Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница83 из 84
1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   84
Прокл. Учеником Плутарха Афинского и Сириана был Прокл (412, Константинополь 485, Афины. Его семидесятилетняя жизнь пришлась на трагические для Римской империи времена. За два года до его рождения вестгот-арианин Аларих походя захватил Рим, не знавший в своих стенах врага с 390 г. до н.э. Прокл пережил исчезновение Западной Римской империи на девять лет. Прозвище Прокла — Диа- дох (преемник).
О жизни Прокла известно от его ученика Марина — автора сочинения «Прокл, или О счастье и от более позднего неоплатоника
Дамаския сего сочинением Жизнь Исидора».
Прокл сменил Сириана и стал схолархом в возрасте 25 лет. Прокл — добросовестный, трудолюбивый и педантичный ученый. Он автор многих сочинений.
В их числе комментарии на Гомера, Гесиода, орфиков, Платона, Аристотеля, Плотина, Порфирия. Из этих комментариев сохранились комментарии на диалоги Платона «Тимей», «Алкивиад 1», «Парменид». Из собственных сочинений Прокла назовем О мифических символах — аллегорическое истолкование мифологии, а также дошедшие до нас О теологии Платона, Начала физики, Начала теологии (Первоосновы теологии. Часть сочинений Прокла сохранились лишь в латинском переводе О десяти сомнениях относительно промысла, О промысле, судьбе и о том, что в нас, Об ипостасях зла».
Главное философское сочинение Прокла — вышеупомянутые Начала теологии. Этот опус состоит из 112 параграфов — скрупулезное расчленение неоплатоновского мировоззрения.
Это скучное сочинение. Альфред Вебер в своей истории философии справедливо пишет о старческом педантизме Прокла, а о его опусах как о посмертном завещании греческой мысли».
Система Прокла — усложненная и отягощенная мифологией система Плотина
Система Прокла построена по принципу триады тезис, антитезис и синтез.
тезис: Монэ — пребывание в единстве производящего и произво­
димого;
антитезис: Проодос — выступление производимого из производя­
щего;
синтез: Епистрофэ— возвращение производимого в производя­
щее.
Началом всех началу Прокла, как и у Плотина, является надбы- тийное Единое. Однако проклово Единое непосредственно порождает не Ума Геннады— надбытийные Единицы. Они же надбытийные боги. Это, в сущности, тоже Единое, но ставшее Многим. Эта единомножественность высоко энергийна, в ней бушует противоречие между Едиными Многим, остающееся, однако, в пределах Гармонии, которая, возвышаясь над этим противоречием, примиряет Единое и Многое. Гармония отождествляется с Провидением.
Переход от надбытия к бытию — эманационное возникновение Ума (Нуса), известного нам уже по Плотину. Именно на этой низшей, по сравнению с Едиными Геннадами, ступени развертывается триа- дичность: Ум пребывает в себе, выступает из себя и возвращается к себе.
На ступени пребывания в себе Ум, будучи мыслимым бытием, образует свою триаду предел, жизнь и саможизнь.
В свою очередь предел образует свою триаду предел, беспредельное, сущность.
На ступени выступления из себя Ум, будучи мышлением самого себя, распадается на Ум мыслимый (ноэтой) и Ум мыслящий (ноэрой).
Затем происходит возвращение Ума мыслящего в Ум мыслимый, отчего образуется в качестве синтеза Ум мыслимо-мыслящий.
Этот мыслимо-мыслящий Ум образует Гебдомады — семерки.
И всё это мифологизировано: Умна ступени выступления из себя отождествляется с Кроносом, Реей и их сыном Зевсом. Кронос — чистый Ум. Рея — олицетворение животворной Силы. Зевс-зиждитель — самого-себя-мыслящий Ум, который выводит из себя все роды существ с помощью младших зиждителей.
Есть там и ограждающие божества Афина, KopJa, Куреты.
) Семерки порождают Мировую душу. В этой Душе содержатся души богов, демонов, небесных тел (астральные души, души полубогов героев, души людей и души животных.
