Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • Abstract.

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница31 из 105
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   105

    СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ СКОПИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ



    П.В. Лубягина

    Научный руководитель – В.Н. Климова Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: porina.tyan@gmail.com e-mail: klimova.vn@yandex.ru
    Аннотация. В статье рассматривается приемы и способы декорирования скопинских керамических сосудов.

    Ключевые слова: скопа, образ, полива, кугман, «строчка», «синюшки».

    METHODS OF DECORATING SKOPIN PRODUCTS



    P.V. Lubyagina

    Scientific supervisor – V.N. Klimova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: porina.tyan@gmail.com

    e-mail: klimova.vn@yandex.ru
    Abstract. The article discusses the techniques and methods of decorating Skopin ceramic vessels.

    Keywords: osprey, image, poliva, kugman, «line», «blue».
    Скопинский художественный промысел по своему характеру и специфике изображения декоративного рисунка относят к народному «примитиву». Сосуды, созданные скопинскими мастерами, относятся к архитектурным. В музеях собраны различные формы и образы изделий, из-за которых создаѐтся ощущение, что скопинский промысел это небольшая сказочная страна. Образы Скопина традиционны для народного мировоззрения. Одним из самых

    известных образов в изделиях - это образ птицы. Самый известный персонаж - царь-птица Скопа, которая и дала название городу, где был основан промысел. Часто встречались образы двуглавых орлов, мудро-задумчивых петухов[1] и многие другие. Двуглавый орел часто использовался в народном искусстве посадов. Также были медведи, львы, своеобразные обезьянки, стилизованные образы людей и грустные рыбы. Образ Льва был особенно любим народными мастерами, его часто изображали в росписи. В народе образ барана связывали с плодородием, а также с солярной символикой. Использовали в работах образы таких мифологических существ, как Полканы (получеловек, полулошадь), сказочных богатырей и полулесных жителей, сильных и крепких по телосложению существ.

    Полкан был частым героем лубочных картинок. Также одним из мифологических существ, часто используемых на различных изделиях, был дракон, изображаемый на лубочных картинках, различных флягах и старинных изразцах. Скопинские мастера, объединив различные образы народного искусства, создали свой особенный промысел. Архитектурные сосуды Скопина имели свою специфику. Квасники и кумганы с ножками в виде постаментов и горловинами, которые были визуально похожи на колонны композитного ордера или на колонны, используемые в убранстве ярославских храмов, с крышками – как ярусные кровли и венчающими их фигурками – птичками или зверушками[1]. Тулово сосудов часто сравнивали с частью «организационного» выстроенного архитектурного пространства, в котором гармонично смотрелись маскароны.

    Со временем оформление скопинских изделий усложнилось, этому способствовали новые приемы декорирования. В новом способе украшения было использовано ещѐ больше элементов декора, но при этом изделие не казалось вычурным, а оставалось совершенным и законченным. Какой именно будет орнамент на изделии, зависело от самой глины и еѐ свойств: вязкой податливости, мягкости в переходах. Орнамент вылепливали в теле сосуда или на нѐм. Вручную и при помощи инструментов создавали пояски, углублѐнные или выступающие на поверхности изделия, гладкие или узорные. А для того, чтобы орнамент можно было делать быстрее и чѐтче, гончары использовали подручные материалы, это были простой формы штампы, а иногда и просто заостренные палочки. Чередование различных элементов создавало полноценный образ, который придавал индивидуальность изделию. Благодаря этому изделия приобретали торжественный, праздничный облик. Кувшин для праздничного стола, пасочница для торжественного блюда, рукомой для гостей, украшенные оборками по краю [1], покрытые яркими глазурями.

    Мастера для украшения своих изделий, достаточно сложных по декоративному строю, использовали геометрический орнамент. Геометрический орнамент использовался достаточно простой и строгий, из-за чего он прекрасно сочетался со скопинскими ассиметричными формами: кувшинами, рукомоями и архитектурными сосудами, украшенными лепниной, квасниками и кумганахами. В сосудах сочетался линейный принцип (геометрические элементы) и живописный (сама форма изделия, цвет глазури и характер нанесѐнного орнамента). Скопинские мастера на своих изделиях не

    использовали растительный орнамент, так как считали, что он смотрится чужеродно и разрушает образ. Элементы орнамента, используемые для декора: ромбы, «строчки», зубчики, линии, прямые и волнистые, кружочки, ямочные и скобчатые орнаменты. Также часто использовали стилизованные

    «лепестковые» и «лучистые» розетки и овалы-медальоны с узором «ѐлочка».

