А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Скачать 18.63 Mb.
|
Александр Полигистор. Александр Полигистор— иудей, родившийся в Милете в 105 г. до н.э. Он был доставлен в Рим как . военнопленный (шла война Рима и Понта, Суллы и Митридата VI) вместе с захваченными в Афинах Суллой манускриптами Аристотеля и Феофраста. В Риме Александр стал со временем вольноотпущенником. Он написал так много книг, что получил прозвище «Полигистор». Диоген Лаэртский рассказывает, что Александр Полигистор в своих «Преемствах философов сообщает, что в каких-то пифагорейских записках утверждается следующее Начало всего — единица (монада единице же как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа из чисел — точки из точек линии из них — плоские фигуры из плоских — объемные фигуры из них — чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы — огонь, вода, земля и воздух перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир — одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого — земля а земля тоже шаро видна и населена со всех сторон (УШ, Такова, по-своему стройная концепция математического идеализма. Физический мир вторичен по отношению к математическому. Математическое порождает физическое. Говоря конкретнее, чувственные физические тела вторичны по отношению к геометрическим объемным фигурам, а те вторичны по отношению к плоским геометрическим фигурам (физика вторична по отношению к стереометрии стереометрия вторична по отношению к планиметрии. Эти же плоские фигуры вторичны по отношению к линиям, а тек точкам. Точки же вторичны по отношению к числам (геометрия вторична по отношению к арифметике. А далее числа вторичны по отношению к единице. Единица же первоначало. Напомним, что Ф. Корнфорд считал эти сведения относящимися к раннему пифагореизму. Но это противоречит Аристотелю и другим свидетелям. Для постпифагореизма характерен культ чудесного. Аполлоний Тнанский. В этом отношении наиболее характерна фигура Аполлония Тианского, чья жизнь описана Филостратом Младшим в III в Жизнь Аполлония Тианского». Филострат пользовался письмами Аполлония из Тианы, записками спутника Аполлония Дамида, сочинениями Максима Эгийского и Мойрагена. Самому Аполлонию принадлежало несохранившееся описание жизни Пифагора. Аполло ний видел в Пифагоре воплощение Аполлона, а в себе — воплощение Пифагора. Аполлоний родился водной из самых восточных римских провинций — в малоазийской Каппадокии, которая граничила на востоке с Арменией, на юге — с Месопотамией и Сирией, на севере — с Пон том, на западе — с Галатией. Он происходил из состоятельной семьи. В детстве Аполлоний отличался памятливостью, прилежанием икра сотой. Философию и риторику он начал изучать слет, одним из его учителей оказался пифагореец, и под его влиянием юноша стал вегетарианцем, начал носить льняные одежды, жить при храме и соблюдать пятилетнее молчание. Затем начинаются так необходимые юности годы странствий. Апол лоний посещает Индию, где, беседуя с мудрецами, находит, что их учение близко к учению Пифагора. На своем пути в Рим Аполлоний совершает чудеса спасает от чумы жителей Эфеса, встречается в Трое с Ахиллом. Пройдя Афины, Коринф и Спарту, Аполлоний оказывается в Риме Нерона, там он попадает в руки нероновского Тигеллина. Однако Аполлонию, который смело держится на допросе, удается вырваться, ион продолжает свой путь на Запад вплоть до Испании. Возвращаясь затем на восток, Аполлоний посещает в Греции Элевсин- ские мистерии, беседует в Египте с будущим римским императором Титом. К этому времени Нерон убит, династию Юлиев сменила династия Флавиев, где Тит был вторым после Веспасиана принцепсом. Аполлоний снова в Риме во времена правления преемника Тита жестокого Домициана, который преследовали философов, и христиан. Аполлоний из Тианы снова в тюрьме. Ему ставят в вину его образ жизни, манеру одеваться, то, что среди его приверженцев бытовал его культ, который соперничал с культом императора, обязательным для всех подданных империи. Дав свои объяснения, Аполлоний, окутавшись туманным облаком, исчезает из зала суда, чтобы в Италии и Греции продолжать свою проповедническую деятельность, популяризируя внешнюю сторону пифагореизма. Средний платонизм. Этот платонизм называется средним, потому что он находился между классическим платонизмом самого Платона, псевдоплатонизмом Спевсиппа и Ксенократа (у которых платонизм, конвергируя с пифагореизмом, стал подменяться им, нравственным академизмом Полемона, пробабилизмом Аркесилая и Ксенократа, которых можно назвать академиками только формально, с одной стороны, и неоплатонизмом Плотина, Порфирия, Ямблиха, Прокла, с другой. Для среднего платонизма, который называют еще пронеоплатониз мом, характерны иерархическая картина мира, новая конвергенция платонизма и пифагореизма, использование при построении мировоззрения элементов стоицизма и перипатетизма, внесение в философию мифологических моментов. Первым представителем среднего платонизма считается Евдор Александрийский (середина — вторая половина I в. до н.