Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница63 из 105
    1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   105

    ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИЯ ЖАНРОВ


    НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
    Е.Н. Мирошниченко

    ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

    e-mail: menandesa@yandex.ru
    Аннотация. В статье разрывается взаимосвязь истории жанров и истории литературы. Автор констатирует, что монументальный историзм, религиозная тематика, новаторство все это тесно связано с жанровой системой. Похожая связь наблюдается и в XVIII веке, когда тип индивидуально-творческого сознания, уже зарождается, но еще не является главным, и даже в XIX-XX веке, где мы определяем особенности русской классической романистики, особенности модернистского и постмодернистского романа опять же в связи с жанром. Сделан вывод, что связь истории русской литературы и истории жанров огромная, изучение жанров дает больше информации о предмете исследования, делают анализ более точным и глубоким.

    Ключевые слова: жанр, история, литература, историзм, эволюция, трансформация.

    THE HISTORY OF LITERATURE AND THE HISTORY OF GENRES ON THE EXAMPLE OF THE DEVELOPMENT


    OF LITERATURE IN ANCIENT RUSSIA
    E.N. Miroshnichenko

    Moscow state University named after M.V. Lomonosova e-mail: menandesa@yandex.ru
    Abstract. The article reveals the relationship between the history of genres and the history of literature. The author states that monumental historicism, religious themes, and innovation are all closely related to the genre system. A similar connection is observed in the XVIII century, when the type of individual creative consciousness is already emerging, but is not yet the main one, and even in the XIX-XX century, where we define the features of Russian classical novelistics, the features of modernist and postmodern novel, again in connection with the genre. The author concludes that the connection between the history of Russian literature and the history of genres is huge, the study of genres gives more information about the subject of research, makes the analysis more accurate and in-depth.

    Keywords: genre, history, literature, historicism, evolution, transformation.
    История русской литературы – наука, материал которой базируется на исследованиях многих смежных и вспомогательных наук. Период развития Средневековой литературы неразделимо связан с историей жанров, так как преобладал «традиционалистский», «нормативный» тип творческого сознания, то есть место произведения в культуре определялось его жанром и следованием канонам этого жанра, поэтому актуальность изучения истории жанровых изменений в литературе особенно этого периода довольно высока.

    Древнерусская литература литература по преимуществу жанровая, и процесс ее развития можно отследить по развитию, отмиранию и зарождению жанров.

    Мы проследим эволюцию литературных жанров и ее связь с историей

    литературы, взяв для изучения периодизацию древнерусской литературы А.С. Демина: архаика (XI в. – начало XIII в.), традиционализм (XIII – вплоть до начала XVIII века), новаторство (XVII в. начало XVIII века) [3].

    Первый период Д.С. Лихачев характеризует как период монументального историзма, для которого характерна гиперболизация изображаемого, идеализация героев, которые занимают высокое государственное и социальное положение, отождествление природной жизни и жизни человеческой, которое отсылает нас к синкретическому типу творческого сознания, еще не до конца покинувшего умы древнерусских людей [1]; [4]. Для него характерны большие расстояния, и пространственные, и временные, а также «панорамное зрение» творца. Наиболее широко данный стиль был распространен в жанре летописи, примером этому «Повесть временных лет», где мы находим и личные взаимоотношения правящей семьи (убийство Бориса и Глеба братом, например), и межгосударственные войны («Сказ о белгородском киселе») [5]. Именно поэтому наследие византийских хроник древнерусские летописи были так распространены в данный период древнерусской литературы, именно поэтому мы не можем изучать их без привязки к истории жанров.

    Древнерусская литература жанр традиционный, канонический. Последний термин восходит к религиозной культуре, а именно она становится доминирующим началом в произведениях второго традиционного периода.

    Главный жанр агиография, созданная по строгому канону (кроме

    «Жития протопопа Аввакума»): чудесное рождение, благочестивые родители, детство среди церковных книг, уход в религию, совершение чудес, благородная смерть [2].

