А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации
Скачать 5.3 Mb.
|
45 ции. Это объясняется тем, что культурные различия взаимодей ствующих сторон в этом случае оставались скрытыми друг для друга. Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния1. На основе этих исследова ний можно сделать вывод, что в современных исторических услови ях практическое поведение людей детерминировано следующими причинами. Во-первых, особенностями механизма инкультурации, в соот ветствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посред ством социализации через образование и воспитание, так и на бес сознательном — когда процесс освоения человеком своей культуры происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Специальные исследования данного вопросы по зволяют сделать вывод, что усвоенная бессознательно часть куль туры не менее значима и важна в его поведении и жизни, чем усво енная сознательно. Исходя из этого, культуру можно образно сравнить с дрейфую щим айсбергом, у которого на поверхности воды находится лишь меньшая часть его массы, в то время как большая часть айсберга скрыта под водой, но при этом видимая и невидимая части куль туры неразрывно связаны между собой. Видимая часть, находя щаяся над водой, — это формальная культура. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения; при этом редко возникают межкультурные проблемы общения, следо вательно, редко возникают эмоции или негативные чувства, даже если был неумышленно совершен какой-либо поведенческий про счет. Невидимая часть культуры представляет собой неформальный уровень культуры, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Осознание проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстре мальные или непривычные ситуации при контактах с представите лями других культур. Правила поведения на этом уровне не декла рируются, они определяются подсознательно и контролируются ощущениями, показывающими, что происходит что-то не так, как 1 См.: Быстрова А.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск, 1997; Николаичев Б.О. Будьлицом: ценности гражданского общества. М., 1995; Лебе дева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; и др. 46 должно быть. Поэтому оценки поведенческих актов сопровождают ся высокой эмоциональностью, ибо нарушения негласных правил серьезно влияют на взаимоотношения людей. Подсознательное восприятие культуры имеет большое значение в процессе коммуникации, поскольку если поведение коммуникан тов базируется только на нем, то становится особенно трудно за ставить участников коммуникации создать другое восприятие. Они оказываются не в состоянии сами сознательно определять процесс восприятия другой культуры, что в итоге заводит процесс коммуни кации в тупик. Разрешить тупиковую ситуацию может либо вмеша тельство третьей (нейтральной) стороны, либо целенаправленное обучение межкультурной компетентности, которое позволит найти общую точку зрения при открытом обсуждении подсознательных убеждений обеих сторон. Таким образом, большинство моделей поведения людей форми руется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия. Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наезд ника верблюда. Эта манера возникла много веков назад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и передается из поколе ния в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхо ждению, так и по внешнему проявлению. Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим ком муникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру оценки для других культур. В повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и спосо бы восприятия определяются его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценно стей и норм. Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Бау- зингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом'. Они исходят из уверенно сти, что мир таков, каким они его себе представляют, и состоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся вещей, пред метов, людей, событий, которые они воспринимают как естествен 1 См.: Bausinger Н. Volkskunde. Tubingen, 1999. 47 ные и нормальные. Обычно люди не догадываются об относитель ности своего мировоззрения. Нередко это обстоятельство порожда ет убеждение в том, что их собственная культура превосходит все остальные. Поэтому все, что не согласуется с собственными норма ми, привычками, типами поведения, считается низкопробным, без образным и безнравственным. Подобное осознание превосходства своей культуры формирует соответствующую модель высокомер ного поведения с пренебрежительным отношением к другим куль турам. В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации опреде ляется также окружающей обстановкой и обстоятельствами комму никации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Ме сто нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) обязывает его к определенному типу поведения. Сознательно или бессознательно он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре. Но, например, формы по ведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно. Серьезные культурные различия у разных народов наблюдают ся в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д. Русские по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американ цев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяй ки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для аме риканцев, поскольку в их культуре это не принято. В результате американские гости не знают, какую линию поведения выбрать, чтобы не обидеть хозяйку. Русские же, находясь в гостях у амери канцев, часто остаются голодными именно из-за этого межкуль- турного различия: они ожидают, что после первого вежливого от каза, традиционного для русской культуры, хозяева более настой чиво предложат им поесть, но нового предложения не поступает. Сами же они стесняются попросить, чтобы им передали блюдо с едой. Обстоятельства коммуникации также диктуют свои требования к поведению ее участников. Контакты между людьми могут возни кать по самым разным причинам: награждение, производственное собрание, спортивные соревнования, панихида и т.