    Для декорирования простых бытовых изделий, например, бальзамок (сосудов для хранения масла или керосина), мастера ограничивались двумя- тремя «строчками». «Строчкой» называли тонкий поясок рубчатого наката, наносили его при помощи колѐсика, похожего на часовую шестерню. Именно этот элемент узора – «строчка», мастера считали одним из самых простых, но в тоже время и выразительных орнаментов, который с легкостью преображал любое глиняное изделие. Применяли орнамент достаточно часто как отдельный узор, так и комбинируя с остальными, вследствие чего «строчка» стала одной из характерных черт промысла Скопина. Условно можно сравнить его декоративное значение для сосуда с архитектурным орнаментом

    «поребриком» и «бегунцом» – на стенах и барабанах древнерусских храмов, с его ритмом «ступенчатого» движения[1].

    Скопинские мастера всегда старались улучшить и дополнить облик сосуда, уводя его от простой силуэтности, орнаментом. При помощи рельефного орнамента мастера пытались придать сосуду живописный облик и передать движение формы. Результат у всех мастеров был разный, так как у всех был разный уровень мастерства.

    Кроме праздничных сосудов в скопинском промысле всегда присутствовали и простые бытовые предметы без каких-либо ярко выраженных украшений. Для создания законченного образа скопинские мастера покрывали свои изделия глазурями. Перед окончательным обжигом мастера обмазывали сосуды дегтем и посыпали порошками цветной свинцовой глазури или поливали их заранее разведѐнным в воде порошком.

    Также отличает мастеров особое чувство цвета скопинского промысла. При декорировании сосудов мастера использовали глазури разных цветов. Снаружи сосуд могли покрывать вишнево-коричневого или сочного желто- охристого цвета различных оттенков, поэтому легко представить, как выигрышно он будет смотреться на малахитовом фоне внутренней поверхности, когда зрительно вступит с ним во взаимодействие. Помимо этого, мастер мог свободно, подобно живописцу, набросать то тут, то там на поверхности сосуда, среди оттенков одного цвета, «мазки» другого – сочного и активного цвета. Например, на благородном бордовом – зеленые и желтые, или на зеленом желтые и оранжевые. С одной стороны, это была уже более сложная игра цветовых сочетаний, а с другой – очень органичная, подобно нежной весенней зелени различных тонов, где то тут, то там вспыхивают пятна желтоватые, красноватые, сиреневатые от цветущих или распускающихся кустарников и деревьев. Вот и при взгляде на скопинские изделия возникает чувство, которое сродни удивлению перед красками мира в мастерской

    «Природа»[1].

    На черепках светложгущейся глины мастера Скопина использовали технику глазурирования – обварной узор – пятнистый с коричневатыми

    кругами, напоминающий лепѐшку. Этот эффект достигался за счет того что еще не остывшие после обжига изделия окунали в мучную болтушку, она заполняла поры черепка, укрепляя его и украшая.

    Кроме обварного узора применяли томление или задымление. Томление – обжиг в восстановительной среде без доступа кислорода в коптящем пламени. Такой метод давал красивые чѐрные оттенки. Сосуды называли «синюшками», они были более прочные, декоративно украшенные и водонепроницаемые. Работая над совершенствованием технологии изготовления глазурей, гончары разрабатывали свои собственные способы глазурования изделий. Мастера сумели вывести идеальную совместимость различных цветов глазурей, что обогатило скопинскую керамику и радовало покупателей новыми эффектами на изделиях. Особенно эффектен цвет глазури на рельефной поверхности. Благодаря этому можно сказать, что это повлияло на декоративную часть сосудов, украшение поверхностей лепным и графическим орнаментом.
    Список литературы

    1. Алейникова, Ю. «Огонь, мерцающий в сосуде» / «Наше Наследие» 82.: официальный сайт. Москва, 2007. URL http://nasledie-rus.ru/podshivka/8211.php (дата обращения 25.02.2021).

    2. Соколова, Е.В. Скопинская керамика – URL: http://cnt-ryazan.ru/cultural- heritage/texts/2012/skopinskaya-hudojestvennaya-keramika.html (дата обращения 13.01.2021).


    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   105


    написать администратору сайта