Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница82 из 84
1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   84
Запад. После позорно-трагического падения великого Рима 24 августа 410 г. Западная Римская империя неудержимо катилась к окончательной гибели. На ее территории стали образовываться как некие раковые опухоли все новые автономные варварские королевства королевства вестготов и вандалов. В 443 г. в юго-восточной Галлии возникло королевство бургундов со столицей в Лионе. В 451 г. на юго-востоке римской провинции Британии (с 44 г) родилось государство саксов.
Эти варварские королевства, которые почти не повиновались ра- венским властям, разрывали империю на куски. Правда, временно
Равенну, Тулузу, Лиона также саксов, аланов, армориканцев и некоторых других народов, проживающих на территории Западнорим­
ской империи, сплотила против общего врага новая опасность. Она исходила от Аттилы — вождя гуннов. Дотоле равеннские власти спокойно использовали гуннов против тех же вестготов, бургундов, франков. Но новый вождь гуннов Аттила (434 — 453 гг. правления) поднял свой народ против империи. Решающее сражение произошло в июне
451 г. на Каталаунских полях. Орды Аттилы были разфомлены. Аттилу победил последний великий римлянин Флавий Аэций, большой человек при дворе сменившего Гонория Валентиниана III (425 — 455 гг. правления. Однако решающую роль в победе сыграли не римляне, а вестготы, бургунды и др, что не могло не усилить всех этих варваров.
Победа над гуннами не спасла империю на Западе. Аэций и
Валентиниан III погибли в борьбе за власть. Буквально через четыре года после победы над Аттилой Рим перенес еще более страшное разграбление. Ставшие мореходами, североафриканские вандалы начали совершать морские набеги из Африки на Европу, опустошая побережья Сицилии, Сардинии, Корсики. Ив гони во главе с королем Гейзерихом ворвались с моря в Рим и подвергли его двухнедельному разграблению. То, что они не могли взять на корабли, варвары бессмысленно уничтожали. Отсюда и пошло столь, к сожалению, часто вспоминаемое слово вандализм, означающее бессмысленное уничтожение культурных ценностей. А ведь вандалы были христиана- ми-арианами.
Но и тогда Равенна устояла. Более того, август Запада — равеннский император Юлий Майориан (Maiorianyus, 457 — 461 гг. правления) пытался консолидировать Западноримскую империю. Но был убит.
Западная Римская империя умерла незаметно. 24 августа 410 г. ворота Рима для вестготов Алариха были открыты римскими рабами. Но. их роль в гибели империи не следует преувеличивать. Никакой революции рабов не было. Был кризис рабовладельческой формации. Но внутри нее уже давно стали складываться феодально-крепостниче­
ские производственные отношения. И Западная Римская империя могла бы устоять, как устояла Восточная — Византия. Нона Западе не было своего Льва (имеется ввиду византийский император Лев I ,
4 5 7 — 474 гг. прашгения), который в середине V в. смог удержать границу по Дунаю и остановить наступление германских варваров.
Равеннские императоры в большинстве своем были людьми ничтожными, а всех, кто чего-нибудь стоил (Стилихон, Аэций, Юлий Майо­
риан и т. п, убивали.
После убитого Юлия Майориана (+461) равенские императоры мелькали как кинокадры Север, Рицимер, Антемий, Олибрий, Глике­
рий, Юлий Непот и, наконец, Ромул Августул. Августул — прозвище, которым наградил его народ ввиду его малолетства «Августенок». Так исполнилось предсказание, что Рим, начав с Ромула — своего основателя, кончит Ромулом. «Августенка» возвел на императорский престол его отец О рест— римский патриций. Но Ромул Августул был императором недолго. Уже в следующем году произошел военный переворот командующий императорской гвардией Одоакр (германец- скир) низложил шестнадцатилетнего императора, упразднил сам институт императорской власти и отослал в Константинополь византийскому императору Зенону (474 — 491 гг. правления) знаки императорского достоинства.
Так незаметно перестала существовать Римская империя, умерло Римское государство, славная история которого продолжалась 1230 лет с 754/753 гг. до н.э. — традиционно считаемая дата основания города Рима и дог военный переворот Одоакра.
Затем пришли остготы. Первоначально они жили к востоку от реки Днестр. Они попали под власть гуннов. Однако после смерти Атгилы, остготы усилились и стали угрожать Константинополю и Византии. Но император Зенон, получивший от Одоакра западные императорские регалии, в благодарность натравил остготов на Одоакра. И остготы двинулись на запад той же дорогой, что и веком ранее их сородичи — вестготы. Король остготов Теодорих с двадцатитысячной армией за короткое время стал полновластным хозяином Аппенинского полуострова, но долгое время не мог взять Равенну. Наконец Теодорих предложил Одоакру мирные переговоры, вовремя которых заколол
Одоакра. Так король остготов Теодорих стал королем всей Италии в
493 г.
