Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. 2 Mead М. The Application of Anthropological Techniques to Cross-National

  • А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации


    Скачать 5.3 Mb.
    НазваниеА. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации
    Дата08.04.2023
    Размер5.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаvvedeniye_v_mk.pdf
    ТипКнига
    #1046642
    страница4 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    29
    культуры можно составить только исходя из потребностей и инте­
    ресов человека. Именно в этом и следует искать главные детерми­
    нанты культуры.
    Естествознание давно доказало, что поведение всех животных основывается на одних и тех же принципах. При более пристальном рассмотрении поведения человека и животных обнаруживается много сходных в своей основе факторов — больше, чем предпола­
    галось ранее. Эти сходные черты позволяют сделать вывод, что че­
    ловек представляет собой лишь один из видов живых организмов в общей системе биосферы, в результате чего в его поведении обна­
    руживаются многие биологические законы, свойственные всему животному миру.
    В соответствии с этими законами любое живое существо долж­
    но приспосабливаться к окружающей среде. Но у животных есть инстинкты, регулирующие их поведение в каждый момент жизни.
    Одни животные, обитающие в относительно стабильной и неизмен­
    ной среде, действуют по строго запрограммированным способам и канонам. Другие, существующие в условиях постоянно меняющего­
    ся окружения, должны уметь отклоняться от стандарта и выбирать одну из нескольких поведенческих альтернатив. Но и в том и в дру­
    гом случае каждое животное знает, как действовать, мир его вос­
    приятия и мир практических действий сопряжены.
    В отличие от всего животного мира человек лишен набора ин­
    стинктов. Даже в удовлетворении своих потребностей как живого существа он не связан жестко предопределенными требованиями, поскольку его деятельность основывается главным образом на сознании. Это означает, что у человека мир восприятия и мир дей­
    ствий разделены социальными условиями жизни. В силу данного обстоятельства человек может попасть в ситуацию, когда он дей­
    ствительно не будет представлять, что он должен делать и как по­
    ступать.
    По этой причине в процессе своего приспособления к окружаю­
    щей среде человек создает свой искусственный мир — вторую при­
    роду, состоящую из материальных предметов, духовных ценностей, норм поведения и общежития, символов сознания и т.д., которая и призвана удовлетворять его потребности. Однако новая природа создается человеком не только как среда его обитания. Создавая материальные и духовные предметы и явления, нормы поведения, развивая умения и навыки, человек тем самым создает самого себя.
    В связи с этим он предстает как продукт своей собственной исто­
    рии, собственной деятельности, собственного сознания. По сути культура или культурное окружение людей представляют собой
    30
    специфический способ адаптации человека к наличной физической и биологической среде существования, основывающийся на созна­
    тельной деятельности. Обычаи, традиции, общепринятые нормы поведения, необходимые для выживания и развития, передаются в каждом народе из поколения в поколение. Благодаря этому куль­
    тура сохраняет, облегчает и защищает жизнь человека, устанавли­
    вая модели его взаимоотношений с природой, с другими людьми и с самим собой.
    Культуру как особую сторону человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально можно наблюдать только ее отдельные проявления в виде различий в человеческом поведении, тех или иных типах деятельности, ритуа­
    лах, традициях, материальных предметах и т.д. Человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в со­
    стоянии видеть всю ее целиком. Наблюдая значение различных культурных предметов в жизни и поведении людей, без особых за­
    труднений можно прийти в заключению, что в их основе лежат культурные различия. Констатация этого факта порождает интерес к культуре и стимулирует процесс ее изучения.
    Изучением вопросов становления и развития как культур от­
    дельных народов, так и культуры человека в целом, занимается культурная антропология. Она представляет собой фундаменталь­
    ную науку, предметом которой является совокупность результатов и способов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизнедеятельности и всех факторов, составляющих и обусловли­
    вающих своеобразие образа жизни и поведения народов, этниче­
    ских общностей, групп и индивидов в тот или иной период времени.
    Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, этническая пси­
    хология, результаты и формы духовной деятельности человека.
    Кроме того, она изучает также уникальную способность человека развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассмат­
    ривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодей­
    ствие и конфликты.
    Культурная антропология представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорадоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потреб­
    ностей. Такое понимание основывается на том, что совместное долгое проживание групп людей на определенной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ
    31
    жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В результате действия перечисленных факторов формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедея­
    тельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет набор «правил игры», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования.
    В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посред­
    ством обучения. По этой причине невозможна единая универсаль­
    ная культура, объединяющая всех людей на Земле. Таким обра­
    зом, несмотря на свою очевидную реальность культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в
    виде
    культур отдельных стран и народов, которые в культурологии принято называть локальными культурами.
