Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 См.: Козлова О А . Ценностные ориентиры в межкультурном коммуникативном пространстве//Мир языка и межкультурная коммуникация. Барнаул, 2001; Шадже А.Ю.

  • Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996; и др. 55

  • А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации


    Скачать 5.3 Mb.
    НазваниеА. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации
    Дата08.04.2023
    Размер5.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаvvedeniye_v_mk.pdf
    ТипКнига
    #1046642
    страница7 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   36
    1 См.: работы В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера.
    2 См.: Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.,
    1993. С. 64.
    3 См.: Риккерт П. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. XX век.
    Антология. М., 1995. С. 76.
    53
    не в факте их наличия. Здесь следует иметь в виду, что ценности отличаются от объекта, в котором они обнаруживаются, так как не все объекты и процессы обладают ценностью. Ценность — это идеальная модель реальных объектов и отношений, фиксирующая­
    ся в данной культуре и выявляющаяся в деятельности и общении людей. Она вырабатывается и существует только в культуре, де­
    терминируя отношения человека к миру, а также отношения меж­
    ду людьми.
    Ценности рождаются в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие ему устоять перед тяжелыми жизнен­
    ными испытаниями. Они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты и придают смысл человеческой жизни, так как соответствуют представлениям об идеале, желае­
    мом, нормативном.
    В процессе исторического развития каждого народа складыва­
    ется собственная система ценностных отношений к природе, к лю­
    дям своей и чужой общности, к идеям, к вещам и т.д. На основе этих отношений формируются система ценностей этого народа и его культура. Ценностное отношение к миру выражается в ценност­
    ных ориентациях и установках, которые формируют в свою очередь поведенческие модели и регулируют поведение представителей дан­
    ного народа.
    Современные англичане, например, считают самообладание главным достоинством человеческого характера. Слова: «Умей дер­
    жать себя в руках» — как ничто лучше выражают девиз этого на­
    рода. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и при неудаче человек должен оста­
    ваться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше — если и внут­
    ренне.
    Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и обще­
    ства в целом чрезвычайно велика. Они выступают самыми непо­
    средственными и сильными регуляторами (стимулами) человече­
    ской деятельности, поскольку в соответствии с ними происходит от­
    бор информации в процессе взаимодействия с окружающим миром, устанавливаются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.
    В человеческом сознании одновременно сосуществует множест­
    во ценностей самого разного характера и содержания. На этом ос­
    новании вполне оправданно говорить о системе ценностей, внутри которой те или иные ценности определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Каждая система ценностей имеет боль­
    шое значение в любой культуре, поскольку определяет отношения
    54
    человека с природой, обществом, ближайшим окружением и с са­
    мим собой. Дело в том, что, усваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует индивидуальную систему осново­
    полагающих ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценно­
    стей, отражающая ее специфическое положение в мире, обычно представляющая собой иерархию, в которой ценности расположены по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечива­
    ются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необ­
    ходимая степень порядка и предсказуемости.
    Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для че­
    ловека и общества, то это понятие наполняется субъективным со­
    держанием, поскольку в мире нет явлений в равной степени значи­
    мых для всех людей без исключения. Поэтому исследователи тео­
    рии ценностей выделяют различные группы ценностей: личные цен­
    ности, возрастные ценности, ценности каких-либо больших и малых социальных групп, исторические ценности различных эпох и госу­
    дарств, общечеловеческие ценности и т.д.1 Из всей системы ценно­
    стей человека и общества выделяется группа культурных/ ценно­
    стей, которая в свою очередь подразделяется на две основные группы.
    Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интел­
    лектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесел, археологические и этнографи­
    ческие раритеты.
    Во-вторых, к числу культурных ценностей отнесены оправдав­
    шие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарное™, со­
    лидарности, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценно­
    стей на практике составляют «вдро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.
    В процессе межкультурной коммуникации довольно часто обна­
    руживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями разных культур. Среди огромного числа разнообразных ценностей можно выделить небольшую группу таких
    1 См.: Козлова О А . Ценностные ориентиры в межкультурном коммуникативном
    пространстве//Мир языка и межкультурная коммуникация. Барнаул, 2001; Шадже
    А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996; и др.
    55
    ценностей, которые у всех народов совпадают как по характеру оценок, так и по содержанию. Такого рода ценности получили на­
    звание универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловлен тем, что основные черты таких ценностей ба­
    зируются на биологической природе человека и на всеобщих свой­
    ствах социального взаимодействия людей независимо от культурно­
    го своеобразия. Например, нет ни одной культуры в мире, которая оценивала бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая негативная их оценка однозначна.
    Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основных сфе­
    ры культурных ценностей — быт, идеологию, религию и художест­
