КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
РОЛЬ МУЗЕОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ФОРМИРОВАНИИ И СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИТ.Н. Кочурова Научный руководитель – О.М. Корженко Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kochurowa.tatiana@yandex.ru Аннотация. Автор статьи обращается к проблеме формирования и сохранения исторической памяти в пространстве современного музея, в рамках музеологического дискурса. Уделяется внимание вопросу о понимании самого термина «дискурс», а также о роли и значении «диалога культур» в музее. Ключевые слова: музеологический дискурс, историческая память, диалог, культурное наследие, музей, социум, коммуникация, традиция, экспонат. THE ROLE OF MUSEOLOGICAL DISCOURSE IN THE FORMATION AND PRESERVATION OF HISTORICAL MEMORYT.N. Kochurova Scientific supervisor – О.М. Korzhenko Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: kochurowa.tatiana@yandex.ru Abstract. The author of the article addresses the problem of the formation and preservation of historical memory in the space of a modern museum, within the framework of museological discourse. Attention is paid to the understanding of the term "discourse" itself, as well as to the role and meaning of the "dialogue of cultures" in the museum. Keywords: museological discourse, historical memory, dialogue,cultural heritage, museum, society, communication, tradition, exhibit. Не вызывает сомнений тот факт, что музей как институт общества с момента его возникновения и по сей день напрямую связан с сохранением и популяризацией историко-культурного наследия. Он вырабатывает у новых поколений интерес к прошлому и формирует их отношение к культурному наследию как к неоспоримой ценности. По этой причине музей, безусловно, является хранителем и транслятором исторической памяти. Согласно определению исследователей-музеологов М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, музей представляется как «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов» [3, с. 287]. В соответствии с этим становится понятным, что одной главнейших социальных функций любого современного музея является функция документирования. Приобретенный за долгие годы и столетия исторический опыт, причины, уроки и последствия изменений, пережитых нашей страной за весь период ее развития, нуждаются в обстоятельном музейном осознании, обсуждении и популяризации. Вот почему имеет смысл говорить о значении анализа феномена исторической памяти в музеологическом дискурсе. Рассмотрим само понятие «дискурс». Этот многозначный термин происходит от позднелатинского слова discursus, что значит «рассуждение, довод», и чаще всего переводится как речь, выступление, рассуждение, текст. Кроме того, под дискурсом можно подразумевать «процессы языковой деятельности в целом и предполагающие их системы понятий» [1, с. 271]. Всякий дискурс (как и язык) предполагает наличие системы, обладает внутренней целостностью и организацией, специфической формой. Говоря иначе, это – своеобразная речь, имеющая социокультурное измерение, преобразованная говорящим субъектом (будь то отдельные люди или – как в нашем случае – музей) и включенная в конкретный социокультурный контекст, связанная со всей эволюцией культуры. В современном социокультурном пространстве музей выступает неким проводником в мире «полифонизма голосов» и потока разнообразной информации [2, с.3]. Он, по сути дела, способен включать людей в диалог друг с другом, с прошлыми эпохами и с культурой в целом. Коммуникационное пространство музея в наши дни все чаще становится тем местом, где могут встречаться и взаимодействовать друг с другом различные группы людей – возрастные, профессиональные и пр. Каждая из них несколько отличается и по своей культуре, и по опыту, и по объему знаний, однако музей, его работники способны обеспечить их общение (как на групповом, так и на межличностном уровне), что в целом способствует социальному объединению. Важно и то, что музейное коммуникационное пространство делает возможным и удобным сосуществование различных форм коммуникации. Музейный дискурс вполне может рассматриваться как один из эффективных путей социальной и культурной идентификации человека. По сути дела, он является одним из способов духовной организации личности. Все сказанное выше приводит нас к пониманию важности музеологического дискурса, как в целом, так и при выполнении конкретных задач формирования и сохранения исторической памяти. Феномен исторической памяти отражается в музеологическом дискурсе со всей полнотой. Данное утверждение одинаково справедливо по отношению ко всем его элементам – к знаниям о прошлом, о различных событиях, исторических личностях и памятных местах, к коллективным ценностям (общечеловеческим, национальным и др.) и совокупность морально- нравственных норм, к традициям, обрядам и ритуалам, к символам и образам. Кроме того, музеологический дискурс предполагает возможность изложения не одной, а сразу несколько точек зрения, различных (иногда – диаметрально противоположных) суждений, взглядов на какое-либо историческое событие, эпоху или выдающуюся личность и ее деяния. В рамках музеологического дискурса те или иные предметы вполне достойны того, чтобы рассматриваться как исторические памятники. Здесь они становятся незаменимыми трансляторами общечеловеческих и национальных культурных ценностей, а также - исторической памяти поколений. Музей как бы привносит понимание ценностей прошлого в жизнь современного общества, тем самым содействуя диалогу эпох и культур. Именно сотрудники музеев делают музейные предметы, коллекции и собрания очень важными факторами культурного диалога между прошлым, настоящим и будущим. Они тщательно отбирают, исследуют, сохраняют и интерпретируют объекты культурного и исторического значения, чтобы последние могли полноценно участвовать в музеологическом дискурсе. Экспозиционный образ ценен в системе музеологического дискурса тем, что он создаѐт у посетителей музея ощущение присутствия, причастности, вовлеченности в то или иное событие. Подобный эффект может достигаться в пространстве музея, например, при помощи ансамблевой экспозиции. Мир современного музея может быть представлен как подлинное воплощение философской идеи единства во множестве и красоте существующих различий, как своеобразное доказательство целостности и системности нашего мира. Именно в таком аспекте многие музеи строят (или же могут строить) свои постоянные и временные экспозиции и выставки, рассказывающие о человеческой цивилизации во всех ее разнообразных проявлениях и тем самым развивающие музеологический дискурс в различных актуальных направлениях. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, историческая память по своей структуре является совокупностью взаимосвязанных элементов, каждый из которых играет важную роль, как в жизни социума, так и в музейном пространстве. Во-вторых, сам музей является в наши дни особым коммуникационным пространством со множеством количества участников. Здесь постоянно формируется и развивается музеологический дискурс, в котором одно из важнейших мест отводится анализу феномена исторической памяти. Список литературы Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. – Москва, ООО ИФ «Азбуковник», 2008. - 1040 с. Кряжевских М.Ю. Коммуникационное пространство музея: формирование культурного дискурса: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Челябинск, Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2012. – 27 с. Российская музейная энциклопедия / Редкол.: Янин В.Л. и др. – М.: Прогресс, 2005. – 846 с. Пиотровский М.Б. Музей в диалоге цивилизаций. URL: http://philosophy.spbu.ru/library/7682/7690 (дата обращения: 18.11.2020) |