Далее следует Природа как чувственно-телесный мир.
А еще далее тьма, крайнее ослабление энергии, почти что небытия — мэ он. Это материя как материал. Прокл связывает эту материю стем самым беспредельным, которое называлось выше.
Мэ он — недобро, но и не зло. В этом Прокл отличается от Плотина, у которого мэ он — зло. Прокл же думал, что причина зла не столько в материи, сколько в отвращении низшего от высшего, в
нарушении естественной иерархии. Это напоминает понимание причины зла Августином.
Выше науки разума каких источника Прокл ставит, как и все неоплатоники, экстаз, понимаемый как нисходящее на человека сверхъестественное озарение.
Неоплатонизм — наиболее короткий и легкий путь перехода языческого философа с позиций философии на позиции христианского теолога.
Все науки (физика и этика, математика и философия) приобщают к Уму лишь внешне. Они соответствуют теоретической добродетели. Выше неё парадигматическая добродетель как внутреннее слияние человеческого ума с космическим Умом.
После Прокла схолархами афинской Академии были Марин, Гегий,
Зенодот, Исидор, Дамаский.
Дамаский (458/62 — после 538) — последний схоларх афинской Академии. Он учился ив Афинах ив Александрии. Его афинским учителем был Исидор, проповедующий, что озарение выше теоретического размышления, и описанный Дамаскием в опусе Жизнь Иси­
дора», от которого сохранились отрывки.
Другое сочинение Дамаския — Затруднения относительно первых начали разрешение их. Дамаский также комментировал диалоги Платона «Парменид», «Филеб», «Федр», псевдоаристотелевский трактат О мире».
С развитем неоплатонизма у Ямвлиха, Прокла и Дамаския все более расширяется пропасть между Единым как первоначалом и остальным миром. Ив этом пункте Дамаский завершил неоплатонизм, провозгласив, что относительно сверхбытийного Единого допустимо лишь молчание. Поэтому Дамаский начинает свою систему нес первого, а со второго. Первое — Первоединое. Оно абсолютно непознаваемо. Зато сверхбытийные Второединые (одно — всё», или единое — многое) и Третьеединое («всё — одно, или многое — единое) непоз­
наваемы лишь относительно.
Затем следует противопоставление Монады и Диады (Единицы и
Двоицы). Затем следует Сущность (Бытие).
Иначе говоря, сверхбытийное Первоединое порождает сверхбытий- ное единое-многое, которое порождает сверхбытийное многое-единое, производящее бытие.
Таким образом древнезападная философия угасает в молчании. Она угасает также, как угасает Первоединое в Небытии (мэ он).
Впрочем агония древнезападной философии продолжается.
Учеником Дамаския был Симпликий (Симплиций) из Киликии.
Симпликий — комментатор. Его комментарий на Метафизику Аристотеля утрачен, зато сохранились комментарии на аристотелевы Физику, О небе, О душе, Категории, а также комментарий на Руководство Эпиктета.
Эти труды — важнейший источник наших знаний о многих древнегреческих философах, начиная с Анаксимандра. Симпликий — почти единственный источник всего того, что нам известно о Пармениде, Зеноне, Мелиссе, Эмпедокле, Анаксагоре, Диогене Аполлонийском.
Будучи неоплатоником-эклектиком, Симпликий доказывал внутреннее единство Платона и Аристотеля.
В 527 г. в Восточной Римской империи к высшей власти пришел
Юстиниан. Он был ревностным христианином, но думал, что император выше церкви, что определило положение христианской церкви в Восточной Европе ив России, её пресмыкательство перед светскими властями. Лозунгом Юстиниана было Язычников не должно быть на земле По его воле закрывались и разрушались последние языческие храмы. Тех, кто не желал креститься, лишали гражданских прав и ставили вне закона.
При Юстиниане был создан Кодекс Юстиниана» — завершение римского права.
Уничтожая старую культуру, Юстиниан обрушился и на философию. В 529 г. Юстиниан закрывает афинскую Академию, имевшую почти тысячелетнюю историю, конфисковал ее землю и имущество и выслал философов из Афин.
