А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации
Скачать 5.3 Mb.
|
85 пространены уважительная, пренебрежительная, шутливая, серьез ная, доброжелательная, озлобленная. Наконец, содержание, функ ции и манеры общения реализуются с помощью стиля общения, ко торый определяет эмоциональную атмосферу взаимодействия парт неров. К наиболее известным стилям общения относят дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, тре бовательный, деловой и др. Исходя из отмеченных признаков, форм и стилей, общение — это процесс взаимодействия между партнерами, в ходе ко торого формируются и развиваются различные виды от но шений между ними, каждого партнера к самому себе и к со вместной деятельности. Наряду с понятием «общение» в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил широкое распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный ап парат социально-гуманитарного знания. Появление нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения по нятий «коммуникация» и «общение», привлекло внимание специа листов из различных областей науки. В результате продолжитель ных споров, дискуссий и обсуждений различных точек зрения сло жились следующие подходы к ее разрешению. Сущность первого подхода состоит в отождествлении обоих по нятий1. В качестве основного аргумента этой точки зрения выдвига ется этимологическая и семантическая тождественность понятий «коммуникация» и «общение». Этимологически термин «коммуникация» образован от латин ского слова «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться». В других языках содержание понятия «ком муникация» остается приблизительно таким же. Так, в английском языке коммуникация означает сообщение, связь, средство обще ния, общение. Во французском языке этот термин понимается как связь, сообщение, соединение. В немецком языке — как связь, со общение. Поэтому, исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», сторонники этой точки зрения понима ют его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь русское слово «общение» также обо значает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональ ными переживаниями между людьми. В обоих случаях сторонни 1 См. работы JI.C. Выготского, В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева и др. 86 ки данного подхода не видят принципиальной разницы в содержа нии понятий «общение» и «коммуникация», поэтому они равно правны. Второй подход основывается на разделении понятий «комму никация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «общение» и «коммуникация» — пересекающиеся, но несинонимичные поня тия. Различие между коммуникацией и общением заключается по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, т.е. практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных со общений. Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъ- ектно-объектная связь, где субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соответствии с этим поступать. Та ким образом, коммуникация является однонаправленным процес сом: информация передается только в одну сторону. Общение, на против, представляет собой субъект-субъектную связь, при кото рой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседни ки, соучастники общего дела»1. В общении информация циркули рует между партнерами, поскольку они равно активны, следова тельно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двуна правленный характер. Коммуникация — монологична, обще ние — диалогично. Близкую позицию данному подходу занимает известный соци альный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, «общение» — ка тегория более широкая, чем «коммуникация». Она предлагает вы делять в структуре общения три взаимосвязанных стороны: • коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая заключается в обмене информацией между общающимися ин дивидами; • интерактивную, заключающуюся в организации взаимо действия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, основывающими ся на учете личностных характеристик партнеров; 1 См.: КаганМ.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С. 143— 146. 87 • перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и достижения на этой основе взаимопонимания и сближения представите лей различных культур1. В рамках второго подхода особую точку зрения сформулировал А.В. Соколов2. Его позиция заключается в том, что общение — это одна из форм коммуникационной деятельности. Основу выделения этих форм составляют целевые установки партнеров по коммуника ции, в соответствии с которыми возникают три варианта отношений участников коммуникации: • субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть собственно об щение; • субъектно-объектное отношение, свойственное коммуникаци онной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воз действия, как средство достижения своих целей; • объект-субъектное отношение, свойственное коммуникатив ной деятельности в форме подражания, когда реципиент це ленаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний может даже не осознавать сво его участия в коммуникационном акте. Типичным способом реализации коммуникативного общения яв ляется диалог двух собеседников, а способами управления и подра жания — монолог в устном, письменном и поведенческом виде. Вполне очевидно, что в данном случае коммуникация рассматрива ется как понятие, более широкое, чем общение. Наконец, третий подход к проблеме соотношения общения и коммуникации основан на понятии «информационный обмен». Этой точки зрения придерживаются те ученые, которые считают, что об щение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Данные процессы охватывают весь общественный организм, про низывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Причем вербальные (словесные) средства обмена составляют лишь небольшую часть информацион ного обмена в обществе, а большая часть обмена информацией 1 См.: Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельно- сти//Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.; Астафурова Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации. Волгоград, 1997; Юсупов ИМ. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 2 См.: Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. С. 24— 28. 88 осуществляется в невербальных формах — с помощью невербаль ных сигналов, вещей, предметов и материальных носителей куль туры. Последние позволяют передавать информацию и в простран стве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на уста новление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, понятие «коммуникация» является более общим по отношению к понятию «общение». Чтобы понять соотношение и взаимосвязь этих понятий, следует установить специфические особенности каждого из них. Понятие «коммуникация» в наши дни рассматривается в самых разных аспектах. В предельно широком смысле коммуникация по нимается как средство связи любых объектов материального мира, т.е. как производство сообщений и обмен ими1. Знакомство с раз личными энциклопедическими изданиями показывает многообразие значений понятия «коммуникация». В них коммуникация понимает ся как отношения между людьми, как взаимопонимание, системный процесс обмена информацией и др.2 Однако контекст всех значений термина «коммуникация», по существу, остается один: коммуника ция — это различные виды связей между людьми. Среди всего множества интерпретаций данного термина суще ствует его понимание как процесса направленной связи между людьми. Благодаря этой связи происходит целенаправленный обмен мнениями, действиями, предметами, участие в тех или иных формах коллективной деятельности, совместное времяпрепровождение, нравственные, религиозные и другие отношения, являющиеся необ ходимой предпосылкой человеческой жизни. В общей совокупности указанных взаимосвязей и взаимодейст вий человек выступает одновременно как в роли субъекта, так и в роли объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет свое отношение к нему, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной проблемы. При этом он одновре менно остается объектом познания со стороны своего партнера. Партнер адресует к нему свои чувства, намерения и старается на него повлиять и достигнуть каких-то результатов, а он принимает послания избирательно, в соответствии с определенными правила 1 См.: Орлов ЮМ. Общение. Лекция по психологии. М., 1997. С. 5 2 См.: ЗемляноваЛ.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информа ционного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 91 —92. ми и нормами. Наличие такого встречного взаимопонимания и взаимовлияния партнеров друг на друга и отличает коммуникацию от простого общения. Коммуникация имеет место в общении, поскольку обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информа ции и обмен ими, но она не сводится только к такому ее понима нию. Понимание коммуникации только как процесса обмена инфор мацией не объясняет специфики феномена коммуникативной дея тельности в области человеческих отношений. В этом случае в ком муникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью. Как справедливо отмечает немещ<ий социолог X. Райманн: «... под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание»1. Безрезуль татная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, примитивную форму общения, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за Райманном мы будем интерпре тировать коммуникацию прежде всего как «взаимопонимание». Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопони манию, мы будем называть «коммуникативным процессом». В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «де лать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь пере дать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи. В понятии «коммуникация» раскрывается та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но взаимопони мание партнеров и организацию ими совместных действий, позво ляющую им реализовать общую для них деятельность или цель. Та кой подход исключает отождествление общения и коммуникации. Коммуникация реализуется в процессе совместной деятельности людей, в ходе которой вырабатываются совместные формы и нормы культуры. Исходя из представленных подходов и точек зрения, коммуни кация — это социально обусловленный процесс обмена инфор мацией различного характера и содержания, передаваемой це ленаправленно при помощи различных средств и имеющей сво ей целью достижение взаимопонимания между партнерами и осуществляемый в соответствии с определенными правилами и нормами. 1 ReimannH. Kommunikationssysteme. UmrisseeinerSoziologiederVermittlungs — und Mitteilungsprozesse. Tflbingen, 1968. S.75. 90 Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» — час тично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как общие, так и отличительные признаки. Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличитель ные признаки выражаются в различных объемах и содержании этих понятий (узком и широком). Общение — это наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных контактов людей, включая и простые формы взаимодействия. Мы будем исхо дить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и ин формацией, направленный на достижение взаимопонимания и воз действия друг на друга партнеров по коммуникации. В то время как общение — это процесс обмена познавательной и оценочной ин формацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности че ловека в контакте с другими людьми. 