    венную культуру. В аспекте межкультурной коммуникации из всех этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представ­
    ляющая собой исторически первую сферу возникновения и сущест­
    вования культурных ценностей.
    Ведущее положение сферы бытовой культуры в межкультур­
    ной коммуникации определяется тем, что она является основопо­
    лагающей для формирования личности, поскольку процессы со­
    циализации и инкультурации индивида начинаются еще в детстве, когда человек неспособен к освоению культурных ценностей идео­
    логии, религии и искусства. Значение бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает и формирует такие ценности, которые выполняют определяющую роль в межкультурной коммуникации.
    Ведь сфера быта является хранителем исторической памяти куль­
    туры, поскольку она значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они обе. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности
    «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно ценности бытовой культуры служат основой возникновения идео­
    логии, религии и искусства.
    Вместе с тем ценности бытовой культуры самодостаточны. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, индивид получает устойчивые ориентиры для жизни в условиях со­
    ответствующей культуры. В процессе межкультурной коммуника­
    ции дополнительное значение бытовой культуре придает ее стихий­
    ный характер. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэто­
    му они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители
    56
    данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их освоения достаточно для приобщения индивида к культуре того или иного народа.
    Приоритетное положение, значение и влияние тех или иных ценностей в жизни людей также определяются культурой, ее свое­
    образием и особенностями. Индивид, как правило, специально не осознает большую часть особенностей своей культуры и восприни­
    мает их как сами собой разумеющиеся явления. Осознание ценно­
    стей своей культуры наступает лишь при встрече с представителя­
    ми других культур, когда происходит взаимодействие разных куль­
    тур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях.
    Именно в этих случаях возникают непонимание, растерянность, бессилие и раздражение.
    Исключить эти ситуации и добиться положительных результа­
    тов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентаций партнера. Это знание помо­
    гает предсказать его поведение, цели, желания, обеспечивает успех в общении.
    Содержание любой ситуации общения с необходимостью вклю­
    чает в себя нормы и правила, регулирующие взаимодействие и ха­
    рактер отношений ее участников, предписывающие им, как вести себя, если позиции участников достаточно определенны. Каждый человек, прежде чем вступить во взаимодействие с другими людь­
    ми, обычно соотносит свои предполагаемые действия с принятыми в его среде стандартами поведения, ожидая и от других соблюде­
    ния определенных норм и правил общения. При отсутствии подоб­
    ных представлений невозможно жить в современном обществе.
    Такие общие представления, регулирующие поведение людей,
    вырабатываются в обществе и называются «социальными
    нормами».
    Слово «нормальный» в русском языке означает «усредненно правильный», соответствующий нашему представлению о норме как о «золотой середине». В раду положительных значений слова
    «нормальный» лежит оценка человеческих свойств. В этом значе­
    нии оценка «нормальный» выступает как ориентир в самых разных областях культуры. Норма — это общественно принятая мера жиз­
    недеятельности людей, благодаря которой обеспечивается их согла­
    сованное сосуществование.
    Нормативность является одним из существенных свойств куль­
    туры любого общества и народа. Это выражается в том, что в ка­
    ждой культуре существует довольно большое количество норм, от­
    носящихся ко всем сферам жизнедеятельности общества. Они ис­
    57
    торически вырабатываются данной культурой, имеют устойчивый характер, их нарушение предполагает применение тех или иных мер воздействия на индивида. На практике нормы культуры пред­
    ставляют собой существующие правила, образцы поведения, кри­
    терии и т.д., которые ограничивают природную вседозволенность и требуют неукоснительного их выполнения во всех без’исключения случаях.
    Объективная необходимость возникновения и существования норм культуры обусловлена тем, что жизнь человека в обществе невозможна без соблюдения определенных правил. В соответствии с данными правилами любая культура имеет представление о «пло­
    хом» и «хорошем» поведении. Поэтому в каждой культуре форми­
    руется система долженствований и запретов, которые предписыва­
    ют, как человек должен поступать в той или иной ситуации, или указывают, чего он не должен делать ни при каких обстоятельствах.
    Таким образом, общение людей облечено в различные формы, под­
    чинено тем или иным условностям и законам. Культурные нормы предписывают, как должны общаться, например, младшие и стар­
    шие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники и т.д.
    Практически с самого начала культурной деятельности человека возникла потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Дело в том, что вместе с созданием ценностей культуры возникла проблема регулирования распределения этих ценностей и отношений между людьми по поводу этих ценностей.
    Ведь материальные продукты культуры, создаваемые людьми, лишь показывают границы их способностей и возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди между собой в распре­
    делении и использовании этих ценностей. В связи с этим возникли правила, регулирующие человеческое поведение, которые позднее получили название норм. Изначально эти нормы служили указате­
    лями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в своей повседневной жизни. По мере роста их количества и расширения культурной деятельности человека эти нормы приобрели разную степень влияния й значения.
    На протяжении всей истории человечества в различных культу­
    рах было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели и сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм разделилось на следующие виды: нравы, обычаи, традиции, обряды, законы.
    58