В 531/532 гг. семеро афинских философов, в их числе Дамаский и
Симпликий, эмигрировали в Персию. Они питали иллюзии относительно философских интересов тогдашнего персидского шаха Хосрова
(Хозроя). Это пребывание афинских философов в Персии не прошло бесследно для философии, его литературным памятником стал трактат
Праксиада Разрешение вопросов, по поводу которых высказывал сомнение персидский царь Хосров» (дошло в латинском переводе).
Однако европейские философы не ужились в Азии. Устрашенные дикими персидскими нравами сих крайней жестокостью, кровосмешением, многоженством, они вернулись в Афины. Уйти позволил им сам Хосров, когда заключил договор с Юстинианом, в котором особым условием было оговорено, что философам будет разрешено вернуться в Афины и что их не будут принуждать к отказу от своего нехристи­
анского мировоззрения, но без права открытия своих школ.
Все же они продолжали трудиться на поприще умирающей философии. Большую часть своих комментариев Симпликий написал уже после возвращения из Персии. Симпликий умер в 549 г.
Александрийский неоплатонизм. Здесь мы возвращаемся на родину Плотина и неоплатонизма. Неоплатонизм афинский и александрийский были органически связаны и разделять их — резать по живому. Однако это необходимо сделать в интересах строгости изложения. Иначе получится хаос. Мы здесь следуем Аристотелю, который учил, что лучше всего каждую вещь рассмотреть таким образом полагая отдельно то, что отдельно не существует (Метафизика, 1078 а Александрийский неоплатонизм продолжил линию александрийской философии, которая восходит к самому основанию Александрии Александром Македонскими последующей деятельности на ниве культуры Птолемеев. Превращение Египта в римскую провинцию в 30 г
до н.э. не остановило движение философской и особенно научной мысли в этом культурном центре в Северной Африке.
Однако в Александрии, как и везде в Римской империи, происходила конфронтация между язычеством и христианством. Если вначале эллинизма Александрия была центром науки, к которому тяготели почти все тогдашние ученые греко-латинского Средиземноморья, то во времена Ранней Римской империи Александрия стала центром христианской теологии, ас победой христианства в Поздней Римской империи чаша весов стала склоняться там на сторону воинствующих христианских деятелей. Высшими авторитетами стали александрийские патриархи.
Положение философов и ученых стало сложным.
В V в. в Александрии жили работал математики философ Теон — комментатор трудов Платона и Аристотеля.
Его дочь Ипатия (Гипатия) помогала отцу в его работе и даже писала собственные философские сочинения. Эти труды не сохранились. Сохранился лишь их перечень — у Свиды.
Судьба Ипатии трагична. Александрийский патриарх Кирилл
(412 — 445 гг. патриаршества) натравил на Ипатию толпу фанатичных христиан — и они буквально растерзали ее. В это время Ипатии было
45 лет.
Кирилл же был канонизирован.
Судьба Ипатии символизировала грядущую гибель всей древнеза­
падной науки и философии как свободного исследования.
Тем не менее философия и наука продолжали теплиться в Алек­
сандрии.
Ученик Плутарха Афинского александриец Гиерокл создал трактат О промысле, прокомментировал «Федон» Платона и пифагорейские Золотые стихи».
Александриец Гермий— ученик того же Плутарха Афинского и
Сириана (этого Гермия не следует путать сжившим ранее, во II в, христианским Гермием (Эрмием), антифилософом , автором памфлета Осмеяние языческих философов, — прокомментировал диалоги Платона «Федр» и «Филеб».
Аммоний — сын Гермия, ученик Прокла и своего отца Гермия, учитель Симпликия, Олимпиодора-младшего (495/502— после 565), Иоанна Филопона, комментатор Платона и Аристотеля.
Учеником Олимпиодора-младшего был армянский философ Давид
Анахт и некий Илия.
Последним александрийским философом-неоплатоником был Сте­
фан Византийский (первая половина VII в, при императоре Ираклии).