э.). Это был серьезный ученый, который писало пифагореизме, комментировал «Тимей» Платона, истолковывал Метафизику Аристотеля. Ему принадлежал также обобщающий философский труд — Основные проблемы философии. К сожалению, труды Евдора Александрийского не сохранились. Мы о них знаем только от других древних авторов. Эта информация недостаточна, что порождает различное понимание мировоззрения Евдора. Так, например, Френсис Корнфорд утверждает, что у Евдора Александрийского первоначалом всего сущего является монада (она же высшее божество, производящая из себя предел (перас) и беспредельное (апейрон), те. то, что классический пифагореизм, будучи дуалистическим мировоззрением, полагал за два самостоятельные и равномощные начала всего сущего, тогда как Де Фогель была убеждена в том, что у Евдора первоначалом было высшее единое (хен), производящее из себя низшее единое (монас) и неопределенную двоицу. Таким образом, Ф. Корнфорд делает из Евдора Александрийского скорее постпифагорейца, чем платоника первоначало — монада а Де Фогель скорее платоника, чем пифагорейца монада и двоица (диада) вторичны, первично же единое как именно «хен». Так что Евдор — преднеоплатоник (неоплатонизм за начало принимает именно «хен», а не «монас»). Свой скромный расцвет средний платонизм переживает в I и особенно во II в. , когда существовало пять центров возрождения платонизма. Это Афины и Рим в Европе, Пергам и Смирна в Азии, Александрия в Африке. В исконном центре платонизма, в афинской Академии, средними платониками были во времена римских императоров Адриана и Антонина Пия (117 — 161 гг.) Кальвисий Тавра во времена Марка Аврелия (161 — 180 гг.) — Аттик. Фрагменты сочинений Аттика сохранились у христианского теолога Евсевия. Аттик очищал платонизм (академизм) от аристотелизма (перипатетизма). Аттик учил, что души бессмертны, что для счастья достаточно добродетели, что в мире господствует провидение (тогда как перипатетики отрицали бессмертие души, думали, что для счастья одной добродетели недостаточно, не мешают и внешние блага, отрицали провидение аристотелевский бог как мышление мышления замкнут на себе). В Риме к среднему платонизму принадлежал Максим Тирский. В своей диатрибе о боге в философии Платона Максим Тирский утверждал, что бог не может находиться в потоке изменяющихся вещей, что бог — самый совершенный ум, что этот ум — отец и творец Вселенной — невидим, непостижим и несказуем, что вся красота изливается из него, как извечного источника, что между богом и человеком существуют низшие боги и демоны. В Пергаме средним платоником был Гай, который изгонял из платонизма не только аристотелизм, но и стоицизм в частности, он очищал логику платонизма от логики стоицизма. Лекции Гая Пергам- ского слушал врачи философ Гален — уроженец Пергама. Его как философа можно также отнести к средним платоникам. Напомним, что Галену принадлежит философско-медицинское сочинение О взглядах Гиппократа и Платона». В Смирне в это время учил средний платоник Альбин. Он пользовался большим авторитетом. Его сочинение «Дидаскаликос» (дидаска- лик ос относящийся к обучению, дидактический, или «Эпитомэ» сохранилось. Альбин различает такие начала (архай) всего сущего, как вещество (хюлэ), идеи .(идеай) и неподвижный ум, лишенный каких- либо атрибутов и недоступный пониманию человека. Однако этот неподвижный и непознаваемый для нас ум является причиной ума целокупного неба, ума всегда деятельного. Ниже этого второго ума находится третий ум как сила души космоса. Ниже следуют звезды — видимые боги. В самом же низу всей этой иерархии пребывает Земля, управляемая демонами (каждый элемент имеет своего демона). С Александрией связаны имена таких средних платоников как Цельс — критик христианства, известный по сочинению христианского теолога Оригена Против Цельса»; Аммоний С аккас— учитель Плотина — основателя неоплатонизма (таким образом, неоплатонизм прямо вытекает из среднего платонизма). К среднему платонизму примыкали также Плутарх и Апулей. Плутарх Херонейский. Плутарх Херонейский (ок. 46 — ок. 127 гг.) — автор многих и многих сочинений исторических, нравственных и философских. Плутарх как историк автор Сравнительных жизнеописаний. Это парные описания жизней и деяний выдающихся людей Древней Греции и Рима. В большинстве случаев в каждой паре сперва рассказывается о греке, а затем о римлянине. В заключение дается их сравнение. Перед нами проходят Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь, ораторы Демосфен и Цицерон, спартанский царь Агесилай и Помпей, Тесей и Ромул, Ликург и Пума, Аристид и Марк Катон, Пелопид и Марцелл, Пирр и Гай Марий, Лисандр и Сулла. И другие. Однако иногда на первое место Плутарх ставит римлянина Гай Марций и Алкивиад, Серторий