КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВИПИСИ XVII ВЕКАС.А. Даценко Научный руководитель – Е.Л. Антонова Белгородский государственный институт искусств и культуры е-mail: svetlanadoc84@gmail.com Аннотация. Статья направлена на осмысление характерных особенностей голландской живописи XVII в. Особое внимание уделяется сфере приложения внимания живописцев, сформировавших «образ» Голландии эпохи «постреформации». Ключевые слова: голландская живопись, жанры голландской живописи, бытовые темы. CHARACTERISTIC FEATURES OF THE DUTCH LIFE PAINTING OF THE XVII CENTURYS.А. Datsenko Scientific supervisor – E.L. Antonova Belgorod State University of Arts and Culture е-mail: svetlanadoc84@gmail.com Abstract. The article is aimed at understanding the characteristic features of Dutch painting of the XVII century. Special attention is paid to the sphere of application of the attention of the painters who formed the"image" of the Netherlands of the "post-reformation" era. Keywords: Dutch painting, genres of Dutch painting, everyday themes. Обращаясь к проблеме Северного Возрождения нельзя не отметить, что ренессансная живопись в Нидерландах с самого начала была напрямую связана с формированием и становлением реалистической манеры письма. Именно здесь – а после Реформации в Голландии – предметы быта становятся не только частью «творческого вдохновения и художественного замысла» [1] художника, но и «зрительской точкой схождения». Примером может служить первая «светская» работа Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Когда после раскола Нидерландов на Фландрию и Голландию в голландской живописи XVII века завершается процесс формирования современной системы жанров, только первые из них – портрет и живопись на мифологические и религиозные сюжеты – уходят корнями в эпоху итальянского Ренессанса. В голландской школе живописи уже не только в портретах, но и в натюрмортах, пейзажах и бытовом жанре художники с предельным уровнем достоверности передавали нюансы повседневного бытия рядовых голландцев. Именно в них находит свое отражение собирательный образ Голландии как молодой «протестантской» республики, отстоявшей независимость в войне с католической Испанией. Не удивительно поэтому, что жанр в голландской живописи становится, по сути, визуализацией всех аспектов повседневной жизни в «постреформационную» эпоху. Работы голландских живописцев, «изображавших человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, [и нормы – Авт.] поведения и общения людей, принадлежащих» [1] к разным слоям голландского общества. Писавшиеся не для интерьеров высшего сословия, а для кабинетов зажиточных мещан, работы голландцев, как картины малых фламандцев, например, были невелики по размерам, отчего получают название кабинетной живописи. Расположенные в стесненных пространствах кабинетов, они «писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния» [3], что требовало от художников тщательной отработки манеры письма. Несмотря на то, что большинство полотен создавалось на заказ, так как заказчики точно знали, какой результат хотят получить, – в голландской живописи XVII века все чаще появляются картины, написанные на вкус и риск художника. Потом они продавались в мастерских, на рынках и ярмарках. Спрос на картины был высок, но и конкуренция между голландскими художниками была не меньшей. Чтобы обеспечить себе регулярные продажи, художники утверждались как мастера в каком-то одном жанре или сюжете. Примером могут служить работы таких художников, как Виллем Клас Хеда, который писал исключительно натюрморты, Виллем ван дер Вельде с его маринами и Яна ван Гойена, избравшего для себя жанр деревенского пейзажа. Популярными были портреты, церковные и домашние интерьеры, жанровые сцены, трактирные гуляния. Портреты всегда были актуальны, но голландские живописцы, работавшие в бытовом жанре, стали создателями редких для этого жанра образцов, ссылаясь на необходимость быть основательными. Одним из таких «образцов» и становится групповой портрет. В нем, по умолчанию, не допускалось изображение ярких деталей. Гильдии и городские объединения с удовольствием заказывали такие полотна, которые «рекламировали» их «труд» на холстах солидных масштабов. Но популярность такого вида заказов не была гарантией успеха. Ведь все позирующие платили за портрет в равных долях и не хотели быть изображенными хуже, чем сосед, поэтому среди таких полотен нечасто находились необычные и интересные. Не удивительно, что на протяжении XVII века, голландский жанр бытовой живописи претерпевает специфическую «эволюцию». Так, в начале века наибольшим спросом пользовались на темы досуга и «развлечений» разных слоев голландского общества, в том числе – офицеров. Такие «картины» повседневной жизни получают названия «банкетов», «обществ», «концертов». Их колористика требовала пестроты и яркости цвета [2]. К середине 30-х годов XVII веказавершается становление голландской жанровой картины. На голландских полотнах, многофигурные «композиции» начинают уступать место малофигурным, в которых (как ранее в работах нидерландских художников) ведущую роль начинает играть изображение социальной и предметной среды. По сути, с этого начинается «разделение жанровой живописи по социальному признаку» [1]. Это – «сюжеты на темы из жизни» бюргерства, сцены из жизни крестьян и городской бедноты [1]. Причем, что особенно примечательно, и те, и другие полотна писались для интерьеров. Иными словами, основная тематика голландской жанровой живописи в эпоху «постреформации» – традиционный быт, как и «человек новой Голландии» [2], изображавшийся в привычной для него среде, – формируется к концу 30-х гг. XVII века. Не удивительно, что в работах таких голландских мастеров, как В. Дейстер, Д. Хальс, преобладают сюжеты, демонстрирующие «деятельное поведение» и «жизненную активность» лиц, размещаемых преимущественно в интерьерах, интерес к которым постепенно угаснет к 40- вым годам. В 60-е гг. XVII века заказчиков будет интересовать совершенно другое – «спокойная атмосфера повседневного существования», и «единство человека и окружающей его бытовой среды [1], что объясняет причину, по которой тематика голландской живописи смещается в сторону интереса к крестьянской жизни и городских низов. С этой точки зрения», интерес вызывают работы раннего и позднего Остаде. Но, если работы «раннего» Остаде, где он изображает деревенских жителей во время попоек, драк и разборок, были призваны вызывать у городского жителя «едкую усмешку» при виде «неотесанной дремучести» деревенских нравов, то поздний Остаде изображает крестьянский – простой и непритязательный – быт, который по-своему смягчает утрированную ущербность деревенского существования, вызывая у зрителя лишь «снисходительную улыбку». Достойное место в голландской жанровой живописи занимают работы мастеров, изображающих повседневную жизнь трудолюбивого «бюргерства» как социального слоя, утвердившегося и занявшего доминирующие позиции в «постреформационной» Голландии. Здесь, на наш взгляд, доминирующие позиции занимает Я. Стен, изображавший живость характера, неумеренное веселье и добродушную беспечность представителей этого слоя современного ему голландского общества, не прибегая при этом к критической оценке его сущности [1]. На основании сказанного можно констатировать, что голландские мастера эпохи Возрождения, работавшие в бытовом жанре, пытались с предельным уровнем достоверности передать нюансы повседневного бытия. Именно в нем находит свое отражение собирательный образ постреформационной Голландии. Список литературы Киселев, А.Ф. История мировой живописи: голландская живопись XVII века. – Москва: Белый город, 2008. – 128 c. Кузнецов, Ю. И. Западноевропейский натюрморт. – Л.: Сов. художник, 1966. – 225 c. Филатов, Ю.П, Данилова, И.Е. Натюрморт в европейской живописи. – СПб.; Калининград: Аврора: Янтар. сказ., 2001. – 64 с. |