Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Abstract.

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница35 из 105
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   105

    ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



    В.М. Мордовина

    Научный руководитель – И.Н. Бутова Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: v.m.1502@mail.ru

    e-mail: madam.butova2013@yandex.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются погребальные традиции и особенности похоронных обрядов у древних греков.

    Ключевые слова: похороны, погребальные традиции, похоронные обряды, Древняя Греция, древнегреческая культура.

    FUNERAL TRADITIONS IN ANCIENT GREECE



    V.M. Mordovina Scientific supervisor I.N. Butova

    Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: v.m.1502@mail.ru

    e-mail: madam.butova2013@yandex.ru
    Abstract. The article describes the funeral traditions and features of funeral rites among the ancient Greeks

    Keywords: funeral, funeral traditions, funeral rites, Ancient Greece, ancient Greek culture.
    Представления древних греков оказали огромное влияние на склад воззрений и идей народов, которые сменили их в историческом ходе европейской культуры и впитали в свои религии элементы и образы греческой религиозной и философской мысли.

    Взгляды на смерть у древних греков неузнаваемо менялись с течением времени, однако погребальные традиции оставались постоянными в течение многих столетий. Они воспринимались в качестве дани почившим и выражением тоски их близких, которые боялись гнева богов за невыполнение давно установленных обычаев.

    Различный археологический материал даѐт возможность проследить развитие представлений о загробном существовании у греков от грубых и первобытных стадий до возвышенного учения о бессмертии человеческого духа.

    Погребальные традиции Древней Греции зафиксированы в археологических исследованиях, литературном творчестве и произведениях древнегреческого искусства. К сожалению, информации о похоронных обрядах у древних греков гораздо меньше, чем у древних римлян. Поэтому любые находки, связанные с обрядами захоронения, представляют собой огромную ценность для всей древнегреческой культуры [1].

    В период траура греки одевались в наряды тѐмных оттенков. В каждом из полисов были свои особенности скорби по умершим. Например, в Аргосе

    траурным цветом был не чѐрный, как во всей Греции, а белый. Также были отличия и во времени, которое отводилось на оплакивание усопших. Так, в Аргосе и Афинах траур продолжался в течение целого месяца, а в Спарте только двенадцать. Однако тоска по ушедшим не завершалась после окончания официального периода скорби. Их память чтили, совершая щедрые жертвоприношения в честь богов в особенные даты. Первую из жертв приносили уже спустя три дня после смерти, прямо над местом погребения, вторую через девять дней. В определѐнные дни родственники ушедшего приносили на его могилу жертвенные угощения и напитки. В некоторых регионах Древней Греции на могилах даже совершали убийства жертвенных животных [2].

    Забота о почивших рассматривалась как долг, возложенный богами на людей и обязательный для родственников почившего. Все обязанности живых в отношении мѐртвых исчерпываются совершением погребения. Совершение похоронного обряда было настолько сознаваемо, как долг религиозного чувства, что и во время войны, победители всегда разрешали врагам погребать павших на поле битвы, никогда не было отказа в перемирии для этого. В Афинах действовал закон, который гласил о том, что если покойника некому хоронить или его близкие по какой-либо причине отказываются это делать, то обязанности по его захоронению переходят к демарху (представителю определѐнной территориальной единицы). Считалось, что оставление усопшего без погребения станет для него тяжѐлым грехом, карой за который будет недопуск в мир мѐртвых и вечное скитание среди живых.

    В чѐм же состоял сам похоронный обряд у древних греков? Покойника обмывали, умащали, одевали в чистые одежды и клали на ложе. Также существовал обычай подкладывать под тело почившего пахучее растение орегано и ствол виноградной лозы, разломанный на четыре части. Тело покойного размещали в ближайшей к входу комнате, ногами к дверям. Рядом с гробом расставляли сосуды с маслами и благовониями. У дверей комнаты ставили кувшин с водой, принесѐнной из другого дома, чтобы ей могли очищаться уходящие из обиталища, осквернѐнного присутствием мертвеца. Ещѐ на двери дома вешали ветвь кипариса. Для прохожих это был знак о том, что здесь находится тело ушедшего. Голову почившего украшали венком и повязками, а в руки клали медовую лепѐшку, которая была средством укрощения Цербера, охраняющего проход в царство Плутона.

    Покойник был выставлен на целые сутки. Обязанность по оплакиванию ложилась на ближайших родственниц. Его тело находилось под тщательным контролем, важно было не допустить нарушения его неприкосновенности. На утро третьего дня совершалось погребение. Проходила целая торжественная процессия, во время которой умершего несли на место захоронения. В ней принимали участие все родственники. Также было принято приглашать и профессиональных плакальщиц.

    Самым простым и частым способом погребения было сожжения покойника. Однако современные раскопки в местах греческих поселений доказывают, что ингумация (размещение тела умершего в земле и закапывание

    его грунтом) была распространена на том же уровне, что и кремация. В случаях сожжения кости и прах умершего собирались в урну его сыном. Еѐ закапывали в землю и воздвигали на этом месте памятник. При ингумации в гроб клали различные предметы быта, оружие и драгоценности, которые на данный момент представлены в музеях по всему миру. Во рту ушедшего размещали монету, считавшуюся оплатой за перемещение души покойника через реку Стикс, совершаемое с помощью Харона.

    Гроб представлял собой святое и неприкосновенное место, которое охраняли родственники и близкие люди ушедшего. При погребении на него совершалось возлияние вина, масла и мѐда. До наших дней дошѐл обычай украшать места захоронения цветами. После похоронного обряда его участники собирались на трапезу, хозяином которой считался почивший. Ему возносились различные похвалы. Также исполнялись особые мелодии на лире, которые воспринимались как развлечение души усопшего.

    При отсутствии возможности захоронения покойника по всем установленным обычаям необходимо было хотя бы закидать его тело грунтом, чтобы избавить его душу от вечных скитаний по миру живых.

    Неисчерпаемый по своему богатству материал на тему погребальных обычаев представляет вазовая живопись греков. В гробницах сохранились вазы, которые имели место в похоронных обрядах и многие изготавливались специально для этого. Живопись на вазах раскрытая книга образов, наполнявших греческое сознание.

    На многих вазах и рельефах воспроизведены сцены, как похоронных обрядов, так и почитания умерших. На них показаны моменты погребения, оплакивания, приношения на гроб плодов, лепѐшек и возлияний. Именно изображения на них поспособствовали столь подробному изучению археологами и историками данного вопроса [3].

    Рассматривая эту тему, можно заметить, что некоторые из похоронных обрядов и погребальных обычаев Древней Греции существуют и в наше время. На основе этого можно сделать вывод о том, что преемственность древнегреческой культуры европейскими народами не обошла стороной и традиции захоронения и почтения памяти умерших.
    Список литературы

    1. Тухи П. «Смерть и погребение в древнем мире» / Тухи П., Джадж Г. // Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима. М.: Весь мир, 1999.

    2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина.

    М.: Высш. шк., 1988.

    1. Кулаковский Ю.А. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. Киев, 1899.

    2. Никитюк Е.В. Быт античного общества. Учебно-методическое пособие по спецкурсу // Погребальные обычаи и обряды в Греции и Риме. СПб, 2005.
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   105


    написать администратору сайта