В Равенне сохранились не только гробница Данте, но гробница
Теодориха и развалины так называемого дворца Теодориха.
Однако окончательная гибель Западноримской империи не была абсолютной гибелью культуры. Ведь единая христианская церковь уцелела. Варварские народы, ворвавшиеся на территорию империи и разорвавшие ее в клочья, были христианизированы. Варвары победили империю, но церковь победила варваров. Фактически варварское завоевание Западноримской империи была вйутрихристианской войной ариане били афанасьевцев. Поэтому картина не была такой мрачной, какой она могла бы быть, не будь церкви. Провал, конечно, был, но он наступил не сразу. Сознание как бы отставало отбытия и конец античной философии на Западе знаменуется нега временем отстоящим почти на полвека позднее от названной даты.
История западной философии вначале в. небогата великими именами. Но кое-что было. Мы отметим таких мыслителей, как
Макробий, Марциан Капелла, Кассиодор, Боэций.
Амбросий Феодосий Макробий (конец IV — начало V в . ) — грек по происхождению, однако латинянин по языку своих сочинений, человек, занимавший высокие посты при императорском дворе в
Равенне, неоплатоник по своему мировоззрению, автор ряда латино­
язычных сочинений, из которых главное — Сатурналии (дошли не полностью, а также Комментария на Сон Сципиона», в котором Цицерон, автор Сна Сципиона», истолковывается в духе неоплатонизма. Макробий лелеет известное учение Плотина. Наивысшее — это благо. Из единого блага вытекает ума из ума — душа. Мир вечен в смене своих состояний, его движущая сила — душа. В Сатурналиях
сатурналии — праздник в честь Сатурна) интересен спор между сторонниками и противниками Платона.
Младший, по-видимому, современник Макробия — Марциан Капелла (V в) — автор единственного сочинения, которое называлось довольно замысловато О браке Филологии и Меркурия (те. о браке гуманитарных и естественных наук, на латинском языке. Оно было очень популярно в Средние века и оказало влияние на средневековую педагогику. Дело в том, что в указанном труде дается очерк семи свободных искусств, которые позднее были поделены на две части на тривиум (первая ступень обучения) или «трехпутье»: грамматика, риторика и диалектика (логика) и на квадривиум (вторая ступень обучения, или «четырехпутье»: арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (музыкальная акустика. Эта структура образования легла в основу всего средневекового образования. В лице семи свободных искусств Марциана Капеллы античность завещала себя Средневековью. Марциан Капелла писал в этом своем сочинении о понятиях, о десяти категориях Аристотеля, о пяти категориях Порфирия и силлогизме. Без этого латиноязычного, а следовательно непосредственно доступного образованному западному латиноязыч­
ному Средневековью сочинения, Средневековье было бы намного ущербнее.
Время Кассиодора и Боэция — принципиально иное, чем времена
Макробия и Марциана Капеллы. И Кассиодор, и Боэций жили уже в постимперские времена. Они оба родились в е годы V в, те. после последнего вздоха Западноримской империи. Оба они жили в новом варварском королевстве в Италии — в королевстве остготов при Тео- дорихе.
Кассиодор был как бы государственным секретарем и историком
Теодориха. Кассиодор написал, в частности, Историю готов. Этот труд Кассиодора сохранился в сокращенном изложении Иордана.
Боэций также занимал большие государственные посты при Теодорихе. Однако судьбы Кассиодора и Боэция были разными Кассиодор благополучно прожил более девяноста лет, Боэций был казнен в возрасте сорока пяти лет.
И Боэций, и Кассиодор были христианами. Сохранились соответствующие сочинения Боэция. Но все жене в христианстве центр тяжести интересов Боэция и Кассиодора. Оба они, по существу, были последними из римлян».
