Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница3 из 84
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84
Особенности генезиса философии на Востоке и на Занаде. Во всех трех частях полосы древней цивилизации впервой половине первого тысячелетия дон. э. сложилась, в общем, одинаковая мировоззренческая ситуация. Но уровень предфилософской науки был не везде одинаков. В Древнем Китае и Древней Индии этот уровень был ниже, чем в Вавилонии и Древнем Египте. Расхождение, возможно, определялось тем, что, как говорилось, античный способ производства проявился на Востоке слабее, чем на Западе. На Востоке сама граница между веком бронзы и веком железа была стертой. Длительное господство древнеазиатского способа производства в Азии ив Северной Африке (Египет) увековечило связанные с бронзовым веком духовные мировоззренческие формы. Сила традиции в Афразии была сильнее, чем в Европе, где в те времена таки не сложилось сословие жрецов — в Древней Греции жрецы существовали при храмах, посвященных разным богами находившихся в разных местах, и небыли объединены, как это имело место в Индии, а также ив других государствах Афразии, например в Египте, где жрецы как первостепенная идеологически-политическая сила иногда противостояли ца- рям-фараонам.
В силу всех этих причина может быть, и благодаря некоторым психологическим различиям народов Древнего Китая, Древней Индии,
Вавилонии, Сирии и Финикии, Иудеи и Израиля, Древнего Египта философия в Афразии не получила, таких классических форм, как в Древней Греции, те. в Европе. Под классическими формами философии здесь понимается гармоничное соотношение мировоззренческого и рационально-системного аспектов философии, ее связь с науками и развитие внутри нее логического аппарата, что в целом позволяет философии четко отчлениться от пред- и парафилософии. В Древнем Китае ив Древней Индии в силу немногочисленных там элементов античного способа производства и слабой связи философии с науками философия существовала в несколько иных формах, чем на Западе. В Вавилонии и Египте она вовсе не возникла. Древневосточная философия была недостаточно вычленена из предфилософии и недостаточно отделена от парафилософии, часто сливалась с обыденным нравственным сознанием (в Китае) и с религиозно-мифологическим мировоззрением (в Индии).
Обратное влияние философии на профилософию, ставшую парафи­
лософией. Возникновение философии не означало исчезновения той среды, из которой она выделилась. Она продолжала существовать в искусстве как а) субъективно-художественное мировоззрение, как в) мифологическая аллегория и как 2) мировоззренческая часть религии.
С возникновением философии профилософия, разумеется, не исчезает. По отношению к философии она становится парафилософией. Мифология продолжает существовать в искусстве, в религии, в обыденном сознании. В своем мировоззренческом значении она уже ограничена философским мировоззрением. Однако взаимодействие между философией и мировоззренческой профилософией (здесь про уже в логическом, а не в историческом аспекте, те. мировоззренческой парафилософией) продолжается. Что касается науки, то благодаря философии она получает некоторый простор для дальнейшего развития до ступени теоретического знания. Но это главным образом в Европе.
Современная социальная мифология. Наш век принес новую форму мифологии — светскую мирскую мифологию с культом вождя, которая ставит, казалось бы, земные, но фактически надуманные и практически неисполнимые ив этом смысле потусторонние цели и ради этого заводит человека не через его рассудок, а через эмоции и таким образом через волю, те. не через убеждение, а через внушение. Так мифология стала пропагандой и рекламой.
Протофилософия. Термины «профилософия» и «парафилософия» полезно дополнить термином «протофилософия» (первичная философия. Протофилософия— перворожденная философия, философия, только что возникшая из мифологии под влиянием развивающегося мышления и несущая на себе родимые пятна социоан- тропоморфического комплекса. Для протофилософии характерны значительные пережитки мифологии, неразвитость философской терминологии, слабое развитие самосознания, стихийность, а также отсутствие сколько-нибудь четкого расчленения на материализм и идеализм, что является плодом лишь достаточно зрелой философии.