3.2. Основные формы коммуникации Общение людей в жизни также безгранично и разнообразно, как само человеческое общество. Это разнообразие находит свое отражение в различных формах, типах и видах коммуникации. В со временной коммуникативистике выделяются следующие формы коммуникации: межличностная, внутригрупповая, массовая и межкультурная. М е ж л и ч н о с т н а я коммуникация означает процесс обме на сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими инди видами, вступившими в контакт друг с другом. Определяющим фак тором межличностной коммуникации являются межличностные от ношения, которые складываются в результате самых разных кон тактов людей с окружающим миром и способности людей эмоцио нально воспринимать друг друга. Данная форма коммуникации иг рает главную роль в социализации человека. Межличностный характер коммуникации предполагает, что здесь имеет место непосредственное общение небольшого числа людей, находящихся в пространственной близости и имеющих возможность осуществлять обратную связь. Она всегда личност- но ориентирована, поскольку основывается на том, что каждый участник признает уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, личност ные характеристики и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание. 91 Как и все другие формы коммуникации, межличностная комму никация может быть эффективной или неэффективной. Многие ис следователи отмечают, что степень эффективности меняется в за висимости от ситуации общения. Так, например, можно быть ус пешным коммуникатором в общении со сверстниками или коллега ми и потерпеть неудачу в общении с людьми другой возрастной группы или иного социального положения. Можно достичь успеха в общении с представителем своего пола и потерпеть неудачу во взаимодействии с человеком противоположного пола. Специальные исследования вопроса эффективности коммуникации позволили сделать вывод, что эффективная межличностная коммуникация представляет собой систему конкретных действий, умений и навы ков, которые не являются врожденными, им следует учиться. Ис кусство межличностной коммуникации определяется тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия. Общий уровень необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков выражается в понятии «коммуникативная компе тентность». Коммуникативная компетентность складывается из сле дующих психологических качеств: • способности человека прогнозировать коммуникативную си туацию, в которой предстоит общение, ориентироваться в си туации, в которой он оказался; • коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную тактику и реализовать коммуникативный замысел; • способности разбираться в самом себе, собственном психоло гическом потенциале и потенциале партнера; • владения навыками самонастройки, саморегуляции в процес се общения, включая умения преодолевать психологические барьеры, эмоционально настраиваться на ситуацию, распре делять свои силы в общении. В н у т р и г р у п п о в а я форма коммуникации представляет собой совокупность различных видов общения, происходящих в ма лых группах. Численность малых групп составляет от 2—3 до 20—30 человек. Оптимальный объем малой группы обычно со ставляет 10— 15 человек. К числу таких групп относят семью, про фессиональный коллектив, компанию друзей и т.п. Практически жизнь каждого человека с самого начала протека ет в малых группах. Поэтому он постоянно испытывает на себе их влияние, через них в значительной степени получает информацию о 92 внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономер ности, присущие межличностной коммуникации, однако ей свойст венны также специфические особенности, к которым относятся со вокупность позиций членов группы относительно получения и хра нения значимой для группы информации; групповое влияние и сте пень идентификации человека с группой; механизм принятия груп повых решений и т.д. Данная форма коммуникации выступает как побудительная сила, организующая совместные действия группы, в которых каж дый член группы выполняет свою часть деятельности и тем самым становится членом коллективных действий. При этом результат со вместных действий становится совокупным результатом усилий ка ждой конкретной личности. Групповая коммуникация должна осно вываться на единых знаниях, сходных волевых усилиях, мобильно сти стремлений, социальной ценности результатов коммуникации. Ее значение заключается в том, что она формирует внутригруппо вое согласие, обеспечивает согласованность действий, формирует особую культуру группы. В малых группах коммуникация осуществляется одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Коммуникации между руководителями и подчиненными преимущественно происхо дят сверху вниз. Информационное воздействие, которое преоблада ет в таких коммуникациях, строится как по общим, так и по специ фическим принципам и правилам, предполагающим их знание, уме ние ими пользоваться и наличие соответствующего опыта коммуни кации. М а с с о в а я коммуникация представляет собой взаимодейст вие различных социальных субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией с помощью специальных техничес ких средств, в результате чего в процессе коммуникации участвуют одновременно большие группы людей. Ее отличительными чертами являются наличие технических средств, обеспечивающих регуляр ность и тиражирование информации; большая социальная значи мость информации, способствующей формированию мотивирован ности участников коммуникации; массовость, анонимность и рас средоточенность субъектов коммуникации; многоканальность и ва риативность средств коммуникации. Появление массовой коммуникации было вызвано созданием таких технических средств, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети. Это обстоятельство обусловило |