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился около 480 г. Его отец — претор — умер рано. Боэций учился в Афинах. В конце х годов Боэций стал консулом при Теодорихе в Равенне. Он достиг многого. Два его сына также стали со временем консулами. Но за возвышением последовало падение. Боэций был обвинен в антигосударственных связях с Византией, заключен в тюрьму и после пыток казнен (вместе со своим тестем Симмахом) в 524 г. в городе Павия. Это о судьбе таких лиц, как Боэций, сказал Иоанн Злотоуст: «... днесь
богат, завтра убог днесь с провозглашателем, и поясом, и колесницею, и со многими жезлоносцами является, а заутра оковами в темнице обременяется (Избранные беседы святого отца нашего Иоанна
Златоустаго». 4.1. МС. Прожив не очень долго, энергичный, работящий Боэций сделал много. Ему принадлежит ряд оригинальных самостоятельных сочинений как на научные и философские, таки на богословские темы. В пятикнижном труде О музыке он предстает как теоретик в области музыкальной эстетики. В сочинении О Святой Троице он выступает против арианства в защиту афанасьевского понимания Троицы, что не могло понравиться Теодориху — арианину — и его окружению. Боэ­
цию принадлежит и такое теологическое сочинение, как О католической вере. О главном сочинении Боэция мы скажем ниже.
Громадное значение для раннесредневековой культуры, предшественником которой был Боэций, имели переводы Боэция с греческого на латинский язык сочинений греческих философов и ученых. Среди них перевод двух логических трудов Аристотеля Об истолковании Герменевтика) и Категории с Введением Порфирия, перевод первых четырех (из тринадцати) книг Евклида (однако без доказательств, что сильно примитизировало уровень науки, которая стала выглядеть авторитарной, что в общем-то соответствовало духу времени, перевода точнее пересказ, Оснований арифметики Никомаха.
Однако все жене это главное у Боэция. Наиболее значительным его трудом была книга, написанная им в тюрьме знаменитое Утешение философией».
Лишившись былого великолепия и оказавшись вдруг'в тюрьме,
Боэций, естественно, несколько расстроен. Однако явившаяся к нему в тюрьму Философия, в образе строгой женщины, не принимает боэциевых сетований и сурово обличает его в том, что он неправильно понимал, в чем истинное счастье, и отдавался на произвол ветреного случая, который его долго баловала он решил, что так будет всегда, однако такое счастье не может быть прочным, ибо связано с преходящим, а преходящие вещи никак не могут доставить покоя сердцу человеческому (Аниция Боэция утешение философское. СПб., 1794. С. (далее в тексте указаны страницы. На жалобы Боэция, что он теперь не в своей украшенной слоновой костью и зеркалами библиотеке, Философия отвечает Предметом моих попечений суть не стены книгохранилища твоего, слоновой костью и зеркалами украшенные, но жилище твоей души (С. 23). Боэций страдает оттого, что впал в темное и чувственное тогда как владычество чувственности — обиль­
нейший и единственный источник зла (Сон на вопрос, что такое человек, ответил, что человек есть животное разумное и смертное, забыв о величии души и начав сравнивать человека с бессловесными животными. Философия, далее, упрекает Боэция, говоря ему Одну только сволочь бесчестных людей почитаешь могущественными и блаженными (С. 27), тогда как возможность творить зло не доказывает могущества (С. 129). Напротив, честные люди суть сильны, злые же немощны (Си бессилие есть вечный спутник злонравия С. 127).
Боэций, вопреки очевидности, утверждает, что злые люди а именно они обвинили его в том, что он питал в сердце. надежду водворить вольность в отечестве своем (С. 15), хотел спасти Сенат (С. 14), который его предал, сделали его виновным в святотатстве (Св подлинном смысле даже не существуют я не отрицаю, что злые, яко злые, суть в мире, ноне допускаю того, чтобы они существовали в чистом и прямом смысле слова сего (С. 127), потому что в самом мире якобы зло. есть ничто (С. Думаешь литы, спрашивает Боэция Философия, что мир есть творение случая, роковой бессмысленности Нет, отвечает бедный
Боэций, я думаю, что мир создан и управляем высшим разумным существом, Богом. Философия на этот раз довольна Боэцием, иона разъясняет ему, что это высшее разумное существо, Бог, есть нечто иное, как благо, из которого как из источника истекают все остальные частные блага. Что же касается злато оно призрачно, ибо не одно счастье, но и несчастье есть благо (С. 156), вообще же говоря, источником зла являются сами люди, которые погрязли в чувственности, телесности, они рабы тела и алчны, корыстолюбивы но алчности зев. не затворяется богатством (С. 79), ведь стези, по которым человек идя, надеется достигнуть блаженства, вовсе не ведут туда (СВ основе мира лежит, поучает Философия Боэция, промысел Бога, который следует отличать от судьбы осуществление временного порядка сделанного в уме Божеском есть Промысел, а изъявление его во времени именуется судьбою (С. 146), таки художник сперва создает в своем уме образ вещи, которая еще не подчинена законам времени, а потом уже приступает к ее созданию. Иначе говоря, недвижный и простой чертеж вещей есть промысел, временной же порядок в мире — судьба. То и другое человеку неизвестно Потаен образ влияния судьбы на мир (С. 146), неизменный порядок природы. известен единому Творцу (С. 150). Так античная философия, умирая на плахе, расписывается в своем незнании законов природы!