История философии
Объективная история философии. История философии это прежде всего объективный исторический процесс философского творчества, часть истории мировой культуры и цивилизации. История философии как объективный процесс имеет две стороны внешнюю и внутреннюю, те. историю взаимоотношения философии с парафило­
софией и через нее с обществом и историю сугубо логического развития философских проблем в той мере, в какой они оказались внутри философии.
Объективную историю философии можно описать как исторически временную последовательность попыток построить внутренне и внешне (по отношению к науке) непротиворечивую, а по отношению к мирозданию также и истинную картину системно-рационального ми­
ровоззрения.
Эти попытки всегда содержали в себе а силу ограниченности Реальных знаний о мироздании элемент домысливания (философского фантазирования) его целостной картины. Такое домысливание совершалось по формуле особенное есть всеобщее (О есть В, где под особенным выступало как материальное, таки духовное в разных степенях общности (вода, пища, дыхание, число, идея, дух, субстанция и т. п.).
Как одно из проявлений человеческого творчества объективная история философии отличается от истории других человеческих деяний тем, что до нас дошли не только память о произведениях философов, но и сами эти произведения (правда, в случае древней философии далеко не всегда. Внешне объективная история философии может быть представлена как книжная полка, на которой в хронологической последовательности расположены дошедшие до нас философские со­
чинения.
Субъективная история философии. Субъективная история философии — попытка осмыслить и описать объективную историю философии. Субъективная история философии как историческое самосознание философии зарождается позднее философии. Сами попытки описания объективной истории философии в хронологической последовательности составляют объективную историю субъективной истории философии.
Объективная история субъективной истории философии может быть тоже представлена как книжная полка, на которой в хронологическом порядке расставлены истории философии».
Эта полка в свою очередь может быть описана и проанализирована. При этом устанавливаются и классифицируются применяемые враз ных историях философии методы описания и изучения объективной истории философии, их историко-философские концепции, представления об историко-философском процессе. Так появляются теоретические историографии философии. Их также можно расположить в хронологической последовательности на третьей книжной полке. Она будет представлять объективную историю исследования субъективных историй объективной истории философии. В свою очередь и эта полка может быть описана и проанализирована.
Методы субъективной истории философии. Таких методов много. Пока что нам достаточно знать два наиболее общих. Это эмпирико­
исторический и теоретико-логический методы описания объективной истории философии.
Применяя эмпирико-исторический метод, автор стремится представить объективную историю философии как она есть, ничего не прибавляя от себя. Но сделать это в высшей степени трудно, ибо всякое описание уже есть истолкование. И если это еще можно сделать при описании отдельных философских учений, то это почти невозможно при выявлении связи между этими учениями.
В случае теоретико-логического метода историк философии стремится найти в историко-философском процессе какой-то смысл
закон. Но при этом часто в угоду своей концепции он приносит в жертву объективную историю философии, нарушает даже саму историческую последовательность философских систем, искажает факты, подменяет действительное учение философа его истолкованием в духе собственных философских взглядов.
Правильное решение проблемы субъективной истории философии состоит в установлении гармонии обоих методов историко-философ­
ского исследования. Теоретико-логическая субъективная история философии возможна лишь на твердом фундаменте добротного, кропотливого и добросовестного эмпирико-исторического исследования объективной истории философии. В частности, не следует приписывать древним философам такого развития их идей, которое нам понятно. Соотношение этих двух методов должно быть понято как частный случай соотношения двух ступеней познания эмпирической и рациональной.
История субъективной истории философии. Субъективная история философии возникает еще в древности, но, разумеется, после возникновения самой философии, когда уже накопился материал, достаточный для историко-философского описания и осмысления В Древней Греции первыми историками философии можно считать Аристотеля и его ученика и преемника Теофраста (IV—III вв. до н.э.). Рассматривая ту ли иную философскую проблему, Аристотель интересовался, что думали об этом до него. При этом Аристотель стихийно придерживался теоретико-логического метода. Всю предшествующую ему древнегреческую философию (а она имела уже двухвековую историю) Аристотель представил как предысторию его собственной философии. Отсюда историко-философская предвзятость Аристотеля, пробелы в его субъективной истории философии, неизбежные искажения им объективной истории философии.