Последовавшее завоевание Египта и Александрии арабами-мусуль- манами и окончательное уничтожение ими Александрийской библиотеки знаменовало завершение древнезападной философии во всем Средиземноморье
БИБЛИОГРАФИЯ. Энциклопедии. Словари. Справочники. Авеста. М ., 1992.
2. Авеста в русских переводах (1861 — 1996). М ., 1997.
3.
Аврелий Марк Размышления. А двайта и пурава-м им анса. Комментарий Ша кары на четвертую сутру Бадараяны
/ / Народы Азии и Африки. МА н ти чн а я культура Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука С л о- варь-спр авочник. МА н ти чн ы е теории языка и стиля. С П б ., 1996.
7. Антология кинизм а. МА н тол о ги ям ировой философии. Вт. Т . 1 .4 . 1. МА нуги та / / Философские тексты "М ахабхараты ” . Вып. Кн. Ашхабад.
Апулей.
Апология, или Речь в защиту самого себя ото бви нен и я в магии. Метаморфозы в X I книгах. М ., 1956.
11. Аристотель Афинская политая. Государственное устройство афинян. М ., 1936,
1937, 1996.
12. Аристотель Аналитика первая и вторая. М ., 1952.
13. Аристотель Категории. М ., 1936.
14. Аристотель Метафизика. М . — J1., 1934.
15. Аристотель Метеорология. Аристотель О возникновении животных. М . — J I., 1940.
17. Аристотель О душе. М ., 1937.
18. Аристотель О частях животных. М ., 1937.
19. Аристотель Об искусстве поэзии. М ., 1957.
20. Аристотель Поэтика. Аристотель Поэтика. Тбилиси. Аристотель Поэтика. Ереван, 1955.
23. Аристотель Поэтика Аристотель и античная литература. М ., 1978.
24. Аристотель Риторика Античные риторики. М ., 1978.
25. Аристотель Риторика. Тбилиси. Аристотель О эчинени я. Вт. М ., 1975 — 1984.
27. Аристотель ОД зика. М ., 1936, 1937.
28. Артхаш астра или наука политики. М . — J1., 1959.
29. Архимед Сочинения. М ., 1962.
30. Атхарваведа. Избранное. М ., 1976, 1977, 1989, 1995.
31. Бамбуковые страницы : Антология древнекитайской литературы . М ., 1994. Философская проза. С. 191 —
225.
32.
Боэций.
Утешение философией и другие трактаты . М ., 1990.
33. Брихадаранъяка-упаниш ада. М ., 1965.
34. Буддизм Словарь. М ., 1992.
35. Бхагавадгита / / философские тексты М ахабхараты . Вып. Кн. Ашхабад. Б хагавадад-гита как она есть. М . — J I . Калькутта Б а м бей Нью Дели. Веданта Сутра (Брахма Сутра. С П б ., 1995.
38.
Гераклит.
О невероятном / / Вестник древней истории. М ., 1992. № 3.
39.
Гераклит
фрагменты
Михайлова Э.Н., Чанышев АН Ионийская философия. М ., 1966.
40.
Гераклит
фрагменты Антология мировой философии. Т . 1. ЧМ.
Гесиод.
Теогония Эллинские поэты. М ., 1963.
42.
Гесиод.
Теогония О происхождении богов. М ., 1995.

43.
Гесиод.
Труды и дни Эллинские поэты . М ., 1963.
44.
Гесиод.
Труды и дни Оп роисхож дении богов. М ., 1990.
45.
Гиерокл.
Комментарий к пифагорейским золотым стихам / / Пифагорейские золотые стихи. М ., 1995.
46. Гом еровы гимны. М ., 1926.
47.
Гомер.
И лиада. М . —
J I., 1949.
48.
Гомер.
Одиссея. М ., 1953.
49. Д ем окрит в его фрагментах и свидетельствах. М ., 1935.
50. Д ем окрит / /
Лурье С.Я.
Д ем окрит (тексты , переводы , исследования. М ., 1970.
51.
Диоген Лаэртский.
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М .,
1979, 1995.
52. Древнеиндийская философия. Начальный период. М ., 1963.
