КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
КНИЖНОЕ ДЕЛО В ДРЕВНЕЙ РУСИО.А. Козачкова Научный руководитель – Л.И. Переславцева Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: okozachkova@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается история возникновения и развития книжного дела в Древней Руси. Ключевые слова: рукопись, книги, история книги, Новгород, береста, грамота, псалтирь, книжные центры. BOOK BUSINESS IN ANCIENT RUSSIAO.A. Kozachkova Scientific supervisor – L.I. Pereslavtseva Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: okozachkova@yandex.ru Abstract. The article deals with the history of the origin and development of the book business in Ancient Russia. Keywords: manuscript, books, history of the book, Novgorod, birch bark, literacy, psalter, book centers. Развитие книжного дела на Руси, прежде всего, стоит связывать с Крещением Руси в 988 году. До этого исторического события книги, несомненно, существовали, но были явлением исключительным. В 2000 году во время раскопок в Новгороде экспедицией были обнаружены несколько дощечек, покрытых воском. Эту находку ученые назвали «Новгородская псалтирь». Навощенные дощечки для письма называются «Цера», на них делали записи с помощью «писало», на одной стороне которого было острие для письма, а на другой тупой конец для исправления ошибок. Применялось «писало» как по цере, так и по бересте. Возвращаясь к новгородской находке, в ходе долгих реставрационных работ удалось установить, что она была написана в начале 990-х – конце 1010-х годов. Кроме этой находки в 1951 году там же, в Новгороде, были обнаружены первые берестяные грамоты. Техника писания на бересте позволила этим артефактам сохраняться веками. Самые ранние грамоты датированы 30-ми годами XI века. [1, c. 18] Берестяные грамоты позволили историкам расширить знания о повседневной жизни людей. До их обнаружения информацию в основном получали из летописей и каких-либо документов. Грамота показала им повседневную жизнь. Люди брались за письмо, исходя из своих повседневных потребностей, возможно, им требовалось написать письмо, список продуктов или другую информацию. Летописи либо исторические документы показывают нам глобальные события, жизнь в целом, эта же находка показывает мелкие события прошлого, то, о чем в летописи никогда не напишут. Грамоты обнаружены во многих городах, но больше всего в Новгороде. Археологи объясняют это органикой почвы, позволившей сохранить ценные материалы. Рукописные книги появились позже берестяных грамот. Первое упоминание о книгописании в Древней Руси относится к 1037 году. Рукописи, датированные 1037 годом, до наших дней не сохранились. Самым ранним славянским кодексом, точно датированным является Остромирово Евангелие. В нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диакон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день. [2, c. 66-68] Основная масса книжной продукции XI – XII века – это литургические писания, главным образом Евангелия. В развитии древнерусского книгописания можно выделить два периода: церковный (X – конец XIV века) и церковно-монастырский (XV – конец XIV века). Первый период характеризовался абсолютным преобладанием пергаменных кодексов и сосредоточением книгописания в соборах, ктиторских монастырях и церквах. Второй период характеризуется переменами как в распространении бумаги, так и в организации книгописания (появление с первой половины XV, а особенно в начале XVI в. скрипториев в крупных пригородных монастырях- землевладельцах). Какими же они были, рукописные книги? Материалом для книги служила так называемая «харатья», это тот же пергамент. Название произошло от г. Пергама, в Малой Азии, где впервые был изобретѐн этот писчий материал. Харатья была толще бумаги, в связи с этим древнерусские книги достаточно объемны. Писались книги железистыми чернилами, для которых использовали старое железо и дубильные вещества. Чтобы чернила становились более блестящими и густыми, в них могли добавить патоку. Сушили чернила, присыпая их песком. [2, c. 35-37] В повседневности инструментом письма являлось гусиное перо, однако в исключительных, торжественных случаях использовали перья павлина или лебедя. На кончике пера делался косой надрез и расщеп. В монастырских и книжных мастерских было разделение труда. Стоит отметить, что именно с тех времен к нам пришло понятие «Красная строка». В рукописях тех времен сначала писали черными чернилами, а после уже врисовывали красные буквы в начале каждого текстового смыслового фрагмента в издании. Письмо с правильным, почти с квадратным начертанием букв называлось уставом. Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски, обшитые кожей, или в специальные изготовленные из золота и серебра оклады. Как и в других странах, основной темой для книг на Руси была религия. В монастырских мастерских первоочередно переписывались Библейские писания, Жития святых, церковные обряды и поучения. Книги, сохранившиеся до наших дней, говорят о высоком уровне книгописания на Руси, мастерстве писцов и трепетному отношению к этому делу. Аккуратные написания букв, сложнейшие орнаменты и рисунки говорят о том, что в эти книги вкладывали огромный труд, время и все свое мастерство. Изготовление и украшение книги занимало огромное количество времени. Книгу могли создавать месяцами. Изначально книги писались особым почерком, он назывался «Устав». Это древнейший почерк кириллического письма. Отличительная особенность устава его торжественность, это прямые, аккуратные буквы, отсутствие наклона. Уставом писали не спеша с особым усердием и благоговением. С увеличением потребности в книгах изменился и почерк. Устав стали заменять «полууставом». Здесь уже допускался наклон и более тесное расположение букв. Такой стиль письма позволял быстрее переписывать книги, в отличие от устава. Позже, в 17 в. Появится «скоропись», которая ляжет в основу гражданского шрифта. Книги переплетались с помощью деревянных дощечек. В зависимости о назначения переплеты могли быть как окладными, так и обиходными. Для окладных переплетов деревянные дощечки обтягивались кожей и всячески украшались. Для украшения использовались золото, серебро, драгоценные камни, эмали, стразы. В таких случаях над работой могли работать сразу несколько мастеров, отсюда постепенно начало развиваться разделение труда – мануфактура. Такие книги с окладным переплетом использовались преимущественно в богослужениях. Для повседневного использования книги не украшались. Их обтягивали кожей или холстом и добавляли минимум украшений либо не добавляли вообще. Книги переписывались писцами с оригинального документа, но имело место также и писание под диктовку, исключение – авторы. О писцах известно очень мало информации, в основном ее черпают из кратких записей в конце книг или летописей, где писцы оставляли о себе небольшие характеристики. Чаще всего в этих записях значатся имя, профессия, год. Нередко на полях книги можно увидеть заметки, приписки писца, в которых прослеживается извинения за допущенные ошибки или информация, о том, что силы писать на исходе. Некоторые писали, что хотят поесть или поспать. Долгое время, на протяжении нескольких веков, рукописные книги являлись предметом роскоши и были доступны далеко не каждому человеку. Как правило, стоили такие произведения весьма крупных денег и обычный человек позволить себе такое не мог. Как следует из свидетельства одного писца 14-15 века, кожа для книги стоила три рубля. По меркам того времени на эту сумму можно было купить трех лошадей. [4, c. 65] Постепенно начало свое развитие создание книг на заказ. Заказчик обычно брал на себя все расходы, связанные с изготовлением книги. Заказ обязательно оформлялся договором. Заказчиками книг выступали лишь очень богатые люди, которые могли себе такое позволить. Это могли быть бояре, купцы, князья либо церковь. Старейшая информация о переписывании книг для продажи относится к 13 в. Разделить древнерусские книги на книги учебные, богослужебные и для чтения достаточно сложно. Богослужебные отличаются более богатым оформлением с целью придать служению большую торжественность. На рубеже XII – XIV веков книгописание перешло в отдельную самостоятельную светскую отрасль. Увеличилось к тому времени и разнообразие книг, помимо религиозной тематики начали писать хронографы, изборники, художественную литературу. Некоторое влияние на Древнерусское книжное дело оказала и Византия. Из нее к нам попадали некоторые произведения художественной литературы. Они не только переводились, но и дополнялись. Наиболее востребованным был роман «Александрия», рассказывающий об Александре Македонском и его походах. [4, c. 378] Помимо художественной литературы из Византии на Русь привозили и научную литературу. Особой популярностью была «Христианская топография», рассказывающая о том, что Земля – это плоский прямоугольник, вокруг которого океан, небо поддерживают несколько арок, а солнце движется по конусообразному направлению. Узнать о животном мире была возможность из так называемых «Физиологов», в которых нередко описывались сказки и легенды. Вся эта привезенная и переведенная литература способствовала развитию древнерусской литературы. Источником служили былины, сказки, исторические песни. Народные предания составили основу первых русских летописей. Возникновению книжных центров способствовали духовенство и политическая власть. С XI века книгописание концентрировалось вокруг княжеского двора и церкви. Немаловажный факт, что в то время церковь являлась не только религиозным прибежищем, но и общедоступным культурным центром, где постепенно развивались литература, книгописание, иконопись. Здесь же создавались книгописные мастерские и объединения писцов. С развитием книжного дела на Руси постепенно выделяются специальности, позволяющие быстрее создавать книги. А увеличение их объема выделяет книжную торговлю отдельной сферой деятельности. Книжное дело в Древней Руси – это истоки. Это самое начало, зарождение литературы, грамотности и письма. Данный период в истории нашей родины имеет основополагающее значение, от него пошло развитие всего книжного дела России. Этот период ознаменован великими археологическими находками, позволяющими детальнее изучить быт и повседневную жизнь наших предков. Он же богат на ценные первые рукописные произведения, созданные с трепетом и благоговением. В Древней Руси книга пользовалась особым спросом и уважением, это нередко можно увидеть в изобразительном искусстве. Книги, переписчики и рисунки похожей тематики составляют основу изобразительного искусства этого периода. Список литературы Есипова В.А. История книги: Учебник по курсу «История книжного дела». – Томск: Изд- во Том. ун-та, 2011. – 628 с. Зобин Г. K. «Рукописная книга в Древней Руси» : Календарь «Круг чтения» 1990. Москва: «Политиздат», 1989. – 97 c. Лихачѐв Д.С. «Русская культура» – Москва : Искусство, 2000. – 87 с. Мандель, Б.Р. Книжное дело и история книги. Иллюстрированное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специально- стям «Связи с общественностью», «Журналистика», «Библиотековедение», «Музееведение», «Книговедение», «Издательское дело и редактирование», «Полиграфия» (бакалавры, магистры): Ч. 1 / Б. Р. Мандель. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 608 c. Сапунов Б.В. «Книга в Росии в XI-XIII в.в.» – Москва : Наука,1978. – 144 c. |