    Наличие локальных культур является также закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Бла­
    годаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает ' система общения, поддерживаются различные стили и типы пове- ' дения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая само­
    бытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, ха­
    рактер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Дело в том, что некоторые локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются условия жизни народов, создавших эти культуры. Во всем разнообразии локаль­
    ных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая культура воплощает специфический опыт социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества людей. Этот опыт придает каждой культуре свои неповторимые черты, определяет ее своеоб­
    разие.
    Своеобразие культуры того или иного народа может прояв­
    ляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных по­
    требностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
    32

    Так, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто стро­
    ят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища фаса­
    дом вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, а третьи — деревян­
    ные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой мест­
    ности она родилась.
    Таким образом, составными частями человеческой культуры яв­
    ляются локальные культуры, носителями которых выступают наро­
    ды, их создавшие. Каждый народ представляет собой самостоятель­
    ную этническую общность, или, как принято называть в этнологии, отдельный этнос. Этносы существуют как устойчивые общности людей, состоящие из нескольких поколений. Люди естественным образом объединяются в этносы по самым разным причинам, в том числе на основе общности исторической судьбы, общих традиций, особенностей быта и пр. Самыми важными объединяющими факто­
    рами являются общность территории и языка.
    Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завер­
    шение в культурной картине мира, которая одновременно формиру­
    ется в процессе возникновения и развития самой культуры. Куль­
    турная картина мира является результатом различного мировос­
    приятия, поскольку в различных культурах люда воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о мире, полу­
    чившее в науке название «картина мира». Культурная картина
    мираэто совокупность рациональных знаний и представ­
    лений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собствен­
    ной культуры и культур других народов. Данные знания и пред­
    ставления придают культуре каждого народа самобытность, благо­
    даря чему становится возможным отличить одну культуру одного народа от культуры другого.
    Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры. Например, на Мадагаскаре похо­
    роны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и степень уважения к умершему, поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некото­
    рых народов прощание с покойником растягивается на недели. На­
    против, в современной России или США похороны умершего зани-
    3 - 4 9 1 0
    33
    мают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разные ценность и значение.
    Исследование коммуникационного аспекта общения культур по­
    казывает, что отношения между культурами могут быть различны­
    ми: 1) утилитарными; 2) отношениями неприятия; 3) от но­
    шениями взаимодействия, когда отношения культур друг к другу рассматриваются как отношения между равноценными субъектами.
    Первый тип отношений означает самоотречение от своей само­
    бытности, добровольное подчинение другой культуре. Второй тип предполагает возникновение эгоцентрических культур, замкнутых в себе и не желающих взаимодействовать с другими культурами. Тре­
    тий тип отношений можно назвать наиболее прогрессивным для всей человеческой культуры, поскольку основывается на следую­
    щих принципах:
    • любая культура представляет собой совокупность неповтори­
    мых и незаменимых ценностей, благодаря которым каждый народ может существовать в мире и взаимодействовать с дру­
    гими народами;
    • все народы составляют единое целое в общем культурном на­
    следии человечества, а культурная самобытность народов об­
    наруживается и обогащается в результате культурных контак­
    тов с традициями и ценностями других народов;
    • ни одна культура не может претендовать на право быть уни­
    версальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность;
    • культурные особенности каждого отдельного народа не про­
    тиворечат единству всеобщих человеческих ценностей, кото­
    рые объединяют человечество и делают его жизнедеятель­
    ность плодотворной и прогрессивной.
    Культурно-антропологический подход на сегодняшний день яв­
    ляется наиболее распространенным в мировой культурологии. Его придерживаются ведущие западные ученые в области межкультур­
    ной коммуникации, он лежит в основе многих научных публика­
    ций, теорий и методов межкультурной коммуникации. Его преиму­
    щество заключается в том, что с его помощью можно со значи­
    тельной долей вероятности предсказывать взаимодействие пред­
    ставителей различных народов и анализировать потенциальные проблемы, могущие возникнуть в процессе межкультурного взаи­
    модействия.
    34

    2.2. Социализация и инкультурация
    2.2.1.Социализация. По своей природе человек является со­
    циальным существом и поэтому социальная интеграция чрезвы­
    чайно важный фактор его жизни. Каждому человеку необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он не сможет сосуществовать с окружающими, будет обречен на изо­
    ляцию и одиночество. Чтобы этого не происходило, человек с са­
    мого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления и через это входит, включается в окружаю­
    щий мир. Индивидуальное развитие каждого отдельного человека начинается с вовлечения его в окружающую социокультурную реальность. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвое­
    ния индивидом необходимого количества знаний, норм, ценно­
    стей, навыков поведения, позволяющих ему быть полноправным членом общества.
    Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и куль­
    туры принято обозначать термином «социализация». Потребность в социализации обусловлена у человека биологически и коренится в его генетических особенностях. Практически все животные орга­
    низмы генетически запрограммированы на определенные стандарты поведения. Чем выше положение, занимаемое тем или иным видом животных в шкале эволюции, тем большую часть необходимого для жизни набора поведенческих стандартов его представителям прихо­
    дится усваивать через общение с родителями и другими сородича­
    ми. Однако значительную часть жизненно важных поведенческих установок животные все же получают через прямое, генетическое наследование.