Однако учение о промысле и судьбе несовместимо, остро осознает это философ, со свободой человека Бог предугадывает все грядущее, и свобода человеческая через то ниспровергается» (С. 166), так что свобода воли уже не может иметь места (С. 166). Со своей стороны свобода человека подрывает всеведение Бога и его промысел, и исходящую из промысла судьбу — реализацию промысла. Свобода человека означает, что у Бога нетвердая способность проникать мрак будущности (С. 166). Боэций не может найти выход из этого противоречия. Ион прибегает к явной софистике, заявляя, что Бог предузнает, ноне есть причиною неминуемости происшествия (С. 173). Он ссылается на то, что знание существующих в настоящем времени вещей не делает
их бытие неизбежным (они могли бы и не быть. Также, думает он, предвидение грядущего не делает его неизбежным, так что будущее одно и тоже событие в отношении к знанию Божества есть необходимо, а касательно его самого свободно и неизбежности не подлежит (СВ результате получается, что знание Бога о том, что мы совершим, не является причиной наших этих самых действий, будущие наши действия не суть виною знание Бога (СВ начале своей предсмертной книги Боэций говорит о себе Философии Я всегда был искренний любитель истины и непримиримый враг лжи (С. 12), потому что я млеком твоего учения воздоен», потому что поступать согласно с правилами честности наставлен от тебя (СВ конце этой славной книги последнего западноевропейского античного философа Философия настоятельно советует людям уклоняйтесь от зла, устремите ваше сердце к добродетели, а ум к истине С. 188). Таково славное завещание тысячелетней античной философии всему последующему человечеству!
Казнь Боэция в 524 г. н. э. знаменует собой мученический конец античной философии в Западной Европе.
Восток. Таким же четким концом античной философии в Восточной Европе был происшедший после гибели Боэция разгон императором Юстинианом, фанатичным христианином, философских школ. Это произошло в 529 г. Но до этого в IV — VI вв. в Восточной Римской империи процветал неоплатонизм. Он существовал в виде таких школ, как Сирийская, Пергамская, Афинская, Александрийская.
С и р и й с ка я школа. Мы уже говорили о Сирийской школе неоплатонизма, основанной сирийцем Ямвлихом. Его преемником по руководству школы был Сопатр Апомейский. Участник этой школы
Девсипп — автор комментария на Категории Аристотеля.
П ер гам с ка я школа. Пергамская школа неоплатонизма была основана учеником Ямвлиха Эдесием Каппадокийским. К этой школе принадлежали император Юлиан и Саллюстий.
Саллюстий — автор сочинения О богах и о мире, в котором синтезируются философия и мифология философия мифологизиру­
ется, а в мифах ищется высший, философский, смысл.
А финская школа. Афинская неоплатоническая школа — продолжение основанной ещё в 386 г. до н.э. Платоном афинской Академии. Мы видели, что в этой Академии не было непрерывной платоновской традиции. Её схолархи да и рядовые члены Академии каждый дудел в свою дуду. Ив лице академического скептицизма — пробабилизма Аркесилая Питанского и Карнеада Киренского платоновская Академия далеко ушла от Платона. Затем началось робкое возвращение к Платону у Филона Ларисского и Антиоха Аскалонского. Но Сулла входе войны с Митридатом VI Эвпатором разорил Афины, опустошил Академию, его солдаты вырубили академическую рощу, асам Филон Ларисский бежал из Афин в Рим (88 г. до н.э.). Тогда-то
место схоларха Академии занял Антиох. Филон и Антиох были платониками. Но электичными. Оба они стоицизировали платонизм.
Во времена Ранней и Поздней Римской империи Академия прозябала. Она не дала ни одного сколько-нибудь стоящего мыслителя.
И только впервой половине V в. деятельность Академии оживилась. Это произошло в связи со становлением афинского неоплатонизма.
В истоках афинского неоплатонизма лежит деятельность Плутарха Афинского (+432 г. Плутарх Афинский — ученик Ямвлиха го, который был внуком Сопатра Апомейского — преемника Ямвлиха го по руководству Сирийской школой неоплатонизма.
Плутарх Афинский — автор комментариев кряду диалогов Платона и к аристотелевскому трактату О душе».
Преемником Плутарха Афинского по схолархату стал Сириан — аристократ по своему социальному положению. Сириан отверг аристотелевскую критику учения Платона как некомпетентную и низвел аристотелизм до уровня введения в платонизм.
1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   84


написать администратору сайта