и Эвмен. В этих жизнеописаниях Плутарх походя высказывает ряд интересных соображений общего, философского, характера. Почему можно сравнивать и сопоставлять одних людей с другими На это Плутарх пытается ответить, начиная рассказ о Сертории: Поскольку поток времени бесконечен, а судьба изменчива, не приходится, пожалуй, удивляться тому, что часто происходят сходные между собой события. Действительно, если количество основных частиц мироздания неограниченно велико, тов самом богатстве своего материала судьба находит щедрый источник для созидания подобий если же, напротив, события сплетаются из ограниченного числа начальных частиц, то неминуемо должны помногу раз происходить сходные события, порожденные одними и теми же причинами (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. II С. Рассказывая о том, как Октавиан, Марк Антоний и Лепид (второй триумвират в отличие от первого Красс, Помпей, Цезарь) составляли проскрипции (Октавиан выдал на уничтожение Марку Антонию Цицерона, Марк А нтоний— брата своей матери, Лепил же своего брата, Плутарх замечает Так лишились они от бешеной злобы способности мыслить по-человечески или, лучше сказать, показали, что нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть (Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. II. С. 562). Да, действительно, власть человека с дурными страстями страшное бедствие для всех тех, кто от него зависит. Мы это испытали на собственных судьбах! Примером Плутархова сочинения на нравственные темы может служить его Наставление супругам. Мудрый философ пытается внушить молодоженам, что супружество и семейный очаг куда более, чем какую-то лиру или кифару, подобает приводить к согласию и созвучию при помощи красноречия, искусства и философии, что жене следует. вместе с мужем и печалиться, и веселиться, и тревожиться, и смеяться. Плутарх предостерегает молодых супругов Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, что даже склеенные горшки сперва легко рассыпаются от малейшего толчка зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут. Он говорит далее, что скрытые от окружающих мелкие, непрерывные, повседневные ссоры жены с мужем, как ничто другое, приводят вразлад их совместную жизнь. Будучи все же человеком своего времени, Плутарх думает, что муж — повелитель жены, однако это свое категорическое мнение философ смягчает справедливый. муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом, считаясь с ее чувствами и неизменно благожелательно . Плутарх как историк философии — автор такого, например, сочинения, как Пир семи мудрецов, в котором описываются встреча и беседа тех мудрецов, которые стояли у истоков древнегреческой философии. Это Солон, Биант, Фалес, Анахарсис, Клеобул, Питтак, Хилон. Периандр же, которого иногда включают в этот список семи за счет Хилона, у Плутарха оказывается восьмым. Напомним, что Платон исключил Периандра из состава семи мудрецов как тирана. Однако у Плутарха именно тиран Периандр собирает в своем полисе мудрецов. Как и Платон, Плутарх также отрицательно относился к тирании. Нов глазах Плутарха Периандра извиняет то, что ему тирания досталась как наследственная болезнь и что он не такой тиран, как все. Так, он отказался от совета милетского тирана Фраси- була править, как он, срезая верхушки, те. уничтожая всех сколь ко-нибудь выдающихся людей в своем городе. Фалес из этого же Милета считает Солона мудрым прежде всего зато, что тот отказался от тиранической власти (известно, что Солон, произведя свои эпохальные реформы в Афинах, благодаря которым афинское общество было перестроено родовой принцип структурирования был заменен на имущественный — и зная, что для того, чтобы новый порядок укрепился и стал привычным, необходима в течение какого-то времени тираническая диктатура, удалился из Афин, не желая стать таким диктатором, так что вся грязная работа досталась Писистрату). У Плутарха Фалес отклоняет похвалу зато, что именно он на вопрос что он видел самого удивительного в жизни, ответил Тирана в старости, говоря, что это на самом деле слова Питтака. На своем пиру мудрецы обсуждают вопросы какой царь лучше какой дом лучше какое государство лучше На первый вопрос мудрецы отвечают каждый по-своему. Согласно Солону, более всего стяжает славы царь или тиран тогда, когда он единовластие над гражданами обратит в народовластие. Биант же думает, что лучший царь тот, кто первый явит образец покорности законам. По мнению Фалеса, счастье правителя в том, чтобы умереть своей смертью в преклонном возрасте. Скиф Анахарсис полагает, что тот царь лучше, кто не один среди всех будет разумен. А Клеобул добавляет И не будет легковерен к речам ближних. Добавляет и П иттак: И добьется, чтобы подданные боялись не его, аза него. Хилон же завершает этот вопрос так Дело правителя помышлять не о смертном, а о бессмертном На вопрос о том, какое государство