    Нравы были исторически одним из первых регуляторов челове­
    ческого поведения. Их предназначение — регулировать повседнев­
    ное поведение людей, способы реализации продуктов культурной деятельности и давать оценку различным формам взаимоотношений людей. Из всего многообразия культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регу­
    лировать текущие события и поступки. Нравы представляют собой моральные оценки допустимости тех или иных форм как собствен­
    ного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты моральной оценке.
    В силу своей природы нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем при нарушении всех других норм.
    Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть самым различ­
    ным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наи­
    более распространенным наказанием в этом случае является уст­
    ное порицание.
    Обычаи являются наиболее распространенным и влиятельным видом культурных норм, они представляют собой исторически сло­
    жившиеся формы социальной регуляции поведения и отношений людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие правила поведения дня представителей одной культуры. Влияние обычаев распространяется, главным образом, на сферу частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и общение между близкими и дальними родст­
    венниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение челове­
    ка за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми.
    Сохранение традиционных манер поведения особенно харак­
    терно для традиционных обществ. Например, в Малайзии веками без изменений передаются нормы взаимоотношения родителей и детей, уважительного отношения молодых людей к пожилым, чи­
    нопочитание в зависимости от занимаемого общественного и иму­
    щественного положения. В соответствии с нормами повседневного поведения там неприлично показывать на кого-то указательным пальцем. Надо сжать правую руку в кулак и показать на человека большим пальцем. Брать и передавать что-либо можно только правой рукой, а еще лучше — обеими руками, слегка наклонив­
    шись вперед.
    59

    Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предпи­
    сывают строго установленное поведение в определенных ситуациях.
    Обычаи также возникли в незапамятные времена как традицион­
    ные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культур­
    ная и социальная стабильность общества. В такой их роли было за­
    интересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и куль­
    тивировать, поэтому многие обычаи оставались неизменными на протяжении веков.
    В каждой культуре постепенно складывается своя система обычаев, охватывающая своим влиянием все стороны повседнев­
    ных отношений ее носителей. Тот или иной обычай всегда порож­
    ден соответствующей причиной или специфической ситуацией.
    Поэтому характер и основные черты обычаев обязательно соот­
    ветствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре, и одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных куль­
    турах приобретают совершенно разные содержание и смысл. При­
    мерами здесь могут служить различные обычаи заключения брака в разных культурах.
    Обычай заключения брака у разных народов имеет множество форм проявления. Так, в Европе или Северной Америке вполне ес­
    тественно, когда молодые люди сами решают вопрос о вступлении в брак. В то время как у многих народов Азии и Африки принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Культурные обычаи других народов до недавнего времени запрещали видеться жениху и невесте до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтиче­
    ской любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть продан­
    ной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты счи­
    тается нормой: .родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона.
    Традиции связаны со становлением разнообразных культурных регуляторов поведения человека, происходившем одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим ми­
    ром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать и более устойчивые формы поведения, которые предпи­
    сывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что постепенно придало им традиционный характер и породило новый вид культур­
    ных норм — традицию (первоначальное значение термина «тради­
    ция» — предание, передача).
    60

    В настоящее время назначение традиций сводится к регулиро­
    ванию межличностных и межгрупповых отношений, а также к пере­
    даче от поколения к поколению продуктов социального и культур­
    ного наследия. Исходя из этого традиция «...представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчи­
    вости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Этим тер­
    мином обозначается непосредственная трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования этим формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочи­
    ваются взаимодействия с представителями других групп в стандарт­
    ных ситуациях. Это происходит благодаря тому, что под действием традиции в процессе социализации индивид осваивает стандартный этнично-специфичный опыт»1.
    Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систе­
    му поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом особую роль. Основной особенно­
    стью традиций является акцент на использовании таких .образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид куль­
    турных норм исключает элемент мотивации поведения, поскольку нормы, составляющие традицию, должны выполняться автомати­
    чески. Представители данной культуры должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуи­
    тивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так приня­
    то» и т.п.
    Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведе­
    нию представителей какой-либо культуры. Возьмем для примера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покуп­
    ке товара отношения продавца и покупателя определяются устойчи­
    выми ценами; в редких случаях здесь уместен торг, но он скорее ис­
    ключение, а не правило. В то же время именно торг выступает не­
    обходимым атрибутом процедуры покупки в арабских странах. Там торг является одновременно формой общения между продавцом и покупателем и поэтому превращается в увлекательную и эмоцио­
    нальную форму коммуникации.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   36


    написать администратору сайта