    Однако и другие жанры испытывают на себе очень сильное влияние религиозной культуры: это и короткие повести, написанные для «Четьих- Миней», и военные повести типа «Задонщины», где, безусловно, имеется ретроспекция на монументально-исторический стиль, но синкретические связи с миром уже превращены в связи религиозные; это и «слова» - риторический жанр, использовавшийся для церковной проповеди, и «сказания», и «хожения»

    – во всем этом доминировала тема связи человека с Богом, литература имела сугубо дидактический характер, в ней полностью отсутствовало развлекательное начало. Все это полностью диктовалось жанровыми канонами, отступление от которых в тот период времени было просто немыслимо, именно поэтому мы не можем рассмотреть, например, жанр жития, не зная, какие особенности, и какие нормативные моменты он имеет.

    В XVII веке происходит постепенный переход от литературы Средневековья к литературе Нового времени: появляется театр, открывается первое высшее учебное заведение в России (А.Н. Островский говорил, что появление национального театра есть признак «совершеннолетия нации»). В чем он выражается? Конечно, в изменении старых жанров и появлении новых. Например, видоизменяется жанр жития и одновременно появляется жанр автобиографии мы говорим о «Житие протопопа Аввакума, им самим писанном». В нем появляется элементы исповеди, проповедь же все-таки никуда не уходит – Аввакум учит, как нужно стоять за собственную веру. На фоне типичных описаний чудес, Аввакум рассказывает и о своих ошибках,

    слабостях, искушениях, которые порой не преступить было очень сложно. Он говорит простым языком, в некоторых моментах даже слишком, что не создает впечатления жанрового мы не ожидаем такого стиля от произведения житийного типа [6].

    Изменения происходят не только в житийном жанре. Трансформируется жанр повести – если раньше мы имели сугубо дидактическое начало и обилие авторской оценки, то теперь мы видим трансформацию в повестях конца XVII века: «Повести о Горе-Злочастии», «…о Фроле Скобееве», «…о Савве Грудцыне». Литература начинает приобретать черты развлекательного вида искусства, в ней появляется смех, авантюры – одним словом, жанр плутовской новеллы в конце XVII века под влиянием западной культуры, взаимодействия с которой в данный период были относительно активные, плотно входит в обиход.

    Кардинальным новшеством явилось создание национального театра: придворного и школьного. Пьесы придворного театра, в основном, освещали религиозные темы и темы высокого происхождения государственной власти, были переводными, имели пока что не слишком большие тематические и сюжетные реализации, но, несмотря на это театр в России теперь был.

    Появляется в это время и третий род литературы – лирика. С трудами Симеона Полоцкого в Россию приходит поэтический жанр вирши, созданные в силлабической системе, взятой из польской культуры. В ней пока нет личных, интимных тем, но зато русская литература впервые получила лирические произведения.

    Рассматривая литературу XVII века в связи с ее жанрами, можно много сказать о ее эволюции: некоторые жанры ушли, некоторые сильно видоизменились, некоторые, наоборот, стали новыми в русской культуре.

    Таким образом, связь древнерусской литературы и жанрового начала в ней – неразрывна. Мы не можем изучить ни один ее период, не рассматривая каноны и не анализируя их реализации.
    Список литературы

    1. Аверинцев, С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров и др. // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. статей. – Москва : Наследие, 1994. С. 3-38.

    2. Гудзий, Н. К. История древней русской литературы: учебник / Н.К. Гудзий. – Москва, 2001.

    3. Демин, А.С. О древнерусском литературном творчестве: опыт типологии с XI по середину XVIII вв. от Илариона до Ломоносова / отв. ред. В.П. Гребенюк. Москва : Яз. слав. культуры, 2003.

    4. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев. Москва, 1970

    5. Нестор летописец [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Режим доступа

    : https://modernlib.net/books/letopisec_nestor/povest_vremennih_let/read: 16.03.2021).

    1. Протопоп Аввакум – Житие протопопа Аввакума, им самим написанное [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Режим доступа : https://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe/ (дата обращения: 15.03.2021).
    1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   105


    написать администратору сайта