Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница28 из 105
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   105

    СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАРОДНОГО


    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
    М.В. Красницкая

    Научный руководитель – М.В. Шулика Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: mashylka80asp@bk.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются аспекты декоративно-прикладного искусства России. Автор удачно раскрывает современное состояние декоративно-прикладного искусства Белгородской области, рассматривает существующие промыслы на территории области. Также автор проанализировал наличие программ в некоторых областях России – Курской, Брянской, Смоленской и Новосибирской.

    Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, Белгородская область, Новосибирская область.

    CURRENT STATE OF FOLK DECORATIVE AND APPLIED ARTS IN RUSSIA



    M.V. Krasnitskaya Scientific supervisor М.V. Shulika

    Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: mashylka80asp@bk.ru
    Abstract. The article examines aspects of the decorative and applied art of Russia. The author successfully reveals the current state of the arts and crafts of the Belgorod region, examines the existing crafts on the territory of the region. The author also analyzed the availability of programs in some regions of Russia - Kursk, Bryansk, Smolensk and Novosibirsk.

    Keywords: decorative and applied arts, folk crafts, Belgorod region, Novosibirsk region.
    Одним из направлений деятельности современного общества можно рассматривать использование и пропаганду духовно-нравственных и культурных ценностей. Область внедрения этих ценностей не должна ограничиваться социальной, образовательной или личностной категорией. Она должна затрагивать все смежные области при этом неразрывно быть связанной с процессом воспитания, становления и развития подрастающей личности.

    Одним из направлений, через которое эти процессы возможны, мы считаем декоративно-прикладное творчество, которое имеет многовековые традиции. Еще вначале ХХ века повсеместно были распространены гончарство, ткачество, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, бондарное ремесло, уходящее своими истоками в XII - XV века. Наивысшего расцвета ремесла достигают во второй половине XIX века, когда происходит четкое определение места бытования традиционного народного промысла. Следует отметить, что декоративно-прикладное искусство не зависимо от временных рамок бытования, является неотъемлемой частью культуры народа.

    Не исключение была и есть Белгородская область, на территории которой существовали ткачество, бондарное и колесное ремесло, скорняжный промысел, иконописный промысел и изготовление окладов для икон, винодельный промысел. Несмотря на разнообразие существующих промыслов, одним из самых древних можно считать гончарное производство и как сопутсвующее – это изготовление народной игрушки-свистульки.. Основными центрами считались Старый Оскол, Борисовка, с. Орлик, с. Велико- Михайловка, с. Шопино (Шебекинского района). По свидетельству археологов многие игрушки, найденные на территории края можно датировать периодом каменного века.

    Основными образами были звери и птицы – овечка, коровка, курочка, гусь, петушок, которые вызывали у ребенка только положительные чувства: любовь, сострадание, воспитывали доброту и отзывчивость.

    При анализе имеющихся образцов народной игрушки ХІХ века мы можем увидеть скифские традиции, которые выражены по-своему. Так, например, многие игрушки изображены в профиль, формы фигурок замкнуты и

    неподвижны. Они не одинаковы по точности воспроизводства: одни передают детали очень точно, другие более условно. Все игрушки безобидны, добродушны: никто из них не нападает, не имеет грозных поз. К концу XII - началу XIII вв. замечены игрушки с христианской символикой. Вплоть до нашего времени на некоторых игрушках сохраняется языческие элементы - бугорок с отверстием.

    Огромную популярность приобрели старооскольские глиняные игрушки, которые еще в начале ХХ века лепили сестры Гончаровы. При лепке игрушки они формировали внутреннюю полость «морковкой», в то время как их мама эту полость делала, используя технику «вареника» [2]. Изначально старооскольская игрушка была поливной, со временем на основе традиционной пластики стариной глиняной игрушки появляется несвойственная техника декора (частичное глазурование, роспись жидкими глинами), а также применяются анилиновые краски. На формирование современной старооскольской игрушки оказали влияние курская и тульская школы народного мастерства [3].

    Расширяя границы локальных школ народного мастерства гончарства и народной глиняной игрушки Белгородчины, хотелось бы более глубоко исследовать историю возникновения ремесленной слободы Борисовки, расположенной почти на границе с Украиной. Предприимчивый и практичный владелец этих земель - граф Шереметев Б.П. – выбирал и расселял ремесленный люд, всячески поощряя развитие ремесел и промыслов. Прекрасные залежи местных глин обусловили развитие в слободе Борисовка гончарного производства, а, следовательно, как дополнительное производство игрушки. Борисовская игрушка имеет свои конструктивные особенности: она стоит на трех точках опоры (две передние - ноги в виде бугорков и хвостик-свисток). Силуэт игрушки вписывается в равнобедренный треугольник, поставленный на одном из его катетов [1].

    Особое декоративно-прикладное искусство существовало в Борисовке – иконописный промысел и оформление окладов икон. На территории Шебекинского и Борисовского районов в XIX веке было распространенно лозоплетение. Из лозы мастера изготавливали бытовые предметы, мебель.

    На данный момент на территории Белгородской области существуют программы, направленные на развитие и поддержание декоративно- прикладного искусства, организуются фестивали и смотры. Далеко за пределами Белгородской области известен фестиваль «Хотмыжская осень».

    Анализируя современное состояние декоративно-прикладного искусства России, мы выяснили, что аналогичные программы, направленные на сохранение промыслов существуют не только в нашей области. Так, например, в Рязанской области действует Региональная целевая программ «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Рязанской области». В программе предусмотрено обеспечение мер государственной поддержки народных художественных промыслов, которые находятся в тяжелом финансовом положении. Данная программа защищает народные коллективы от распада, создают условия для подготовки высококвалифицированных кадров в

    сфере народного искусства.

    В некоторых областях России отсутствуют целевые программы в сфере народного декоративно-прикладного искусства. Например, Курская область испытывает нехватку специалистов, которые могли бы работать в Домах творчества, Домах ремесел. Плохо обстоят дела в Смоленской и Брянской областях, так как в этих областях полностью отсутствуют целевые и региональные программы, направленные на сохранение промыслов и декоративно-прокладного искусства.

    Интересные программы в области декоративно-прикладного искусства реализуются в Новосибирской области. В данной области реализуется концепция «Сохранение, восстановление и развитие нематериальной культуры Новосибирской области». В рамках реализации концепции разработано сохранение разнообразных видов традиционной культуры народов, внедрение элементов традиционной культуры в современную жизнь горожан; поддержка мастеров, работающих в области прикладного искусства. Для реализации этих параметров из бюджета области производится финансирование, открываются Дома ремесел, организован сбыт сувенирной продукции, заключены договоры с Китаем по организации рынков сбыта производимой продукции [4, c. 7].

    Таким образом, мы можем констатировать, что проблемы в области народного декоративно-прикладного искусства должны решаться с учетом экономических, этнических и искусствоведческих аспектов. Декоративно- прикладное искусство является частью более общего явления народной культуры, которая в общепринятом понимании трактуется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных этносом.
    Список литературы

    1. Вагнер, Г.К. Проблемы жанра и древнерусское искусство / Г.К. Вагнер. – М.: 1974. 126 с.

    2. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Учеб. пособие / М.С. Жиров. Белгород, 2000. – 266 с.

    3. Ковалевская, Н. Тавологская глиняная игрушка / Н. Ковалевская. Екатеринбург, 1995. 17 с.

    4. Концепция программы «Сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов России на 2009 – 2015 годы»



    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   105


    написать администратору сайта