А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации
Скачать 5.3 Mb.
|
122 пок, визиты заранее согласовываются, поскольку появление без предупреждения расценивается как вторжение в личное про странство. Поэтому реакция людей на одни и те же пространственные сиг налы почти всегда различается в разных культурах. В тех странах, где люди довольствуются относительно небольшим личным про странством, толчея на улице, когда все друг друга касаются или даже толкают, воспринимается как совершенно нормальное явле ние. В этих культурах люди не боятся прямых физических контак тов. К ним относятся такие страны, как Италия, Испания, Фран ция, Россия, страны Ближнего Востока и другие. В других куль турах, например, в североевропейских странах, Германии, США люди, наоборот, максимально стремятся избежать близких дистан ций или прикосновений. Динамика движений и личная дистанция при разговоре являют ся неотъемлемой частью процесса коммуникации. Та дистанция при разговоре, которая допускается между чужими людьми, показывает динамику коммуникации, которая проявляется в движениях. Если собеседник подходит слишком близко, мы автоматически делаем шаг назад. Так, латиноамериканец и европеец в обычной обстанов ке разговаривают на разном расстоянии. Но при общении друг с другом латиноамериканец будет стараться оказаться на привычном для него расстоянии, тогда как это стремление будет воспринято европейцем как вторжение в его личное пространство. Он тут же постарается отодвинуться. В ответ латиноамериканец постарается приблизиться вновь, что с точки зрения европейца будет восприня то как проявление агрессии. Пространственный фактор в коммуникации может также слу жить для выражения отношений господства — подчинения. Однако в каждой культуре приняты разные сигналы, выражающие отноше ния во власти. Например, в Германии и США верхние этажи офи сов обычно предназначены для руководящих сотрудников фирмы или отдела. При . этом угловые офисы, с наиболее широким обзо ром, занимаются, как правило, главными менеджерами или вла дельцами фирм. В России руководящие сотрудники стараются избе гать верхних и вообще крайних этажей, предпочитая размещать свои офисы на средних этажах здания. Похожая картина наблюда ется и во Франции. Это объясняют тем, что власть и контроль в этих странах обычно исходят из центра. Отношение к общению. Этот критерий подразделяет культуры на 1) высококонтекстуальные и 2) низкоконтекстуальные. 123 Очевидно, что характер и результаты процесса коммуникации определяются, среди прочего, и степенью информированности его участников. Есть культуры, в которых для полноценного общения необходима дополнительно подробная и детальная информация. Это вызвано тем обстоятельством, что в таких культурах практиче ски отсутствуют неформальные сети информации и, как следствие, люди оказываются недостаточно информированными. Такие куль туры называются культурами с “низким” контекстом. Для данного типа культур характерно пренебрежение контекстом — все значе ния должны быть выражены вербально. Здесь для участия в обще нии не требуется предварительной подготовки, ибо все необходи мое для общения обговаривается непосредственно в его ходе. Кро ме того, в этих культурах важное значение придается формальному общению, предпочтения не выражаются открыто, не приветствует ся эмоциональность. В низкоконтекстуальных культурах упускаются из виду непрямые сигналы и намеки, а типичные косвенные невер бальные сигналы расшифровываются однозначно. И, напротив, в других культурах у людей нет необходимости в получении более полной информации. Здесь люди нуждаются лишь в незначительном количестве дополнительной информации, чтобы иметь ясную картину происходящего, так как в силу высо кой плотности неформальных информационных сетей они всегда оказываются хорошо информированными. Такие общества назы ваются культурами с «высоким» контекстом. Принятие во внима ние контекста или плотности информационных сетей культуры яв ляется обязательным элементом успешного понимания того или иного события. Данный тип культуры характеризуется большим значением факторов, сопровождающих процесс общения (место, время, статус и т.