КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИТ.Н. Кочурова Научный руководитель – О.М. Корженко Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kochurowa.tatiana@yandex.ru Аннотация. В данной статье рассматривается проблема современного изучения феномена исторической памяти, а также осмысления основных подходов к нему, существующих в настоящее время. Кроме того, здесь анализируются некоторые термины, тесно связанные с понятием «историческая память» - такие, как как «коллективная память», «культурная память», «историческое сознание» и другие. Ключевые слова: историческая память, культура, коллективная память, культурная память, историческое сознание, музей, исследование, развитие, общество, ценностные ориентации. BASIC APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF HISTORICAL MEMORYT.N. Kochurova Scientific supervisor – О.М. Korzhenko Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: kochurowa.tatiana@yandex.ru Abstract. This article deals with the problem of modern study of the phenomenon of historical memory, as well as understanding the main approaches to it that currently exist. In addition, some terms closely related to the concept of "historical memory" are analyzed here, such as "collective memory", "cultural memory", "historical consciousness" and others. Keywords: historical memory, culture, collective memory, cultural memory, historical consciousness, museum, research, development, society, value orientations. Большинство исследователей, рассматривая феномен исторической памяти, обращают внимание на его сложность и многогранность. В целом память о прошлом (во всем многообразии ее проявлений в тех или других сферах жизни людей) представляет собой уникальное духовное образование, обеспечивающее связь разных времѐн и поколений, культурную преемственность и, следовательно, общественное развитие. Мы также должны отметить многозначность исторической памяти как социокультурного феномена. В частности, под «исторической памятью» подразумевается «представление о событиях и фактах прошлого, выраженное в виде общих для данного социума культурных стандартов, символов, преданий» [3, с. 2]. Также историческая память может пониматься как «процесс осовременивания прошлого в сознании индивидуальных или коллективных субъектов» [4, с. 170]. Нам также надо отметить, что историческая память как феномен включает в себя целый ряд элементов. К их числу относятся знания о прошлом, общезначимые ценности и образы, а также совокупность морально- нравственных норм, традиций, обрядов и символов. Помимо термина «историческая память», в науке существуют и такие термины, как «коллективная память», «индивидуальная память», «культурная память» и «историческое сознание», взаимосвязанные с ним. Остановимся на них более подробно. Коллективная память (иначе – социальная память) может быть определена как представление о прошлом, разделяемое и конструируемое членами социальной группы. Исходя из этого, прошлое вполне можно рассматривать как определенный источник коллективных идей, напрямую влияющих на настоящее и будущее. Что же касается индивидуальной памяти, то она, как и следует из самого термина, присуща определенному, конкретному человеку, существует и развивается в рамках его личности. Однако несомненна тесная взаимосвязь коллективной и индивидуальной памяти; более того – всякому человеку доступны оба эти вида памяти. Рассматривая термин «культурная память», надо констатировать, что впервые он был использовал в своей книге «Культурная память» немецкий историк культуры, египтолог Ян Ассман. Данный вид памяти понимается им как некая форма трансляции и актуализации культурных смыслов. Его возникновение исследователь связывает с феноменом смерти и осмыслением данного феномена нашими далекими предками; соответственно, первой формой культурной памяти, по его мнению, стала память о мертвых [1]. По сути дела, всякое людское сообщество определяется его историей и представляет собой то, что оно само вынесло из собственного прошлого. Данный опыт хранится и развивается как раз в культурной памяти. В настоящее время ученые придерживаются различных мнений по поводу актуализации феномена культурной памяти: одни из них утверждают, что сегодняшнее бытие определяет наше понимание прошлого и его оценку, а другие – что, наоборот, прошлое влияет на наше мышление и поведение в настоящем времени. Наконец, мы должны понять смысл и такого понятия, как «историческое сознание». Сразу отметим, что оно очень близко к понятию «историческая память». Данное понятие является более широким, чем «историческая память», включая последнюю в свой состав как «стихийно сложившуюся» форму представлений о прошлом. Помимо нее, историческое сознание предполагает также обязательное наличие рефлексии (то есть осмысления и осознания, критического мышления) относительно наших представлений об исторических событиях. Кроме того, любая память, так или иначе, воспроизводит опыт прошлого, в то время, как историческое сознание общества в первую очередь проецирует данный опыт на собственное настоящее и будущее, определяя, насколько он актуален и применим. Интересно также рассмотреть взаимосвязь понятий «историческая память» и «история». Некоторыми людьми они воспринимаются как синонимы (что, конечно, неправильно) с другой стороны, иногда эти два понятия рассматриваются исследователями как противоположные друг другу. Логика здесь такова: история призвана изучать и максимально точно фиксировать события прошлого. В свою очередь, историческая память, которая связывается в подобных рассуждениях в первую очередь с устной традицией народной передачи информации о прошлом. Историческая память, опосредованно влияя на мысли, поведение, высказывания, поступки и идеалы людей, тем самым как бы предопределяет использование ими конкретных принципов и методов решения тех или иных общественных проблем. Все сказанное выше дает нам возможность рассматривать феномен исторической памяти в аспекте репрезентации различных картин и событий прошлого. Заметим, что феномен исторической памяти тесно связан еще с одним социокультурным феноменом. Мы имеем в виду гражданское сознание, присущие как отдельным людям, так и различным социальным группам (в том числе – нации). Во многом именно благодаря данной взаимосвязи между поколениями обеспечивается преемственность культуры. Таким образом, мы убеждаемся в том, что историческая память – это не просто канал передачи более или менее объективных сведений о событиях прошлого, а очень значимый фактор самоидентификации как отдельных людей, так и различных социальных групп, и общества в целом. Интерес к истории, к прошлому в целом может проявляться в разных формах. Например, социально закономерным и исторически оправданным является возрождение интереса людей к памяти о православных подвижниках и святых местах. Еще одна актуальная форма проявления интереса к историческому прошлому - это возрождение традиций различных этносов и субэтнических групп. Также заметим, что современное проявление интереса к историческому прошлому довольно часто бывает связано с созданием и развитием тех или иных ритуалов и символов. Последними, например, нередко становятся различные даты. Так, огромное значение для сохранения исторической памяти и национального единства нашего народа имеет сегодня память о победе в Великой Отечественной войне. Итак, мы можем сказать, что практически во всех исследованиях историческая память признается многогранным и сложным феноменом. Ее основная общественная роль состоит в том, что она обеспечивает историческую преемственность, связь времѐн и поколений, а также способствует сохранению стабильного развития социума и его культуры. Список литературы Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – Москва, Языки славянской культуры, 2004. - 368 с. Емельянова Т.П. Социальные представления как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. – Москва, Институт психологии РАН, 2002, № 4. – 115 с. – С. 49-59. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). – Москва, ГУ ВШЭ, 2003. - 44 с. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв.ред. А.О. Чубарьян. – Москва, Аквилон, 2014. – 576 с. |