В конце античности на древнегреческом языке было создано несколько историко-философских компиляций, не стремящихся к осмыслению объективной истории философии. Неслучайно, что их авторов называли «доксографами», те. «описывателями мнений философов. Примером такой доксографии может служить почти целиком дошедшая до нашего времени работа Диогена Лаэртского О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (II— III вв.).
Писали работы по истории философии и первые христианские идеологи, например Климент Александрийский (II—III вв.), Ориген
(III в, Августин (IV—V вв.) и др. Но их отношение к античной философии было весьма субъективным, односторонним. Если они ее и не третировали, то видели в ней лишь несовершенное человеческое приближение к некоторым истинам Библии, божественного откро­
вения.
В Средние века история философии в Европе, как и сама философия, пришла в упадок. Субъективная история философии все же
существовала в мусульманском, арабоязычном мире. В XII в. аш-Шах- растани написал книгу Религиозные секты и философские школы, в которой излагал (с известным стремлением к анализу) философские и религиозные учения античности и Средневековья на Ближнем
Востоке.
В дальнейшем субъективная история философии развивалась в основном в Европе. Уже в XIV в, на закате Средневековья, англичанин
Уолтер Берли написал (на латинском языке) Книгу о жизни и учениях древних философов и поэтов. Однако все более и более систематические изложения истории философии публикуются лишь в Новое время в Западной Европе в XVII—XVIII вв. на латинском, а также на французском, английском и немецком языках. Таковы книги И. Фосса О философии и школах философов, Т. Стэнли История философии, Г. Хорна История философии всеми книгах, пятитомник Я. Бруккера Критическая история философии от сотворения мира до нашего времени, трехтомник Деланда Критическая история философии, труд И. Эберхарда Всеобщая история философии и др.
В XIX и тем более в XX в. число таких трудов многократно возрастает, ибо история философии, кроме всего прочего, становится обязательным предметом высшего (иногда и среднего) образования.
Большое значение для развития субъективной истории философии имели труды таких представителей немецкой классической философии, как Фихте, Шеллинг, особенно Гегель и Фейербах, у которых история философии стала необходимым элементом их собственных доктрин.
В особенности это относится к Гегелю, который стремился показать в своих Лекциях по истории философии»,'что история философии — непростая последовательность мнений философов, часто во всем несогласных друг с другом, а единый логический процесс движения мировоззренческой мысли. Конечно, Гегель превратно изобразил объективную историю философии, представив ее как составную часть своей собственной идеалистической системы. У него объективная история философии — процесс осознания некоей абсолютной идеей своего вневременного логического развития, завершение которого достигнуто в его философской доктрине. Субъективная история философии Гегеля — пример злоупотребления теоретико-логическим методом. Вместе стем она содержит ряд глубоких анализов и положений и отличается стройной концептуальностью.
Философия существует в контексте духовной культуры и на основе культуры материальной. Но это не означает, что философия не имеет своей собственной объективной истории, простирающейся за пределы даже конкретного исторического времени. Исторические условия влияют на философию, но философия остается верной своей традиции, своей проблематике, своей форме, своим вечным вопросам. Через всю объективную историю философии проходят проблемы, группирующиеся вокруг основного вопроса философии, но к нему не сводящиеся. Это вопросы о субстанции как всеединой и вечной основе мироздания, вопросы о человеке, его месте и назначении в мироздании, вопросы о смысле человеческой жизни, вопросы о сущности человеческого общества и о будущем человечества, вопросы о лучшем политическом устройстве и о правильном, ведущем к счастью, образе жизни, вопросы о познаваемости мироздания, о путях и методах такого познания. Это, наконец, и сам основной вопрос философии — вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.
Эти и другие вопросы особенно четко выявляются при изложении философии как истории проблем. При изложении философии как истории систем эти вечные вопросы несколько скрадываются. Проблемы постоянны, а системы преходящи. История философии как история систем представляется более статичной, чем изложение ее как истории проблем. Но история философии как история проблем возможна лишь на основе знания систем.