    В отличие от животных, человеческие особи не запрограммиро­
    ваны на сложное поведение. Они рождаются с очень небольшим унаследованным набором простейших образцов поведения, мини­
    мально необходимым для выживания в первые несколько лет жиз­
    ни. Всему остальному им предстоит научиться в процессе общения с другими людьми. Сложность человеческих навыков и различных поведенческих моделей детерминирует длительность и многомер­
    ность процесса социализации. Например, животным для усвоения смысла используемых звуковых сигналов требуется от нескольких часов до нескольких недель, в то время как у человека на овладение только основами родного языка уходит несколько лет. Или детены­
    ши шимпанзе, самого высокоразвитого после человека вида живот -
    3
    .
    '
    35
    ных, начинают самостоятельно добывать пишу уже через 3—6 ме­
    сяцев после рождения, в то время как человеческим детенышам для этого требуется гораздо больше времени.
    Сам термин «социализация» был введен в широкий научный оборот в 40-е годы XX века, однако проблема социализации задол­
    го до этого разрабатывалась в философии, психологии и социоло­
    гии. Еще в XVIII в. философы эпохи Просвещения заложили мето­
    дологическую основу изучения социализации, считая человека про­
    дуктом социальной среды.
    В современной науке инициатива изучения социализации при­
    надлежит Э. Дюркгейму, который видел в становлении человека процесс превращения существующих в обществе норм, традиций, представлений в элементы внутреннего мира каждого отдельного индивида1. По мере того, как интерес к проблеме социализации че­
    ловека у ученых возрастал, ее механизмы и различные аспекты ста­
    ли изучаться различными направлениями психологии и социологии: бихевиоральным, когнитивным, гуманистическим, феноменологиче­
    ским и другими. Традиционно эти направления в науке рассматри­
    ваются как альтернативные, но, если отбросить их некоторые мето­
    дологические особенности, то нетрудно заметить, что все они до­
    полняют друг друга, исследуя те или иные аспекты одного процесса социализации.
    В контексте темы нашего исследования наиболее значимый вклад был сделан представителями символического интеракцио- низма, ведущим представителем которого является американский социолог Джон Мид. По утверждению сторонников данного на­
    правления, люди в обществе занимают разные позиции в отноше­
    ниях друг с другом и в социальных институтах. Каждая такая пози­
    ция представляет собой социальную роль, требующую от ее носи­
    теля определенного поведения и выполнения определенных функ­
    ций. Социальные роли бесконечно многообразны, они могут быть межличностными, бытовыми, служебными, внутригрупповыми и т.д. Овладение этими ролями и есть процесс социализации инди­
    вида2.
    Кроме того, в содержание социализации, по мнению интерак- ционистов, входит также овладение символами. Жесты, язык, тон, одежда и многое другое во взаимодействии людей выступают
    1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
    2 Mead М. The Application of Anthropological Techniques to Cross-National
    Communication. N.Y. 1988.
    36
    как символы, имеющие определенные значения. Понимание смыс­
    ла этих значений составляет другую сторону процесса социали­
    зации.
    С позиций интеракционизма личность объясняется как гипо­
    тетический конструкт, который относится к особым формам по­
    ведения, характеризующим адаптацию каждого индивида к прак­
    тическим ситуациям своей жизни. Ситуационные переменные представляют собой условия окружения, в которых осуществля­
    ется поведение человека, и которые влияют на него. При этом у человека имеется способность осуществлять выбор того окруже­
    ния, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраи­
    вает.
    Сегодня значительная часть отечественных ученых согласна с тем, что интеракционистская модель дает наиболее убедительное объяснение поведения человека в социуме и социализации как процесса воспроизводства социальных отношений. Сторонники данной точки зрения рассматривают социализацию как двусто­
    ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвое­
    ние индивидом социального опыта путем вхождения в соци­
    альную среду, в систему социальных связей, а с другойак­
    тивное воспроизводство этой системы индивидом в его дея-
    тельности*.
    Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В процессе взаимо­
    действия человека с различными институтами и организациями про­
    исходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одоб­
    ряемого поведения. Таким образом происходит гармоничное вхож­
    дение индивида в социальную среду, усвоение им системы социо­
    культурных ценностей общества, что позволяет ему успешно суще­
    ствовать в качестве полноценного его гражданина.
    Механизм социализации представляет собой, с одной сторо­
    ны, усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, неосознанно, с помощью имитации, некритического восприятия господствую­
    щих стереотипов. Другой стороной процесса социализации явля­
    ется усвоение необходимых знаний и навыков в процессе взаимо­
    действия человека с институтами общества, как специально соз­
    данными для его социализации (школа, вуз, воспитательные уч­
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта