Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 См.: O bergK Op. cit. 139

  • 1 Bock Р.К. Culture Shock. N. Y., 1970. 2 Там же. 141

  • 1 BennetM. (ed.) Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings. Yarmouth, 1998. 143

  • А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации


    Скачать 5.3 Mb.
    НазваниеА. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации
    Дата08.04.2023
    Размер5.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаvvedeniye_v_mk.pdf
    ТипКнига
    #1046642
    страница17 из 36
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36
    1 Weaver R.L. Understanding Interpersonal Communication. Harper Collins College
    Publishers, 1996. P. 159— 160.
    138
    информацию иного культурного окружения, о психологической со­
    вместимости с носителями иной культуры, способности понять и принять их ценности.
    Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от сла­
    бых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и самоубийств. На практике он часто выражается в преувеличенной заботе о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи, психосоматических расстройствах, общей тревожности, бес­
    соннице, страхе. По продолжительности та или иная разновидность культурного шока может развиваться от нескольких месяцев до не­
    скольких лет, в зависимости от индивидуальных особенностей лич­
    ности.
    Разумеется, культурный шок имеет не только негативные послед­
    ствия. Современные исследователи рассматривают его как нор­
    мальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и испытывает стресс.
    Поэтому с начала 1990-х годов специалисты предпочитают гово­
    рить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.
    3.6.2.
    Механизм развития «культурного шока». Впервые под­
    робно описан также К. Обергом, который утверждал, что люди проходят через определенные ступени переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительного уровня адапта­
    ции1. Сегодня для их описания предложена так называемая кривая адаптация (U-образная кривая), в которой выделяются пять ступе­
    ней адаптации.
    Первый этап называют «медовым месяцем»: большинство мигрантов, оказавшись за границей, стремились учиться или ра­
    ботать, были полны энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и в первое время они получают по­
    мощь и могут иметь некоторые привилегии. Но этот период бы­
    стро проходит.
    На втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непо­
    ниманием местных жителей. Результатом может быть разочарова­
    ние, фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются
    1 См.: O bergK Op. cit.
    139
    все симптомы культурного шока. Поэтому в данный период мигран­
    ты пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.
    Третий этап — критический, так как культурный шок достига­
    ет максимума. Это может привести к соматическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на ро­
    дину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культур­
    ные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обза­
    водится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку.
    На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, чело­
    век становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре. Приспособление и ин­
    тегрирование в жизнь нового общества продвигаются весьма ус­
    пешно.
    На пятом этапе достигается полная адаптация к новой культуре.
    Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответст­
    вуют друг другу.
    В зависимости от названных выше факторов процесс адаптации может продолжаться от нескольких месяцев до 4—5 лет.
    Таким образом, получается U-образная кривая развития куль­
    турного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хо­
    рошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.
    Интересно, что когда успешно адаптировавшийся в чужой куль­
    туре человек возвращается на родину, он сталкивается с необходи­
    мостью пройти обратную адаптацию (реадаптацию) к собственной культуре. Считается, что при этом он испытывает «шок возвраще­
    ния». Для него предложена модель W-образной кривой реадапта­
    ции. Она своеобразно повторяет U-образную кривую: первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом на­
    чинает замечать, что какие-то особенности родной культуры кажут­
    ся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь приспосабливается к жизни дома.
    Названные модели не являются универсальными. Например, туристы, в силу кратковременности своего пребывания в чужой стране, не испытывают культурного шока и не проходят адапта­
    ции. Из-за особенно сильной мотивации постоянные переселенцы также адаптируются несколько иначе, ведь им нужно полностью включиться в жизнь нового общества и изменить свою идентич­
    ность.
    140

    3.6.3.
    Факторы, влияющие на культурный шок. Степень вы­
    раженности культурного шока и продолжительности межкультур­
    ной адаптации зависит от многих факторов. Их можно разделить на две группы — внутренние (индивидуальные) и внешние (группо­
    вые).
    В первой группе факторов важнейшими являются индивиду­
    альные характеристики человека — пол, возраст, черты характера.
    Считается, что возраст является критическим элементом адап­
    тации к другому сообществу. Чем старше человек, тем труднее он адаптируется к новой культурной системе, тяжелее и дольше пе­
    реживают культурный шок, медленнее воспринимает модели но­
    вой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и ус­
    пешно, но уже школьники испытывают большие затруднения, а пожилые люди практически не способны к адаптации и аккульту­
    рации.
    Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительность культурного шока. Ранее считалось, что женщины труднее приспо­
    сабливаются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми. Женщины из развитых стран не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами. Даже есть данные о женщинах-американках, согласно которым они лучше, чем мужчины, приспосабливаются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время исследователи счита­
    ют, что более важен для адаптации фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее адаптация. Образование, даже без учета куль­
    турного содержания, расширяет внутренние возможности человека.
    Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он вос­
    принимает новации1.
    В связи с этим учеными был выделен некий универсальный на­
    бор личностных характеристик, которыми должен обладать чело­
    век, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой: про­
    фессиональная компетентность, высокая самооценка, общитель­
    ность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и настойчи­
    вость, эмпатия2. Правда, реальная жизненная практика показыва­
    ет, что наличие этих качеств не всегда гарантирует успех. Если цен­
    1 Bock Р.К. Culture Shock. N. Y., 1970.
    2 Там же.
    141
    ности чужой культуры слишком сильно отличаются от названных свойств личности, т.е. культурная дистанция слишком велика, адап­
    тация будет протекать весьма сложно.
    К внутренним факторам адаптации и преодоления культурного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта человека.
    Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Самая сильная мотива­
    ция — обычно у эмигрантов, которые стремятся переехать на по­
    стоянное место жительства в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры. Высокая мотивация при­
    сутствует и у студентов, которые получают образование за границей и тоже стремятся адаптироваться быстрее и полнее, чтобы достичь своей цели. Намного хуже обстоит дело у вынужденных переселен­
    цев и беженцев, которые не хотели покидать своей родины и не же­
    лают привыкать к новым условиям жизни. От мотивации мигрантов зависит, насколько полно они знакомятся с языком, историей и культурой той страны, куда они едут. Наличие этих знаний, безус­
    ловно, облегчает адаптацию.
    Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной сре­
    де, то этот опыт способствует более быстрой адаптации. Адаптации помогает и наличие друзей среди местных жителей, которые помо­
    гают быстрее овладеть необходимой для жизни информацией. Кон­
    такты с бывшими соотечественниками, также живущими в этой стране, обеспечивают поддержку (социальную, эмоциональную, иногда даже финансовую), но есть опасность замкнуться в узком круге общения, что только усилит чувство отчуждения. Поэтому многие службы, связанные с эмигрантами, пытаются ограничить их проживание в гомогенных национальных группах, так как полагают, что это мешает быстрой адаптации и даже может стать причиной этнических предубеждений.
    К внешним факторам, влияющим на адаптацию и культурный шок, относятся: культурная дистанция, особенности культуры и т.д.
    Культурная дистанция — степень различий между родной культурой и той, к которой адаптируется человек. Важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней, его ощущение культурной дистан­
    ции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутст­
    вия войн или конфликтов как в настоящем, так и в прошлом, зна­
    ние чужого языка и культуры и т.п. Субъективно культурная дис­
    танция может восприниматься как более далекая или более близ­
    кая, чем она есть на самом деле. В обоих случаях культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.
    142

    Особенности культуры, к которой принадлежат мигранты.
    Так, хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять; они очень болез­
    ненно воспринимают неизбежные в процессе адаптации ошибки и незнание. С трудом адаптируются представители «великих дер­
    жав», которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие.
    Условия страны пребывания, насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними. Гораздо легче адаптироваться в плюралистическом обществе, чем в тоталитарном или ортодоксальном, и в обществах, где поли­
    тика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, как, например, в Канаде или Швеции. Нельзя не назвать такие факторы, как экономическая и политическая стабильность в принимающей стране, уровень преступности, от которого зависит безопасность мигрантов, возможность общаться с представителями другой культуры (что реально, если есть общая работа, увлечения или иные совместные занятия, позиция СМИ, которые создают об­
    щий эмоциональный настрой и общественное мнение по отноше­
    нию к другим этническим и культурным группам.
    , .
    Разумеется, культурный шок — сложное и болезненное для человека состояние. Но он свидетельствует о том, что происходит личностный рост, ломка существующих стереотипов, для чего тре­
    буется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека. В результате формируется новая картина мира, осно­
    ванная на принятии и понимании культурного многообразия, сни­
    мается дихотомия мы — они, появляется устойчивость перед но­
    выми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно меняющемся мире, в кото­
    ром все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредственные контакты между людьми.
    3.7. Модель освоения чужой культуры
    М. Беннета1
    Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный во­
    прос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни
    1 BennetM. (ed.) Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings.
    Yarmouth, 1998.
    143
    в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации
    М. Беннет, для этого нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность) — чувственное восприятие и толкова­
    ние культурных различий. Людям важно осознать не сходство меж­
    ду собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультур­
    ной разницы.
    По мнению Беннета, осознание культурных различий проходит несколько этапов. На начальном этапе само существование этих различий обычно не осознается человеком. На следующем этапе другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир, межкультурная чуткость возрастает, человек ощу­
    щает себя членом более чем одной культуры. На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее формирует­
    ся новый тип личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.
    Модель Беннета говорит не просто о начальном, среднем и ко­
    нечном этапах развития, но и подчеркивает изменения, происходя­
    щие на каждом этапе:
    Содержание этноцентристских этапов:
    — отрицание: изоляция; сепарация;
    — защита: диффамация, превосходство, обратное развитие;
    — умаление: физический универсализм, трансцендентный уни­
    версализм.
    Содержание этнорелятивных этапов:
    — признание: уважение к различиям в поведении; уважение к различиям в системе ценностей;
    — адаптация: эмпатия; плюрализм;
    — интеграция, контекстуальная оценка; конструктивная марги- нальность.
    3.7.1.
    Этноцентристские этапы. Под этноцентризмом в куль­
    турной антропологии понимается совокупность представле­
    ний о собственной этнической общности и ее культуре как о
    центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.
    Отрицание. Одной из форм этноцентризма является отрица­
    ние каких-либо культурных различий между народами. Этноцентри­
    стская личность просто не воспринимает существования культур­
    144
    ных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.
    И з о л я ц и я понимается прежде всего как физическая изо­
    ляция народов и культур. Она способствует этноцентризму: если человек не сталкивается с чужими, нет необходимости задумывать­
    ся о культурных различиях. В наши дни практически не может быть полной физической изоляции (разве что найдется неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне возможна относительная изоляция.
    Например, возможна изоляция маленького городка с гомоген­
    ным населением в большой многонациональной стране, где куль­
    турные различия не ощутимы, их выпускают из поля зрения при восприятии окружающего мира. Примером изоляции может быть поведение многих туристов за границей, где они ищут сходство со своей культурой и поэтому замечают только знакомые предметы.
    Так, многие американцы в Японии видят только небоскребы, кафе
    «Мак Доналде» и автомобили. Иными словами, у этих людей не хватает категорий д ля констатации культурных различий. Частичная изоляция может проявляться также в использовании очень широ­
    ких категорий для культурного различия. Так, люди согласны, что есть разница между европейцами и азиатами, но не видят различий между японцами и корейцами и т.п.
    С е п а р а ц и я представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что от­
    личается от собственной культуры. Она выступает как средство со­
    хранения отрицания. В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, полити­
    ческим и другим основаниям, разделяющим людей на многочислен­
    ные и разнообразные группы.
    Например, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе и их материальные условия жизни способствуют расовой дис­
    криминации.
    На первый взгляд, отрицание может показаться приемлемой формой межкультурных контактов, поскольку люди, разделяющие эту позицию, не ищут ссор до тех пор, пока другие держатся от них на расстоянии и ведут себя мирно. На этапе отрицания люди более вежливы, чем на этапе защиты. Но у отрицания есть опасная сто­
    рона — скрытый перевод других, не похожих людей, в другую кате­
    горию, более низкую.
    10-4910
    145

    Важно отметить, что отрицание — это привилегия доминантных групп населения. Членам малых групп, чье отличие отрицается, трудно доказать другим, что оно есть.
    На этапе отрицания лучшим методом формирования межкуль­
    турной чувствительности является организация межкультурных ме­
    роприятий — международных вечеров, недель межкультурного об­
    мена, где можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костю­
    мами, кухней и т.п. Это помогает сформировать более конкретное понимание наиболее общих культурных категорий. Важно просто признать существование межкультурных различий, избегая их обсу­
    ждения, так как слушатели либо проигнорируют такую информа­
    цию, либо отвергнут все объяснения. Когда эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженно­
    сти, что ведет к следующему этапу — защите.
    Защита. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им про­
    тивостоять. Поскольку существование различий признается как ре­
    альный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием.
    Д и ф ф а м а ц и я (клевета) — первая форма защиты, нега­
    тивная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписыва­
    ются каждому члену соответствующей социокультурной группы.
    Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Она может быть неявной, например просьба на семинаре под­
    твердить, что какая-то группа действительно является источником неприятностей. Но есть и более серьезные формы клеветы, когда пытаются рационально обосновать негативные стереотипы, дока­
    зать неполноценность той или иной группы. Именно так действуют разного рода экстремистские организации.
    Движение от диффамации к последующим этапам затруднено из-за развивающейся ненависти, которая порождает тенденцию возврата к отрицанию. Многие люди, осознающие свою нена­
    висть к чужим и понимающие, что это ненормально, предпочита­
    ют вернуться к изоляции, считая это лучшим состоянием для всех. Проблему можно решить, воспитывая культурное самоува­
    жение.
    Защищая свои культурные отличия, человек приходит к чувст­
    ву превосходства, подчеркивания своего высокого культурного статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не является обязательной чертой этого чувства. Чувство превосходства прояв­
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36


    написать администратору сайта