п. В каждом слу 48 чае обстоятельства обязывают людей вести себя соответствующим образом. Однако, например, для одной культуры принятой нормой поведения на свадьбе считается тишина и уединение, а в еврейской, русской и других культурах это событие сопровождается громкой музыкой, танцами и всеобщим весельем. В-четвертых, поведение людей определяется также количеством отведенного на коммуникацию времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как прави ло, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сде лать что-то еще важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что и сказывается на его харак тере. Для того чтобы понять этот фактор, достаточно предположить свою собственную реакцию на телефонный звонок к вам в два часа дня и в два часа ночи. Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных мировоззре ний, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение ситуации «нормальным». Поведение комму никантов при этом характеризуется такими обстоятельствами, ко гда нечто само собой разумеющееся для одной стороны встречает ся с нечто само собой разумеющимся для другой. Сначала это об наруживается как открытое непонимание, несовпадение мнений и оценок. Но под сомнение не ставится свое «нечто само собой ра зумеющееся», а автоматически принимается этноцентристская по зиция и партнеру приписываются глупость, невежество или злой умысел. Напротив, каждый человек может вспомнить много примеров из собственной жизни, когда общение с другими людьми было яс ным, понятным и легким. Это общение с любимыми людьми, с близкими друзьями, когда все происходило само собой, без психо логических напряжений и глубоких раздумий. Для таких ситуаций характерно естественное желание понять другого, не обидеть его и т.д. Такой тип общения и понимания человека, партнера по обще нию, называется эмпатией. Термин «эмпатия» в последнее десятилетие получил распро странение в большинстве гуманитарных наук. Однако многие свойства этого типа взаимоотношений людей изучены еще недос таточно. В этнологии эмпатия подразумевает «...систему вырабо танных человечеством ценностей, норм, институтов, ориентиро ванных на этико-эстетическую рационализацию мира и бытия че- 4 -4 9 1 0 4 9 ловека в мире — на производство и воспроизводство сочувствен ного, понимающего, эстетически выдержанного сознания и пове дения»1. Проявление эмпатии в общении выражается в общей установке не столько понять скрытый смысл сказанного, сколько почувство вать состояние партнера. Это вызвано тем, что не всегда один из партнеров может подобрать нужные слова, тон, стиль и т.д. Иногда из-за принятых в соответствующей культуре условностей люди на чинают изложение мысли с некоторого отступления, из которого не сразу видно их намерение. Они как бы зашифровывают свои идеи и чувства в общепринятые слова, поэтому часто не удается выразить мысль так, чтобы собеседник правильно ее понял. Кроме того, различие между чувствами и содержанием общения также не всегда легко уловить. Но если оно принято и понято парт нером, то говорящий достигает большего эффекта от общения. Пе реживая чувства собеседника через различные эмоциональные про явления, люди тем самым показывают, насколько понимают собе седника. В таких случаях продуктивность общения зависит не толь ко от фактической информации, но и от установок, чувств, эмоцио нальных проявлений. Как считают исследователи, формирование эмпатических ка честв человека происходит под влиянием когнитивных, аффектив ных и коннотативных факторов, поэтому эмпатия может проявлять ся в трех основных формах: • когнитивная эмпатия — способность соотносить свое и чу жое, осознавать, что объединяет и разделяет людей; • экспрессивная эмпатия — способность понимать сходство и различие эмоций и намерений; • социальная эмпатия — способность понимать сходство и раз личие в нормах социального поведения2. Эмпатийные качества человека тем разнообразнее и шире, чем богаче и разнообразнее его представления о других. Однако пони мание других обязательно детерминировано пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребно стей, человек прибегает к аналогиям, использует психологический механизм идентификации, сущность которого заключается в том, что, непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, он истолковывает свое поведение, оценивает его 1 См.: Бгажноков Б.Х. Культура эмпатии//Толерантность и культурная традиция. М., 2002, С.95. 2 См.: Dietrich R. Aspekte einer interkulturellen Didaktik. Mtlnchen., 1987. S. 226. 50 и придает ему определенное значение. На основе этого формирует ся образ Я, в соответствии с которым человек пытается по анало гии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувст вах других людей. Происходит приписывание (атрибуция) собствен ных пережитых состояний партнеру по общению. Это особенно очевидно в общении представителей разных культур. В межкультурной коммуникации значение эмпатии заключает ся в том, что субъект коммуникации стремится воспроизвести в самом себе переживания других людей, с которыми он находится в контакте. Иными словами, эмпатия проявляется в умении поста вить себя на место другого человека, взглянуть на окружающий мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Механизм эмпатии предполагает перенесение элементов внутреннего мира другого в свой собст венный. В характеристике эмпатического отношения к партнеру по коммуникации наиболее точным, вероятно, будет понятие «со переживание», поскольку эмпатия обнаруживает себя как пере живание переживаний другого человека, в ходе которого достига ется не только та или иная степень или глубина понимания субъ ектом состояний и поступков объекта, но и определенное согласие с мотивами, эмоциями, установками, объясняющими и оправды вающими его поведение. Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отноше ниями партнеров, направленностью их целей и задач. В этом отно шении специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому при межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение пред ставителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рам ках их культуры, а не своей, т.е. здесь следует проявлять только эмпатическое отношение к партнеру по коммуникации. Это отно шение означает мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир партнера, его чувства, мысли, ожидания и стремления. Психологически эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают приблизи тельно одинаковые чувства и ощущения и это сопереживание по зволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культур ные явления. Благодаря этому свойству возникает способность че ловека представить себя на месте другого, принять его мировоз зрение, понять его чувства, желания, поступки. В связи с этим М. Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравствен 4. 51 ности» — «платиновое правило общения», которое концентриро ванно выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с дру гими так, как они поступали бы сами с собой»1. . Эмпатический тип коммуникации с его стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы доя взаимопонимания значительно увеличивает вероят ность полного понимания между партнерами. Для этого необходи мо помнить и придерживаться основных характеристик эмпа тии: • внимательно слушать, что говорят; • стремиться понять, как чувствуют себя другие; • быть искренне заинтересованным в том, что говорят и делают другие; • проявлять сочувствие к нуждам и интересам других; • обладать способностью понимать точку зрения другого. В психологии разработаны специальные методы, с помощью ко торых можно повысить чувствительность людей к переживаниям друг друга. Одним из таких методов является метод подстройки, ко торый часто применяют те, кто пытается понять состояние другого. Он заключается в том, что нужно попробовать максимально близко подстроиться к партнеру через подражание его внешнему поведе нию: принять подобную ему позу, перенять свойственный ему в данный момент темп речи и т.п. Исследования показали, что если это удается, то открываются переживания собеседника и возникает чувство понимания его поведения. 2.4. Культура и ценности Осваивая окружающий мир, каждый человек решает для себя, какие элементы этого мира важны для его жизни, а какие не имеют значения, что для него является важным, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого у него формируется ценностное отношение к миру, в соответствии с кото рым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и значимости для его жизни. Каждый предмет, явление или идея получают свою оценку и представляют собой определен ную ценность, на основании которой складывается соответствую щее к ним отношение. В результате формируется общее ценност 1Bennet М. Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings. Yarmouth, 1998. 52 ное отношение человека к миру, при котором те или иные явления окружающего мира имеют смысл и значимость. Каждая ценность переживается человеком как относящаяся к нему лично, но созда ется она коллективно. Эта двойственность ценности объясняет ее принудительное действие в качестве одного из факторов культуры: ценность символизирует причастность отдельного человека к сло жившемуся культурному сообществу. Ценностное отношение к миру давно стало предметом научного интереса со стороны представителей западной философии и социо логии культуры . В центре внимания западных исследователей на ходятся универсальные нравственные ценности Истины, Добра, Красоты, которые существуют и проявляют себя как нормы во всех областях мышления, чувствования и волеизъявления, ибо они уко ренились в «нормальном сознании». Такие ценности не то чтобы существуют, они действуют и позволяют человеку «одержать побе ду над временным потоком»2. Основную базу культуры составляют ценности, которые присут ствуют во всех явлениях культуры и ради которых эти явления соз даны, как полагал П. Риккерт. Все, что возникло и выросло само по себе, не может рассматриваться как какая-либо ценйо'сть, по скольку не отвечает интересам человека и должно рассматриваться таким образом. Ценность — это духовная цель, жизненная практи ческая установка. Она выражает живой нерв культуры, ее смысло вое ядро. Вместе с тем ценность выражает динамику культуры. Ко гда меняются духовные ориентиры, тогда рождается принципиально иная, информационная, эпоха3. В мире человека можно обнаружить различные виды ценно стей. Выделяются предметные ценности: вещи и процессы, об ладающие ценностными значениями для субъекта; ценности — свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценно стями — идеалами; ценности как специфический вид норм, тради ций, обычаев, императивов, запретов, определяемых культурой и др. Соответственно сферам общественной жизни выделяются ма териальные и духовные ценности, ценности утилитарные, социаль но-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др. Сущность ценностей состоит в их значимости, а |