п.), традиций, невербальных элементов комму никации, вниманием к формальностям, эмоциональностью, им пульсивностью и частым восприятием деловых отношений как личных. Типичной формой поведения в таких культурах является предпочтение личного общения письменному, поскольку личный контакт предоставляет больше возможностей извлекать значения из контекста общения. Тип информационных потоков. Для процесса коммуникации очень важной культурной категорией являются информационные потоки, которые вместе со всеми рассмотренными выше фактора ми образуют единый комплекс причин, определяющих поведение человека в рамках своей культуры. Для процесса коммуникации важность информационных потоков определяется формами и ско ростью распространения информации. Проблема заключается в 124 том, что в одних культурах информация распространяется медлен но, целенаправленно, по специально предназначенным каналам и поэтому носит ограниченный характер. В других культурах система распространения информации действует быстро и широко, вызы вая соответствующие действия и реакции. Поэтому для межкуль турной коммуникации становится важным, каким образом в соот ветствующей культуре распространяется информация. Ведь куль турные различия, влияющие на характер распространения инфор мации, могут стать серьезными препятствиями при межкультур ных контактах. Например, в североевропейских странах, и особенно в Герма нии, которые относятся к «монохронным» культурам с низким контекстом, передаваемая информация является важнее, чем та, которая уже находится в памяти. В культурах этих стран, образно говоря, люди «отгораживаются» от окружающего мира, поэтому там внешняя информация является важнее, чем та, которая уже имеется. Это тип культуры с низкой скоростью распространения информации. В этих странах все должно иметь свою структуру и порядок. Все предельно точно определено правилами, а про странство для личностной инициативы незначительно. Люди во влечены в поток информации, перегруженный мельчайшими де талями. Для того чтобы переработать такое множество информа ции, требуется введение большого числа правил, регулирующих ее распространение. Такого рода правила в конечном итоге приводят к тому, что в тех культурах, где информация подготавливается заранее и носит формальный характер, люди имеют дело с толстыми стенами, двой ными дверьми и перегруженным расписанием. Все это, в букваль ном смысле слова, осложняет подход к другим людям и делает по ток информации максимально узким и избирательным. По этой причине люди из этих культур воспринимаются как недоступные и ограниченные только кругом своих интересов. В то же время в культурах с высоким контекстом, к которым принадлежат Россия, Франция и другие страны южной Европы, все происходит с точностью до наоборот. Эти культуры являются «по- лихронными» и имеют высокую скорость распространения инфор мации. Люди этих культур имеют эффективную неформальную ин формационную сеть и, как правило, не отгораживаются от возмож ных помех внешнего окружения. Вся информация течет беспрепят ственно, причем те данные, которые хранятся в памяти, являются более важными, чем те, которые вновь передаются. Люди обо всем превосходно информированы, и у них нет необходимости выяснять 125 подоплеку каждого нового события. Перегрузка информационных каналов случается также нечасто, поскольку люди находятся в не прерывном контакте друг с другом. Тщательный распорядок дня и всевозможные мероприятия по отграничению своего времени и пространства в этих культурах отсутствуют, так как они являются помехой для жизненно важных контактов между людьми, имеющих для них первостепенное значение. Отношение к личной свободе. По данному критерию куль туры разделяются на индивидуалистские и коллект ивист ские. Для первых характерен акцент на личном Я и на личности как основной единице и ценности общества. В условиях культур этого типа индивид независим от других индивидов в рамках культурных норм данного общества и несет ответственность за все свои действия и поступки. В таких культурах высоко ценятся личная инициатива, личные достижения, решения принимаются индивидуально, во всем преследуются личные цели, распростра нено стремление во всем полагаться только на себя, положи тельно оценивается конкуренция с другими индивидами. В пове дении представителей индивидуалистских культур прослеживают ся действия, направленные на то, чтобы их заметили и признали их личные достижения. В коллективистских культурах главным является понятие «Мы». В соответствии с этим достижения каждого индивида ассо циируются с совместной, групповой деятельностью. Здесь группо вые цели, взгляды, потребности доминируют над личными и по этому личность зависит во всем от коллектива и делит с ним ответ ственность за все происходящее. Наиболее ценными здесь призна ются такие качества человека, как сотрудничество, совместная дея тельность, скромность. В этих условиях считается неприличным подчеркивать собственные достоинства и достижения. Для коллек тивистских культур характерно ожидание признания собственных достоинств через оценки, высказанные другими. Отношение к природе человека. Этот критерий основывает ся на особенностях характера человека и его отношении к обще принятым нормам и другим людям. В соответствии с таким подхо дом человеческая природа допускает, что человек может быть по рочным и поэтому требуется контроль за его поведением. Сущест вуют культуры, считающие человека изначально греховным. В та ких культурах четко определены понятия добра и зла, хорошего и плохого. Этим понятиям придается большое значение, поскольку на них базируются основные культурные ценности данного обще ства. 126 Противоположностью этому типу являются культуры, в которых сущность человека считается изначально положительной, а по скольку человек сам по себе положителен, то понятие хорошего и плохого относительно, так как зависит от конкретных обстоятельств. Нормы поведения и законы должны применяться в этих культурах гибко, а их нарушение или несоблюдение может принести и поло жительные результаты. Перечисленные типы культур и ценности определенным обра зом могут сочетаться, комбинироваться друг с другом. Так, напри мер, монохронная ориентация во времени чаще всего сочетается с линейностью аргументации, склонностью к личной свободе, с низ кой контекстуальностью в общении. Полихронная временная ори ентация в свою очередь чаще присуща коллективистским и высоко контекстуальным культурам, с холистическим стилем аргументации и высокой дистанцией власти. Сама полихронная ориентация чаще всего сочетается с фаталистическим отношением к жизни, которое не позволяет контролировать реальные события и их временные рамки. Приведенные критерии довольно поверхностно и схематично от ражают культурное разнообразие. В реальных культурах пересече ние и сочетание отмеченных критериев более сложное и противоре чивое, образует различные варианты и комбинации, оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех носителей дан ной культуры. В результате проявления отмеченных факторов куль тура каждого народа предстает как самостоятельная система, отли чающаяся от других религиозными, нравственными и этническими и другими признаками. 3.4.2. Отношение к межкультурной коммуникации. Осозна ние себя как участника межкультурной коммуникации и опыт межкультурного взаимодействия являются положительными пред посылками, настраивающими коммуникантов на эффективное об щение. Собеседники, которым известно, что они вступают в кон такт с представителем чужой культуры, учитывают это обстоя тельство при выборе коммуникативных средств, и это отчасти облегчает их взаимодействие. Так, носители языка, обладающие опытом межкультурного общения, стараются говорить более чет ко и медленно, избегают использования идиом, специфических слов и выражений, сленга и различных синтаксических конст рукций. Однако в некоторых случаях высокий языковой уровень иностранца вводит в заблуждение носителя культуры и он обра 127 щается к собеседнику как к соотечественнику. Ситуация еще бо лее осложняется, если оба собеседника не информированы о принадлежности друг друга к разным культурам. В этом случае эффективность межкультурной коммуникации зависит от значения факторов этноцентризма, языковой компе тентности, глубины погружения в чужую культуру и т.д. Эффек тивность коммуникации будет значительно сильнее у человека, лично участвующего в межкультурном общении, нежели у тури ста, который наблюдает чужую страну из окна автобуса, контакти руя при этом только с гидом-переводчиком. 3.4.3. Формы межкультурной коммуникации. В процессе межкультурной коммуникации каждый человек одновременно ре шает две важнейшие проблемы — стремится сохранить свою куль турную идентичность и включиться в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем определяет четыре основные формы межкультурной коммуникации: прямую, косвен ную, опосредованную и неопосредованную. При прямой коммуника ции информация адресована непосредственно от отправителя к по лучателю. Она может осуществляться как в устной, так и в пись менной форме. В прямой коммуникации наибольший эффект дости гается посредством устной речи, сочетающей в себе вербальные и невербальные средства. В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизи онные передачи, публикации в газетах и журналах и т.