53. Древнекитайская философия. Собр. Текстов. Вт. М ., 1972 —
1976. Репринт. Древнекитайская философия Эпоха Х ань. М ., 1990.
55. Дхаммапада. М ., 1960.
56. Законы М аН у. М ., 1960, 1992.
57. Золотые стихи пифагорейские золотые Стихи. М ., 1995.
58. Китайская классическая “ Книга Перемен. М ., 1966.
59. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М ., 1994.
60. Конфуций. Я верю в древность. М ., 1995.
61. Конфуций (О нем ).
Малявин В Конфуций. М ., 1996.
62. Краткая философская энциклопедия. М ., 1994.
63.
Ксенофонт Афинский С ократические сочинения. Воспоминания о Сократе. М .
— J I., 1935. (е изд. С П б ., 1993).
64.
Лао-цзы.
Дао -д э-ц зи н Древнекитайский текст и русский перевод / / Ян Хин-шун.
Древнекитайский философ Л ао-цзы и его учение. МЛ и р и ка Древнего Е пптга. М ., 1965.
66.
Лукиан.
Избранное. М ., 1987.
67.
Лукреций.
О природе вещей. МЛ.
Лукреций.
О природе вещей. МЛ ун н ы й свет Сан кхьи. ММ ад ха ва чар ья/ С арва-дарш ана-сам граха. Глава 1 / / Антология мировой философии. М ., 1969. Т . 1 .4 . 1.
71. Материалисты Древней Греции. ММ или н д а-п ан ьха . Фрагменты Антология мировой философии. М ., 1969. Т . ЧМ и ф ол огиче ски й словарь. ММ иф оло гия древнего мира / Перс англ. ММ иф ы народов мира. Вт. МН агард ж уна. Мулам адхьям ака-карика. Глава 1, 2 / / Антология мировой философии. М ., 1969. Т . 1 .4 . 1.
77.
Петрици Иоаннэ.
Рассмотрение платоновской философии и П рокла Д иодоха. Тбилиси. Платон Диалоги. М ., 1986.
79. Платон Диалоги. Ростов н Д ., 1998.
80. Платон П ротагор. М ., 1994.
81. Платон Собрание сочинений. Вт. М ., 1990 — 1994.
82. Платон Сочинения. Вт. М ., 1968 —
1972.
83. Платон Т еэтет. МЛ. Платон Ф едр. М ., 1989.
85.
Плиний.
Естественная история. Кн К атон В аррон Колупелла. О сельском хозяйстве. М ., 1937.

86. Плотин Избранные трактаты : Вт. М ., 1994.
87. Плотин О бессмертии души (Э ннеады . V 1.7.) / / Вопросы философии. М ., 1994.
№ 3.
88. Плотин О нисхождении души в тела / / Истор ико-ф ил о соф ски й ежегодник. М .,
1936.
89. Плотин Разнообразные рассуждения. Э ннеады . 111.9(13) / / Историко философский ежегодник. М ., 1995.
90. Плотин Сочинения Плотин в русских переводах. С П б .: М ., 1995.
91. Плотин Э ннеады . Киев.
Плутарх.
Застольные беседы. М ., 1990.
93.
Плутарх.
Сочинения. М ., 1983.
94. Порфирий Введение к Категориям" Аристотеля Аристотель Категории. М .,
1939.
95. Порфирий Жизнь Плотина
Диоген Лаэртский.
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М ., 1979.
96.
Прокл.
Комментарий к первой книге "Начал Евклида. Введение. М ., 1994.
97. Порфирий О воздержании от мясной пищи. Человек. 1994. NbNb 1 —
2.
98.
Псевдо-Аристотель.
О мире / / Античность в контексте современности. М ., 1990.
99. Ригведа. Гимны Ригведы . М ., 1971.
100. Ригведа. Избранные гимны. М ., 1972.
101. Римские стоики С енека, Э пи тект, Марк А врелий. М ., 1995.
102.
Сенека
(О нем ).
Моруа А Если хочешь быть свободным. М ., 1992.
103.
1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   84


написать администратору сайта