Гегель говорил, что философия — лицо своей эпохи. И мы не будем забывать об истории и даже о географии, о национальном характере народа, у которого существовала своя философия, о социальном положении того или иного философа и о его психологическом портрете. Мы помним, что развитие философии определялось не только развитием философских идейно и мощными все более быстрым развитием промышленности и естествознания. История философии это не только внутренняя борьба философских идейно и борьба между мировоззренческой и научной частями парафилософии за философию, в результате чего философия одновременно и питается знаниями и жизненными соками парафилософии, и нередко вырождается в ту или иную парафилософию, склоняясь ток мировоззренческому иррационализму, ток лишенной мировоззренческого смысла методологии науки. Однако история философии знает блестящие примеры гармонии мировоззренческой и системно-рационализированной сторон филосо­
фии.
Всемирная философия и национальные философии. Всякая философия национальна уже по языку ее произведений (хотя далеко не по одному только этому признаку. Мы говорим о древнегреческой, итальянской, французской, английской, немецкой, русской, американской, индийской и других философиях. Правда, не все народы имели свою философию, не у всех мировоззрение поднялось на второй Уровень — на ступень системно-рационализированного мировоззрения. Например, древние шумеры таки не дожили до своей философии. Но и философские народы не все сразу шли в авангарде общечеловеческого философского прогресса. Они сменяли друг друга. Например, в эпоху Возрождения вперед вышли североитальянцы, нов Новое время их сменили англичане и французы, затем немцы и т. д. Поэтому национальные истории философии не всегда и не во всех своих частях
совпадают со всемирной историей философии. Но это не значит, что национальные истории философии не имеют научного значения. Подобно тому как философия — вид мировоззрения, история философии — вид истории мировоззрения. Это относится и ко всемирной истории философии, но особенно важно в случае истории философии национальной. Рассмотренная в контексте мировоззрения, в ее взаимоотношении с парафилософией любая национальная история философии, как бы ни была она бедна сама по себе, имеет значение. Но при этом не следует все же подменять философию парафилософией, выдавать за философию, например, художественное мировоззрение или различные общественно-политические взгляды.
Создание подлинно всемирной истории философии затрудняется тем, что фактически существуют три философские традиции китайская, индийская и средиземноморская (по большей части совпадающая с европейской).
История философии отличается от истории других наук тем, что она составляет, органическую часть философии, ибо философские проблемы вечны. Изучение истории философии помогает развитию способности к теоретическому мышлению, диалектическому анализу, умению научно осмысливать факты, замечать проблемы и решать их. Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии.
История философии дает нам множество картин мироздания, созданных разными философами и философскими школами. Она не только обогащает наше мировоззренческое сознание, но и оберегает нас от типичных ошибок, в которые склонна впадать мировоззренческая мысль. Воспитательное значение имеет иногда и жизнь философов, посвятивших себя поискам глубоких основ мироздания и назначения в нем человечества и человека*.
См. также Чанышев АН Философия как филология, как мудрость и как мировоззрение / / Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1995. № 5—6; 1996. № 6; 1998.
№ 1; 1999. № 1.

F .4
Hiiil
S Начало философии на
Древнем Востоке
НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В ИНДИИ*
Историки выделяют в реальной истории Древней Индии следующие восемь периодов 1) первобытнообщинный строй аборигенов дравиды и кушиты) Индустана; 2) протоиндийская цивилизация
Хараппы и Мохенджо-Даро (второе тысячелетие до н.э.), найдены надписи — протоиндийское письмо 3) вторжение первобытнообщин­
ных племен ариев (от санскр. агуа — благородный) с северо-запада в долины Инда и Ганга во второй половине второго тысячелетия до н.э. и порабощение ими аборигенов 4) арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины первого тысячелетия до н.э., то и дело воюющие друг с другом 5) период возвышения государства Магадха (середина первого тысячелетия до н.э.); 6) период возвышения государства Маурья (322— 185 гг. до н.э.); 7) период Кушан
(1 в. до н.э.—IV в 8) период Гуптов (IV — VI вв.).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84


написать администратору сайта