п. Непосредственная и опосредованная формы коммуникации раз личаются наличием или отсутствием промежуточного звена, высту пающего в роли посредника между партнерами. В качестве посред ника может выступать человек, техническое средство. Коммуника ция, опосредованная техническими средствами, может оставаться прямой (разговор по телефону, переписка по электронной почте). При этом только сокращается возможность использования невер бальных средств. •3.4.4. Контекст межкультурной коммуникации. Информа ция, составляющая содержание процесса коммуникации, сущест вует не изолированно, а в неразрывной взаимосвязи с культур ной картиной мира, имеющейся у каждой стороны. В совокупно сти культурная картина мира и коммуникативная информация об 128 разуют контекст процесса коммуникации. В межкультурной ком муникации принято выделять внутренний контекст и внешний контекст. В качестве внутреннего контекста выступает совокупность фо новых знаний, ценностные установки, культурная идентичность и индивидуальные особенности индивида. Сюда же может быть отне сен настрой, с которым коммуникант вступает в общение и который составляет психологическую атмосферу коммуникации. Внешний контекст коммуникации составляют время, сфера и условия общения. Для межкультурной коммуникации важным об стоятельством является место проведения коммуникации, которое определяет фон коммуникативного процесса. Коммуникант, находя щийся на своей территории, чувствует себя более комфортно, чем иностранец, и лучше ориентируется в пространстве собственной культуры. Характер коммуникации на рабочем месте и дома будет различаться по степени углубления в бытовую культуру и влияния личностных факторов. Здесь чаще всего возникает довольно много недоразумений. Например, в русских домах всегда принято держать закрытой дверь в туалет, даже если он свободен, а американцы тра диционно дверь держат открытой, чтобы показать, что туалет сво боден. В результате незнания этой бытовой особенности амери канцы, будучи в гостях в русских квартирах, долго не могут попасть в туалет, думая, что там кто-то находится. Временной контекст, т.е. хронологический период, в котором происходит коммуникативная ситуация, также влияет на ее эффек тивность. В различные периоды времени по-разному складываются взаимоотношения межяу участниками (партнерами) коммуникации. С хронологической точки зрения коммуникация может быть од новременной и разновременной. Одновременной можно считать коммуникацию, которая происходит путем личных контактов, по телефону, Интернету в режиме on-line. Все остальные коммуни кативные ситуации относятся к категории разновременной ком муникации. При контакте культур существует опасность как недооценки, так и переоценки роли контекста в коммуникации. Например, аме риканцы не всегда в достаточной мере учитывают роль контексту альной информации при общении с представителями высококонтек стуальных культур, в результате чего партнеры по коммуникации расценивают их поведение как невежливое и бестактное. Амери канцы, в свою очередь, обвиняют представителей высококонтексту альных культур в нежелании четко и ясно выражать свои мысли и быть правдивыми. 9-4910 129 В целом для межкультурной коммуникации свойственно низко контекстуальное общение, поскольку ее участники интуитивно от дают себе отчет в том, что их партнеры-иностранцы недостаточно хорошо знакомы с инокультурным контекстом. В таких ситуациях необходимо соблюдать чувство меры, состоящее в том, что разъяс нение контекста служило бы целям общения, а не превращалось в избыточные комментарии, обидные для собеседника. 3.5. Аккультурация в межкультурной коммуникации 3.5.1. Формы и способы освоения чужой культуры. Культур ные контакты являются существенным компонентом общения ме жду народами. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, при этом в про цессе взаимодействия каждая из них обнаруживает свою самобыт ность и специфику, взаимно адаптируются путем заимствования их лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями изме нения вынуждают людей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя эти новые элементы в своей жизни. Кроме того, с необходимостью адаптации к новым культурным ус ловиям сталкиваются бизнесмены, ученые и т.п., на непродолжи тельное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой, длительное время живущие в чужой стране иностранные студенты, персонал иностранных компаний, миссионеры, администраторы, дипломаты; наконец, эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место житель ства, переехавшие в другую страну навсегда; они должны не про сто приспособиться, но стать полноценными членами нового об щества и культуры. Обычно добровольные мигранты готовы к этому лучше, чем беженцы, которые не были психологически го товы к переезду и жизни в чужой стране. В результате этого дос таточно сложного процесса человек в большей или меньшей сте пени достигает совместимости с новой культурной средой. Счита ется, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом ак культурации. Понятие и сущность аккультурации. Исследованием про цессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. амери канские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон .и М. Херсковиц. На первом этапе они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих раз ные культуры, который выражался в изменении исходных куль турных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного |