Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница47 из 105
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   105

    МАЯТНИКООБРАЗНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ПРИЧИНЫ



    А.А. Щендрыгина

    Научный руководитель – В.А. Барышникова Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: dustbowldance@mail.ru
    Аннотация. Автор рассматривает механизм маятникообразного развития культуры, а также иррациональное и рациональное миропонимание. Автор статьи анализирует процесс и результат узнавания и преобразования человеком окружающего мира.

    Ключевые слова: эволюция культуры, маятник, прогресс культуры, рациональное и иррациональное миропонимание, мифология, архетип.

    PENDULUM-LIKE WAY OF CULTURAL DEVELOPMENT AND ITS CAUSES



    A.A. Shchendrygina

    Scientific supervisor – V.A. Baryshnikova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: dustbowldance@mail.ru
    Abstract. Тhe author examines the mechanism of the pendulum-like development of culture, as well as the irrational and rational worldview. The author of the article analyzes the process and result of human recognition and transformation of the surrounding world.

    Keywords: evolution of culture, pendulum, progress of culture, rational and irrational worldview, mythology, archetype.
    В своей работе «Эволюция культуры и экология» доктор философских наук А.А. Горелов рассматривает историю культуры и говорит о ее маятникообразном развитии. Он отмечает, что процесс развития культуры в своей основе имеет механизмы инерции и, как следствие, имеет свойство колебаться. Согласно его теории, начиная с первобытных времен «культурный маятник» попеременно движется от иррационального миропонимания к рациональному.

    О том, что развитие истории связано с рационализацией, говорили многие философы, в частности, например, Ж.А. Кондорсе рассматривал историю как линейный и неуклонный прогресс, а основой и двигателем этого прогресса считал человеческий разум как высшую из человеческих способностей. В основе развития культуры лежит та же тенденция рационализации, но осуществляется это развитие не линейно, а скачкообразно, то отказываясь от рационального начала в пользу иррационального, то возвращаясь к нему, т.е. колеблется, словно маятник. В чем причина этих колебаний?

    Аристотель писал: «мудрость занимается первыми причинами и началами, из которых все выводится, но которые нельзя вывести из каких-то других, более общих положений» [1, с. 6], а Горелов в своей работе говорит о

    том, что «культура в целом есть процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира».[2, с. 186]. Исходя из этих утверждений, можно сделать следующий вывод: человек на протяжении всей своей истории пытается познать мир и дойти до этих самых начал, что отражается в истории развития культуры.

    В своих работах, посвященных исследованию истории Америки, ученый и историк Фредерик Тернер высказывает свои представления о природе человека, когда описывает фигуру американца-первооткрывателя следующим образом: это человек, который не останавливается на достигнутом, он готов идти дальше в неизвестность и посвящать жизнь исследованию и поиску, если понимает, что настоящая ситуация его не удовлетворяет. Чарльз Пирс, один из основателей американского прагматизма, развивает эту мысль дальше и отмечает, что, если результат от действий человека не устраивает и не совпадает с желаемым, он их пересматривает, словно программист компьютерный код, и либо находит в них логическую ошибку и исправляет ее, либо приходит к выводу что вся система неверна в корне и нужно разработать новую.

    В попытке объяснить для себя собственное существование и существование окружающих вещей человек приходит к созданию цельной системы миропонимания, которая призвана дать удовлетворительные ответы на имеющиеся вопросы. А.А. Горелов говорит о следующих стадиях развития культуры хронологическом порядке): мистика, искусство, мифология, философия. религия, наука, идеология. Каждая из этих стадий – новая система миропонимания. По сути, каждая из них рассматривает одно и то же, но с разных точек зрения; на каждом из этапов переживается все то же, но каждый раз акцентируя по-новому: «…семь отраслей духовной культуры. Каждая последующая синтез предыдущих, рождающий новое качество и сохраняющий из предыдущего все ценное для себя (закон отрицания отрицания Гегеля)». [2, с. 190]. При возникновении новой системы старая разрушается, но не исчезает бесследно. Так, например, А.А. Целыковский пишет, что при переходе от иррационального мифологического миропонимания к рациональному философскому «рационализация не уничтожила мифологию, а привела к изменению форм ее проявления: мифологические архетипы, образы и сюжеты продолжают воспроизводиться в общественном сознании, оказывая значительное влияние на современную культуру. Они стали богатейшим материалом для искусства и нашли свое воплощение в социально-политической практике». [4, //http:].

    Смену системы миропонимания с рациональной на иррациональную Горелов объясняет тем, что «рационализм постепенно подходит к границам своих возможностей в пределах данной отрасли культуры, а вокруг остается широкое поле непостижимого». [3, //http:] Это работает и в обратную сторону: иррациональное толкование изживает себя, и потому, разочаровавшись, культура обращается к рационализму в надежде оттолкнуться от чего-то нового.

    Горелов также называет еще одну возможную причину движения маятника культуры, заключающуюся в разрешении противоречия между формой и содержанием. Развиваясь, культура наращивает свое разнообразие и, как следствие, становится все более дифференцированной. Эта характеристика культуры более динамична относительно более статичных форм объединения содержания, что создает между ними противоречие. Смена же одной формы на другую его разрешает и обеспечивает гармоничное развитие культурной системы.

    По словам Горелова, «маятник культуры выражает постоянный переход от главенства рационального компонента к главенству иррационального и обратно и необходимость того и другого». [2, с. 192]. Каждая из стадий развития культуры содержит в себе противоположный главенствующему компонент и постепенно наращивает его, пока маятник не сместится в его сторону. С течением времени растет тенденция рационализации, растет и амплитуда маятника, т.е. увеличивается время, необходимое для смены главенствующих компонентов. Вступая друг с другом в борьбу, меняясь местами, отрасли культуры не перестают являться частью многообразного, часто даже противоположного, единства.
    Список литературы

    1. Горелов, А.А. Основы философии : учебное пособие / Горелов А.А., Горелова Т.А. — Москва : КноРус, 2017. — 227 с

    2. Горелов, А.А. Эволюция культуры и экология. М., 2020. 245с.

    3. Маятник и прогресс. [Электронный ресурс] https://mydocx.ru/10-52449.html (дата обращения 25.02.2020)

    4. Целыковский, А.А. Формирование и развитие античной философии мифологии. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-antichnoy-filosofii- mifologii/viewer (дата обращения 25.02.2020)

    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   105


    написать администратору сайта