лучше, мудрецы опять-таки говорят каждый по-своему. Солон в том государстве лучше всего и крепче всего народовластие, где обидчика к суду и расправе привлекает не только обиженный, но и необиженный». Биант: Крепче всего народовластие там, где закона страшатся, словно тирана. Фалес: Тов котором нет ни бедных граждан, ни безмерно богатых. Анахарсис: То, где лучшее воздается добродетели, худшее — пороку, а все остальное поровну. Клеобул: Самый разумный тот народ, в котором граждане боятся больше порицания, чем закона. Питтак: То, где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править. Хилон: Лучшее государство то, где больше слушают законы, меньше — ораторов». Плутарх называет вещими словами мысль Платона о том, что лишь тогда избавится государство от зла, когда волею благого случая сойдутся воедино сильная власть, мудрость и справедливость. Он сочувственно вспоминает убеждение Платона, что блаженно и счастливо то государство, где мое и немое считаются наихудшими словами и все рвение, какое только есть, граждане употребляют на общее дело (Плутарх. Сочинения. С. 351). Плутарх как философ — представитель среднего платонизма. Подобно Филону Александрийскому, Плутарх был подготовителем неоплатонизма хотя бы тем, что он подчеркивал трансцендентность (те. потусторонность) бога, тем, что он поставил нус выше души, тем, что у него была религиозность, и тем, что в свою теологическую интерпретацию платонизма он вносил аристотелевские и стоические эле менты. Плутархова идея бога наиболее отчетливо выражена в таких трудах Плутарха, как трактаты О букве Ев Дельфах» и «Исида и Осирис». Плутарх думает, что истинным бытием обладает только один бог, что это истинное бытие находится вне времени и пространства, что чувственные же вещи, постоянно изменяясь, не имеют бытия в полном значении этого слова. И истинен также только один бог. Плутархов боги мир отстоят друг от друга максимально. В «Исиде и Осирисе» Плутарх называет бога как первоначало чистыми бесстрастным. Он говорит о том, что первоначало так далеко, как только возможно, отстоит от земли и от всего, что подвержено резрушению и смерти. Он отождествляем бога (первоначало) с платоновским благом. Это Осирис. Исида же (сестра и жена Осириса) — воспринимающее начало, пространство или вещество стремится к Осирису. Осирис не может быть причиной зла и беспорядка в мире. Источником зла является другая сила, которую Плутарх отождествляет с Тифоном. Символом видимого мира является у Плутарха Гор сын Осириса и И с иды. Таким образом, Плутарх синтезирует греческую идеалистическую философию и египетско-греческую мифологию. У Плутарха мы видим продолжение процесса ремифологизации философии — процесс, обратный той демифологизации мировоззрения, который происходил при генезисе философии. В тоже время историческая гражданственность Плутарха — историка и моралиста — оказала большое положительное влияние на многие поколения (в частности, на идеологов Французской революции и на Жан-Жака Руссо). Учениками Плутарха были вышеупомянутые средний платоник Гай Пергамский и Фаворин Арелатский — автор энциклопедических сочинений на греческом языке. Сам Плутарх был учеником Максима Тирского. Апулей. Апулей родился во времена правления императора Адриана (117 — 138 гг.), расцвет его творчества приходится на время правления императора Антонина Пия (138 — 161 гг.), а смерть настигла Апулея при императоре Марке Аврелии (161 — 180 гг.). Принято считать, что Алулей жил сок по ок. 180 г. Его жизнь прошла в основном в Африке, в Карфагене, в том самом Карфагене, который был снесен с лица земли в 146 г. до н.э. Но Карфаген был заново отстроен в середине I в. до н.э. уже не как центр более несуществующего афро-финикий- ского государства Карфагена как центр римской провинции Африка. Апулей — автор латиноязычных прозаических сочинений Апология, Флориды (Цветник — 23 отрывка из речей Апулея, составитель неизвестен, приключенческий роман Метаморфозы, более известный под поздним названием, данным ему христианским теологом Августином, Золотой осел (злоключения человека, колдовским образом превращенного в осла, но сохранившего свое человеческое духовное я, а также философские трактаты О божестве Сократа, О Платоне и О мире. Трактат О божестве Сократа — риторическое рассуждение о природе сократовского демона, который являлся Сократу как его внутренний голос, который, никогда ничего не предписывала лишь предостерегал Сократа оттого или итого поступка. Трактат О Платоне — изложение платоновской философии и этики. Трактат О мире — переложение известного псевдоаристоте- левского трактата О мире. Апулей думал, что есть три рода богов 1) высший, трансцендентный, бог, 2 ) боги-небожители и 3) демоны, подчиненные первому, высшему богу. Таким демоном и был внутренний голос Сократа. Боги-небожители также подчинены высшему, трансцендентному, те. совершенно потустороннему богу. |