам, растворяется в Атмане-Брахмане.
В санкхье пуруша — мировой дух, неизменный и самодостаточный. Если он чем и занят, то самосозерцанием. Он не имеет никакой иной причины для своего существования, кроме самого себя. Пуруша не подвергается воздействию и не действует.
Пракрити (природа, натура, материя) также существует сама по себе, но, существуя сама по себе, она есть непроявленное (авьякта).
Космогония как выявление. Чтобы выявиться, пракрити должна подвергнуться влиянию пуруши, который, сам будучи бездеятельным, влияет на пракрити, побуждая ее к действию (близкое к пракрити санскритское слово «пракрийя» означает действие, процесс, отсюда общеевропейское слово «практика»).
Союз пуруши и пракрити уподобляется сотрудничеству хромого и слепого слепой (пракрити) несет на себе хромого (пурушу), а тот указывает ему дорогу.
В результате влияния пуруши на пракрити из пракрити выявляется, ноне возникает то, что в ней было скрыто изначально. Санкхья учила, что следствие не возникает из причины, а содержится в ней в непро- явленной форме. Иначе пришлось бы допустить происхождение из ничего. Самовыявление происходит постепенно.
Гуны. Прежде всего выявляются гуны. Гуна (м р качество, свойство.
Когда пракрити была непроявлена, то гуны находились в равновесии, в состоянии пралайя (пралайя, м.р.— растворение, исчезновение. Влияние пуруши на пракрити нарушает это равновесие.
Гуны трояки. Гуна саттва— нечто легкое и светлое, здоровое и ясное, гармоничное. Гуна раджас (ср. р) — страстное качество, причина движения, стремления. Гуна тамас (ср.р.) — мрак, тьма, темнота, заблуждение, ошибка, бездействие.
Нетрудно заметить, что все эти гуны — перенесенные вовне человеческие качества. В зависимости оттого, какой гуна преобладает в человеке, люди делятся натри вида. При преобладании саттвы человек бесстрастен, ясен, знающ, гармоничен. Плод сатгвы — счастье. Люди раджаса предприимчивы и страстны. Плод раджаса — страдание. Люди тамаса — темны, апатичны, ленивы и безразличны. Это пример ант- ропоморфизации мироздания, что говорит о незрелости учения сан­
кхья.
Параллельность. Дальнейшее выявление происходит как бы в двух направлениях физическом и психическом. На первой ступени выявляются в физическом аспекте махас (ср.р.) — величие, мощь, изобилие, зародыш огромного мира, а в психическом — буддхи (ж.р.) — ум, разум. Но при этом самостоятельность махаса скрадывается, в классической санкхье эта линия не находит развития. В трактате Харибхадры
«Шад-даршана-самуччая» махас оказывается даже эпитетом буддхи. Дуализм санкхьи непоследователен.
Из буддхи выявляется ахамкара (от «aham» — я, в котором также могут преобладать как саттва, таки тамас.
Из ахамкары, в котором преобладает гуна тамас, выявляются пять
танматр (ср.р.), те. тонких, невоспринимаемых чувствами сущностей пяти первоэлементов (бхут), из которых далее выявляются пять грубых вещественных сущностей. Это земля, вода, воздух, огонь и эфир. Из ахамкары же, в котором преобладает саттва, выявляются пять индрий

Пуруша
Пракрити гуны тамас махас саттва
^ буддхи ахам кара тамас саттва
5 танматр г бхут
5 индрий
5 органов действий манас
Схема связи основных понятий санкхьи
(индрия ср.р.— орган чувств, те. пять органов восприятия (зрение, слух, обоняние, вкуси осязание, и еще пять органов действий (рот, руки, ноги, орган выделения и орган деторождения, а также ум — манас (ср. р.).
В результате получается двадцать пять сущностей: пуруша, прак­
рити, буддхи, ахамкара, манас, пять танматр и пять соответствующих им бхут, а также пять органов действий и пять органов восприятия. Итак, в санкхье двадцать пять категорий.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84


написать администратору сайта