КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ОБРАЗНОЕ СЛОВО К.Г. ПАУСТОВСКОГОТ.А. Симанович Научный руководитель – Н.И. Круговая Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: krugovaya.nadezhda@bk.ru Аннотация. В статье речь идет о силе воздействия образного слова К.Г. Паустовского. Ключевые слова: образное слово, отечественная литература, творчество, чтение, читательский опыт. FIGURATIVE WORD OF K. G. PAUSTOVSKYT.A. Simanovich Scientific supervisor – N.I. Krugovaya Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: krugovaya.nadezhda@bk.ru Abstract. The article deals with the power of the influence of the figurative word of K.G. Paustovsky. Keywords: figurative word, domestic literature, creativity, reading, reading experience. В современной отечественной литературе найдѐтся не так много писателей, равных К.Г. Паустовскому по воспитывающей силе воздействия. О значении спасенного ландшафта и разумного природопользования, об уважении к высокому профессионализму и знанию вообще, об ответственности за чистоту родной речи и о топонимах как части национального духовного достояния Паустовский сказал в своѐм творчестве с прямотой искреннего чувства, взволнованно и просто. Очерки, написанные К.Г. Паустовским в разные годы, удивительно злободневны: их гражданский пафос и лирическая проникновенность, согретые теплом мужественного и горячего сердца, как будто специально адресованы нашему дню. Известно, что сюжет у Паустовского не отличается особой занимательностью, чтение его произведений требует определѐнного читательского опыта. Чтение произведений К.Г. Паустовского – не только радость общения с большим художником, но и умение видеть героическое в обыденном, новое в привычном, обострить слух и зрение. Не всегда легко выделить те черты стилистики Паустовского, которые создают неповторимость его писательской манеры и позволяют безошибочно узнавать руку именно этого мастера. Даже самые точные подсчѐты эпитетов, синонимов, антонимов, сравнений и метафор при анализе текстов писателя не приближают к пониманию особенностей его творческой индивидуальности. Острота восприятия мира, энергичное насыщение художественного пространства своими ощущениями, взволнованно-приподнятое отношение к жизни – всем этим пронизано все творчество К.Г. Паустовского. Мастерство Паустовского-пейзажиста не раз отмечалось и исследовалось. Мир писателя многомерен: он звучит, переливается красками, насыщен запахами, напоен воздухом и светом. Сила этих художественных средств такова, что позволяет почти ощутимо войти в обстановку описываемой эпохи, вернуться в ушедшее время. Мир Паустовского, озвученный и окрашенный, продутый ветрами и насыщенный запахами, обладает особенным поэтическим излучением. «Я могу закрыть глаза и по ощущениям Паустовского вспомнить, как покойно на рассвете море и как горяча галька, прожженная солнцем, как теплы в полдень стены домов в Новороссийске и Одессе, как догорает закат в пролѐте сосен, как ложится первый снег на проселочные дороги и подымается едкий туман над влажной Колхидой, как скрипят половицы в старом, рассохшемся доме, наполненном бледно-снежным светом российской вьюги, как вечером пахнет мокрыми заборами в маленьком приокском городке, как ровно шумит дождь по крыше, как в осенние ночи остро блестит, переливается созвездие Орион над тѐмными лесами, отражаясь в воде», - писал Юрий Бондарев в своих воспоминаниях о Паустовском [1]. Известно, что писательский талант К.Г. Паустовского распознал И.А. Бунин, которому начинающий автор послал несколько своих стихотворений. Константин Георгиевич последовал совету своего литературного кумира попробовать себя в прозе. В одном из писем, написанных в зрелые годы, Паустовский признавался, что любит поэзию до слез и не поменяет еѐ на прозу. Идеалом было бы полное слияние поэзии и прозы, как в некоторых вещах Бунина. Среди черт, сближающих прозу Паустовского с поэзией и в каком-то отношении роднящих с творческой манерой Бунина, можно заметить особую художественную нагруженность выражения различных запахов. Судя по всему, Паустовский был очень чуток не только к звукам и краскам, но имел и незаурядный дар распознавать и различать самые тонкие и, казалось бы, недостаточно сильные и выразительные запахи. Паустовский – один из тех писателей, кто не только владел богатейшей палитрой для изображения, но и утверждал культуру запахов, поэтизировал людей, обладающих особенно острым обонянием: Цвели мандаринники. Их запах изнурял капитана… Потом зацвели магнолии и принесли белую сумрачную бессонницу… («Блистающие облака»). При всей своей устремленности к прекрасному, лучшему в природе и человеке, писатель не мог обойти того, что было отвратительно, глупо и жестоко. Поэтому не только морем и лимонами, сеном и яблоками благоухают страницы прозы раннего Паустовского. Здесь слышны и запахи войны, нищеты, смерти: Небо грохотало и сотрясалось, и кровь капала с носилок на унавоженный снег, в лошадиную мочу и слякоть. («Романтики»). Характеристика, которую получают города, природа, растения, жилища людей, изредка и сами люди, не только дополняется, но часто и полностью исчерпывается удивительно верно отмеченными и точно обозначенными запахами. Упоминание о воздухе, напоенном запахом яблок из сада, разогретой на солнце хвоей, морскими или земными травами, вызывает воспоминания о чем-то пережитом. Книги Паустовского не просто читаются – они дописываются собственным жизненным опытом читателя, которого автор делает своим соучастником в творческом постижении мира. Писатель не только делится своими открытиями. Он учит остроте восприятия, наблюдательности, вкусу к истинной красоте, пониманию истинных ценностей. Запахи рождают ассоциации, и Паустовский, следуя в своих ранних произведениях заповеди находить образы непривычные, как во сне, наделяет реальные запахи своими собственными ассоциациями, подчас достаточно далѐким и очень индивидуальными: Дым трубок пахнул мѐдом, столетьями скитаний. Воздух типографии ему понравился – пахло трудом. От мокрого пола пахло весной. В каюте пахло ветром и человеческим уютным теплом. Запахи способны вызывать в воображении картины и образы, но они и сами могут возникать по ассоциации, обнаруживая порой самую неожиданную связь. Путешествуя по Англии, Паустовский и его спутники радовались названиям старых харчевен, как будто взятых из романов Стивен- сона и Вальтера Скотта: «Глаза оленя», «Крикливый петух», «Пивная пена», потому что в харчевнях с такими названиями должно быть сухо, тепло, пахнуть вереском и лавандой. Паустовского можно было назвать певцом чистых и разнообразных запахов природы. Это простые и легко узнаваемые запахи земляники, помидорных листьев, сырой земли, черемухи, древесной стружки, угольного дыма. Это и не столь очевидные, но поэтически заряженные запахи сосновых иголок, тающих льдинок, ржаных полей, прохладный и сладкий черемуховый запах, запах вянущей зелени, облетелой листвы. Иногда Паустовского упрекали в неоправданном преувеличении, даже фальсификации способности тонко различать запахи на больших расстояниях. Сомнению подверглась сама возможность услышать, например, запах магнолии, долетающий на судно с цветущего побережья. Но запах магнолий – это, скорее, не физическое ощущение, а поэтическое состояние: он может быть едва уловимым, навеянным сложными ассоциациями. Чтение произведений Паустовского приводит к мысли о существовании особой эстетики запахов. В очерках, путевых заметках и письмах Паустовского протест против принижения и оскорбления человеком природы, против варварского использования и истребления почв, лесов, против загрязнения рек, против пренебрежения к родной земле и культуре в подчѐркнутой неэстетичности описываемого. Это запахи производства, незаконно и губительно врывающиеся в жизнь природы и сопутствующие разрушительной деятельности людей, признаки неопрятного человеческого быта: Комбинат встретил нас жестокой вонью… От промыслов разило едким запахом нефти и горькой соли. Прошло много лет с тех пор, как были написаны эти строки. Константин Георгиевич Паустовский был одним из тех художников, кто всегда трепетно относился к главным культурным и жизненным ценностям своего народа и своей страны. Пафос его творчества не только понятен сегодняшнему читателю, но и обладает огромным созидательным зарядом. Вдумчивое, осмысленное, внимательное чтение произведений К.Г. Паустовского воспитывает читательскую культуру. Список литературы 1. Бондарев, Ю. Мастер//Воспоминания о Константине Паустовском/ Ю.Бондарев. – Москва,1983.-с.44 |